«Осенний фестиваль знаний 2024»

Иван Алексеевич Бунин "Листопад"

Конспект урока по литературному чтению Иван Алексеевич Бунин "Листопад", 4 класс, "Школа России"

Олимпиады: Русская литература 5 - 11 классы

Содержимое разработки

Тема урока: И.А.БУНИН «ЛИСТОПАД»

ЦЕЛЬ УРОКА: познакомить учащихся с поэтом и писателем И.А.Буниным и его стихотворением «Листопад».  Закрепить знания о средствах художественной выразительности.

ЗАДАЧИ:

образовательные: продолжить работу над формированием навыка анализа поэтического текста, продвигать учащихся в постижении художественного образа произведения, учить соотнесению словесного и зрительного образов произведений, постепенно вести детей от элементарного восприятия стихов к пониманию их стилистических особенностей, совершенствовать навык выразительного чтения через анализ поэтического произведения, обогатить словарный запас учащихся;

развивающие: развивать речь на примере анализа поэтического произведения, развивать чувственное восприятие, образное мышление, творческую фантазию и воображение, умение рассуждать и обосновывать свои суждения, развивать индивидуальные особенности учащихся;

воспитательные: воспитывать чувство прекрасного, вызвать желание и интерес к наблюдению за природой, любовь к родной природе, бережное отношение к ней, вызвать радость общения с поэзией.


ХОД УРОКА:

Ι. Орг. момент. (под музыку)

Придумано кем-то просто и мудро

При встрече здороваться «Доброе утро!»

Доброе утро солнцу и птицам,

Доброе утро улыбчивым лицам.

И каждый становиться добрым, доверчивым,

И доброе утро длиться до вечера!

- Мне хочется, чтобы доброе настроение не покидало вас на уроке и до самого вечера.

- Мы начинаем урок литературного чтения.

Речевая разминка.

Какую бы работу мы с вами не делали, все начитается с разминки.

- Слова из стихотворения (карточки)

Лиловый, золотой, багряный, лазурь, терем, рез_ба, вд_ва, заворожен_ый, т_ш_на. (Проверка)

На доске

Лиловый, золотой, багряный, лазурь, терем, резьба, вдова, завороженный, тишина.

Чтение (хоровое, групповое).

- Молодцы!

II. Введение в тему.

- Послушайте загадку:

Пусты поля, 
Мокнет земля,
Дождь поливает.
Когда это бывает? (Осенью) СЛАЙД

– Да это осень, а какие слова вам помогли отгадать загадку?

– Кто догадался, о чем мы будем говорить на уроке? (Об осени) 

III. Проверка домашнего задания

- А теперь вы сами представите свою осень. Вы получили задание: найти стихотворение об осени, нарисовать к нему иллюстрацию. (дети рассказывают стихи).

 Иллюстрации висят на доске. (Юра, Абдуль, Никита)

Вывод: Ребята, у вас прекрасные работы, у каждого своя осень.

- Какую осень нарисовал Юра? (ранняя осень)

- А Абдуль? (золотая осень)

- Никита? (поздняя осень)

III. Сообщение темы .

Вы очень умело заметили всю красоту, всю сказочность осени и очень удачно смогли описать её. И, конечно, не обошлось без самого прекрасного осеннего явления.

Разгадав ребус, мы узнаем, с каким стихотворением познакомимся на уроке.

– О каком явлении природы мы будем говорить на уроке? (листопад)

– Явление листопада очень часто воспевается в стихах и прозе, и сегодня на уроке мы будем говорить о поэте и писателе, который не смог обойти стороной всю прелесть осени и не написать о ней стихотворение.

Работа в парах
Из данной записи выберите буквы русского алфавита и узнаете автора.
4И6В9А7Н2А6ЛЕ4К7С5Е8Е3В8И4Ч9 Б3У7Н6И8Н 

(Иван Алексеевич Бунин)ПОРТРЕТ

Постановка цели и задач урока.

- Кто скажет тему урока?

- И.А.Бунин – «Листопад»

- Как вы думаете, какие задачи предстоят перед нами на уроке? (познакомимся со стихотворение И.А.Бунина «Листопад», будем анализировать)

- Да, мы вновь отправимся в замечательный мир поэзии, постараемся увидеть некоторые картины осеннего леса глазами русского поэта. Постараемся почувствовать настроение поэта. Мы будем учиться быть вдумчивыми и внимательными читателями.
IV Работа по теме урока.

1.Сообщение заранее подготовленного ученика.

Кирилл приготовил сообщение о биографии И.А. Бунина.

- А вы будьте внимательны, мы пообщаемся после прослушивания.

Иван Алексеевич Бунин родился 22 октября 1870 года в имении своих родителей под Воронежем, в центральной части России, в обедневшей дворянской семье. Детство поэта прошло в деревне. Писать Иван Алексеевич начал рано, семи – восьми лет, Ему рано пришлось самому зарабатывать на жизнь. Когда Ивану Алексеевичу исполнилось 17 лет, он напечатал свое первое стихотворение. А уже через четыре года вышел его сборник стихов. Писал Бунин не только стихи, но и прозу: рассказы, повести. Он хорошо знал иностранные языки, много переводил. Когда Ивану Алексеевичу Бунину исполнилось 63 года, он стал лауреатом Нобелевской премии – это высшая награда за выдающиеся литературные произведения. В возрасте 83 лет, он умер и похоронен на русском кладбище.

- Что вы узнали об Иване Алексеевиче?

- В каком городе родился писатель? (под Воронежем)

- Где прошло его детство? (в деревне)

- Во сколько лет начал писать стихи? (в 7 – 8 лет)

- Что он писал? (стихи, рассказы, повести)

- А еще нам Кирилл сообщил, что Бунин стал лауреатом Нобелевской премии, что это? (это высшая награда за выдающиеся литературные произведения)

2 . Работа над стихотворением.

- Мы с вами отправляемся в осенний лес. 

- Сейчас познакомимся со стихотворением И.А.Бунина «Листопад»

- Послушайте стихотворение и подумайте с каким настроением его писал автор.

Читает учитель под СЛАЙДЫ.

- Итак, с каким настроением его писал автор в начале стихотворения? (Сначала автор изображает светлую, тёплую, прекрасную пору, когда лес золотой, приветливый и чудесный.)

- А в конце? (Но вот наступают холода. Природа увядает и засыпает)

3. Повторное восприятие

- Ребята, обратите внимание на те слова, с которых мы начинали урок.

Лиловый светло-фиолетовый цвет, напоминает цвета сирени или фиалки

Золотой – жёлто-оранжевый цвет.

Багряный - чистый, яркий алый цвет

Лазурь - один из оттенков голубого цвета,  цвет неба в ясный день.

Работа у доски.

- На доске вывешены 4 картины и названия цветов - лиловый, золотой, багряный, лазурь)

- Давайте соотнесем название цвета с картиной.

Еще встречаются такие слова.

Терем - высокий богатый дом с покатой крышей

Резьба – рисунок, вырезанный из дерева

Вдова - одинокая женщина, у которой умер муж.

Завороженный тишиной - околдованный тишиной леса.

Физкультминутка.

Ветер тихо клен качает,

Вправо, влево наклоняет,

Раз – наклон

И два – наклон,

Зашумел листвою клен.

Ветер тихо клен качает

И листочки обрывает.

Листья желтые летят,

В нашем классе листопад!

4. Анализ стихотворения.

- На сколько частей можно разделить это стихотворение?

- Давайте начнём читать 1 часть, а вы подумайте, где она закончится, где автор начинает рассказывать о чём-то другом. (Не пора ли нам остановиться?)

I часть до слов «И осень тихою вдовой, вступает в пёстрый терем свой»

- Докажите свою мысль.(1часть – описание леса; 2 часть – наступление, приход осени, осенние изменения в природе)

- Выясним, что же представляет собой лес? С чем сравнивает Бунин лес? (терем расписной)

- Что же представляют собой стены бунинского терема? (деревья).

- Какие деревья использует автор при строительстве стен своего терема? (береза)

- Какие сравнения ещё использует Бунин, чтобы передать красоту осеннего леса? (стены - деревья, башни - ёлочки, резьба - берёзы с их жёлтыми листочками).

- Как называет автор окна? (оконца).

А теперь закройте глаза и представьте эту картину осеннего леса.

- Расскажите, что увидели, чем пахнет в осеннем лесу?

- А теперь, прочитайте, какие запахи почувствовал Бунин? (Вот видите, и пахнет в осеннем лесу, как в новом тереме).

- Зачем же автор использует в этой части стихотворения сравнения? (чтобы ярче представить картину осеннего леса, а ещё, чтобы выразить своё отношение).

Вывод по 1 части. 

- Кто является главной героиней стихотворения? (ОСЕНЬ)

- А чем же является лес для Осени? (терем)

- Ребята, сейчас поработаем в группах.

Творческая  разноуровневая работа в группах.

1 группа.

Лиловый, золотой, багряный,

Стоит над светлою поляной.

Лес, точно терем расписной,

Березы желтою резьбой

Веселой, пестрою стеной

Как вышки, елочки темнеют,

 Блестят в лазури  голубой,

То там, то здесь в листве сквозной

А между кленами синеют

Просветы в небо, что оконца.

Задание. Собери стихотворение

(учащиеся собирают рассыпанные строки четверостишия, взятого из стихотворения)

2 группа.

Задание. Проталинки.

(учащиеся выписывают пропущенные слова в четверостишие с использованием учебника)

Лес, точно терем _________

Лиловый, ___________, багряный,

Веселой, пестрою стеной

Стоит над светлою _________

Березы _________резьбой

Блестят в лазури ___________

Как вышки, __________темнеют,

А между кленами ___________

То там, то здесь в листве сквозной

__________в небо, что оконца.

3 группа

Если бы вы были художниками и вам нужно было бы нарисовать к этому стихотворению одну картинку, что бы вы на ней нарисовали?

5. Работа над выразительностью чтения.

КОНКУРС и САМООЦЕНКА

VI. Рефлексия

- Оцените свою работу на уроке:

- У вас на парте лежит по два осенних листочка – красный и зеленый.

Прикрепите к нашему дереву жёлтый листик, если на уроке вам все было понятно, и работа была интересной. И зеленый, если не все понятно, и вы испытывали затруднения.

- Вспомните самые интересные фрагменты урока и ваши ощущения.

- Что тебе понравилось в себе на этом уроке?

- Мне тоже очень понравилась ваша работа на уроке. Спасибо за урок!

– Ребята,  как вы думаете, вы достигли ли задачи, которые перед вами стояли в начале урока?

VII. Итог урока

– Что побудило Бунина написать свои произведения? (КРАСОТА ОСЕННЕЙ ПРИРОДЫ)

- Удалось ли нам проникнуться настроением, которое они хотели нам передать своими произведениями?

- Что нового вы открыли для себя на сегодняшнем уроке?
– Что показалось вам наиболее интересным?

Выставление оценок.

VIII. Домашнее задание

Выр.чтение и нарисовать рисунок к этому отрывку. Это и будет ваше домашнее задание.




Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Осенний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее