«Осенний фестиваль знаний 2024»

Использование технологии разноуровневой дифференциации в начальной школе.

Статья по теме "Использование технологиии разноуровневой дифференциации в начальной школе" знакомит с различными дифференцированными учебными заданиями, с приемами подачи домашнего задания, с приемами оценивания.

Все перечисленные приемы и методы помогают достигать высоких результатов создания условий развития личности школьника

и ее адаптации в обществе.

Олимпиады: Литературное чтение 1 - 4 классы

Содержимое разработки

Использование технологии разноуровневой дифференциации в

начальной школе.



Любить детей - этого мало,

Надо знать их.

Проф. М.Н.Гернет

Я согласна с высказыванием Л.С. Выготского: «То, что сегодня ребенок умеет делать в сотрудничестве и под руководством, завтра он становится способен выполнить самостоятельно...». Думаю, зная индивидуальные особенности каждого ученика (уровень подготовки, развития, особенность мышления, познавательный интерес к предмету),

возможно определить для него наиболее целесообразный и эффективный вид деятельности, формы работы и типы заданий на уроке.

Дифференциация обучения через ее формы необходима для оптимальной педагогической поддержки развития индивидуальности.

« Может ли учитель физически и профессионально учесть индивидуальные особенности каждого из 30-ти учащихся в рамках 45- минутного урока и обязательного выполнения учебной программы?»

«Как работать на уроке со всем классом и одновременно – с каждым учащихся?»

Как сделать процесс обучения более гибким, более приспособленным к каждому ученику? Ответ на этот вопрос дает технология обучения "Уровневая дифференциация», которая предполагает такие формы обучения, которые позволяют обеспечить развитие личности с учетом индивидуальных психологических и интеллектуальных возможностей.

Основная цель использования технологии уровневой дифференциации – обучение каждого на уровне его возможностей и способностей, что дает каждому обучающемуся возможность получить максимальные по его способностям знания и реализовать свой личностный потенциал.

Основная задача: увидеть индивидуальность ученика и сохранить ее, помочь ребенку поверить в свои силы, обеспечить его максимальное развитие.


Неудивительно, что нагрузка на школьников растет пугающими темпами. Не все родители могут справиться с предложенными задачами «Математика», 3 класс. Дети всегда приступали, и будут приступать к изучению школьной программы с разными исходными предпосылками. Большинство учащихся (около 65%) поступают в школу с примерно одинаковым уровнем психического развития, именно он и принимается за норму; 15% - в большей или меньшей степени этот уровень превосходят, а 20% детей, наоборот, его не достигают.

Осуществляя дифференцированный подход, учителю следует руководствоваться следующими требованиями:

   создание атмосферы, благоприятной для учащихся;

   активно общаться с учащимися для того, чтобы учебный процесс был мотивирован; чтобы ребенок учился согласно своим возможностям и способностям; чтобы имел представление о том, чего от него ждут;

   обучающимся различных уровней предлагается усвоить соответствующую их возможностям программу (каждому "взять” столько, сколько он может).

Что дает технология разноуровневого подхода? Этапы

Схема разноуровневого урока

Учителя для разноуровневого обучения используют:

   Карточки-информаторы, включающие наряду с заданием ученику элементы дозированной помощи

   Альтернативные задания для добровольного выполнения

   Задания, содержание которых найдено учеником

   Задания, помогающие в овладении рациональными способами деятельности

Дифференциацию содержания учебных знаний можно осуществлять:

-по степени самостоятельности;

-по уровню творчества;

-по уровню трудности;

-по объему;

-по характеру помощи

обучающимся.


Разноуровневая дифференциация обучения широко применяется на разных уроках и этапах учебного процесса: изучение нового материала; дифференцированная домашняя работа; учет знаний на уроке; текущая проверка усвоения пройденного материала; самостоятельные и контрольные работы; организация работы над ошибками; уроки закрепления.

Реализацией профстандарта педагога предусмотрено построение разветвленной системы поиска и поддержки талантливых детей, их сопровождения в течение всего периода становления личности. Поэтому перед собой я поставила задачу – раскрыть приемы дифференцированного обучения в работе с одаренными детьми


При организации опроса, подаче домашнего задания и оценивании учащихся

Очень часто на уроках формы опроса направлены на поиск пробелов и недостатков в знаниях учащихся. А ведь это должен быть поиск достоинств, знаний и умений. Главная задача в ходе опроса в начальной школе – поддержать, помочь, научить.

Прием 1. Солидарный опрос.

Ученик, вызванный к доске, не может справиться с заданием. Обращаюсь к классу с вопросом: Кто поможет выполнить это задание? Затем из числа желающих выбираем объясняющего, и предлагаем ему шепотом помочь товарищу и научить его так, чтобы тот мог сам выполнить задание.

Если ученик справился с заданием и товарищ ему помог, оба получают качественную отметку и поощрение на словах.



Прием 2. Взаимоопрос.

Три ученика, подготовленные провести опрос тех, кто хотел бы ответить на "5”, на "4” и на "3”, садятся каждый на своем ряду и приглашают желающих. Если ученик записался в группу, где он быстро ответил на вопросы и получил "3”, он может мигрировать в группу более высокого качества и попытать счастья там.

Прием 3. Тихий опрос.

Беседа с одним или несколькими учениками происходит полушепотом, в то время как класс занят другим делом, которое предлагаю ранее.

Прием 4. Защитный лист.

Ученик нередко приходит на урок неподготовленным по многим причинам: тренировки, игры, поездки….

В таких случаях обычны два сценария «Строгий учитель и добрый учитель»

Как быть?

Каждый из обучающихся может до урока предупредить о невыполнении домашнего задания, об этом возможно заявить и родителям. Ситуацию держу под контролем, спрошу ученика в следующий раз.

Прием 5; Идеальный опрос.

Идеальный опрос – когда опроса нет, а функции его выполняются. Ученики сами оценивают степень своей подготовки и сообщают об этом учителю.

Приемы подачи домашнего задания

Вредный и достаточно распространенный прием – наказание домашним заданием повышенного объема или сложности. Но если уж задавать, то задавать с максимальной пользой.

Прием 1. Три уровня домашнего задания. Плюсы: разноуровневая дифференциация. Минусы: объем проверяемого материала увеличивается.

Учитель одновременно задает домашнее задание трех уровней .

Первый уровень – обязательный минимум. Главное свойство этого задания: оно должно быть абсолютно понятно и посильно любому ученику.

Второй уровень – тренировочный. Его выполняют ученики, которые желают хорошо знать предмет и без особой трудности осваивают программу.

Третий уровень используется или нет учителем в зависимости от темы урока, подготовленности класса. Это – творческое задание. Обычно оно выполняется на добровольных началах и стимулируется учителем высокой оценкой и похвалой.


Прием 2. Задание массивом. На уроке математики дается большой объем примеров на порядок действий , на закрепление вычислительных навыков, в данном случае их -84.Время выполнения –произвольное. Старт после Нового года, на каникулах, окончание –ученик выбирает самостоятельно. Можно закончить и за две недели, можно сделать и за три месяца. В течение выполняемой работы учитель держит все под контролем. Все результаты проверяются в любое время. Результат отличный- дети учатся выполнять выражения по действиям.


На уроках литературного чтения. На каникулах определяется список стихотворений для заучивания наизусть. Стихотворение К. Бальмонта оценивается через месяц.

Задается большой массив заданий сразу на достаточно большой промежуток времени. Например, из 50 заданий ученик должен выполнить 20. Важный психологический эффект: самостоятельный выбор задания дает возможность самореализации для ученика, происходит самосогласование ребенка и уровня заданий, которые он решает. Объем задания можно варьировать.

Прием 3. Сам себе учитель.

В течение последних 10 минут урока предлагаем учащимся придумать наиболее интересную форму и содержание домашнего задания. Кто какое домашнее задание для себя придумал, тот и будет его выполнять. Кто не сумел или не захотел придумать, тому домашнее задание формулируем сами.

Прием 4. Идеальное задание.

Учитель не дает никакого определенного задания, но функция домашней работы выполняется, то есть учитель предлагает школьникам выполнить дома работу по их собственному выбору и пониманию.

Приемы оценивания

От педагога в момент оценки результатов требуется эмоциональная уравновешенность, доброжелательность, умение учитывать возможности и реальные достижения каждого учащегося. Главное, чтобы оценка на уроке стала стимулом для дальнейшего приложения сил. Человеку нужен успех.

Прием 1. Оценка – не отметка.

Оцениваем не только цифрой. Оцениваем словами, интонацией, жестом, мимикой...

Прием 2. Рейтинг.

Завершив работу, ученик сам ставить себе отметку. За ту же работу отметку ставит и учитель. Записываем дробь. Например, 4/5. Задача учителя – приучить ученика к регулярному оцениванию своего труда.

Прием вводится на период согласования критериев отметки, а через некоторое время числитель и знаменатель все чаще совпадают.

Прием 3. Кредит доверия.

В некоторых случаях ставим отметку в "кредит”. Спорная четвертная. Предмет волнений и надежд. Учитель: "По отметкам ты на "4” ("5”) чуть-чуть не доработал. Но у меня создалось впечатление, что ты можешь и хочешь. Это так? Если да, то давай попробуем поставить тебе высокую оценку, а в следующей четверти станет ясно, насколько мы были правы”.

Прием 4. Система стимулов.

Вариант 1. Листочек с отложенной оценкой.

Не желая выставлять низкую оценку, выдаем учащемуся листочек, в который он записывает тему, заданный вопрос или задание, с которым не справился, дату и возвращает учителю. При следующем опросе предлагаем ученику ответить или выполнить задание, которое содержится в отложенном листке.

Вариант 2. Развернутая оценка.

Наряду с цифровой оценкой делаем запись, раскрывающую наше отношение к ученику и его достижениям.

Вариант 3.

Достаточно хорошей оценкой могут быть:

         маленькая грамота;

         благодарственное письмо или диплом "За победу на уроке”, "За маленькое открытие”, "За помощь другу”;

         благодарственная запись в дневнике;

         книга, открытка с дарственной надписью, стихотворение, посвященное ученику.

Прием 5. Взаимопроверка. Выполнение тестов дома. Проверить надо, вопросов до 30. Рабочие тетради собираются, затем раздаются вновь, кому попадается своя тетрадь, заменяется. Начинаем согласованную проверку. Читаем вопрос, дают дети правильный ответ. В случае творческого задания, читаются несколько ответов, каждый ответ принимается.

Результат: по предложенным критериям: 15,14 +отметка «5», 11,12,13 + «4»,от 8 до10 + «3», меньше 7+ оценка «2».

Положительные стороны дифференцированного обучения.

Отрицательные стороны дифференцированного обучения.


Представленная выше система работы по «Технологии разноуровневой дифференциация в начальной школе» позволяет представить результат только при организации совместной систематической работы с родителями обучающихся, повышении их правовой и педагогической культуры, а также формировании практических умений и навыков в воспитании способных, талантливых детей.

Безталанных детей нет, каждый ребенок индивидуален по-своему. И найти эту характеристику у каждого ребенка - это главная задача учителя – классного руководителя. А помощь оказать должна семья, родители обучающегося.

Семья и школа – это берег и море. На берегу ребенок делает свои первые шаги, получает первые уроки жизни, а потом перед ним открывается необозримое море знаний, и курс в этом море прокладывает школа. Это не значит, что он должен совсем оторваться от берега. . . 

Как пишет великий русский педагог В. Сухомлинский : «В семье закладываются корни, из которых вырастают потом и ветви, и цветы, и плоды. На моральном здоровье семьи строится педагогическая мудрость школы». Родители обязаны принимать детей такими, какие они есть, а не рассматривать их в качестве носителей талантов, стремиться развивать личные качества детей, порой самые различные.

