«Осенний фестиваль знаний 2024»

Исследовательская работа "Вода в беде"

Исследовательская работа о озере Мыркай. Проведены опыты на исследовании воды. Пробы воды были взяты с трех источников (вода из под крана, бутилированная вода, вода из озера Мыркай)

Олимпиады: Литературное чтение 1 - 4 классы

Содержимое разработки

14


Районная конференция

реферативных и научно – исследовательских работ











«Вода в беде»

Естественные науки и современный мир







Автор: Панова Кристина,

МОУ «Шумовская СОШ»,

4 класс

Научный руководитель:

Шакирова Эльвира Уеловна,

учитель начальных классов,

МОУ «Шумовская СОШ»









Шумово

2019 год


Оглавление

Введение………………………………………………………………………….3

I. Теоретическая часть…………………………………………………………..5

1.Значение воды в жизни человека……………………………………………..5

1.1 Интересные факты о «воде»…………………………………………….......5

1.2 Загрязнение водоемов ……………………………………………………....6

1.3 Охрана от загрязнений………………………………………………………7

II. Практическая часть…………………………………………………………..8

2. Озеро Мыркай…………………………………………………………...……8

2.1 Экскурсия на озеро Мыркай………………………………………..………8

2.2 Засорение озера……………………………………………………...………9

2.3 Как помочь нашему озеру………………………………………….……..11

3 Опыты с водой из разных источников……………………………….……..12

III.Заключение…………………………………………………………….……15

Список используемой литературы……………………………………………16
















Введение.

Воду пьют поля и леса. Без неё не могут жить ни звери, ни птицы, ни люди. Но вода не только «поит», но ещё и кормит – по морям и океанам днём и ночью плывут тысячи рыболовных судов. Вода «добывает» электрический ток, работая на электростанциях. Вода моет людей, города, машины, дороги. А ещё вода – это самая большая и удобная дорога. По ней днём и ночью плывут суда, везут разные грузы, пассажиров. Без воды не замесить тесто для хлеба, не приготовить бетон для стройки, не сделать ни бумагу, ни ткань для одежды, ни конфеты, ни лекарство – ничего не сделать без воды.

Вода – одно из главных природных богатств человека!Человек должен постоянно помнить, что для его здоровья необходима только высококачественная, структурно упорядоченная природная питьевая вода.

В соответствии с данными Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ), более 80 % всех проблем здоровья человека определяется качеством питьевой воды. Не может человек быть здоровым, если он пьет некачественную питьевую воду.

Проблема воды – это проблема всего человечества. Чистой воды на Земле становятся всё меньше и меньше. Исчезают реки, озёра …

Почему такое происходит, кто в этом виноват? У меня возникло желание изучить эту тему, разобраться в возникших вопросах и найти на них ответы. Перед собой я поставила следующие цели и задачи.

Цель проекта:

-ознакомиться с очень важным компонентом природы- водой, ее свойствами;

-узнать, как деятельность человека может влиять на изменение качества воды.

Задачи:

-провести опыты и наблюдения, связанные с водой;

-сделать вывод: что должен каждый человек и лично я сделать для сохранения воды уже сегодня;

- на основе данного проекта провести ознакомительную беседу с одноклассниками о защите нашего озера от загрязнения.

Объект исследования – экология

Предмет исследования – вода из разных источников

Методы исследования: анализ, наблюдение, сравнение, эксперимент, сбор информации























1. Значение воды в жизни человека

1.1Интересные факты о «воде»

Работая над этим исследованием, я узнала интересные факты о «воде».

  • Известно, что в природе вода может находиться в трех различных состояниях, таких как: жидкое, газообразное или твердое. Облака, снег и дождь представляют собой различные состояния воды. Облако состоит из множества капелек воды или кристалликов льда, снежинка-это совокупность мельчайших кристалликов льда, а дождь- это всего лишь жидкая вода.

  • Человеку для нормальной жизнедеятельности требуется в день в среднем 2 литра питьевой воды.

  • В настоящее время вода занимает ¾ поверхности Земли. Если бы земной шар был такой же гладкий, как глобус, и все океаны, моря и озера, реки разлились бы по его поверхности, то вся наша планета оказалась бы залита метровым слоем воды.

  • Более 70% поверхности Земли покрыто водой, но почти вся эта вода соленая.

  • Морская солёная вода непригодна для питья и для многих технических

производств и сельского хозяйства.














1.2 Загрязнение водоёмов

Чистой воды на Земле становится всё меньше. Недостаток её уже сейчас ощущается во многих странах. Однако, это не потому, что запасы воды истощаются. Над водой нависла угроза загрязнения. Заводы и фабрики, электростанции потребляют воду и одновременно загрязняют её различными отходами. В водоёмы сливаются сточные воды заводов и фабрик, нечистоты с ферм, ядовитые вещества, а так же вода, использованная в быту. От загрязнений воды страдает всё живое.

Загрязняются не только реки, но и мировой океан. Когда человек загрязняет речку, протекающую рядом, ему думается, что где-то далеко есть ещё чистый океан. Уж его-то невозможно замутить! Ошибочное мнение. Если у человека выработалась привычка загрязнять малую речку, то эта привычка переносится и на океан. Кроме нефти, в океаны и моря попадают из-за преступных деяний человека тысячи тонн химических веществ. Капля нефти, которая попадёт в морскую воду, губит птиц, рыбу, микроорганизмы. Ежегодно уничтожается 250 тысяч особей дельфинов! Морям и океанам давно угрожает опасность!

Давайте вместе с учёными задумаемся, к чему может привести подобное отношение человека к морям и океанам. Конечно, малые реки исчезают быстрее. Дело за океаном! В природе всё взаимосвязано, и реки, и моря, и океаны. Это называется экосистемой. И если гибнет река, или море, или океан, ущерб наносится всей природе. Если мы научились загрязнять речку, то научимся загрязнять и большие водоёмы. Конечно, океан не исчезает, он просто станет безжизненным!








1.3 Охрана от загрязнений

Чтобы очистить сточные воды, строят очистные сооружения. В них загрязнённая вода проходит через различные фильтры. Они задерживают вредные примеси, а чистую воду пропускают. Интересно, что во многих очистных сооружениях помогают очистить воду особые бактерии, не опасные для людей. Эти бактерии обезвреживают ядовитые вещества. Сейчас строятся и такие предприятия, у которых вообще нет сточных вод. Загрязнённую воду там очищают и опять используют. Такому предприятию не нужно брать свежую воду из озера или реки. Оно не сливает туда и отработанную воду. К сожалению, не на всех предприятиях очистка использованной воды налажена хорошо. Поэтому вредные вещества продолжают поступать в водоёмы.

Учёные подсчитали, что каждый год во всём мире в водоёмы попадает столько вредных веществ, что ими можно было заполнить 10 тысяч товарных поездов.

От загрязнения рек страдает всё живое. Загрязнённая вода вредна для здоровья человека.















2. Озеро Мыркай

2.1 Экскурсия на озеро Мыркай

Озеро Мыркай — расположено на расстоянии 60 км от Челябинска вблизи населенных пунктов Шибаново и Шумово и относится к Красноармейскому району. Название озера связывают с мужским именем тюркского происхождения — Миркай (Мыркай).

Озеро Мыркай — пресный водоем правильной овальной формы с площадью поверхности около 7 кв. км. Средняя глубина озера — 4-5 метров. Дно песчаное с локациями ила в западной части. Южный и западный берег озера заболочены.

На побережье  — заросли разных видов черемухи и березовый лес. Озеро Мыркай славиться богатым животным миром, что привлекает в эти места охотников и рыболовов. Здесь встречается большое количество разнообразных видов птиц, в том числе лебедей. Водоем наполнен рыбой. Это преимущественно карась и карп, попадается сиг и белый амур. Около пятидесяти лет назад водоем был зарыблен окунем. Основной улов окуня — рыба весом 150-200 гр. есть крупные экземпляры до 1,5 кг. В последние годы рыбаки наблюдают снижение количества окуня в водоеме, которое связывают с летним замором, браконьерством и деятельностью сельскохозяйственных предприятий, расположенных вблизи озера. Пользователь водоема — ООО ПКФ «Рыболовный комплекс».










2.2 Засорение озера

Озеро Мыркай является наиболее близко располагаемым озером в нашей местности. Эта живо­писная территория - одно из излюбленных мест отдыха жите­лей ближайших населённых пунктов.

Но как правило, после отдыха большинство граждан оставля­ют после себя мусор, не считая нужным убрать его. Проблема загрязнения прибрежной территории и самого озера вызвало у меня беспокойство.

Что обычно остается на месте, где проводили время и веселились люди? Обязательно остатки костра, стеклянные и пластиковые бутылки и банки, жестяные банки от консервов, обрывки бумаги и остатки еды. Я выяснила, какие последствия для озера несет весь этот мусор.

Все это ведет себя по-разному и по-разному сказывается на жизни сообщества. Ну, прежде всего, остатки пищи. Они становятся легкой добычей муравьев, червей и даже мелких грызунов типа землероек и мышей. В общем-то, вреда от них нет, уже скоро от них не остается и следа.

Бумага— материал, который не встречается в природных условиях. Но те «кирпичики»-молекулы, из которых она сделана, встречаются и в живой природе. Поэтому бумага живет недолго и скоро (через 2-3 месяца) на земле от нее останется лишь еле заметный слой праха.

Консервная банка — более сложный случай. Она сделана из жести — очень тонкой листовой стали. Но сталь — это железо, которое легко разрушается на воздухе (появляется ржавчина) и при соприкосновении с пищей (тут уже могут образоваться совсем неполезные вещества). Поэтому железо сверху покрывают тонким слоем лака или другого металла, не так легко поддающегося разрушению. Пока мы используем банку, это хорошо, но когда она остается лежать на полянке — не очень-то, ведь железо разрушилось бы примерно за год. Теперь же такая банка пролежит несколько лет. Частицы металлов разойдутся в слое почвы, потом будут поглощены растениями и потихоньку будут расползаться от места, где была оставлена банка. Полезно ли это? Скажем так, это в пределах нормы (если, конечно, банок не гора в человеческий рост).

Стеклянная посуда — случай посложнее. Стекло -материал это очень прочный. Археологи находят стеклянные сосуды, которым 4 тысячи лет. Считается, что время распада стекла — 10 тысяч лет. Но с другой стороны, это материал инертный, то есть с окружающей средой он практически не взаимодействует. Так что опасно стекло в основном для любителей побегать босиком. Может оно доставить и другие крупные неприятности: в солнечный день — выпуклая поверхность бутылки похожа на линзу, и солнечные лучи могут через эту линзу поджечь сухую траву или мох. Поэтому стекло в природных условиях — совершенно лишнее.

Пластики— это материалы, которые сделаны из таких «кирпичиков», которых нет в природе. И вот эти-то «кирпичики» совершенно чужды всему живому. Они могут оказать вредное влияние и на растения, и на животных, и на человека. Еще хуже, если пластик начинают жечь. От горения образуются очень вредные вещества — диоксины. Диоксины легко проникают в организмы растений и животных и приводят к заболеваниям. Никогда не стойте возле костра, в который могли положить пластик!

Ну а сам костер? Пока он горит, сколько вреда приносит! Горит трава, умирают насекомые, горит и верхний слой почвы вместе с полезными земляными червями. За год в лесах наших широт нарастает слой почвы всего в 2-3 миллиметра. А сгорает он за несколько минут. Долго затягивает природа свои раны, много лет надо, чтобы гарь вновь покрылась зеленым ковром. Подумайте, стоит ли так глубоко ранить землю ради минутного удовольствия небольшой группы людей?

Весной при таянии снега в озеро попадает оставленный мусор. Взрослые у озера моют машины. Озеро засоряется, исчезает рыба.






2.3 Как помочь нашему озеру Мыркай?

Меня взволновала судьба нашего озера. От его имени я написала письмо – обращение к взрослым и ребятам.

Разрешите представиться. Я «озеро» из села с названием –Шумово. Зовут меня Мыркай. Мне очень много лет, точно я даже не смогу сказать. Может 100, а может и больше. Раньше я был очень красивым, чистым. Я появился, чтобы помогать людям. А сейчас жители села забыли про меня. Вода моя стала грязной, берега зарастают травой, деревьями. Помогите мне, люди! Я умираю от грязных отходов, что бросают в мою воду, и хочу, чтобы все, наконец-то, оглянулись на меня и поняли, что я – гордость и краса села, в котором жили деды и прадеды нынешнего поколения. Чтобы они задумались, в каком виде они передадут менясвоим детям и внукам! Спасите меня, и я буду дарить вам радость!

А что же реально можно сделать для спасения озера нам, ребятам, которые еще учатся в школе? Самое простое-превратите в привычку – убирать за собой мусор и за другими тоже.

Сделайте привычкой, подобно утренней чистке зубов, - никогда не оставлять после с себя мусор, складывать его только в строго отведенное для этого место. Если нет такой возможности, то в пакет или газету, чтобы в потом выбросить в урну.

С ребятами из класса мы уже принимали участие в акции по спасению озера: убирали мусор. Хочется обратиться ко всем отдыхающим на нашем озере или в других живописных уголках со словами: берегите родную при­роду, чтобы будущие поколения так же, как и мы, смогли любо­ваться красотами нашего пре­красного края.







3 Опыты с водой из разных источников

Для того чтобы ознакомиться с очень важным компонентом природы- водой, ее свойствами мы решили провести эксперимент с водой, взятой из разных источников.

Проба№1- бутилированная вода

Проба №2 – вода из-под крана в селе Шумово

Проба №3 – вода из озера Мыркай

Способ 1.

Бытует мнение, что чем чище вода, тем она легче. Для этого эксперимента мы взвесили три пробы воды и обнаружили таким образом самую качественную.


Проба№1

Проба №2

Проба №3

вес

0, 118

0,119

0,203

Вывод: Проба №1 -самая качественная вода.


Способ 2.

Другая проверка воды на качество с завариванием чая: в свежезаваренный чай долили немного сырой воды. Если чай станет персикового цвета, то вода чистая, и её можно смело пить, если же чай стал мутным, то вода непригодна для питья.


Проба№1

Проба №2

Проба №3

Цвет

Персиковый (прозрачный)

Персиковый (прозрачный)

Персиковый (мутный)

Вывод: Проба №1 и №2 пригодны для питья.


Способ 3.

Для этого способа мы просто наполните водой бутылку и поставьте её на двое суток в тёмное место. По истечении данного срока проверили состояние содержимого бутылок.(Если вода стала зеленоватой, на её поверхности образовалась маслянистая плёнка, и на стенках бутылки появился налёт, то вода непригодна для питья. Если же изменений не возникло, то вода чистая.)


Проба№1

Проба №2

Проба №3

Изменения

нет

нет

На дне бутылки увидели налет зеленоватого цвета

Вывод: Вода в пробах №1 и №2 чистая.


Способ 4

Для проверки качества воды в следующем эксперименте мы воспользовались простым чистым зеркалом. Для экспертизы просто накапали небольшое количество воды на поверхность зеркала и подождали пару минут, пока жидкость испарится. (Если после испарения остался след, то вода имеет какое-то количество посторонних примесей, и лучше провести полную проверку качества воды; если же поверхность зеркала осталась чистой, то вода не загрязнена.)


Проба№1

Проба №2

Проба №3

След

Незаметный след

Плохо видимый белый след

Хорошо видимый белый след

Вывод: Проба №1- вода не загрязнена.


Способ 5

В следующем способе для проверки качества воды мы использовали обыкновенную марганцовку. Растворили небольшое количество данной субстанции в воде и понаблюдали за реакцией жидкости. (Если вода приобретает желтоватый оттенок, то она непригодна к употреблению.)


Проба№1

Проба №2

Проба №3

цвет

розовый

розовый

Желтовато-розовый

Вывод: Проба №3 непригодна к употреблению.

Способ 6

Следующим способом проверяли качество воды на степень жёсткости. В каждую бутылку поместили небольшое количество мыла и потрясли промежуток времени. (Если мыло плохо пенится, значит вода имеет высокую степень жёсткости.)


Проба№1

Проба №2

Проба №3

Мыло

Растворилось, хорошо пениться

Растворилось, хорошо пениться

Плохо растворилось, мало пены

Вывод: Вода в пробах №1 и №2 мягкая




















III.Заключение

Мы выяснили, что вода – это главное богатство для человека, которое ничем ни заменишь.
Воды на Земле и много, и в тоже время мало. Её много в моряхи океанах, но морская солёная вода непригодна для питья. Пресной же воды существенно меньше и треть населения Земли испытывает в ней острый недостаток. Ограниченные запасы пресной воды ещё больше сокращаются из-за их загрязнения. Только совместнымиусилиями мы сможем решить эту проблему, если каждый человек будет беречь воду, экономить и не загрязнять её.

Вода из озера Мыркай и из-под крана в селе Шумово может употребляться человеком, только после кипячения.





















Список используемой литературы


  • Андреев Ю. А. Три кита здоровья. — СПб. Диамант, 1996

  • Большая серия знаний. Химия/ Коллектив авторов. м.: ООО «ТД «Издательство Мир книги», «Русское энциклопедическое товарищество», 2007

  • https://zen.yandex.ru/media/id/5a28ffa6f031735fd5f2d24d/kak-proverit-kachestvo-vody-9-interesnyh-sposobov-i-ne-tolko-chast-2-5b44b67a239e2600a81f4fe8

  • https://ru.wikipedia.org




Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Осенний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее