«Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Итоговый тест по литературе 10 класс по пьесе Островского "Гроза"

Узнать уровень усвоения драмы Островского "Гроза"

Олимпиады: Русская литература 5 - 11 классы

Содержимое разработки

  1. А.Н.Островский раскрывает социально-типические и индивидуальные свойства персонажей определённой общественной среды, какой именно:



1. Помещечье-дворянской 2. Купеческой 3. Аристократической 4. Народной



  1. В каком журнале в начале своей деятельности (до 1856) года сотрудничал А.Н.Островский:



1. «Москвитянин» 2. «Отечественные записки» 3. «Современник» 4. «Библиотека для чтения»

3.Высшим критерием художественности А.Н.Островский полагал реализм и народность в литературе. Как вы понимаете термин «народность»:

1.Особое свойство литературных произведений, в которых автор воспроизводит в их художественном мире национальные идеалы, национальный характер, жизнь народа

2. Литературные произведения, рассказывающие о жизни народа

3. Проявление в произведении национальной литературной традиции, на которую опирается автор в своих произведениях

4.Выберите точную формулировку, характеризующую роль пейзажа в пьесе «Гроза»:

1.Пейзаж создаёт ощущение правдоподобия описываемых событий

2.Пейзаж «автономен» по отношению к описываемым событиям

3.Пейхаж помогает подчеркнуть дикость и невежество жителей города Калинова

5.К какому литературному жанру можно отнести пьесу «Гроза» (по определению автора):

1.Комедия 2.Драма 3.Трагедия 4.Лирическая комедия 5.Трагикомедия

6. Назовите основной конфликт в пьесе «Гроза»:

1.Это конфликт между поколениями (Тихон и Марфа Игнатьевна)

2.Это внутрисемейный конфликт между деспотической свекровью и непокорной невесткой

3.Это столкновение самодуров жизни и их жертв

4.Это конфликт между Тихоном и Катериной

7. Пьеса «Гроза» начинается с пространной, несколько затянутой экспозиции для того, чтобы:

1.Заинтриговать читателя 2.Представить героев, непосредственно участвующих в интриге

3.Создать образ мира, в котором живут герои 4.Замедлить сценическое время

8. Действие пьесы «Гроза происходит в городе Калинове. Все ли герои принадлежат (по рождению и по воспитанию) калиновскому миру? Назовите героя, не относящегося к их числу:

1.Кулигин 2.Шапкин 3.Дикой 4.Борис 5.Варвара

9. Какие герои являются (с точки зрения конфликта) центральными в пьесе:

1.Борис и Катерина 2.Катерина и Тихон 3.Дикой и Кабаниха

4.Марфа Игнатьевна Кабанова и Катерин 5.Борис и Тихон

10. Н.А.Добролюбов в статье «Луч света в тёмном царстве» назвал Бориса «образованным Тихоном» потому, что:

1.Борис и Тихон принадлежат одному сословию

2.Борис лишь внешне отличается от Тихона

3.Борис очень резко отличается от Тихона

11. Островский использовал многие литературные приёмы, введённые в драму его предшественниками. Можно утверждать, что писатель объединил в пьесе «Гроза» реализм и:

1.Романтизм 2.Классицизм 3.Сентиментализм



12. В пьесе «Гроза» показана жизнь патриархального купечества, дикого, ограниченного, невежественного. Есть ли в Калинове человек, способный воспротивиться законам этой жизни? Назовите его:

1.Кулигин 2.Кудряш 3.Варвара 4.Борис 5.Катерина

13. Какому герою автор «поручает» дать характеристику «тёмного царства» ( «Жестокие нравы, сударь, в нашем городе, жестокие!»):

1.Феклуша 2.Кулигин 3.Кудряш 4.Борис 5.Катерина

14. Почему события в пьесе «Гроза» происходят в вымышленном городе?

1.Автор не хотел обидеть жителей реального города

2.Автор стремился подчеркнуть, что события, произошедшие в городе Калинове, вымышленные

3.Автор стремился подчеркнуть типичность картины русской провинциальной жизни

4.Автор стремился подчеркнуть уникальность города Калинова

15. Савёл Прокофьевич Дикой не участвует в основном конфликте пьесы «Гроза». Для чего Островский ввёл это действующее лицо?

1.Чтобы противопоставить Марфе Игнатьевне Кабановой 2.Чтобы создать целостный образ «тёмного царства»

3.Чтобы оживить пьесу 4.Чтобы подчеркнуть удаль и размах русского купечества

16. Какой литературный критик наиболее полно (статья «Тёмное царство») охарактеризовал «самодурство» как социальное явление?

1.Н.Г.Чернышевский 2.Д.И.Писарев 3.А.И.Герцен 4.А.И.Гончаров 5.Н.А.Добролюбов

17. С.П.Дикой однажды признался М.И.Кабановой, что «мужику в ноги кланялся… тут на дворе, в грязи ему и кланялся, при всех ему кланялся». Что же заставило Дикого просить у мужика прощения?

1.Дикой почувствовал себя неправым 2.Мужик разжалобил Дикого

3.Угрызения совести – зря человека обидел 4.Страх перед наказанием Божьим

18. Какая сцена в пьесе «Гроза» даёт ключ к пониманию всего произведения (по Добролюбову)?

1.Сцена свидания Катерины и Бориса в саду 2.Сцена с ключом (Катерина и Варвара)

3.Сцена, в которой Тихон оплакивает умершую Катерину 4.Сцена признания Катерины в совершённом грехе

5.Сцена прощания Катерины с Тихоном перед его отъездом

19. Каково значение образа Феклуши в пьесе «Гроза»?

1.Пародия на «странничество» 2.Углубление характеристики «тёмного царства»

3.Феклуша как антипод М.И.Кабановой 4.Феклуша – протестующая против самодурства личность

20. Н.А.Добролюбов в статье «Луч света в тёмном царстве» и Д.И.Писарев в статье «Мотивы русской драмы» весьма противоречиво оценили поступок Катерины. Это было вызвано:

1.Различием во взглядах: Писарев был либералом, Добролюбов – демократ

2.Изменением обстановки в России: статья Писарева была написана в 1864 году, после спада революционной ситуации

3.Непониманием Писаревым идеи произведения

21. К какому сословию принадлежали родители Катерины Кабановой?

1.Дворяне 2.Мещане 3.Крестьяне 4.Купцы 5.Разночинцы

22. Катерина признаётся при людях Тихону в своём «грехе». Что заставило её сделать это?

1.Чувство стыда 2.Страх перед свекровью

3.Желание признанием искупить вину перед Богом и муки совести 4.Желание уехать с Борисом

23. Н.А.Добролюбов назвал одного из героев пьесы «Гроза» «лучом света в тёмном царстве». Это:

1.Кулигин 2.Марфа Игнатьевна 3.Катерина 4.Тихон 5.Борис



24. Кульминацией пьесы «Гроза» можно считать эпизод:

1.Расставание Катерины и Тихона

2.Признание Катерины перед жителями города Калинова в неверности мужу

3.Встреча с Борисом 4.Прощание с Борисом 5.Эпизод с ключом



Ответы

1 - 2 13. – 2

2. – 1 14. – 3

3. – 1 15. – 2

4. – 3 16. – 5

5. – 2 17. – 4

6. – 3 18. – 3

7. – 3 19. – 2

8. – 4 20. – 2

9. – 4 21. – 4

10. –2 22. – 3

11. –2 23. – 3

12. – 5 24. – 2



критерии оценивания:

за 23 – 24 правильных ответа – «5»

за 22 – 19 – «4»;

за 18 – 14 – «3»;

за 13 – 9 – «2»

4


Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее