«Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

"Использование сказок как метод восстановления психоэмоционального равновесия и воспитания эмоционально-нравственной культуры для детей с ОВЗ во внеурочную деятельность"

Сказка как средство коррекции психоэмоционального равновесия.

Олимпиады: Литературное чтение 1 - 4 классы

Содержимое разработки

Использование сказок как метод восстановления психоэмоционального равновесия и воспитания эмоционально-нравственной культуры для детей с ОВЗ во внеурочную деятельность

Высокий уровень эмоционального, интеллектуального и физического напряжения приводит к появлению у школьников тревоги, занижению самооценки, излишней агрессивности. Чтобы привести психоэмоциональное состояние детей в норму, все чаще педагоги и психологи обращаются к сказочным текстам.

Сказкотерапия

Эмоциональная нестабильность, тревожность, страх и агрессия ребенка могут быть вызваны различными факторами, начиная от отрицательной атмосферы дома или в школе и заканчивая каким-то незначительным с точки зрения взрослых событием. Более того, дети еще не совсем способны распознавать эмоции других и корректировать свое поведение в соответствии с ними. Поэтому поведение дошкольников и младшеклассников часто отличается вспыльчивостью и обидчивостью. Нотации и наказания со стороны учителей или родителей не всегда помогают исправить ситуацию. Здесь на помощь приходит сказка.

Сказка — один из самых древних педагогических способов передачи знаний и воспитания подрастающего поколения. Она влияет на сознательные и бессознательные стороны личности, способствует духовному, социальному и эмоциональному развитию, учит отзывчивости, умению сопереживать, отличать добро от зла, развивает фантазию. Кроме этого, она забавляет и отвлекает от проблем, позволяя эмоционально разрядиться.

Сказкотерапия — это психологический и педагогический метод коррекции эмоционального состояния при помощи фольклорных произведений. Ее использование в школе, а особенно в начальных классах, весьма эффективно, поскольку дети восприимчивы к увлекательным сюжетам и с удовольствием выполняют задания на таких уроках.

Виды сказок

Применение сказкотерапии в коррекционной школе очень удобно. Во-первых, для начальных классов такая форма познания все еще блика в силу возрастных особенностей. Во-вторых, изучение фольклорных текстов входит в школьную программу. Поэтому дополнительные занятия могут проводиться только в том случае, если в это есть острая необходимость.

В сказкотерапии используют различные виды сказок:

  • дидактические;

  • художественные;

  • психокоррекционные;

  • психотерапевтические;

  • медитативные.

Сказки дидактического характера используются в основном во время учебного процесса для изучения материала. В них абстрактные предметы и понятия помещаются в сказочную ситуацию, что повышает заинтересованность и вовлеченность детей в образовательный процесс. Информация, поданная в близкой детям младших классов форме, принимается и запоминается ими быстрее. Такие сказки могут показывать ситуации, в которых раскрывается важность знаний. Это обучает школьника прилежности и пониманию необходимости учиться.

Художественные тексты в сказкотерапии — это народные и авторские сказки, мифы, легенды и былины. Они формируют у ребенка понимание добра и зла, дружбы, любви и ответственности. Дети младшего возраста не просто слушают рассказ, а «проживают» его, отождествляя себя с героями. Именно поэтому сказка имеет большую силу, чем нравоучения.

Работая с конкретной проблемой ребенка, можно выбрать произведение, в котором присутствует подобная ситуация. Малышу, который ведет себя, как жадина, предложите «Сказку о рыбаке и рыбке», врунишке — притчу о мальчике и волках.

Психокоррекционные сказки схожи с художественными, однако более узконаправлены. Их используют в основном для исправления определенных черт характера — неопрятности, агрессивности, застенчивости. Для этого подбирается или сочиняется произведение, в котором герой похож на ребенка. Когда персонаж ищет пути решения возникшей проблемы, это же проделывает малыш. Ему предлагается иная модель поведения, альтернативный выход из положения.

Психотерапевтические сказки применяются в основном для лечения взрослых. Они создаются в процессе работы с психотерапевтом, нередко заканчиваются «открытым финалом» и оставляют человека с вопросами наедине. Их осмысление способствует личностному развитию. Может применяться в старших классах.

Медитативные сказки отличаются отсутствие конфликта и противостоящих друг другу героев. В основном это сказки-путешествие, которые актуализируют приятные образы, ощущения и помогают расслабиться.

Работа на уроке

Во время школьного занятия можно использовать разнообразные формы работы со сказкой.

1.      Прочтение и анализ. После ознакомления с текстом предлагается обсудить мотивы поведения персонажей, оценить их, сделать выводы. Важно ответить с классом на вопросы «О чем эта сказка?», «Чему она учит?», «Какие персонажи понравились, а какие нет и почему?». Сказочные сюжеты необходимо осмыслить и проработать, сравнивая и связывая их с жизненными ситуациями, находя в них подсказки к решению проблем.

2.      Рассказывание. Интересным ходом является не простой пересказ текста, а воспроизведение его от первого лица. При этом можно предложить детям рассказывать от лица не главного, а второстепеннного героя (или даже персонажа не этой сказки). Пусть представят, как видят события «Курочки Рябы» Мышка или Ряба, Кощей Бессмертный или Иван-дурак. Такой прием развивает воображение и способность к децентрированию, видению чужой точки зрения.

3.      Переписывание. Если ребенку не нравится какой-то поворот сюжета или конец сказки, предложите ему переписать или дописать ее. Это помогает увидеть внутреннее состояние ребенка, так как именно им продиктовано решение событий, которое выбирает школьник. Таким способом происходит освобождение от  внутреннего напряжения.

4.      Изображение. С помощью рисунка, пластилина, аппликации также можно получить информацию о состоянии ученика. Рисуя или работая с материалом для лепки, легче выразить возникающие ассоциации и высвободить терзающие эмоции. Появление темных цветов демонстрирует сильные и зачастую негативные эмоции. После такого всплеска дальнейшие иллюстрации той же сказки могут стать светлее и доброжелательнее.

5.      Постановка эпизодов. Школьники с энтузиазмом принимают мини-представления. Это может быть как актерская игра, так и кукольный театр. Важно, что во время постановки каждый участник может непосредственно прочувствовать ситуацию, выразить те эмоции, которые в обычной жизни он сдерживает или не хочет признавать. К такой работе можно привлечь и родителей, чтобы они помогли в изготовлении декораций, костюмов и кукол. Совместная работа детей и взрослых благоприятно скажется на их взаимоотношениях.

6.      Сочинение. Можно дать детям задание придумать свою сказку. Представляя, какие трудности возникают на пути героя, и как он с ними справляется, дети нередко описывают личные проблемы и тревоги.

Сказка была и остается самым доступным и понятным способом развития ребенка. Простым языком она рассказывает детям о правилах межличностного поведения, социальных и моральных нормах. Волшебные события развивают творческие способности и фантазию. Погружаясь в сказочный мир, школьник учится различать добро и зло, справедливость и несправедливость, благородство и коварство. Проживая приключение вместе с героем, ребенок осмысливает себя, а также учится оценивать других и сопереживать им.



Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее