«Осенний фестиваль знаний 2024»

Из опыта психолого-педагогического сопровождения обучающегося с ОВЗ в условиях ФГОС

Из опыта психолого-педагогического сопровождения обучающегося с ОВЗ в условиях ФГОС. Для учителей начальных классов.

Олимпиады: Литературное чтение 1 - 4 классы

Содержимое разработки

СЛАЙД №1 Из опыта психолого-педагогического сопровождения обучающегося с ОВЗ в условиях ФГОС

учителя начальных классов

МБОУ СОШ №129

Тавакиной Натальи Александровны


СЛАЙД №2 Одной из актуальных задач современного российского общества является оказание социальной и педагогической помощи детям, имеющим  ОВЗ. В условиях реализации ФГОС ОВЗ для таких детей должны быть созданы специальные условия, соответствующие их особым образовательным потребностям.

С детьми c ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) я работаю седьмой год. В прошлом учебном году прошла дистанционные куры повышения квалификации по теме « Информационно - образовательная среда как ресурс совершенствования технологии обучения детей с ОВЗ». Сейчас у меня 4 класс, такой ребенок в моем классе один.

Ещё в 2016 году в конце августа мы узнали, что у нас будет учиться такой ребенок. На заседаниях методического объединения начальных классов были изучены все материалы по ФГОС ОВЗ, также была рассмотрена и изучена примерная образовательная программа ФГОС НОО с ОВЗ.

Кроме этого мы внимательно ознакомились с заключением и

рекомендациями территориальной психолого-медико- педагогической комиссии

и

СЛАЙД №3разработали адаптированную основную образовательную программу начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития (ООП НОО ОВЗ).

Эта программа содержит все разделы как в обычной программе, но включает раздел коррекционной работы, которою мы разрабатывали с учетом потребностей нашего ребенка и с учетом тех рекомендаций, которые были прописаны территориальной психолого -медико- педагогической комиссией.

СЛАЙД №4 Проблема этого ребенка проявлялась, прежде всего, в отставании познавательных процессов: восприятия, внимания, памяти и мышлении. Ему свойственно неумение слушать, повышенная утомляемость, низкий уровень восприятия. Значительно снижена способность к непрерывному запоминанию, при этом наглядный материал удерживается в памяти лучше, чем вербальный.

СЛАЙД №5 Наблюдались также отклонения в речевом развитии ребенка

СЛАЙД №6 Исходя из всего этого, я для себя выделила следующие методы и приемы работы с обучающимся с ОВЗ: 1.Индивидуально- дифференцированный подход

Дифференцированные индивидуальные задания, индивидуальные карточки( «Найди картинку со звуком в начале слова», «Составляем слова», «Деление на слоги», «Число-цифра», сканворд - словарные слова, лото и математические раскраски и т.д.). 2. Реализация игровых приемов и ситуаций, многообразие занимательности (задачи – шутки, игра, занимательные упражнениями и т.д.) 3.Использование заданий на развитие мелкой моторики:

Штриховка, лепка (создание объемных моделей, лепка на плоскости), раскрашивание, оригами, конструирование, графические упражнения… 4.Коллективные, групповые виды деятельности, предусматривающие взаимопомощь.( оцениваю не результат и его соответствие нормам отметок, а участие в коллективной работе, поддерживаю желание работать (лучший стимул-похвала).

5.Использование наглядности, опорных схем, рисунков, таблиц, карт;

6.Смена видов деятельности каждые 15–20 минут с целью предупреждения утомления

7. Использование сигнальных карточек при выполнении заданий (у нас основные цвета: зеленый, красный). Карточки могут использоваться при изучении любой темы с целью проверки знаний учащегося, выявления пробелов в пройденном материале. Так же можно их использовать в начале урока, для определения готовности ребенка учиться или о его настроение в начале занятия и в конце занятия. Удобство и эффективность их заключаются в том, что сразу видна работа всех детей, обучающегося с ОВЗ в том числе. 8. Здоровьесберегающие технологии:

Различного рода физминутки и динамические паузы 9.Использование информационных технологий.

Отдельно необходимо сказать об использовании интерактивной доски, презентации и фрагментов презентации по ходу урока.
Она позволяет сделать мою работу более продуктивной и эффективной. На слайдах можно разместить необходимый картинный материал, цифровые фотографии, тексты; можно добавить музыкальное и голосовое сопровождение. При такой организации материала включаются три вида памяти: зрительная, слуховая, моторная.

Кроме этого к подаче материала подхожу очень обдуманно, задания даю малыми дозами и не требую от обучающегося того, что он не может сделать, учитываю психологическое состояние ученика на конкретный момент.

 Все вышеперечисленные методы и приёмы организации обучения в той или иной степени стимулируют познавательную активность обучающегося с ОВЗ, что приводит к улучшению результатов в обучении.


Мониторинг динамики личностного развития обучающегося, его успешности в обучении являются неотъемлемой частью моей работы.

СЛАЙД №7 Мониторинговая деятельность предполагает:

-отслеживание динамики развития учащегося с ОВЗ и эффективности индивидуальных коррекционно-развивающих программ;

-перспективное планирование коррекционно-развивающей работы.

СЛАЙД №8,9 Я веду дневник динамического наблюдения за развитием и качеством усвоения знаний, в котором отслеживаю уровень усвоения программного материала по учебным предметам. По результатам данных наблюдений ведется корректировка пробелов знаний обучающегося.

СЛАЙД №10 Кроме этого, в соответствии с ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ организована коррекционная работа по разным направлениям. По учебному плану на такие занятия отводится 5 часов.

1ч – на коррекционную работу по русскому языку(коррекционная помощь в овладении базовым содержанием обучения) ;

1ч - на коррекционную работу по математике (коррекционная помощь в овладении базовым содержанием обучения);

1ч – ритмика (развитие чувства ритма, связи движений с музыкой, двигательной активности, координации движений, двигательных умений и навыков; формирование умения дифференцировать движения по степени мышечных усилий; овладение специальными ритмическими упражнениями (ритмичная ходьба, упражнения с движениями рук и туловища, с проговариванием стихов и т.д.), упражнениями на связь движений с музыкой; развитие двигательных качеств и устранение недостатков физического развития; овладение подготовительными упражнениями к танцам, овладение элементами танцев, танцами, способствующими развитию изящных движений, эстетического вкуса; развитие выразительности движений и самовыражения; развитие мобильности);

1ч – занятия с логопедом (коррекция нарушений устной и письменной речи, формирование и развитие различных видов устной речи (разговорно-диалогической, описательно-повествовательной) на основе обогащения знаний об окружающей действительности; обогащение и развитие словаря, уточнение значения слова, развитие лексической системности, формирование семантических полей; развитие и совершенствование грамматического строя речи, связной речи; коррекция недостатков письменной речи (чтения и письма));

1ч – занятия с психологом (развитие эмоционально-личностной сферы и коррекция ее недостатков; развитие познавательной деятельности и целенаправленное формирование высших психических функций, формирование учебной мотивации, стимуляция сенсорно-перцептивных, мнемических и интеллектуальных процессов; гармонизация психоэмоционального состояния, формирование позитивного отношения к своему «Я», повышение уверенности в себе, развитие самостоятельности, формирование навыков самоконтроля; развитие способности к эмпатии, сопереживанию; формирование продуктивных видов взаимоотношений с окружающими (в семье, классе), повышение социального статуса ребенка в коллективе).

СЛАЙД №11 Занятия проводятся в различных формах.

Они направлены на следующее:

1.коррекционная помощь в овладении базовым содержанием обучения,

2. развитие эмоционально-личностной сферы и коррекция ее недостатков;

3.развитие познавательной деятельности и целенаправленное формирование высших психических функций;

4. развитие зрительно-моторной координации;

5. формирование произвольной регуляции деятельности и поведения;

6.коррекция нарушений устной и письменной речи;

7.обеспечение ребенку успеха в различных видах деятельности с целью предупреждения негативного отношения к учёбе, ситуации школьного обучения в целом, повышения мотивации к школьному обучению.

