«Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Исследовательский проект на тему «Волшебные слова»

В процессе работы над индивидуальным исследовательским проектом на тему «Волшебные слова» автором была поставлена цель проанализировать степень воспитанности учащихся своего класса и узнать, насколько они вежливы, выяснить, какими "волшебными" словами пользуются школьники каждый день.

В готовой исследовательской работе по русскому языку "Волшебные слова" автором были рассмотрены теоретические сведения по теме и изучена роль волшебных слов в нашей жизни, объясняется, почему слова являются нашими друзьями в общении, и как широко применяются "волшебные" слова в повседневной жизни человека.

В ученическом проекте по окружающему миру на тему "Волшебные слова" учеником была собрана и изучена справочная информация по изучаемому вопросу, а также автор провел анкетирование среди одноклассников, с целью выяснить частоту употребления школьниками вежливых слов в общении с людьми, и наблюдение за реакцией людей на учтивые слова.

Олимпиады: Литературное чтение 1 - 4 классы

Содержимое разработки

Проект на тему «Волшебные слова»



Тематика: 

 Начальная школа

 Русский язык

Автор работы: Меньков Валерий

Руководитель проекта: Барашова Наталья Утнасмовна 

Учреждение: 

 МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №2» г. Элиста Республика Калмыкия

 

В процессе работы над индивидуальным исследовательским проектом на тему «Волшебные слова» автором была поставлена цель проанализировать степень воспитанности учащихся своего класса и узнать, насколько они вежливы, выяснить, какими "волшебными" словами пользуются школьники каждый день.

В готовой исследовательской работе по русскому языку "Волшебные слова" автором были рассмотрены теоретические сведения по теме и изучена роль волшебных слов в нашей жизни, объясняется, почему слова являются нашими друзьями в общении, и как широко применяются "волшебные" слова в повседневной жизни человека.

В ученическом проекте по окружающему миру на тему "Волшебные слова" учеником была собрана и изучена справочная информация по изучаемому вопросу, а также автор провел анкетирование среди одноклассников, с целью выяснить частоту употребления школьниками вежливых слов в общении с людьми, и наблюдение за реакцией людей на учтивые слова.

Оглавление

Введение
1. Волшебные слова в нашей жизни.
2. Слова – наши друзья в общении.
3. Волшебные слова в жизни.
4. Исследование по волшебным словам.
Заключение

Введение

В отличие от животного мира, люди способны говорить, мыслить.



Актуальность темы: с помощью слов можно выражать свои чувства, желания и отношение к окружающим, не забывая, что словом можно обидеть человека. Данная тема является актуальной, потому что хорошее настроение - залог хорошей учебы, работы, взаимопонимания в коллективе… Мне кажется, для поднятия настроения человеку нужно совсем немного: сказать несколько ласковых выражений , подбодрить его, приобнять.

С младенчества нам говорят про слова, творящие чудеса. Их даже называют волшебными . В действительности волшебные слова способны творить чудеса. В быту мы редко используем вежливые слова, что плохо сказывается на настроении окружающих, поэтому возникает проблемный вопрос - Вежливые слова - это особенные слова?

Гипотеза нашего исследования: От учтивых слов язык не отсохнет.

Объект исследования – речь учащихся моего класса,использование учащимися класса вежливых слов в общении друг с другом.

Предмет исследования – влияние слов на настроения и взаимоотношения людей.

Я хочу рассказать вам о вежливых словах. Можно ли совершать волшебство каждый день?

Зачем нам нужно быть внимательными, вежливыми и добрыми друг к другу?

Я попытался найти ответы на эти вопросы.

Цель проекта: проанализировать степень воспитанности учащихся моего класса и узнать насколько они вежливы.

Задачи проекта:

  • изучение литературы по данной теме;

  • узнать, какие бывают вежливые слова;

  • выяснить необходимость вежливых слов в повседневной жизни;

  • провести наблюдения о реакции людей на вежливые слова;

  • провести исследование: частота употребления в речи школьников добрых и вежливых слов

  • cделать памятки для учеников с правилами вежливости.

  • оформить классный уголок «Вежливы ли мы?»

Методы исследования:

  • беседа, тестирование;

  • наблюдение;

  • изучение литературы.

Значимость работы состоит в ознакомлении и приобщении учащихся к использованию в речи вежливых слов и для установления более дружеских отношений в классе.

В ходе исследовательской деятельности проведена беседа «Разговор о вежливости», классный час «А вежливы ли мы?», составлена памятка «Правила вежливости». В результате проведённого тестирования были сделаны выводы, что учащиеся неохотно используют в речи слова вежливости… Результаты исследовательской работы были представлены на классном часе...

Волшебные слова в нашей жизни

На свете очень много добрых слов. С раннего детства взрослые учат нас не только знать, но и часто произносить их... Потому что это волшебные слова.

Почему же они «волшебные» ?Что же это за слова?

Это вежливые слова: здравствуй; счастливого пути; до свидания; извини; спасибо; будь здоров; пожалуйста; только после Вас; доброго пути; благодарю.

Чтобы ответить на эти вопросы я провела исследование. В толковом словаре нашла происхождение слова суффикса "лив". "Вежа" - обозначает знаток ("ведать" - знать).

"Вежливый" - знающий, как себя вести. Лексическое значение этого слова следующее:

Вежливость – это качество человека, для которого уважение к людям стало повседневной нормой поведения и привычным способом общения с окружающими.

Это добрые, простые, полезные слова, а волшебными и вежливыми их называют потому, что без них просто жить на свете нельзя, они творят чудеса.

Здравствуй – это пожелание, просьба – будь здоров. А когда человек здоров, то у него отличное настроение, он весел и жизнерадостен. Когда мы здороваемся, то желаем друг другу что-то хорошее. Если вокруг нас будет много здоровых и счастливых людей, то и мир вокруг нас будет добрым и счастливым.

Когда говорят «спасибо», люди обычно выражают благодарность за что –то кому-нибудь. А в древности «спасибо» состояло из двух слов: «спаси Бог» (то есть «пусть спасет тебя Бог»). Так говорили люди в знак уважения и благодарности своему собеседнику с пожеланием, чтобы у него все было хорошо. Современное звучание эти слова приобрели позже, путём слияния для краткости.

Слова – наши друзья в общении

После окончания школы мы все выберем разные специальности. Но главное в жизни- стать настоящими людьми: добрыми, смелыми, отзывчивыми, вежливыми. А этому надо непременно научиться. Культурный, воспитанный человек должен быть приветливым, учтивым, добросердечным, с уважением относится к окружающим его людям.. Культура общения людей основана на соблюдении определённых правил, которые вырабатывались человечеством на протяжении долгого времени.

Эти правила называются этикетом. Этикет-нормы правил поведения , определяющих формы, технику общения в различных жизненных ситуациях (умение спорить, не обижая и не унижая собеседника, правило приёма гостей, умение вести себя за столом, разговаривать по телефону, общаться в магазине с продавцом, знакомство, правила общения с детьми и взрослыми т.д.). Чтобы высказать свои мысли необходимо научиться терпеливо ждать своей очереди . Чтобы не возникло неловких ситуаций, нужно уметь считаться с интересами других людей.

Волшебные слова в жизни

Добрые, волшебные слова очень необходимо употреблять в повседневной жизни. Они делают наш мир добрее, помогают поднять настроение окружающим, дарят надежду тем, кто в этом нуждается. Вежливые слова как «золотой ключик», могут открывать любые двери. От этих слов становиться светлее, радостнее и теплее.

Волшебные слова – вроде бы ничего особенного, слова как слова. Но попробуйте их произносить в своей жизни, и вы заметите, как люди начнут вам помогать, приветливо отвечать на вопросы, сопереживать вам, дружить с вами. Рассмотрим подробнее в проекте и привлечем для совместной работы учащихся моего класса.

Правила поведения, которые складывались веками помогают людям понять друг друга, позволяют избежать конфликтных ситуаций

Вежливые слова подразделяются на несколько групп:

  • слова приветствия: здравствуйте, доброе утро, добрый день;

  • слова благодарности: спасибо, благодарю;

  • слова просьбы: пожалуйста, разрешите, будьте добры, будьте любезны;

  • слова извинения: извините, простите, извините, пожалуйста;

  • слова похвалы: молодец, умница.

Исследование по волшебным словам

Вместе с учителем мы провели эксперимент в нашем классе, чтобы выяснить, как хорошо знают дети вежливые слова, насколько часто используют их в своей речи, какое же воздействие оказывают вежливые слова на настроение и взаимоотношения людей.

Проведённое анкетирование показало, что мои одноклассники знают много вежливых слов, отличают добрые слова от грубых, и знают какое влияние оказывают грубые выражения на взаимоотношения людей. Некоторые ребята позволяют себе грубо разговаривать со своими товарищами, но ребятам не нравится, когда с ними самими грубо разговаривают.

Наблюдая за ребятами, мы выяснили,что ребята частенько просто забывают использовать в своей речи вежливые слова . Так, поздороваться с учителем при встрече забыли 3 человека, что составляет 42 % всех учащихся, а с одноклассниками - 4 человека, что составляет 57%. Также было замечено , что более вежливые в нашем классе девочки.

От произношения тоже многое зависит. Сказанные грубо слова никогда не станут волшебными.

Доказательством служит эксперимент, проведенный нами. Мы попросили двух учеников из класса обратиться с просьбой к ребятам в разной форме. Первый ученик должен был обратиться в грубой форме, а второй-в вежливой. В первом случае в просьбе было отказано, а во втором - разрешено.

На уроке мы обсудили значение пословиц , поговорок о добре и вежливости, разработали правила вежливости .А так же договорились говорить друг другу вежливые слова в течении «Дня вежливости». Ребята с интересом участвовали в мероприятии, не ссорились, говорили друг другу вежливые слова старались дружно играть и уступать друг другу.

Через неделю мы повторили исследование.

По результатам исследования выяснили , что настроение и взаимоотношения ребят стали лучше, ребята стали дружелюбнее, узнали больше вежливых слов и стали чаще их употреблять в общении. Это радует.

Вывод: проведённое исследование показало, что гипотеза "От учтивых слов язык не отсохнет" верна, потому что вежливые слова говорить легко и самим приятно, говорить добрые слова становится хорошей привычкой и от этого улучшаются отношения.

Наблюдения за одноклассниками показали, что ребята стали меньше обзываться и самое главное то, что класс стал намного дружнее.

В результате исследования было доказано, что вежливые слова - это действительно особенные слова, потому что каждое слово оказывает воздействие на человека.

В ходе исследования были выведены правила вежливости, которые помогут поднять настроение окружающим, а значит помогут и более легкому общению людей друг с другом.

Выводы проекта:

  1. Мы выяснили, что вежливые слова влияют на настроение окружающих ;

  2. Составленные правила вежливости помогли поднять настроение окружающих, а также более легкому контакту людей друг с другом.

  3. Изготовили памятки для учеников с правилами вежливости.

Заключение

Изучив литературу по данной теме проекта о волшебных словах, мы выяснили, какие бывают вежливые слова, почему нужно их использовать в речи. Так же с одноклассниками - учащимися 4 класса мы выяснили, какие существуют правила вежливости, влияние вежливых слов на настроение людей.

Доброе слово может помочь человеку в трудную минуту, улучшить настроение, дать надежду на лучшее . А плохое слово – обидеть, расстроить, испортить настроение.

Вежливые слова надо чаще использовать в своей речи, и тогда мы заметим, что мир вокруг нас станет добрее. Но не надо забывать про интонацию, с которой произносятся вежливые слова, быть доброжелательным, всегда улыбаться, желать здравия , то есть здороваться и тогда окружающие пожелают нам того же.

Нужно совершать больше хороших поступков, говорить добрые и вежливые слова, у вас станет больше друзей, и ваша доброта обязательно вернется!

Я думаю, если ребята воспользуются полученными знаниями, то взаимопонимание в классе улучшится. И нужно обязательно помнить золотое правило нравственности Дейла Карнеги: «Относись к людям так, как хочешь, чтобы они относились к тебе»



Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее