Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №7» г. Альметьевска,
Республики Татарстана
«Использование современных образовательных технологий в достижении предметных и метапредметных результатов обучающихся»
Выполнила :
учитель начальных классов
Сулейманова Зульфия Набиулловна
Альметьевск
На сегодняшний день тема «Использование современных образовательных технологий в достижении предметных и метапредметных результатов обучающихся», актуальна в связи с внедрением стандартов второго поколения при формировании УУД. Трудности заключаются в том, что обучение в начальной школе невозможно без сформированности у детей младшего школьного возраста предметных и метапредметных компетенций, которые необходимы ему для успешной учебной деятельности. Таким образом, задача учителя становится в формировании предметных и метапредметных умений у ребёнка. Перед педагогом стоит цель использование более доступных способов и приёмов работы, которые помогут на уроке всё рассказать, показать, но и включить самого обучающегося в процесс самостоятельного овладения новыми знаниями, применения полученных знаний в решении познавательных, учебно-практических и жизненных ситуаций.
Существуют «Примерные программы обучения» составленные на основе стандартов второго поколения, которые определяют следующие цели:
1.развитие коммуникативной компетенции в совокупности ее составляющих: речевая, языковая, социокультурная/межкультурная, учебно-познавательная компетенции;
2.развитие личности учащихся;
3.формирование и развитие универсальных учебных действий.
В качестве предполагаемых результатов обучения выделяют:
- предметныерезультаты. Под предметными результатами понимаются результаты, которые достигаются обучающимися в процессе изучения предмета. Требования к предметным результатам обучения отражены в документе «Фундаментальное ядро содержания общего образования».
- личностные результаты. Можно структурировать в три блока: 1) самоопределение-сформированность внутренней позиции учащегося; 2) смысл образования – поиск и установление личностного смысла, учение обучающегося на основе системы учебно – познавательных и социальных мотивов; 3) морально – этическая ориентация – знание основных моральных норм и ориентация; развитие этических чувств - стыда, вины, совести.
метапредметные результаты – это универсальные способы действий, которые применяются учащимися в обучении, на практике и перенос во внеурочную деятельность. Достижение метапредметных результатов обеспечивается за счет основных компонентов образовательного процесса — учебных предметов, представленных в инвариантной части базисного плана. Основное содержание оценки метапредметных результатов в начальной школе строится на основе умения учиться, т. е. той совокупности способов действий, обеспечивающей способность младших школьников к самостоятельному усвоению новых знаний и умений. Именно метапредметные результаты являться связывающим звеном между усвоением предметов и получением знаний. Для формирования метапредметных компетенций у детей наставник не только продумываетосновную часть урока, но и ИКТ, используемые на данном уроке. Учитель должен использовать на уроке современные образовательные технологии. На своих уроках я часто использую следующие технологии: 1 класс
-игровая технология;
-здоровьесберегающие технологии;
-технология проектов;
- технология системно-деятельностного подхода.
2 класс
- технология проблемного обучения;
- тенологии развития критического мышления.
3-4 класс
-технология исследовательской деятельности;
- квест технологии;
- модульные технологии;
- технология интегрированного обучения.
На уроках математики я со второго класса использую технологиюисследовательской деятельности. Например, изучая тему в 4 классе «Виды углов», учащимся рекомендуется самостоятельно, используя информацию учебника, выделить цель урока. Перед группами учащихся ставится проблема найти в окружении предметы соответствующих углов. На данном этапе урока применяются как групповая, проблемная и исследовательская технологии.
Одним из средств формирования метапредметных и предметных компетенций младших школьников в соответствии с требованиями ФГОС являются информационно - коммуникативные технологии и применение проектного метода.
Главными целями введения проектной деятельности в начальную школу являются:
- развитие интереса к предмету;
- приобретение исследовательского опыта;
-развитие умения творчески оформлять и доносить до заинтересованной аудитории;
- развитие умения работать самостоятельно, в парах, в группах и т.д.,
-получение дополнительных знаний по теме;
- развитие навыков монологической речи.
Обучение с использованием проектных приёмов в начальной школе имеет целый ряд достоинств и недостатков.
Плюсы:
Создают ситуацию успеха.
Помогают строить новые отношения в сотрудничестве.
Способствуют проявлению организаторских способностей у детей.
Осуществляется преемственность. Дети подготовлены к выполнению проектов в среднем звене.
Активизировалась роль родителей в учебной деятельности.
Степенью подготовленности учащихся к проектной деятельности является:
- коммуникативный (умение спрашивать, выражать свою точку зрения, управлять голосом);
- интеллектуальный (способность вычленять существенный признак, соотносить данные, составляющие условие задачи; возможность выделять общий способ действий);
- оценочно-самооценочный (рефлексивный).
Минусы:
Нехватка времени на выполнение работы.
Сложность младших школьников выполнять проектные работы.
Чтобы решить эти проблемы, что нам нужно?
а) устанавливаем определённый объём и необходимое время для выполнения задания.
На мой взгляд, оптимальная форма работы для обучающихся начальных классов - это групповая форма.
б) Разбираем причины ошибок вместе с детьми.
в) Помогаю в работе с компьютером, оказываю помощь с оформлением проекта.
г) Предлагаю работать ученикам самостоятельно, если нужно выступаю в роли консультанта.
д) Даю возможность в помощи родителям над проектом.
При создании нового стандарта, используемый интегрированный подход к обучению, планирует динамичное использование знаний. Хочется привести примеры связанных между собой учебных заданий, в процессе выполнения которых, ребёнок работают с материалом, воспринимают материал урока и у них формируются личностные, метапредметные и предметные умения.
I этап «Самоопределение к деятельности»
Задание, которое заинтересовывает интерес детей к освоению новой темы, сформулированной учителем условия. Итогом этой ступени считается самоопределение учащихся, направленное на цели освоения учебного материала, что и развивает регулятивные умения.
II этап «Учебно-познавательная деятельность»
Учитель ставит проблемные ситуаций так, чтобы у детей было не достаточно знаний для выполнения данной задачи. Учащиеся самостоятельно добывают эти знания из различных источников. Чаще всего используют энциклопедии, справочники, словари, учебную информацию. Умение учащихся работать с информацией, выстраивает выполнение заданий на «знание», «понимание» и «умение» что способствует метапредметным умениям, что и необходимо наставнику ФГОС второго поколения.
III этап «Интеллектуально-преобразовательная деятельность»
Этот этап предусматривает использование учащимися достигнутых знаний и навыков для осуществления проблемных заданий. Ученики подбирают работу, доступную деятельность и решают задания на основе полученных знаний. Итогом работы считается исполнения ситуативного задания. В данный момент устанавливаются метапредметные умения, ученики учатся:
-находить доступные для себя задания;
- применять приобретенные навыки;
- реализовать учебные задания;
- разумно употреблять устные средства общения;
- исправлять свои недочёты;
- подводить итоги выполненной работы.
IV этап «Рефлексивная деятельность»
Рефлексивная деятельность подводит учащихся к самостоятельному самоанализу и самооценке собственной деятельности по выполнению задания в рамках изучаемой темы.
Ценность современного образования, установленная Федеральным государственным образовательным стандартом второго поколения, делает упор на то, что школа должна стимулировать молодёжь, признавать активную гражданскую позицию, увеличивать личностное развитие и социальную безопасность. Появление стандарта второго поколения обусловлено требованиями времени, новыми целями, которые общество ставит перед образованием. Можно с уверенностью сказать, что мы, учителя начальных классов, планируем в дальнейшем, совершенствовать свою деятельность с учетом особенностей стандарта второго поколения.
Литература
1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального образования. [http://standart.edu.ru
2. Федеральный государственный образовательный стандарт основного образования. [http://standart.edu.ru]
3. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования. [http://standart.edu.ru]