Использование нетрадиционных техник аппликации в творческом развитии детей с ограниченными возможностями
Все виды детского творчества для ребенка с нарушениями в развитии – это шанс, который помогает реализоваться в этом мире, почувствовать себя «творцом» чего-то прекрасного, поверить в свои силы.
Педагоги используют различные виды нетрадиционной аппликации:
Аппликации из попкорна и макаронных изделий
Макароны и попкорн - это не только продукты питания, но и доступные, новые материалы для использования в творчестве, которые можно окрашивать пищевыми красителями в разные цвета, делая аппликацию более яркой.
На листе картона, простым карандашом рисуем контур будущей аппликации, наносим клей, прикладываем заранее раскрашенные макароны или попкорн, подходящие по цвету и размеру
Аппликации из сухих листьев
Сухие листья – замечательный материал для художественного комбинирования. Различные формы листьев сами подскажут, что из них можно сотворить.
Начинаем работу с составления контура композиции - раскладывания элементов, обрамляющих картину. Для этой цели используем ажурные
растения: зонтичные, папоротники, они придают аппликации лёгкость, воздушность. Затем заполняем внутреннюю часть картины, укладываем растения от краёв к центру.
Наиболее простой будет составление аппликации из целых форм растений, где можно выполнить несложные миниатюры, например, «Грибочки»,
«Цветок».
Аппликация из круп и семян
Крупа и семена – прекрасный материал для поделок. Ее легко можно покрасить, и тем самым сделать работу яркой и привлекательной. Гречка, пшено, манка, рис, горох, различные семечки пригодятся для работы. Крупа – доступный, красивый и безопасный материал для детского творчества.
Самым распространенными техниками при использовании этих материалов являются «подсыпание», «вдавливание». Для первого вида чертим контур рисунка на основе, потом смазываем клеем ПВА, и следующий шаг - подсыпание крупы на контуры деталей, немного придавливая.
Для второго вида вместо клея используем пластилин. Создание рисунка на картоне – то же самое. Полученный контур заполняется пластилином, крупу вдавливаем в него. Для этой работы можно использовать зерна кофе, фасоль, семечки
Аппликация из ниток
Изделия в технике аппликации из ниток выглядят оригинально, приемы работы с ним просты и предоставляют безграничные возможности для творческого самовыражения. Нитки можно использовать как короткие, так и длинные, способом присыпания на заготовленный шаблон, намазанный клеем или способом прикладывания нитей «одну к другой».
Аппликация из салфеток
Особое положительное влияние на развитие мелкой моторики рук оказывает салфеточная аппликация. Путём смятия кусочков бумажной салфетки кончиками пальцев, получаются комочки, которые дети используют для заполнения контура рисунка, приклеивая их на определенные места. Существуют и другие методы скручивания салфеток в жгут и шарик. Модульная аппликация (мозаика)
При такой технике образ получается путем наклеивания множества одинаковых форм. В качестве основы для модульной аппликации могут использоваться вырезанные кружки, квадратики, треугольники, либо просто рваные бумажки. Начинаем работу с наиболее крупных деталей картины, постепенно переходя к более мелким. Так же укладка начинается с контуров, и лишь потом заполняется вся фигура.
Аппликация из стружек от цветных карандашей
Стружка из цветных карандашей – необычный, но доступный материал. Аппликации с использованием стружки выглядят оригинально.
Прежде чем приступить к аппликации нужно создать шаблон будущей работы. После нанесения контура на лист картона или бумаги можно приступать к созданию объема. Для этого карандашная стружка сортируется по цветам. Участок изображения нужно покрыть слоем клея, а затем аккуратно выкладывается стружка.
Занятия нетрадиционной аппликацией способствуют развитию воображения, зрительной памяти, гибкости и быстроты мышления, индивидуальности каждого ребенка.
Всем детям с ограниченными возможностями здоровья необходимы простые вещи - внимание, любовь, понимание и возможность творчества. Все это стараются педагоги, организуя процесс обучения для «особенных» ребят.