власть политический конституция законодательный
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что разделение властей, являясь одним из основополагающих принципов демократического государства, прочно вошло в российскую политическую действительность. В процессе преобразования российского общества важное значение приобретают новые требования к государственной власти и, прежде всего, преодоление её диктаторского монопольного характера. Этот принцип стал одним из оснований функционирования российского конституционализма и складывания новой политической системы.
Конституция Российской Федерации провозглашает в качестве одного из главных элементов конституционного строя принцип разделения властей. Провозглашение данного принципа разделения властей как основы организации государственной власти в России стало определяющим в развитии отечественной государственности. Но можно заметить, что формальное провозглашение принципа разделения властей не свидетельствует о его скорейшей реализации в политико-правовой действительности отечественного государства.
Исходя из выше изложенного, тема настоящего исследования представляет научный и практический интерес.
Предметом моей курсовой работы являются ветви государственной власти и принцип разделения их полномочий, а объектом является процесс их взаимодействия и реализации данного принципа в Российской Федерации.
Целью курсовой работы является исследование конституционно-правового закрепления принципа разделения властей в Российской Федерации, осмысление и усвоение механизмов контроля и «сдержек и противовесов» во взаимодействиях властей. Для достижения указанной цели в курсовой работе необходимо решить ряд задач:
ѕ рассмотреть историю развития принципа разделения властей в мировой политической мысли
ѕ охарактеризовать современное понимание теории разделения властей в российской науке;
ѕ рассмотреть основополагающие вопросы закрепления теории разделения властей в Конституции РФ;
ѕ рассмотреть функции каждой из ветвей власти в системе разделения властей, исходя из положений Конституции РФ.
1. История развития теории разделения властей
1.1 Идея разделения властей в истории мировой политической мысли
Вопрос о теории разделения властей занимает главное место в научных исследованиях, посвященных сущности и роли государства и права, начиная с древнейших времен. Некоторые авторы находят корни доктрины разделения властей в Библии, где впервые независимая судебная власть противопоставлена царской.Начиная с античных времен, в политико-правовой литературе cтали появляться проекты «наилучшего» государственного строя. Например, Платон признает государство справедливым, «когда имеющиеся в нем три различных по cвоей природе сословия делают каждое свое дело».
Необходимо отметить, что саму концепцию разделения властей историки и политологи создать не могли в силу чисто объективных причин: общественные потребности и практика того времени не создала необходимых для этого условий.
Принцип разделения властей впервые сформулирован английским просветителем XVII века Дж. Локком. Он был противником тирании и свои политико-правовые взгляды изложил в сочинении «Два трактата о государственном управлении». Основная идея данного сочинения - это разделение властей по трём сферам на законодательную, исполнительную и федеративную (осуществляющую внешнеполитические функции, причём её отделение от исполнительной непринципиально). Судебная власть в качестве самостоятельной ветви власти Локком не выделяется. Это можно объяснить тем, что судебная деятельность находится в зависимости от законодательной и исполнительной властей: с одной стороны, решения и приговоры суда зависят от законов, а с другой стороны, решения и приговоры получают реализацию именно благодаря силе исполнительной власти.
Идеи Локка были одобрены и развиты представителем школы французского Просвещения Шарлем Луи Монтескье. Главная идея в его работе «О духе законов» - политическая свобода. Он предложил традиционную модель разделения властей: власть должна принадлежать народу, законодательная власть собранию представителей, которое будет выражать интересы народа, исполнительная власть (во главе с монархом) должна быть ограничена по своей природе, она осуществляет законы, судебная власть «карает преступления и разрешает столкновения частных лиц». Так же идеи Монтескье о разделении властей нашли своё отражение в романе «Персидские письма» и историческом очерке «Размышления о причинах величия и падения римлян».
Рассматривая теорию Дж. Локка и Монтескье, известный американский политолог К. Фридрих пришёл к такому выводу, что решающее значение имеет то обстоятельство, что власть должна быть разделена, а не сконцентрирована в руках тех, кто действует по указанию общества. В случае же сосредоточения всей власти в руках одной силовой группы, что часто повторялось после революций, эта группа, выступающая от имени народа, превращается в правящую олигархию, переставая быть учреждающей (конституирующей).
К концу 18 века принцип разделения властей приобретает конституционное закрепление в США и Франции. Так, в Конституции Франции от 3 сентября 1791 года было провозглашено: «Общества, в котором не обеспечено пользование правами и не проведено разделение властей, не имеет Конституции». Вообще сложились две основные модели применения данного принципа: «гибкая» и «жесткая». Первая из них, в своем обосновании наиболее подходит к идеям Локка о тесном сотрудничестве и взаимодействии властей при верховенстве законодательной власти и характерна для стран парламентской монархии или республики (Великобритания). Вторая модель опирается главным образом на концепцию Монтескье и его продолжателей о равновесии, независимости и взаимоконтроле властей, которая присуща странам с президентской формой правления (США). На сегодняшний день принцип разделения властей является постоянно действующим в конституционном механизме большинства стран мира.
1.2 Развитие доктрины разделения властей в РФ
В России идея разделения властей впервые в наиболее чёткой форме была предложена М.М. Сперанским (1772-1839 г.) в его «Плане всеобщего государственного преобразования». М.М. Сперанский говорил о том, что нельзя основать правление на законе, если одна и та же власть будет и составлять законы и их исполнять. Законодательная власть должна принадлежать двухпалатной Думе, исполнительная власть - правительствующему Сенату и министерствам, а судебная власть - судебному Сенату. Хотя в проекте предполагалось привлечение населения к участию в исполнительной, законодательной и судебной власти посредством системы четырёхступенных выборов, самостоятельность перечисленных органов и их независимость от власти монарха не были предусмотрены. Монарх оставался в положении главы государства, без санкции которого не могла действовать ни одна из ветвей власти, однако проекту М.М. Сперанского не суждено было воплотиться в жизнь в первозданном виде.
Огромный вклад в развитие теории разделения властей внес П.И. Пестель (1793-1826 гг.). Он был ярым сторонником установления такой формы правления как республика. Россия, в его представлении, после свержения старой власти должна была стать единым, неделимым и целостным государством.
Законодательная власть по проекту Пестеля, сосредоточена в Народной Вече - «однопалатном органе, который избирается сроком на пять лет, с ежегодной ротацией ее членов на одну пятую ее состава». Никто не может распустить Народную Вечу. Она представляет волю в государстве, душу народа. Помимо законодательных функций, к полномочиям Народного Веча относится объявление войны и заключение мира.
Исполнительная власть - Державная Дума - состоит из пяти человек, избираемых сроком на пять лет.
Блюстительная власть - Верховный собор - состоит из 120 членов (бояр), которые назначаются на всю жизнь и не участвуют ни в законодательной, ни в исполнительной власти. Кандидатов назначают губернии, а Народная веча замещает вакансии в составе Собора. К полномочиям Собора относится утверждение законов с точки зрения законности их принятия и действия, «не входя в суждение о сущности», отдача чиновников под суд и назначение главнокомандующего действующей армии в случае выполнения ею военных задач за пределами страны.
В Советском государстве принцип разделения властей, как и многие другие правовые принципы, отрицался как неприемлемый и «буржуазный». Советская политическая система поставила законодательную власть превыше остальных. Источником права формально были только постановления законодателя, то есть Верховного Совета СССР, хотя реальная практика значительно расходилась с конституционными положениями.
Вновь о разделении властей заговорили во времена конституционных реформ 90-х годов, в ходе которых наметилась тенденция поверхностного заимствования зарубежного опыта в реализации принципа разделения властей.
Как один из принципов организации государственной власти в современной России, он был провозглашен Декларацией «О государственном суверенитете Российской Федерации» 12 июня 1990 г., а затем получил законодательное закрепление в ст. 10 Конституции РФ, которая гласит: «Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны».
12 декабря 1993 года, одновременно с выборами в Федеральное Собрание, было проведено всенародное голосование по Конституции, и при едва превысившей 50 процентов активности избирателей, небольшим перевесом была принята Конституция Российской Федерации, закрепившая устоявшуюся к тому времени в зарубежных странах систему государственной власти.
Большинство современных политологов и правоведов утверждают, что принцип разделения властей в России может сформироваться двояко: «разделение властей» и «разделение власти». На первый взгляд они тождественны, но по словам М.Д. Сомова «Первое словосочетание употребляется в общетеоретическом плане и по отношению к государственному механизму других стран, а второе выражение используется при характеристике российского разделения государственных полномочий, которое на федеральном уровне закреплено в Конституции»
Разделение властей в России заключается в том, что законодательная деятельность осуществляется Федеральным Собранием: федеральные законы принимаются Государственной Думой (ст. 105 Конституции), а по вопросам, перечисленным в ст. 106, - Государственной Думой с обязательным последующим рассмотрением в Совете Федерации; исполнительную власть осуществляет Правительство РФ (ст. 110 Конституции); органами судебной власти являются суды - Конституционный Суд РФ и Верховный Суд РФ. Согласованное функционирование и взаимодействие всех ветвей и органов государственной власти обеспечивается Президентом РФ (ч. 2 ст. 80 Конституции).
Однако на практике реализацию принципа разделения властей в России можно пронаблюдать с большим трудом. Как отмечается в литературе, все признают существование каждой из трех властей в отдельности, но никак не их равноправие и независимость друг от друга. В какой-то мере это объясняется длительным периодом тоталитарного режима. В истории России не было накоплено какого бы то ни было опыта разделения властей, большинство предлагаемых проектов оставались лишь идеями; здесь еще живучи традиции самодержавия и единовластия. Ведь сам по себе принцип разделения властей (на законодательную, исполнительную и судебную) не приводит автоматически к порядку в государстве, а борьба за лидирующую позицию в этой триаде приводит общество к политическому хаосу.
Безусловно, разбалансированность механизма сдержек и противовесов - лишь переходный этап в процессе становления государственности.
Таким образом, главная идея как российских, так и зарубежных политологов, заключается в том, что только принцип разделения властей является основанием функционирования конституционализма, который в конечном итоге призван обеспечить тот баланс интересов, который сделает государственную власть единой и неделимой.
2. Реализация принципа разделения властей
2.1 Законодательная власть в системе реализации принципа разделения властей в Российской Федерации
В соответствии с доктриной разделения властей особое место среди ветвей государственной власти принадлежит представительной (законодательной) власти. Об эти термина: «представительная власть» и «законодательная власть» неразрывно связаны друг с другом. Эта связь установилась сразу же после разработки принципа разделения властей (XVII в. - конец XIX в.), когда идеи парламентаризма уже сформировались в известной доктрине разделения властей, где парламенту как законодательной власти отводилось особое место. Причём, уже тогда был сделан вывод о связи представительства народа с законодательной деятельностью, а закона с народным волеизъявлением избирателей.
Действительно, именно законодательная власть призвана устанавливать определенные правила поведения и осуществлять контроль их исполнения посредством принятия законов. Исполнительная же власть нацелена на исполнительно-распорядительную деятельность, а судебная призвана разрешать правовые споры посредством судопроизводства.
На первый взгляд у каждой из ветвей власти своя роль, свои задачи и функции. Но можно заметить, что законодательная власть занимает центральное место в системе государственного аппарата. Во-первых, ею устанавливаются правила поведения во взаимоотношениях с другими ветвями государственной власти. Во-вторых, определяя организацию деятельности исполнительной и судебной власти, она выполняет свою ориентирующую роль по отношению к ним, что не лишает их самостоятельности, а, наоборот, нацеливает на полноценную и продуктивную работу. В-третьих, законодательная власть выполняет также контрольную функцию, проверяя качество и своевременность реализации законов.
Итак, основная задача законодательной власти - это принятие законов, имеющих юридическую силу на всей территории государства, которые будут регулировать важнейшие общественные отношения, и реализуемых в основном другими ветвями власти.
Следовательно, можно определить законодательную власть как обособленную сферу государственной деятельности, осуществляющей в установленном законом порядке непосредственно народом или представительными органами разработку и принятие законодательных решений, а также осуществлять контроль за их реализацией.
Функционирование законодательной власти невозможно без взаимодействия с другими ветвями государственной власти, число которых в современном законодательстве растет. Законодательная власть работает в России как на федеральном, так и на региональном уровне. Рассматривая направления взаимодействия ветвей власти, оставим внимание на федеральном уровне.
Основной вектор взаимоотношений законодательной власти в системе разделения властей задан отношениями с исполнительной властью, органы и полномочия которой определяются Конституцией РФ и законодательством России. В ст. 102 и 103 проявляется принцип «сдержек и противовесов» Президенту и Правительству. Так, например, без согласия Федерального Собрания не могут быть назначены на свои должности судьи высшего звена, Председатель Правительства и т.д. Однако, в отличие от законодательной власти, органы исполнительной власти иерархичны и составляют исполнительную вертикаль, предполагающую подчинение нижестоящих органов вышестоящим. Для законодательной власти такая иерархичность не характерна, законодательные органы опираются на положения законодательства и соответственно подчинены закону.
Весьма заметно отличаются данные ветви власти и по численности. Исполнительные органы в России насчитывают сотни тысяч человек, в то время как состав депутатского корпуса федерального парламента значительно меньше.
Находясь во взаимодействии с исполнительной властью, законодательная власть осуществляет также и контрольные полномочия, которые находят своё воплащение в различных формах парламентского контроля, среди которых выделяют финансовый контроль, парламентские слушания, парламентские расследования, депутатские вопросы и запросы, отчеты Правительства, выражение ему недоверия или отказ в доверии. Новой формой парламентского контроля стала поправка, введённая в Конституцию РФ в 2008 году - это ежегодная отчетность Правительства РФ перед Государственной Думой.
Не менее важное направление деятельности законодательной власти - ее взаимодействие с судебной властью. Законодательная и судебная власть во многом взаимозависимы; судебная власть дает оценку законодательной деятельности, может корректировать положения законодательства при рассмотрении конкретных дел, тем самым ориентируя законодателя на разработку и принятие конкретных правовых предписаний.
Однако влияние судебной власти на законодательную не остается односторонним. Во-первых, законодательная власть устанавливает правила, по которым функционирует судебная власть. Во-вторых, законодательная власть участвует в формировании корпуса судей. Так, судьи Конституционного и Верховного Судов России назначаются на должность Советом Федерации по представлению Президента РФ. В-третьих, законодательная власть иногда выполняет судебные функции: объявление амнистии Государственной Думой (ст. 103 Конституции РФ) или отрешении Президента РФ от должности (ст. 93 Конституции РФ).
Как справедливо отмечает В.Е. Чиркин, связи законодательной и судебной власти имеют взаимообеспечительный характер. С одной стороны, законодательная власть (парламент) принимает законы об организации и деятельности судов, устанавливает судебную систему, учреждает суды, обеспечивает их финансирование. С другой стороны, суд своими средствами способствует эффективному правовому регулированию, которое призвана осуществлять законодательная власть, а также реализации законов. В своих решениях Конституционный Суд РФ нередко не только предлагает законодателю формулировки, но и устанавливает сроки для соответствующей корректировки. Данная функция повышает точность правового регулирования, обеспечивает качество законодательства и способствует правильной его реализации.
Однако положение законодательной власти в государственном механизме не ограничивается ее взаимодействием с исполнительной и судебной. Существенно влияет на законодательную власть Президент РФ, который находится вне системы разделения властей. Есть и другие государственные органы (прокуратура, избирательные комиссии, счетные палаты), не входящие ни в одну из трех ветвей власти, но с которыми законодательная власть тесно взаимодействует, участвуя в их формировании, законодательно регулируя их правовой статус, осуществляя парламентский контроль их деятельности.
Таким образом, законодательная власть представляет собой способность и возможность государства в лице его наделённых специальными полномочиями органов издавать обладающие высшей юридической силой нормативно-правовые акты - законы, а по природе и характеру своей деятельности данная ветвь власти призвана представлять и выражать интересы всех социальных слоёв, всего российского общества.
2.2 Исполнительная власть в системе реализации принципа разделения властей в Российской Федерации
В юридической науке исполнительную власть принято определять как самостоятельную и независимую ветвь государственной власти, имеющую универсальный, предметный и организующий характер, выраженную системой государственных органов исполнительной власти, наделенных государственно-властными полномочиями, главное назначение которой заключается в исполнении законов и их реализации определенными методами, предусмотренными законодательством.
Исполнительная власть - это сложное структурное государственное образование, представляющее собой совокупность государственных органов, которые наделенны соответствующими полномочиями. Она носит организующий характер, имеет возможности применять для решения стоящих перед ней задач средства принуждения, должна быть легитимной и законной. Исполнительная власть носит подзаконный характер, поскольку реализующие ее государственные органы обязаны в своей деятельности руководствоваться исключительно законом.
Существенный признак исполнительной власти усматривается и в ее предметном характере, который означает, что в отличие от законодательной и судебной исполнительная власть опирается на людские, материальные, финансовые ресурсы, обеспечивающие функционирование государства, обладает армией, органами безопасности, органами охраны правопорядка, другими государственными органами, обеспечивающими безопасность общества. Исполнительная власть имеет универсальный характер во времени и пространстве, осуществляясь постоянно и везде на всей территории государства.
Исполнительная власть является важнейшей составляющей системы разделения властей. От эффективности ее реализации во многом зависят благополучие граждан, стабильность в обществе и нормальное функционирование всего государственного аппарата. Именно исполнительная власть, на вершине которой находится Правительство, сосредотачивает в своих руках неизмеримо большие по сравнению с другими ветвями государственной власти финансовые, материально-технологические, организационные, людские и иные ресурсы. Именно она обладает сегодня наиболее полной и исчерпывающей информацией о процессах, происходящих во всех сферах современного общественного организма и на международной арене. Говоря об этом, сразу вспоминаются слова: «Кто владеет информацией, владеет миром».
Правительство РФ представляет собой коллегиальный орган и состоит из: председателя Правительства, заместителей председателя Правительства и федеральных министров. Коллегиальность органов исполнительной власти обеспечивает учёт коллективного мнения при решении основных вопросов государственно-управленческой деятельности, позволяет анализировать и синтезировать знания, опыт, профессионализм разных людей при принятии решения, выражающего в целом волеизъявление Правительства.
Коллегиальность предполагает так же наличие круга вопросов, отнесенных к ведению Правительства, решения по которым в соответствии с Законом о Правительстве РФ принимаются исключительно на заседаниях Правительства (ст. 28). Среди них, например, вопросы о представлении ГД ФС РФ федерального бюджета и отчета о его исполнении; проектах программ экономического и социального развития, связанных с созданием свободных экономических зон; об объемах выпуска государственных ценных бумаг; о внесении Правительством законопроектов в ГД ФС РФ; об утверждении положений о федеральных министерствах и об иных федеральных органах исполнительной власти и др.