«Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

«Использование современных образовательных технологий в достижении предметных и метапредметных результатов обучающихся»

На сегодняшний день тема «Использование современных образовательных технологий в достижении предметных и метапредметных результатов обучающихся», актуальна в связи с внедрением стандартов второго поколения при формировании УУД. Трудности заключаются в том, что обучение в начальной школе невозможно без сформированности у детей младшего школьного возраста предметных и метапредметных компетенций, которые необходимы ему для успешной учебной деятельности. Таким образом, задача учителя становится в формировании предметных и метапредметных умений у ребёнка.

Олимпиады: Литературное чтение 1 - 4 классы

Содержимое разработки

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №7» г. Альметьевска,

Республики Татарстана






«Использование современных образовательных технологий в достижении предметных и метапредметных результатов обучающихся»





Выполнила :

учитель начальных классов

Сулейманова Зульфия Набиулловна











Альметьевск

На сегодняшний день тема «Использование современных образовательных технологий в достижении предметных и метапредметных результатов обучающихся», актуальна в связи с внедрением стандартов второго поколения при формировании УУД. Трудности заключаются в том, что обучение в начальной школе невозможно без сформированности у детей младшего школьного возраста предметных и метапредметных компетенций, которые необходимы ему для успешной учебной деятельности. Таким образом, задача учителя становится в формировании предметных и метапредметных умений у ребёнка. Перед педагогом стоит цель использование более доступных способов и приёмов работы, которые помогут на уроке всё рассказать, показать, но и включить самого обучающегося в процесс самостоятельного овладения новыми знаниями, применения полученных знаний в решении познавательных, учебно-практических и жизненных ситуаций.

Существуют «Примерные программы обучения» составленные на основе стандартов второго поколения, которые определяют следующие цели:

1.развитие коммуникативной компетенции в совокупности ее составляющих: речевая, языковая, социокультурная/межкультурная, учебно-познавательная компетенции;

2.развитие личности учащихся;

3.формирование и развитие универсальных учебных действий.

В качестве предполагаемых результатов обучения выделяют:

- предметныерезультаты. Под предметными результатами понимаются результаты, которые достигаются обучающимися в процессе изучения предмета. Требования к предметным результатам обучения отражены в документе «Фундаментальное ядро содержания общего образования».

- личностные результаты. Можно структурировать в три блока: 1) самоопределение-сформированность внутренней позиции учащегося; 2) смысл образования – поиск и установление личностного смысла, учение обучающегося на основе системы учебно – познавательных и социальных мотивов; 3) морально – этическая ориентация – знание основных моральных норм и ориентация; развитие этических чувств - стыда, вины, совести.

метапредметные результаты – это универсальные способы действий, которые применяются учащимися в обучении, на практике и перенос во внеурочную деятельность. Достижение метапредметных результатов обеспечивается за счет основных компонентов образовательного процесса — учебных предметов, представленных в инвариантной части базисного плана. Основное содержание оценки метапредметных результатов в начальной школе строится на основе умения учиться, т. е. той совокупности способов действий, обеспечивающей способность младших школьников к самостоятельному усвоению новых знаний и умений. Именно метапредметные результаты являться связывающим звеном между усвоением предметов и получением знаний. Для формирования метапредметных компетенций у детей наставник не только продумываетосновную часть урока, но и ИКТ, используемые на данном уроке. Учитель должен использовать на уроке современные образовательные технологии. На своих уроках я часто использую следующие технологии: 1 класс

-игровая технология;

-здоровьесберегающие технологии;

-технология проектов;

- технология системно-деятельностного подхода.

2 класс

- технология проблемного обучения;

- тенологии развития критического мышления.

3-4 класс

-технология исследовательской деятельности;

- квест технологии;

- модульные технологии;

- технология интегрированного обучения.

На уроках математики я со второго класса использую технологиюисследовательской деятельности. Например, изучая тему в 4 классе «Виды углов», учащимся рекомендуется самостоятельно, используя информацию учебника, выделить цель урока. Перед группами учащихся ставится проблема найти в окружении предметы соответствующих углов. На данном этапе урока применяются как групповая, проблемная и исследовательская технологии.

Одним из средств формирования метапредметных и предметных компетенций младших школьников в соответствии с требованиями ФГОС являются информационно - коммуникативные технологии и применение проектного метода.

Главными целями введения проектной деятельности в начальную школу являются:

- развитие интереса к предмету;

- приобретение исследовательского опыта;

-развитие умения творчески оформлять и доносить до заинтересованной аудитории;

- развитие умения работать самостоятельно, в парах, в группах и т.д.,

-получение дополнительных знаний по теме;

- развитие навыков монологической речи.

Обучение с использованием проектных приёмов в начальной школе имеет целый ряд достоинств и недостатков.

Плюсы:

  1. Создают ситуацию успеха.

  2. Помогают строить новые отношения в сотрудничестве.

  3. Способствуют проявлению организаторских способностей у детей.

  4. Осуществляется преемственность. Дети подготовлены к выполнению проектов в среднем звене.

  5. Активизировалась роль родителей в учебной деятельности.

Степенью подготовленности учащихся к проектной деятельности является:

- коммуникативный (умение спрашивать, выражать свою точку зрения, управлять голосом);

- интеллектуальный (способность вычленять существенный признак, соотносить данные, составляющие условие задачи; возможность выделять общий способ действий);

- оценочно-самооценочный (рефлексивный).

Минусы:

  1. Нехватка времени на выполнение работы.

  2. Сложность младших школьников выполнять проектные работы.

Чтобы решить эти проблемы, что нам нужно?

а) устанавливаем определённый объём и необходимое время для выполнения задания.

На мой взгляд, оптимальная форма работы для обучающихся начальных классов - это групповая форма.

б) Разбираем причины ошибок вместе с детьми.

в) Помогаю в работе с компьютером, оказываю помощь с оформлением проекта.

г) Предлагаю работать ученикам самостоятельно, если нужно выступаю в роли консультанта.

д) Даю возможность в помощи родителям над проектом.

При создании нового стандарта, используемый интегрированный подход к обучению, планирует динамичное использование знаний. Хочется привести примеры связанных между собой учебных заданий, в процессе выполнения которых, ребёнок работают с материалом, воспринимают материал урока и у них формируются личностные, метапредметные и предметные умения.

I этап «Самоопределение к деятельности»

Задание, которое заинтересовывает интерес детей к освоению новой темы, сформулированной учителем условия. Итогом этой ступени считается самоопределение учащихся, направленное на цели освоения учебного материала, что и развивает регулятивные умения.

II этап «Учебно-познавательная деятельность»

Учитель ставит проблемные ситуаций так, чтобы у детей было не достаточно знаний для выполнения данной задачи. Учащиеся самостоятельно добывают эти знания из различных источников. Чаще всего используют энциклопедии, справочники, словари, учебную информацию. Умение учащихся работать с информацией, выстраивает выполнение заданий на «знание», «понимание» и «умение» что способствует метапредметным умениям, что и необходимо наставнику ФГОС второго поколения.

III этап «Интеллектуально-преобразовательная деятельность»

Этот этап предусматривает использование учащимися достигнутых знаний и навыков для осуществления проблемных заданий. Ученики подбирают работу, доступную деятельность и решают задания на основе полученных знаний. Итогом работы считается исполнения ситуативного задания. В данный момент устанавливаются метапредметные умения, ученики учатся:

-находить доступные для себя задания;

- применять приобретенные навыки;

- реализовать учебные задания;

- разумно употреблять устные средства общения;

- исправлять свои недочёты;

- подводить итоги выполненной работы.

IV этап «Рефлексивная деятельность»

Рефлексивная деятельность подводит учащихся к самостоятельному самоанализу и самооценке собственной деятельности по выполнению задания в рамках изучаемой темы.

Ценность современного образования, установленная Федеральным государственным образовательным стандартом второго поколения, делает упор на то, что школа должна стимулировать молодёжь, признавать активную гражданскую позицию, увеличивать личностное развитие и социальную безопасность. Появление стандарта второго поколения обусловлено требованиями времени, новыми целями, которые общество ставит перед образованием. Можно с уверенностью сказать, что мы, учителя начальных классов, планируем в дальнейшем, совершенствовать свою деятельность с учетом особенностей стандарта второго поколения.




























Литература

1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального образования. [http://standart.edu.ru

2. Федеральный государственный образовательный стандарт основного образования. [http://standart.edu.ru]

3. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования. [http://standart.edu.ru]



Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее