«Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Юный правовед факультатив

Знакомство учащихся с основами правовых знаний по трудовому, семейному и конституционному праву.

Олимпиады: Обществознание 5 - 11 классы

Содержимое разработки



Муниципальное общеобразовательное учреждение


«Средняя общеобразовательная школа №2»












ПРОГРАММА


кружок

«Юный правовед »


для 7 класса


Толстикова Светлана Николаевна


учитель истории и обществознания












г. Котлас


2019 год




Содержание


1 Пояснительная записка стр. 3 - 5

2 Содержание курса стр. .6 -7

3 Учебно – тематический план стр. 8

4 Литература стр. 9
























Пояснительная записка.

На современном этапе в России происходит формирование гражданского общества и правового государства, в котором права и свободы признаются высшей ценностью. Предпосылкой правового государства является развитая правовая культура граждан, включающая три компонента: знание правовых норм, уважение к праву и соблюдение общеобязательных правил поведения в реальной жизни. Воспитание цивилизованного правосознания, уважения к закону, привычек правомерного поведения – одно из самых действенных и надёжных средств совершенствования социальных отношений в условиях демократии. Раскрытие важнейших правовых понятий и принципов их функционирования являются неотъемлемой составляющей гражданского образования.

Успешная самореализация личности в период обучения и после окончания, ее социализация в обществе являются важнейшими задачами образовательного процесса. Российскому обществу нужны образованные, нравственные, ответственные и мобильные молодые люди, способные к сотрудничеству и конкуренции, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения, прогнозировать последствия этих решений.

Программа элективного курса « » разработана в соответствие с задачами модернизации содержания образования, а также с учетом требований к уровню правовой подготовки выпускников основной школы.

Особенность данного элективного курса заключается в том, что он учащимся дает сведения теоретического и практического характера, знакомит их с социально – правовыми проблемами и способы их решения, опираясь на конкретные нормы российского законодательства. Рассмотрение данных проблем позволяет учащимся увидеть личностную значимость правовых знаний и лучше ориентироваться в современном законодательстве.

Цель: формирование правовой культуры школьников на основе усвоения ими основных правовых норм.

Задачи:

- познакомить учащихся с основами семейного, трудового права, с Конституцией РФ и другими законами государства;

- дать учащимся представления о том, что Конституция является основным ориентиром по политико – правовым проблемам в российском обществе:

- углубить знания учащихся о праве как особом социальном институте в регулировании различных форм общественных отношений:

-      помочь обучающимся в формировании гражданской и нравственной позиции, в развитии правосознания, самоопределении, профопределении;

- систематизировать знания учащихся в сфере права.

– уметь применять на практике полученные знания, решать практические проблемы применения правовых норм.

- воспитывать чувство коллективизма, патриотизма, гражданственности, нравственности, формировать ценностные ориентации, развивать творческий потенциал.

Элективный курс «» рассчитан на 17 часов, в рамках которых обучающиеся смогут получить минимальный объём знаний в области права, не вошедших в программу школьного обучения. Полученные знания дают ученикам возможность более качественно подготовиться к итоговой аттестации по обществознанию за курс основной школы и способствуют дальнейшей профессиональной ориентации.

Основные принципы отбора и структурирования материала: системность, научность, доступность, возможность практического применения.

Формы работы: индивидуальная, парная и групповая.

Основные методы: звристическая беседа, лекция, дискуссия, сюжетно – ролевая игра, «мозговой штурм», решение проблемных ситуаций, работа с документами.

Предполагаемые результаты:

После изучения курса учащиеся должны:

– иметь представление о теоретических основах конституционного права и проблемах его развития в Российской Федерации;

- знать основные законы нашего государства, структуру власти, основы семейного, трудового права; основные юридические термины; права человека, права и обязанности гражданина России;

- уметь вырабатывать свое отношение к правовой информации через морально-правовую оценку собственных поступков, действий других; правильно пользоваться юридической терминологией, читать фрагменты юридических документов и объяснять их смысл; правильно составлять некоторые официальные бумаги, не требующие специального юридического образования (заявление, текс трудового соглашения и т.д.)

- осознавать социальную ценность права как средства защиты личности и общества;

- уметь применять на практике полученные знания, решать практические проблемы применения правовых норм, определять способы реализации и защиты собственных прав; способы и порядок разрешения споров; формулировать и аргументировать собственное суждение о происходящих событиях и явлениях с точки зрения права; обращаться в надлежащие органы за квалифицированной юридической помощью;

- повышение уровня правовой культуры обучающихся.

Инструментарий для оценивания результатов: проблемные и тестовые задания, эссе, поисковые задания, защита проектов.








Содержание курса

Тема 1. Роль права в жизни человека и общества – 1 час

Право и его роль в судьбе отдельного гражданина и общества. Основные отрасли права. Законы – лишь разновидность различных нормативных актов.

Тема 2.Гражданин и государство – 1 час

Понятие «гражданин». Гражданство и основания его приобретения. Выход из гражданства.

Тема 3. Право и мораль: «Лучше молчать нежели лгать» - 1 час

Из истории возникновения государства и права. Источники права. Право и мораль.

Тема 4. Конституция – основной закон государства - 1 час

Понятие, сущность и виды конституции. Юридические свойства конституции. Непосредственное действие Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина. Этапы конституционного развития России. Основы конституционного строя.

Тема 5. Органы государственной власти в Российской Федерации - 4 часа

Возникновение и развитие института президентства в России. Основы конституционного статуса Президента РФ, его положение в системе органов государства. Порядок выборов, вступление в должность, прекращение полномочий, полномочия Президента Российской Федерации.

Федеральное Собрание и парламентаризм. Совет Федерации. Государственная Дума: порядок формирования, состав, внутренняя организация. Порядок деятельности Федерального Собрания Российской Федерации. Законодательный процесс.

Правительство Российской Федерации: порядок формирования, состав, компетенция, основания и порядок отставки.

Судебная система Российской Федерации. Федеральные суды. Конституционные (уставные) суды и мировые судьи. Конституционные принципы осуществления судебной власти. Прокуратура. Адвокатура. МВД.

Тема 6. Права потребителя – 2 часа

Кто такой потребитель. Права потребителя и их защита.

Основные источники информации для потребителя. Реклама и её влияние на потребителя.

Тема 7. Семейное право – 3 часа

Правовое регулирование института брака и семьи в РФ. Имущественные права и брачный договор. Основания прекращения брачных отношений. Права ребёнка в семье. Опека и попечительство.

Тема 8. Трудовое право – 3 часа

Право человека на труд. Работник и работодатель на рынке труда. Порядок приёма на работу. Расторжение трудового договора. Проблема трудоустройства, безработицы и социальных льгот по трудовому законодательству.

Права и обязанности несовершеннолетних по трудовому законодательству. Льготы работающим подросткам.

Тема 9 «Я гражданин России» - 1 час

Правовой статус гражданина РФ. Права и обязанности подростка.


.






.







Тема

Кол – во

часов

Формы и методы обучения Вид занятия

1 Роль права в жизни человека и общества

1

работа в малых группах; работа с локальными законодательными актами

2 Гражданин и государство

1

лекция с элементами беседы. «мозговой штурм». работа в группах

3 Право и мораль: «Лучше молчать, нежели лгать»

1

дискуссия по вопросам: «Лгут только негодяи» (Ф.М. Достоевский); Богатеют только те, кто ворует. Эссе: «Чтобы не нарушать моральные нормы и законы, я должен…»

4 Конституция – основной закон

1

лекция с элементами дискуссии, исследовательская работа

5 Здравствуйте, господин президент!

1

проект, игра «выборы президента», сообщение, исследовательская работа

6 Федеральное собрание

1

лекция с элементами дискуссии, проблемные задания, ролевая игра « Заседание Государственной думы»

7 Правительство РФ

1

исследовательская работа, сообщение, ролевая игра «Совет министров»

8 «Я подам на вас в суд!»

1

исследовательская работа, ролевая игра

9 Права потребителя

2

беседа, «мозговой штурм» работа с документом, практикум, сюжетно-ролевая игра

10 Семейное право

3

беседа; сюжетно-ролевая игра; работа с законодательными актами, работа в группах

11 Трудовое право

2

беседа, работа в группах работа с законодательными актами

12 Подросток и право на труд

1

практическая работа, деловая игра «приём на работу»


13 Я гражданин России

1

брейн- ринг


17 часов


Учебно – тематический план




литература для учащихся


  1. Володина С.И., Полиевктова А.М. и др. Основы правовых знаний: уч. для 8-9 кл. (книги 1-2) - М.: Вече. 2014.

  2. Кашанин А.В. Основы государства и права. 9-11 кл.: Краткий справочник школьника. – М.: Дрофа, 2003.

  3. Кашанина Т. В., Кашанин А. В. Основы государства и права: учебник для 9 класса общеобразоват. учрежд. – 2-е изд., дораб. – М.: Витта-Пресс, 2003.

  4. Певцова Е. А. Право. Основы правовой культуры. 9 кл.,10 кл., 11кл. – М.: ТНД «Рус. слово – РС», 2006-2008.



ИСТОЧНИКИ И литература для учителя


  1. Конституция Российской Федерации. – М.: Айрис-Пресс, 2017.

  2. Гражданский кодекс РФ. Части 1, 2, 3, 4. - М.: Эксмо, 2016.

  3. Семейный кодекс РФ. - М.:Эксмо, 2011

  4. Трудовой кодекс РФ. - М.: Издательство "Экзамен", 2017.

  5. Закон РФ "О защите прав потребителей" - Новосибирск: Сиб. унив. издательство, 2004.

  6. Защита прав потребителей: учебно-практич. пособие / авт.-сост.
    А. С. Долбилин, Ф. Р. Шахурина, Г. Н. Цыкоза / под общ. ред. д-ра экон. наук, проф. Л. П. Дашкова. – М.: Информ.-внедрен. центр «Маркетинг», 1998.

  7. Ищенко В. М. Изучаем Конституцию Российской Федерации: учеб.-метод. пособие для преподавателей обществ. дисциплин, учащихся старших классов, студентов высших и средних спец. учебных заведений. – Чебоксары: КЛИО, 1997.

  8. Козлова Е. И., Кутафин О. Е. Конституционное право России. – М.: Юрист, 2013.

  9. Никитин А. Ф. Основы обществознания. 8–9 кл: учеб.-метод. пособие. – М.: Дрофа, 2015.

  10. Никитин А.Ф. Правоведение: уч. для 10-11 кл. общеобр. Учреждений/А.Ф. Никитин. - М.:Просвещение, 2016.

  11. Тихомиров, М. В., Тихомирова Л. В. Юридическая энциклопедия. – М., 2001.

  12. Фарберова, О.Е., Паршин Н.М. Правоведение: уч. пособие. - М.: Издательство РДА, 2014.

13 www.consultant.ru/online/ - Официальный сайт Консультант Плюс

14 www.garant.ru/ - Информационно-правовой портал Гарант.ру

15 www.kodeks.ru/6326.html -Информационно-правовая система Кодекс

16 pravo.gov.ru/ - Официальный интернет-портал правовой информации









Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее