Тема урока: И.А.БУНИН «ЛИСТОПАД»
ЦЕЛЬ УРОКА: познакомить учащихся с поэтом и писателем И.А.Буниным и его стихотворением «Листопад». Закрепить знания о средствах художественной выразительности.
ЗАДАЧИ:
образовательные: продолжить работу над формированием навыка анализа поэтического текста, продвигать учащихся в постижении художественного образа произведения, учить соотнесению словесного и зрительного образов произведений, постепенно вести детей от элементарного восприятия стихов к пониманию их стилистических особенностей, совершенствовать навык выразительного чтения через анализ поэтического произведения, обогатить словарный запас учащихся;
развивающие: развивать речь на примере анализа поэтического произведения, развивать чувственное восприятие, образное мышление, творческую фантазию и воображение, умение рассуждать и обосновывать свои суждения, развивать индивидуальные особенности учащихся;
воспитательные: воспитывать чувство прекрасного, вызвать желание и интерес к наблюдению за природой, любовь к родной природе, бережное отношение к ней, вызвать радость общения с поэзией.
ХОД УРОКА:
Ι. Орг. момент. (под музыку)
Придумано кем-то просто и мудро
При встрече здороваться «Доброе утро!»
Доброе утро солнцу и птицам,
Доброе утро улыбчивым лицам.
И каждый становиться добрым, доверчивым,
И доброе утро длиться до вечера!
- Мне хочется, чтобы доброе настроение не покидало вас на уроке и до самого вечера.
- Мы начинаем урок литературного чтения.
Речевая разминка.
Какую бы работу мы с вами не делали, все начитается с разминки.
- Слова из стихотворения (карточки)
Лиловый, золотой, багряный, лазурь, терем, рез_ба, вд_ва, заворожен_ый, т_ш_на. (Проверка)
На доске
Лиловый, золотой, багряный, лазурь, терем, резьба, вдова, завороженный, тишина.
Чтение (хоровое, групповое).
- Молодцы!
II. Введение в тему.
- Послушайте загадку:
Пусты поля,
Мокнет земля,
Дождь поливает.
Когда это бывает? (Осенью) СЛАЙД
– Да это осень, а какие слова вам помогли отгадать загадку?
– Кто догадался, о чем мы будем говорить на уроке? (Об осени)
III. Проверка домашнего задания
- А теперь вы сами представите свою осень. Вы получили задание: найти стихотворение об осени, нарисовать к нему иллюстрацию. (дети рассказывают стихи).
Иллюстрации висят на доске. (Юра, Абдуль, Никита)
Вывод: Ребята, у вас прекрасные работы, у каждого своя осень.
- Какую осень нарисовал Юра? (ранняя осень)
- А Абдуль? (золотая осень)
- Никита? (поздняя осень)
III. Сообщение темы .
Вы очень умело заметили всю красоту, всю сказочность осени и очень удачно смогли описать её. И, конечно, не обошлось без самого прекрасного осеннего явления.
Разгадав ребус, мы узнаем, с каким стихотворением познакомимся на уроке.
– О каком явлении природы мы будем говорить на уроке? (листопад)
– Явление листопада очень часто воспевается в стихах и прозе, и сегодня на уроке мы будем говорить о поэте и писателе, который не смог обойти стороной всю прелесть осени и не написать о ней стихотворение.
Работа в парах
Из данной записи выберите буквы русского алфавита и узнаете автора.
4И6В9А7Н2А6ЛЕ4К7С5Е8Е3В8И4Ч9 Б3У7Н6И8Н
(Иван Алексеевич Бунин)ПОРТРЕТ
Постановка цели и задач урока.
- Кто скажет тему урока?
- И.А.Бунин – «Листопад»
- Как вы думаете, какие задачи предстоят перед нами на уроке? (познакомимся со стихотворение И.А.Бунина «Листопад», будем анализировать)
- Да, мы вновь отправимся в замечательный мир поэзии, постараемся увидеть некоторые картины осеннего леса глазами русского поэта. Постараемся почувствовать настроение поэта. Мы будем учиться быть вдумчивыми и внимательными читателями.
IV Работа по теме урока.
1.Сообщение заранее подготовленного ученика.
Кирилл приготовил сообщение о биографии И.А. Бунина.
- А вы будьте внимательны, мы пообщаемся после прослушивания.
Иван Алексеевич Бунин родился 22 октября 1870 года в имении своих родителей под Воронежем, в центральной части России, в обедневшей дворянской семье. Детство поэта прошло в деревне. Писать Иван Алексеевич начал рано, семи – восьми лет, Ему рано пришлось самому зарабатывать на жизнь. Когда Ивану Алексеевичу исполнилось 17 лет, он напечатал свое первое стихотворение. А уже через четыре года вышел его сборник стихов. Писал Бунин не только стихи, но и прозу: рассказы, повести. Он хорошо знал иностранные языки, много переводил. Когда Ивану Алексеевичу Бунину исполнилось 63 года, он стал лауреатом Нобелевской премии – это высшая награда за выдающиеся литературные произведения. В возрасте 83 лет, он умер и похоронен на русском кладбище.
- Что вы узнали об Иване Алексеевиче?
- В каком городе родился писатель? (под Воронежем)
- Где прошло его детство? (в деревне)
- Во сколько лет начал писать стихи? (в 7 – 8 лет)
- Что он писал? (стихи, рассказы, повести)
- А еще нам Кирилл сообщил, что Бунин стал лауреатом Нобелевской премии, что это? (это высшая награда за выдающиеся литературные произведения)
2 . Работа над стихотворением.
- Мы с вами отправляемся в осенний лес.
- Сейчас познакомимся со стихотворением И.А.Бунина «Листопад»
- Послушайте стихотворение и подумайте с каким настроением его писал автор.
Читает учитель под СЛАЙДЫ.
- Итак, с каким настроением его писал автор в начале стихотворения? (Сначала автор изображает светлую, тёплую, прекрасную пору, когда лес золотой, приветливый и чудесный.)
- А в конце? (Но вот наступают холода. Природа увядает и засыпает)
3. Повторное восприятие
- Ребята, обратите внимание на те слова, с которых мы начинали урок.
Лиловый - светло-фиолетовый цвет, напоминает цвета сирени или фиалки
Золотой – жёлто-оранжевый цвет.
Багряный - чистый, яркий алый цвет
Лазурь - один из оттенков голубого цвета, цвет неба в ясный день.
Работа у доски.
- На доске вывешены 4 картины и названия цветов - лиловый, золотой, багряный, лазурь)
- Давайте соотнесем название цвета с картиной.
Еще встречаются такие слова.
Терем - высокий богатый дом с покатой крышей
Резьба – рисунок, вырезанный из дерева
Вдова - одинокая женщина, у которой умер муж.
Завороженный тишиной - околдованный тишиной леса.
Физкультминутка.
Ветер тихо клен качает,
Вправо, влево наклоняет,
Раз – наклон
И два – наклон,
Зашумел листвою клен.
Ветер тихо клен качает
И листочки обрывает.
Листья желтые летят,
В нашем классе листопад!
4. Анализ стихотворения.
- На сколько частей можно разделить это стихотворение?
- Давайте начнём читать 1 часть, а вы подумайте, где она закончится, где автор начинает рассказывать о чём-то другом. (Не пора ли нам остановиться?)
I часть до слов «И осень тихою вдовой, вступает в пёстрый терем свой»
- Докажите свою мысль.(1часть – описание леса; 2 часть – наступление, приход осени, осенние изменения в природе)
- Выясним, что же представляет собой лес? С чем сравнивает Бунин лес? (терем расписной)
- Что же представляют собой стены бунинского терема? (деревья).
- Какие деревья использует автор при строительстве стен своего терема? (береза)
- Какие сравнения ещё использует Бунин, чтобы передать красоту осеннего леса? (стены - деревья, башни - ёлочки, резьба - берёзы с их жёлтыми листочками).
- Как называет автор окна? (оконца).
- А теперь закройте глаза и представьте эту картину осеннего леса.
- Расскажите, что увидели, чем пахнет в осеннем лесу?
- А теперь, прочитайте, какие запахи почувствовал Бунин? (Вот видите, и пахнет в осеннем лесу, как в новом тереме).
- Зачем же автор использует в этой части стихотворения сравнения? (чтобы ярче представить картину осеннего леса, а ещё, чтобы выразить своё отношение).
Вывод по 1 части.
- Кто является главной героиней стихотворения? (ОСЕНЬ)
- А чем же является лес для Осени? (терем)
- Ребята, сейчас поработаем в группах.
Творческая разноуровневая работа в группах.
1 группа.
Лиловый, золотой, багряный,
Стоит над светлою поляной.
Лес, точно терем расписной,
Березы желтою резьбой
Веселой, пестрою стеной
Как вышки, елочки темнеют,
Блестят в лазури голубой,
То там, то здесь в листве сквозной
А между кленами синеют
Просветы в небо, что оконца.
Задание. Собери стихотворение
(учащиеся собирают рассыпанные строки четверостишия, взятого из стихотворения)
2 группа.
Задание. Проталинки.
(учащиеся выписывают пропущенные слова в четверостишие с использованием учебника)
Лес, точно терем _________
Лиловый, ___________, багряный,
Веселой, пестрою стеной
Стоит над светлою _________
Березы _________резьбой
Блестят в лазури ___________
Как вышки, __________темнеют,
А между кленами ___________
То там, то здесь в листве сквозной
__________в небо, что оконца.
3 группа
Если бы вы были художниками и вам нужно было бы нарисовать к этому стихотворению одну картинку, что бы вы на ней нарисовали?
5. Работа над выразительностью чтения.
КОНКУРС и САМООЦЕНКА
VI. Рефлексия
- Оцените свою работу на уроке:
- У вас на парте лежит по два осенних листочка – красный и зеленый.
Прикрепите к нашему дереву жёлтый листик, если на уроке вам все было понятно, и работа была интересной. И зеленый, если не все понятно, и вы испытывали затруднения.
- Вспомните самые интересные фрагменты урока и ваши ощущения.
- Что тебе понравилось в себе на этом уроке?
- Мне тоже очень понравилась ваша работа на уроке. Спасибо за урок!
– Ребята, как вы думаете, вы достигли ли задачи, которые перед вами стояли в начале урока?
VII. Итог урока
– Что побудило Бунина написать свои произведения? (КРАСОТА ОСЕННЕЙ ПРИРОДЫ)
- Удалось ли нам проникнуться настроением, которое они хотели нам передать своими произведениями?
- Что нового вы открыли для себя на сегодняшнем уроке?
– Что показалось вам наиболее интересным?
Выставление оценок.
VIII. Домашнее задание
Выр.чтение и нарисовать рисунок к этому отрывку. Это и будет ваше домашнее задание.