Основываясь на этом в начале каждого учебного года на первых родительских собраниях

я перед родителями ставлю цели и задачи о том, как можно организовать работу с одаренными детьми, в каких мероприятиях, конкурсах, викторинах, олимпиадах дети могут участвовать.

  • Родители прислушиваются к вопросам ребёнка, отмечают, чем ребёнок предпочитает заниматься, выявляют такие интересы, которые могут совпадать для успешного их развития;

  • организовывают дополнительные занятия по развитию той или иной сферы интересов, в которой ребенок проявляет себя в большей степени.


Вместе с родителями мы разрабатываем индивидуальные траектории развития детей - это занятия спортом, творческие проекты и конкурсы, научно-исследовательская работа или подготовка к олимпиадам.

Вместе с ребятами создаем "портфели" индивидуальных достижений (портфолио), которые представляет собой собрание различных творческих, проектных, исследовательских работ ученика, спортивных и художественных достижений.

некоторая часть полученных грамот и дипломов.

В текущем учебном году Латыпова Арина приняла участие во всероссийском заочном конкурсе «Юный исследователь», стала лауреатом 1 степени. В рамках X Всероссийского Рождественского фестиваля стала лауреатом 2 степени.

Аитова Диана опубликовала свое социалогическое исследование «Что в имени моем …» в сборнике материалов II Республиканской научно-практической конференции младших школьников «Научное PROдвижение-2015».


Среди приведенных приемов нет такого, который можно назвать самым главным. Радуга из одного цвета – не радуга. Только поддерживая друг друга, приемы дают "радужный” эффект. Многоцветную картину не нарисовать одним махом. Терпение и постепенность! Лучший способ загубить педтехнику – схватиться за все сразу.

Будем знать , что в нашей профессиональной деятельности учителя главное не в том, чтобы учить, а в том, чтобы думать.

Пусть нашим девизом будут слова замечательного поэта Максимилиана Волошина:

Из всех насилий,
Творимых человеком над людьми,
Убийство – наименьшее,
Тягчайшее же – воспитанье.

И будем помнить, что "приемы педтехники – каждодневный инструмент учителя. Инструмент без работы ржавеет... А в работе – совершенствуется”. (А.Гин).


Все перечисленные приемы и методы технологии разноуровневой дифференциации приводят при правильной организации к достижению достаточно высоких результатов в создании условий развития личности школьника и ее адаптации в обществе.

 


Кодекс чести учителя (принципы отношения к ребенку, сформулированные Г.Л. Лэндгрет):

1.           Я хочу, чтобы меня любили, поэтому открыта детям.

2.           Я так мало знаю о сложных лабиринтах детства, что позволяю детям учить меня.

3.           Иногда мне нужно убежище, поэтому я дам его детям.

4.           Я люблю, чтобы меня принимали такой, какая я есть на самом деле, поэтому буду стремиться сопереживать ребенку и ценить его.

5.           Я склонна ошибаться, поэтому буду терпелива к человеческой сущности ребенка.

6.           Я единственная, кто может прожить мою жизнь, поэтому я не буду стремиться управлять жизнью ребенка.

7.           Я научилась почти всему, что я знаю, на собственном опыте, поэтому я позволю детям приобретать свои.

8.           Я черпаю поддержку и волю к жизни внутри себя, поэтому я буду признавать и подтверждать чувство самости у ребенка.

9.           Я не могу сделать так, чтобы страх, боль, разочарование и стрессы ребенка исчезли, но я буду стараться смягчить удар.

10.       Я чувствую страх, когда беззащитна, поэтому буду прикасаться к внутреннему миру ребенка с добротой, лаской и нежностью.

 

Литература

1.     Гин А. Приемы педагогической техники. – М., "Вита-Пресс”, 1999.

2.     Гузеев В.В. Педагогическая техника в контексте образовательной технологии. М., 2001.

7


Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Осенний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее