Использование приема «облако» в формировании речевой деятельности
на уроках русского языка и литературы
(из опыта работы)
Учитель русского языка и литературы
Павлова Людмила Ивановна
МКОУ «СОШ №18» х. Демино
Шпаковского района Ставропольского края
Читая авторов, которые хорошо пишут, привыкают хорошо говорить.
Вольтер.
Не секрет, что современное поколение неохотно и мало читает. Нередко чтение заменено просмотром телевизионных передач, компьютерными играми, что неизбежно приводит к дефициту речевой деятельности. В соответствии с ФГОС ученик в урочной и внеурочной деятельности получает возможность научиться кратко передавать полученную информацию, выражать свое мнение по обсуждаемой теме, делать сообщение на основе прочитанного текста, комментировать факты из прочитанного текста, аргументировать свое отношение к прочитанному или прослушанному, кратко высказываться без предварительной подготовки на заданную тему в соответствии с предложенной ситуацией. Проблема формирования и развития речевой и языковой компетенции актуальна в основной школе, поскольку отвечает возрастным задачам развития в подростковом возрасте и является условием успешного личностного развития школьника. Данные компетенции способствуют формированию умений и навыков речевого общения. А для этого необходимо создавать на каждом уроке условия речевого общения. Речевая деятельность формируется во всех её видах – чтении, говорении, письме.
Формировать эти навыки на уроках литературы и русского языка, можно используя прием «облако».
Это игра, которая позволяет школьникам учиться с увлечением. Обычно перед прочтением или прослушиванием нового произведения на уроках литературы я напоминаю ребятам о том, что позже им необходимо будет выполнить творческую работу. Они могут составить тематический кроссворд, подготовить вопросы викторины, нарисовать иллюстрацию к произведению или «облако», заполнив его ключевыми словами, оформив это в тетради, на альбомных листах или подготовив презентацию.
С самого начала использования этого приема с ребятами уточняется, что в воображаемый предмет необходимо вписать 15 - 20 слов, которые помогут составить пересказ текста или отдельного эпизода, больше всего запомнившегося, объяснить почему. Творческая работа может быть выполнена на уроке или являться домашним заданием с последующей защитой – объяснением, почему именно эти слова выбраны. Рисунки могут быть предложены для работы в парах: используя ключевые слова «облака» задать 5-6 вопросов друг другу.
Учитель может использовать их как дидактический материал: работы учеников с первой парты передаются ученикам второй, для того, чтобы, опираясь на материал «облака», ребята смогли составить диалог.
Можно дать одному - двум ученикам опережающее домашнее задание: прочитать произведение и составить «облако», используя, например, слова одной части речи или ключевые слова по тексту. Затем после прочтения и обсуждения произведения на уроке эти задания учитель предлагает выполнить двум ученикам. Если это отсканированный рисунок, то можно предложить школьникам построить письменное высказывание, используя предложенный материал.
Например, в 6 классе перед прочтением фрагмента Гомера «Илиада», было дано индивидуальное задание: составить «облако». На его основе ученики в начале урока строили пересказ, прочитанного дома текста.
При заполнении ученики могут использовать разный шрифт, размер и цвет слов. Автор работы должен объяснить, с какой целью это сделано (выделить персонажи, качества героев, место, где происходят события и т.д.). После прочтения мифов Древней Греции учениками были выполнены такие творческие работы, которые помогли пересказать текст, пополнить словарный запас, ввести их в актив, построить рассказ-описание. Конечно, выполняя подобные задания, ученики работают с увлечением.
| |
На уроках русского языка учащиеся тоже составляют опорный конспект - «облако», Это может быть своеобразный опорный конспект для лингвистического рассказа о части речи, морфологических признаках. Создают рассказ-описание данного рисунка, используя 7-8 предложений. При этом ученикам необходимо соблюдать языковые нормы (орфоэпические, лексические, грамматические, стилистические).
В учебном процессе учителю важно создать благоприятные условия для раскрытия личностного потенциала учащегося, повышения мотивации и положительного отношения к предмету, чтению. Важно побудить ребенка использовать возможность межличностной коммуникации, развивать умение проявлять эрудицию, смекалку. Используя предложенный материал, учащиеся могут создать рекламу произведению, написать отзыв, составить викторину – опорный материал мал, но именно это позволяет развивать активное мышление учащихся и создавать собственные тексты.
Важно обучать детей способам речевой деятельности, поэтому коммуникативная компетентность является одной из основных целей обучения – то есть практическое пользование языком. Чтобы сформировать у обучающихся необходимые умения и навыки в том или ином виде речевой деятельности, а также лингвистическую компетенцию на уровне, определенном программой и стандартом, необходима активная устная практика для каждого ученика. Подобные задания, на мой взгляд, позволяют формированию этих навыков.
Источники:
https://infourok.ru/formirovanie-rechevoy-i-yazikovoy-kompetencii-na-urokah-russkogo-yazika-i-literaturi-996440.html - Формирование речевой и языковой компетенции на уроках русского языка и литературы.
https://quotar.org/quotes/themes/speech - Цитаты о речи.