Итоговая контрольная работа по литературному чтению за год ( 3 класс)
Фамилия, имя ученика/ученицы______________________________________Класс________________
Прочитай внимательно задание, выбери или напиши ответ, который ты считаешь верным. Если не знаешь, как выполнить задание, пропусти его и переходи к следующему. Если останется время, ты можешь ещё раз попробовать выполнить пропущенные задания.
Если ты ошибся и хочешь исправить свой ответ, то зачеркни его и обведи или напиши тот ответ, который считаешь верным. При выполнении заданий можно пользоваться черновиком.
Работа состоит из 14 заданий. Баллы, полученные Вами за выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов. На выполнение работы отводится один урок - 40 минут.
Прочитай текст
Ссора птиц
Один птицелов расстелил в лесу сеть, и в неё попались разные птицы. Стали они говорить:
— Соблазнила нас приманка, вот мы и попались, — сказали вороны.
— Давайте подумаем, как нам вырваться на волю, — предложили скворцы. — Будем стараться все как один, может, и освободимся.
Думали птицы, думали и придумали.
— Давайте, — заговорили голуби, — все разом взмахнём крыльями, может, взлетим, поднимем сеть?
— Верно, — подхватили остальные птицы. — Может, поднимем сеть, если дружно возьмёмся.
Дружно взмахнули все птицы крыльями, подняли сеть и полетели. Увидел птицелов, что сеть с птицами летит, — диву дался и бросился вдогонку.
Наверху летят птицы вместе с сетью, внизу бежит за ним птицелов. Бежит, глаз не спускает со своей сети, а как подбежал поближе и разглядел птиц, так и подумал: «Птицы-то в сеть попались разные!.. Может, перессорятся? Тогда они так быстро лететь не смогут, и сеть потянет их к земле! Тут-то я их и поймаю...»
И действительно, некоторое время все птицы дружно махали крыльями, а потом вороны закаркали:
— Никто так не старается, как мы, вороны! Если бы мы так ленились, как все, сеть давно бы упала на землю!
Услышали это голуби и рассердились:
— Будет вам бахвалиться! Мы стараемся не меньше вас!
Теперь пришла очередь обидеться скворцам. Вступили в спор и они.
Начали все птицы браниться, друг друга упрекать... Крыльями они уже махали еле-еле, и сеть тянула их к земле всё сильнее и сильнее.
Вскоре они летели совсем низко, но не замечали этого. Когда дружба врозь, работа на лад не идёт. Как только птицелов смог дотянуться до верёвки, он крепко ухватился за неё и притянул сеть к земле. Унёс птицелов птиц да в клетки их пересажал.
Блок А
При выполнении заданий этой части (задания 1—8) выбери ответ к каждому заданию и запиши в бланк ответов.
А1. Где происходят события, описанные в начале текста?
А) в деревне Б) в поле В) в лесу
А2. Почему попались птицы в сеть?
А) соблазнились приманкой Б) любопытно было узнать, что внутри В) захотели попасть в клетку
А3. Выбери верный вариант значения выражения «все как один».
А) дружно Б) весело В) быстро
А4. Что помогло птицелову поймать птиц во второй раз?
А) птицы выбились из сил Б) птицы затеяли вздорную ссору и потеряли высоту В) птицы запутались в сети
А5. Какое образное выражение помогает понять главную мысль текста?
А) Дружно не грузно, а врозь хоть брось Б) Друзья познаются в беде В) Долг платежом красен
А6. Подумай, что вынесено в заглавие текста?
А) основная мысль Б) тема
А7. В какой сборник можно поместить это произведение?
А) сборник сказок Б) сборник басен
В) сборник былин Г) сборник рассказов
А8. Главная мысль какой басни созвучна с главной мыслью этого произведения?
А) И. Крылов «Лебедь, рак и щука» Б) И. Крылов «Мартышка и очки» В) И. Крылов «Кот и повар»
Блок Б
При выполнении заданий этой части (задания 1—6) кратко запиши ответ.
Б1. Напиши героев произведения
Ответ:_______________________________________________________________________________________________________________________
Б2. Напиши. Могут ли происходить события, описанные в тексте, зимой? Докажи — почему.
Ответ________________________________________________________________________________________________________________________
Б3. Объясни значение выражения «диву дался».
Ответ:________________________________________________________________________________________________________________________
Б4. Восстанови верную последовательность пунктов плана прочитанного текста.
А) Снова в неволе Б) Птицы держат совет: как вырваться на волю В) Дружный полёт
Г) Соблазнившись приманкой, птицы попадают в сеть Д) Вздорная ссора птиц
Ответ:__________________________________________________________________________
Б5. О чём главном хотел сказать нам автор, аргументируй свой ответ словами из текста.
Ответ:_______________________________________________________________________________________________________________________
Б6. Вспомни названия произведений (1—2), героями которых тоже являются птицы.
Ответ:_______________________________________________________________________________________________________________________
Ответы к контрольной работе
Блок А
Номер задания | Ответ | Номер задания | Ответ | Номер задания | Ответ | Номер задания | Ответ |
А1 | В | А3 | А | А5 | А | А7 | А |
А2 | А | А4 | Б | А6 | Б | А8 | А |
Блок Б
Номер задания | Ответ |
Б1 | Птицы, птицелов |
Б2 | Нет, так как скворцы на зиму улетают в теплые страны |
Б3 | Удивился |
Б4 | Г, Б, В, Д, А |
Б5 | Автор хотел сказать нам о том, что любое дело нужно выполнять сообща, дружно. Он пишет: «Когда дружба врозь, работа на лад не идет». |
Б6 | Свободный ответ |