По коррекционной работе составлены рабочие программы, план работы с психологом и логопедом.

СЛАЙД №12 Все это фиксируется в журнале коррекционной работы.

СЛАЙД №13 Сотрудничество учителя, психолога, логопеда в оказании совместной помощи ребенку лежит в основе всей коррекционной работы. Такая целенаправленная работа дает свои результаты. На данный момент у ребенка наблюдается положительная динамика в развитии речи, он стал хорошо заучивать стихи наизусть. Улучшились результаты по математике. В работах уже меньше исправлений, помарок. При подготовке домашних заданий подходит творчески, СЛАЙД №14 особенно при выполнении проектов. Именно в проектной деятельности раскрывается весь его познавательный и творческий потенциал.

СЛАЙД №15,16 Творчество присутствует у обучающегося на уроках технологии и изо. Кроме учебной деятельности большая работа проводится и во внеурочное время.

СЛАЙД №17 В соответствии с ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ на внеурочную деятельность отводится не более 5 часов в неделю на одного обучающегося в зависимости от его потребностей.

Так, спортивно-оздоровительное направление внеурочной деятельности реализуется через воспитательную работу, классных и внеклассных мероприятий которые посещает обучающийся. Это и День здоровья, который традиционно проводится в нашей школе, веселые старты, легкоатлетические соревнования. Также ребенок регулярно посещает занятия в бассейне.

Интеллектуальное направление реализуется за счет посещения занятий английского языка и занятий внеурочной деятельности «Умники и Умницы», общекультурное- участие в конкурсах рисунков и поделок, в викторинах разного уровня и направленности.

Духовно-нравственное и социальное направления внеурочной деятельности реализуются через систему классных часов и общественно-полезного труда, внеклассной работы, участие в работе школьного музея, встречи с ветеранами труда и ВОВ и др.

СЛАЙД №18Любит участвовать во всех классных и школьных мероприятиях. И здесь совершенно не отличается от других детей. Ведь во внеурочной деятельности все равны. Принимал участие в конкурсе и выставке поделок из природного материала «Твори! Выдумывай! Пробуй!», а также в конкурсе стенгазет «Знаки дорожного движения достойны уважения», в выставке рисунков «Моя мамочка родная», в конкурсе открыток «Папе своими руками» , в конкурсе патриотической песни «Я России славу пою», активное участие принимал в фестивале «Мы разные, мы дружим!»

Выступал на праздниках «Золотая осень», ко дню Матери, участвовал в концерте, посвященному 8 марта. Очень хорошо читал стихи! Участвовал в сценках. Активное участие принимал во всех предметных неделях, в дистанционных олимпиадах КОМПЕДУ и УНИКУМ. Принимал участие в поездках в Ботанический сад и в Новосибирский Планетарий. В классе ребенок чувствует себя комфортно, он имеет много друзей. Со многими одноклассниками общается вне школы. Мальчик старается активно принимать участие в жизни класса. Переживает за успехи одноклассников и класса. А одноклассники в свою очередь стараются во всем ему помочь. С родителями обучающегося налажено тесное взаимодействие. Они также активно участвуют в жизни класса. Мама ребенка является председателем родительского комитета.

СЛАЙД №19Я считаю, что вера в возможности ребенка, любовь к нему, независимо от его проблем, способствует формированию у него позитивного отношения к самому себе и другим людям, обеспечивает чувство уверенности в себе, доверие к окружающим.

СЛАЙД №20Свое выступление хочу закончить таким словами:

«Необходимо поддерживать стремления,
радоваться победам,
гордиться результатами».

Все это приведет к положительному результату!

СЛАЙД №21Спасибо за внимание.































3


Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Осенний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее