Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №2»
ПРОГРАММА
кружок
«Юный правовед »
для 7 класса
Толстикова Светлана Николаевна
учитель истории и обществознания
г. Котлас
2019 год
Содержание
1 Пояснительная записка стр. 3 - 5
2 Содержание курса стр. .6 -7
3 Учебно – тематический план стр. 8
4 Литература стр. 9
Пояснительная записка.
На современном этапе в России происходит формирование гражданского общества и правового государства, в котором права и свободы признаются высшей ценностью. Предпосылкой правового государства является развитая правовая культура граждан, включающая три компонента: знание правовых норм, уважение к праву и соблюдение общеобязательных правил поведения в реальной жизни. Воспитание цивилизованного правосознания, уважения к закону, привычек правомерного поведения – одно из самых действенных и надёжных средств совершенствования социальных отношений в условиях демократии. Раскрытие важнейших правовых понятий и принципов их функционирования являются неотъемлемой составляющей гражданского образования.
Успешная самореализация личности в период обучения и после окончания, ее социализация в обществе являются важнейшими задачами образовательного процесса. Российскому обществу нужны образованные, нравственные, ответственные и мобильные молодые люди, способные к сотрудничеству и конкуренции, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения, прогнозировать последствия этих решений.
Программа элективного курса « » разработана в соответствие с задачами модернизации содержания образования, а также с учетом требований к уровню правовой подготовки выпускников основной школы.
Особенность данного элективного курса заключается в том, что он учащимся дает сведения теоретического и практического характера, знакомит их с социально – правовыми проблемами и способы их решения, опираясь на конкретные нормы российского законодательства. Рассмотрение данных проблем позволяет учащимся увидеть личностную значимость правовых знаний и лучше ориентироваться в современном законодательстве.
Цель: формирование правовой культуры школьников на основе усвоения ими основных правовых норм.
Задачи:
- познакомить учащихся с основами семейного, трудового права, с Конституцией РФ и другими законами государства;
- дать учащимся представления о том, что Конституция является основным ориентиром по политико – правовым проблемам в российском обществе:
- углубить знания учащихся о праве как особом социальном институте в регулировании различных форм общественных отношений:
- помочь обучающимся в формировании гражданской и нравственной позиции, в развитии правосознания, самоопределении, профопределении;
- систематизировать знания учащихся в сфере права.
– уметь применять на практике полученные знания, решать практические проблемы применения правовых норм.
- воспитывать чувство коллективизма, патриотизма, гражданственности, нравственности, формировать ценностные ориентации, развивать творческий потенциал.
Элективный курс «» рассчитан на 17 часов, в рамках которых обучающиеся смогут получить минимальный объём знаний в области права, не вошедших в программу школьного обучения. Полученные знания дают ученикам возможность более качественно подготовиться к итоговой аттестации по обществознанию за курс основной школы и способствуют дальнейшей профессиональной ориентации.
Основные принципы отбора и структурирования материала: системность, научность, доступность, возможность практического применения.
Формы работы: индивидуальная, парная и групповая.
Основные методы: звристическая беседа, лекция, дискуссия, сюжетно – ролевая игра, «мозговой штурм», решение проблемных ситуаций, работа с документами.
Предполагаемые результаты:
После изучения курса учащиеся должны:
– иметь представление о теоретических основах конституционного права и проблемах его развития в Российской Федерации;
- знать основные законы нашего государства, структуру власти, основы семейного, трудового права; основные юридические термины; права человека, права и обязанности гражданина России;
- уметь вырабатывать свое отношение к правовой информации через морально-правовую оценку собственных поступков, действий других; правильно пользоваться юридической терминологией, читать фрагменты юридических документов и объяснять их смысл; правильно составлять некоторые официальные бумаги, не требующие специального юридического образования (заявление, текс трудового соглашения и т.д.)
- осознавать социальную ценность права как средства защиты личности и общества;
- уметь применять на практике полученные знания, решать практические проблемы применения правовых норм, определять способы реализации и защиты собственных прав; способы и порядок разрешения споров; формулировать и аргументировать собственное суждение о происходящих событиях и явлениях с точки зрения права; обращаться в надлежащие органы за квалифицированной юридической помощью;
- повышение уровня правовой культуры обучающихся.
Инструментарий для оценивания результатов: проблемные и тестовые задания, эссе, поисковые задания, защита проектов.
Содержание курса
Тема 1. Роль права в жизни человека и общества – 1 час
Право и его роль в судьбе отдельного гражданина и общества. Основные отрасли права. Законы – лишь разновидность различных нормативных актов.
Тема 2.Гражданин и государство – 1 час
Понятие «гражданин». Гражданство и основания его приобретения. Выход из гражданства.
Тема 3. Право и мораль: «Лучше молчать нежели лгать» - 1 час
Из истории возникновения государства и права. Источники права. Право и мораль.
Тема 4. Конституция – основной закон государства - 1 час
Понятие, сущность и виды конституции. Юридические свойства конституции. Непосредственное действие Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина. Этапы конституционного развития России. Основы конституционного строя.
Тема 5. Органы государственной власти в Российской Федерации - 4 часа
Возникновение и развитие института президентства в России. Основы конституционного статуса Президента РФ, его положение в системе органов государства. Порядок выборов, вступление в должность, прекращение полномочий, полномочия Президента Российской Федерации.
Федеральное Собрание и парламентаризм. Совет Федерации. Государственная Дума: порядок формирования, состав, внутренняя организация. Порядок деятельности Федерального Собрания Российской Федерации. Законодательный процесс.
Правительство Российской Федерации: порядок формирования, состав, компетенция, основания и порядок отставки.
Судебная система Российской Федерации. Федеральные суды. Конституционные (уставные) суды и мировые судьи. Конституционные принципы осуществления судебной власти. Прокуратура. Адвокатура. МВД.
Тема 6. Права потребителя – 2 часа
Кто такой потребитель. Права потребителя и их защита.
Основные источники информации для потребителя. Реклама и её влияние на потребителя.
Тема 7. Семейное право – 3 часа
Правовое регулирование института брака и семьи в РФ. Имущественные права и брачный договор. Основания прекращения брачных отношений. Права ребёнка в семье. Опека и попечительство.
Тема 8. Трудовое право – 3 часа
Право человека на труд. Работник и работодатель на рынке труда. Порядок приёма на работу. Расторжение трудового договора. Проблема трудоустройства, безработицы и социальных льгот по трудовому законодательству.
Права и обязанности несовершеннолетних по трудовому законодательству. Льготы работающим подросткам.
Тема 9 «Я гражданин России» - 1 час
Правовой статус гражданина РФ. Права и обязанности подростка.
.
.
Тема | Кол – во часов | Формы и методы обучения Вид занятия |
1 Роль права в жизни человека и общества | 1 | работа в малых группах; работа с локальными законодательными актами |
2 Гражданин и государство | 1 | лекция с элементами беседы. «мозговой штурм». работа в группах |
3 Право и мораль: «Лучше молчать, нежели лгать» | 1 | дискуссия по вопросам: «Лгут только негодяи» (Ф.М. Достоевский); Богатеют только те, кто ворует. Эссе: «Чтобы не нарушать моральные нормы и законы, я должен…» |
4 Конституция – основной закон | 1 | лекция с элементами дискуссии, исследовательская работа |
5 Здравствуйте, господин президент! | 1 | проект, игра «выборы президента», сообщение, исследовательская работа |
6 Федеральное собрание | 1 | лекция с элементами дискуссии, проблемные задания, ролевая игра « Заседание Государственной думы» |
7 Правительство РФ | 1 | исследовательская работа, сообщение, ролевая игра «Совет министров» |
8 «Я подам на вас в суд!» | 1 | исследовательская работа, ролевая игра |
9 Права потребителя | 2 | беседа, «мозговой штурм» работа с документом, практикум, сюжетно-ролевая игра |
10 Семейное право | 3 | беседа; сюжетно-ролевая игра; работа с законодательными актами, работа в группах |
11 Трудовое право | 2 | беседа, работа в группах работа с законодательными актами |
12 Подросток и право на труд | 1 | практическая работа, деловая игра «приём на работу»
|
13 Я гражданин России | 1 | брейн- ринг |
| 17 часов |
|
Учебно – тематический план
литература для учащихся
Володина С.И., Полиевктова А.М. и др. Основы правовых знаний: уч. для 8-9 кл. (книги 1-2) - М.: Вече. 2014.
Кашанин А.В. Основы государства и права. 9-11 кл.: Краткий справочник школьника. – М.: Дрофа, 2003.
Кашанина Т. В., Кашанин А. В. Основы государства и права: учебник для 9 класса общеобразоват. учрежд. – 2-е изд., дораб. – М.: Витта-Пресс, 2003.
Певцова Е. А. Право. Основы правовой культуры. 9 кл.,10 кл., 11кл. – М.: ТНД «Рус. слово – РС», 2006-2008.
ИСТОЧНИКИ И литература для учителя
Конституция Российской Федерации. – М.: Айрис-Пресс, 2017.
Гражданский кодекс РФ. Части 1, 2, 3, 4. - М.: Эксмо, 2016.
Семейный кодекс РФ. - М.:Эксмо, 2011
Трудовой кодекс РФ. - М.: Издательство "Экзамен", 2017.
Закон РФ "О защите прав потребителей" - Новосибирск: Сиб. унив. издательство, 2004.
Защита прав потребителей: учебно-практич. пособие / авт.-сост.
А. С. Долбилин, Ф. Р. Шахурина, Г. Н. Цыкоза / под общ. ред. д-ра экон. наук, проф. Л. П. Дашкова. – М.: Информ.-внедрен. центр «Маркетинг», 1998.Ищенко В. М. Изучаем Конституцию Российской Федерации: учеб.-метод. пособие для преподавателей обществ. дисциплин, учащихся старших классов, студентов высших и средних спец. учебных заведений. – Чебоксары: КЛИО, 1997.
Козлова Е. И., Кутафин О. Е. Конституционное право России. – М.: Юрист, 2013.
Никитин А. Ф. Основы обществознания. 8–9 кл: учеб.-метод. пособие. – М.: Дрофа, 2015.
Никитин А.Ф. Правоведение: уч. для 10-11 кл. общеобр. Учреждений/А.Ф. Никитин. - М.:Просвещение, 2016.
Тихомиров, М. В., Тихомирова Л. В. Юридическая энциклопедия. – М., 2001.
Фарберова, О.Е., Паршин Н.М. Правоведение: уч. пособие. - М.: Издательство РДА, 2014.
13 www.consultant.ru/online/ - Официальный сайт Консультант Плюс
14 www.garant.ru/ - Информационно-правовой портал Гарант.ру
15 www.kodeks.ru/6326.html -Информационно-правовая система Кодекс
16 pravo.gov.ru/ - Официальный интернет-портал правовой информации