Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 27»
городского округа Саранск
Педагогический проект
Проект подготовила
Демкина Анастасия Юрьевна,
учитель начальных классов
МОУ «Средняя школа № 27»
2021 г.
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ ГЛАВА I. Теоретические основы использования квест-технологии на уроках русского языка в начальной школе |
|
| ||
I.1 Психолого-педагогические особенности учащихся начальной школы ………………..................................................................................... |
|
| ||
1.2 Познавательная активность младших школьников……………… |
|
| ||
I.3 Характеристика особенностей квест–технологии .......................... |
|
| ||
ГЛАВА II. Этапы реализации проекта |
|
| ||
| II.1. Подготовительный этап (август – сентябрь 2019 года) |
| ||
| II.2. Основной (октябрь 2019 года – март 2021 года) II.3. Заключительный (март 2021 года) |
| ||
II.3.2. Диагностики мотивации обучения |
|
| ||
II.3.3. Результаты комплексной диагностической работы |
|
| ||
ГЛАВА III. Анализ результативности |
|
| ||
ЗАКЛЮЧЕНИЕ |
|
| ||
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ |
|
| ||
ПРИЛОЖЕНИЕ 1–10 |
|
|
Введение
Образовательный процесс с каждым годом корректируется с учетом стремительного развития коммуникаций, технологий, а также уровня развития детей. Начальная школа – это первое звено образовательного процесса. В этот период очень важно не оттолкнуть ребенка в его стремлении учиться и заинтересовать его образовательным процессом еще больше, делая тем самым обучение увлекательным и занимательным.
Младшие школьники – это дети в возрасте 6–7 лет. При планировании и организации уроков с детьми учителю очень важно учитывать их возрастные, психологические особенности, присущие конкретному возрасту школьников, чтобы максимально правильно рассчитать возможности учеников.
В любом классе начальной школы в процессе проведения урока необходимо использовать различные методики изложения и закрепления материала: активные игры, чтение про себя и вслух, викторины, квесты, тесты и т.д.
Актуальность работы. Тема работы актуальна своей современностью. В наше время, в эру компьютерных технологий, электронных коммуникаций детей очень тяжело заинтересовать учебным процессом. Поэтому необходимо видоизменять устаревшие стереотипы ведения урока в начальной школе, включать в организацию образовательного процесса активные технологии.
Объект исследования: использование квест–технологии в образовательном процессе младших школьников.
Предмет исследования: использование квест–технологии для повышения познавательной активности младших школьников на уроках русского языка.
Активные методы были объектом изучения многих русских и зарубежных учёных. В отечественной науке этой проблемой занимались такие ученые, как О.Н. Бобровских, Е. А. Игумнова, Е.В. Нечитайлова, Н. В. Николаева, И.Д. Чечель и другие [2; 10; 15; 16; 22].
Цель работы: теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность использования квест–технологии на уроках русского языка в начальной школе при изучении нового материала и закреплении пройденного.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
Охарактеризовать особенности использования технологии квеста в образовательном процессе.
Проанализировать психолого-педагогические особенности учащихся начальной школы.
Выявить уровень познавательной активности учеников 1 класса Б.
Провести формирующий эксперимент по теме исследования.
Проверить эффективность использования квест–технологии для повышения познавательной активности обучающихся (контрольный эксперимент).
Методы исследования: анализ методической, лингвистической и психолого-педагогической литературы, эксперимент, описание статистических данных.
Практическая значимость заключается в возможности использования результатов экспериментального исследования в практике преподавания уроков русского языка в начальной школе.
База исследования: обучающиеся 1 класса Б (2019–2020 учебный год), 2 класса Б (2020–2021 учебный год) МОУ «СОШ №27» г. о. Саранск.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемых источников, приложения.
1 Теоретические основы использования технологии квеста на уроках русского языка в начальной школе
Психолого-педагогические особенности учащихся
начальной школы
Учащиеся начальной школы – это дети в возрасте 6–10 лет. Для определения их психолого-педагогических особенностей учитывают состояние психологического и физического развития, переход к обучающему процессу.
Так, выносливость, внимание, восприятие, усидчивость, саморегулирование в каждом классе начальной школы разные. В 6 лет ребенок неусидчив, ему необходимы активные движения, всего лишь 20 минут урока он может быть сосредоточен и внимателен, после этого времени ему необходим отдых или же переключение на другой вид деятельности [8, с. 102].
Ведущая деятельность в младшем школьном возрасте – учебная. Основные потребности переходят и с периода дошкольного детства, а именно:
сохраняется потребность в игре;
сохраняется потребность в движении, что часто мешает на уроках (для этого необходимо организовать в школе отдых младших школьников);
сохраняется потребность во внешних впечатлениях, что регулируется развитием познавательной активности ребенка;
– сохраняется потребность в общении, непосредственно связанная с обучающей деятельностью [9, с. 82].
Анатомо-физиологическое развитие детей в этом возрасте довольно равномерное. Увеличивается вес, рост, повышается иммунитет, активно развиваются мышцы и опорно-двигательный аппарат. Все это способствует преодолению сложностей в обучении письму (поэтому существует необходимость соблюдать координацию руки в промежутках строк).
К поступлению в школу у детей отлично развиты все органы чувств: зрение, слух, осязание. В это же время развиваются познавательные процессы, которые проявляются в развитии восприятия. Восприятие становится замедленным, целенаправленным и категоричным процессом, но при этом встречаются и трудности в восприятии формы и ее отображения, например, при написании букв, цифр. У младшего школьника в этот период формируется способность распознавать высоту звуков, чему способствуют занятия музыкой и пением. У учеников формируется способность наблюдать явления окружающей действительности[10, с. 12].
Значительные качественные изменения происходят в развитии памяти. Под воздействием обучения формируется логическая память, которая имеет решающее значение в получении знаний. Но, еще не умея дифференцировать задания (запоминать и отличать) от других обучающих заданий, младшие школьники вырабатывают у себя установку на дословное запоминание и воспроизведение. Но этот же факт имеет и положительную сторону, то есть, приводит к развитию словарного запаса учеников и культуре детского общения, к развитию свободной памяти. В процессе заучивания у детей развивается самоконтроль, умение замечать ошибки и исправлять их. У младших школьников возрастает продуктивность, объем, точность запоминания материала. Развитие памяти состоит в изменении соотношения между произвольным и непроизвольным запоминанием, образной и словесно-логической памятью. Для развития логической памяти важными являются инструкции учителя – понять (проанализировать, сравнить, сопоставить, сгруппировать) материал, заучить его [11, с. 22].
В журнале «Молодой учёный» в статье Т.Л. Фокиной говорится о том, что развитие воображения происходит в направлении от репродуктивных ее форм к творческому осмыслению материала, от произвольного комбинирования к логически обоснованному строению новых образов. Возрастает требовательность детей к произведениям их воображения, а также скорость создания образов фантазии [20, с.669].
Мышление становится конкретно-образным, но все большее значение приобретают абстрактные компоненты. Под воздействием обучения изменяются соотношения между его образными и понятийными, конкретными и абстрактными компонентами. Большое значение имеет дедукция. Дедукция – процесс перехода от рассуждения, что выражает общее положение, до суждения, которое выражает узкие положения или частичный случай. Эти условия переплетаются в мышлении, где присутствует решение познавательных заданий, в частности, тех, что требуют раскрытия причин разных явлений, мотивов поведения человека [14, с.36].
В развитии речи важным становится использование форм слова, письменной и внутренней речи, которая проявляется в функциональных формах, повторении, монологах, коллективных собеседованиях, сообщениях, критике, приказах, просьбах, вопросах и ответах. У младших школьников также происходят изменения в морфологической структуре устной и письменной речи, развиваются словесные ассоциации, происходит овладение письменной речью, расширение взаимосвязи между компонентами структуры речи. Существенно увеличивается количество слов, с помощью которых дети обозначают предметы, явления, их признаки, действия и процессы. Однако в этот период присутствует еще немало дефектов в устной речи (шепелявость, замена одного звука другим) [12, с. 16].
Показателем успеха учеников в овладении речью является чтение «про себя». Оно отличается от чтения вслух слаженностью внешних речевых и двигающих актов: сначала ребенок читает шепотом, затем молча. Такой вид чтения развивает внимание, самоконтроль, внутреннюю речь [12, с. 88].
В начальной школе у детей имеет преимущество произвольное внимание. Дети активно реагируют на все новое, яркое и необычное. Произвольное внимание имеет позитивное значение, однако оно недостаточно для достижения успехов в учебе. С возрастом возрастает объем и стойкость внимания, которые связанны со значимостью учебного материала. Осознание учениками важности его усвоения – условие устойчивости внимания.
В младшем школьном возрасте происходит дальнейшее развитие личностных качеств не только в интеллектуальной, но и в эмоционально-волевой сферах. Источником эмоций у детей в этом возрасте является обучающая и игровая деятельность. Формированию чувств способствуют успехи и неудачи в учебе, взаимоотношения в коллективе, чтение художественной литературы, восприятие телепередач, кинофильмов, интеллектуальные игры и так далее. Коллективные занятия способствуют развитию моральных качеств и формированию таких черт характера, как ответственность, коммуникабельность, дружелюбность.
Период младшего школьного возраста – это период повышенной эмоциональности. В этом возрасте ребенок уже может осознавать и контролировать своё эмоциональное состояние, волнение, гнев. В этом возрасте наблюдается достаточно четкая дифференциация чувств, (эстетические, моральные, интеллектуальные и т.д.). Для детей характерны чувственность и ранимость, настойчивость [13, с.10].
Очень часто дети не могут сосредоточиться, отвлекаются, проявляют неорганизованность, невыдержанность. Излишняя требовательность взрослых может еще больше затормозить процесс формирования саморегуляции, потому она соотнесет волевые усилия ребенка с переживанием негативных эмоций. Таким образом, наиболее эффективно вместо упреков тренировать новые умения в процессе игр. У учащихся младшего школьного возраста преобладают игровые интересы, произвольное поведение, наглядно-образный характер мышления, практическое отношение к решению задач (направленность внимания на результат, а не способ действия).
Развитию моральных чувств (дружбы, приятельства, обязанности, гуманности) способствует пребывание учеников в коллективе, объединенном общей деятельностью. Развивается чувство симпатии, важное для создания малых групп, из которых состоит коллектив.
Формированию волевых качеств (самостоятельность, уверенность в своих силах, настойчивость, сдержанность) способствует школьное обучение, которое требует от учеников осознания и выполнения обязательных заданий, умение управлять вниманием, слушать, думать, запоминать, согласовывать свои потребности с требованиями учителя. Эффективность этого процесса зависит от использования учителем приемов убеждения, поощрения, критики и других средств влияния на ребенка. Злоупотребление негативными оценками, нотациями, наказаниями приводит к ухудшению отношения ученика к учебным обязанностям, снижению активности, возникновению лени и других негативных качеств [14, с. 43].
Отношения между детьми в классе формируются при помощи учителя, который, в свою очередь, всегда указывает на одних учеников как на примерных в учебе и поведении, образец идеала, и обращает внимание на недостатки в поведении и учебе других. Начинает формироваться общественное мнение относительно учеников, которые отлично учатся и являются дисциплинированными, появляются попытки оценить поступки сверстников. В коллективе класса возникают объединения, которые создают школьные и внешкольные микроколлективы [15,с. 29].
Особенностью обучения младших школьников является необходимость включения в обучающую деятельность игр (дидактических, предметных, спортивных).
Мотивация занимает далеко не последнее место для младших школьников. Так, учитель в 1 и 2 классе может и должен мотивировать детей к учебному процессу с помощью похвалы и поощрения в виде оценочных суждений, а в 3 и 4 классе – с помощью оценок.
Анализируя все сказанное выше, можно сделать вывод о том, что при организации и планировании учебного процесса в начальной школе необходимо учитывать психолого-педагогические особенности детей: необходимо четко понимать и различать возможности ребенка в каждом классе, так как психологические характеристики детей от класса к классу изменяются. Излагая материал необходимо также подбирать эффективные технологии его объяснения детям и учитывать возрастные возможности детей по запоминанию, особенности внимания, мышления, восприятия, памяти детей. Необходимо подбирать такие методики объяснения нового материала и его закрепления, которые бы не снижали мотивацию детей в образовательном процессе.
1.2 Познавательная активность младших школьников
Для решения поставленных задач на уроках русского языка в начальной школе существует множество различных технологий, чтобы вовлечь детей в учебный процесс и повысить уровень их познавательной активности в урочной и внеурочной деятельности. Познавательная активность – качество деятельности ученика, которое проявляется в его отношении к содержанию и процессу учения, в стремлении к эффективному овладению знаниями и способами деятельности за оптимальное время, в мобилизации нравственно–волевых усилий на достижение учебно–познавательной цели.
Показателями познавательной активности можно назвать стабильность, прилежание, осознанность учения, творческие проявления, поведение в нестандартных ситуациях, самостоятельность при решении учебных задач. Степень включенности в учебный процесс и проявления активности учащегося – динамический, изменяющийся показатель. В силах учителя помочь обучающемуся перейти с нулевого уровня на ситуативно–активный, а с него на активно – исполнительский.
1.3 Характеристика особенностей квест-технологии
Повысить познавательную активность обучающихся позволяет использование современных образовательных технологий.
Самые часто используемые сегодня технологии, это: работа в группе,
работа в паре, индивидуальные занятия, игры, эстафеты, диалоговые формы,
квесты.
Одной из активных технологий, которая хорошо себя зарекомендовала в образовательном процессе, является технология квеста. Охарактеризуем её подробнее.
Квест – это интерактивная игра с сюжетной линией, которая заключается в решении различных головоломок и логических заданий [1, с. 28]. Вызывает большой интерес как онлайн-квест, так и квест, организованный в реальном пространстве и времени.
На современном этапе большую популярность приобрел веб-квест из-за «загадочности, таинственности» различных действий и процессов, входящих в содержание заданий игры. Используют данную технологию на уроках математики, рисования, истории, биологии, географии, литературы и русского (родного) языка. Квест можно использовать и на уроках в начальной школе, так как не существует возрастных ограничений на использование игровых дидактических технологий.
Простая, малозатратная, интересная, вовлекающая и восхищающая технология проведения урока-квеста позволяет познавательно, интересно и весело изложить новый материал, проверить уровень знаний по пройденному материалу, провести самостоятельную работу.
Во время организации квеста команды могут решать логические задания, осуществлять поиск на местности, строить оптимальные маршруты передвижения, искать оригинальные решения и подсказки. После завершения очередного задания переходят к следующему (и так, пока не пройдут все этапы). Побеждает игрок, или команда, которые первыми выполнят все задания быстро и правильно.
В зависимости от правил, квесты бывают разных видов [1, с. 34]:
1. По способу перемещения:
пеший,
автомобильный,
экстремальный,
комбинированный.
2. По месту проведения:
в помещении,
на свежем воздухе.
3. По типу задания:
интеллектуальные,
игровые,
поисковые,
экстремальные.
4. По типу прохождения:
линейные,
не линейные,
кольцевые,
штурмовые.
5. По территории:
город,
область,
страна,
международный.
При использовании технологии квеста необходимо соблюдение определённых этапов:
Разработка сценария квеста.
Сценарий – это не спонтанный или импровизированный вид деятельности, а подготовленный, спланированный и распределенный процесс.
Структурирование команд.
От каждой команды необходимо выбрать капитана, который будет представлять ее интересы во время выполнения заданий.
Создание маршрутного листа.
Обязательным атрибутом квеста является карта, на которой обозначен маршрут, по которому нужно двигаться команде, а также указаны препятствия, которые должны преодолевать члены команды.
Получение кода.
После успешного преодоления каждого пункта квеста каждая группа детей получает код – буквенно-цифровую информацию, которая помогает каждой команде для подтверждения прохождения задания и получения следующего.
Актуальность применения данной технологии в начальной школе обусловлена тем, что у детей 7-10 лет лучше получается усвоить, закрепить и повторить материал в форме игры. Современные разработки для проведения уроков в младшей школе составляются с учетом распределения времени, интересов детей для максимального привлечения внимания и интереса к предмету [2, с. 84].
Внедрение в обучающий процесс младшего школьника такого вида деятельности, как квест, дает возможность решить ряд задач, среди которых на первый план выдвигаются следующие:
развитие коммуникативных умений, установление эмоциональных контактов между учащимися и учителем; плодотворное общение и взаимодействие с одноклассниками в коллективе, учет мнения всех и каждого в группе;
развитие познавательных умений, общеучебных умений и навыков (анализ, синтез, постановка целей, поиск информации, структурирование знаний и пр.);
обеспечение формирования умений самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющих стратегию поведения;
обеспечение релаксации участников образовательного процесса, устранение нервной нагрузки, переключение внимания, смена форм деятельности и так далее.
Структура образовательного квеста состоит из следующих компонентов:
введение (в котором прописываются сюжет и роли),
задания (этапы, вопросы, ролевые задания),
порядок выполнения (итоги, призы).
В современной школе, наряду с использованием различных технологий, квест всячески поддерживается и внедряется в образовательный процесс начальной школы. Особое внимание обращается на принцип подачи материала, а также на правила проверки усвоенных знаний с помощью квеста. Происходит это потому, что с помощью такой технологии у обучающихся формируется интерес к учебе и к научно-исследовательской деятельности, у учащихся усиливается мотивация к самостоятельному изучению материала и получению знаний по конкретной теме. Кроме того, у детей младшего школьного возраста стимулируется интерес к самостоятельным поискам дополнительного материала по определенной теме. Обучающиеся отмечают «обширность и разносторонность применения полученных знаний, указывая на то, что урок может проходить в неформальной обстановке, и в непривычной интересной форме» [3, с. 96].
В отличие от других технологий, квест – вовлекает и заинтересовывает ребенка с самого начала. Очень важным для него является интересная подача материала, так как ребенок принимает участие в учебном процессе с заинтересованностью и пользой.
Итак, технология квеста позволяет ребенку развивать в себе самостоятельность, критическое мышление, умение ориентироваться в разнообразных ситуациях, в информационном пространстве, формировать познавательные и творческие навыки, мотивацию к учению, творчески осмысливать материал, систематизируя знания.
Глава II. Этапы реализации проекта
1.Подготовительный (август - сентябрь 2019 года).
На этом этапе происходило определение исходных данных для дальнейшею исследования и осуществлялся подбор эффективных методов, приемов, форм квест-технологии; составление легенд, маршрутов и заданий для проведения квестов.
Для определения исходных данных были взяты данные психолого-педагогической службы МОУ «СОШ № 27», которая в августе 2019 году выявляла уровень готовности будущих первоклассников к обучению в школе. По результатам исследований психолога дети 1 Б класса имели достаточно низкий уровень подготовки. 13% детей имели низкий уровень, 66% детей имели средний уровень развития и только 21% детей имели высокий уровень развития. Приложение 1-2
Мне предстояла серьезная работа. Я понимала, что только творческий подход и дивергентное мышление помогут мне и моим детям добиться результатов. Квест–технологии должны были помочь сформировать у детей качества, необходимые им для успешной учебы.
Для того чтобы узнать отношение детей к учебе и наличие в них познавательной активности, в сентябре 2019 года я провела в классе анкетирование. Приложение 3.
В результате анкетирования я выяснила, что практически всем моим детям нравилось учиться. Они понимали, что школа даёт им знания, необходимые в жизни. Но на вопрос «Почему нужно учиться хорошо» они отвечали, чтобы получать хорошие отметки, чтобы родители не ругались, чтобы найти хорошую работу и хорошо зарабатывать, хотя некоторые отвечали, чтобы стать известным, знаменитым, чтобы что-то изобрести или сочинить.
Исследуя познавательные интересы детей, я пришла к выводу, что дети своё свободное время проводят, главным образом, у компьютера (46%) и телевизора (29%). И только 3% ответили, что читают книги. 14% (4 человека) детей записаны в библиотеку, причём только один ребёнок посещает библиотеку часто, трое, хоть и записаны, но посещают редко.
На вопрос «Что мешает тебе учиться лучше?» 35% опрошенных признались, что им мешает лень, хотя были и такие, которые винили в этом родителей и учителя. Не все дети любят дополнительные задания, которые выходят за пределы учебника (например: подбери загадки, приметы о зиме, подбери и выучи на заданную букву скороговорку и т.п.), потому что не могут самостоятельно находить нужную информацию. Приложение 4
Проанализировав результаты анкетирования, можно сделать вывод, что большинство моих детей были готовы к учебной деятельности, хотя мотивация у всех была разная, и большая часть была направлена на оценки, а не на знания.
Познавательные интересы у детей были достаточно ограничены, а исследовательские умения практически не развиты.
2. Основной (октябрь 2019 года – март 2021 года).
На этом этапе осуществлялось внедрение квест–технологии в образовательный процесс.
В формирующем эксперименте участвовали учащиеся 1 класса Б МОУ «СОШ № 27» г.о. Саранск. Уровень психологического и физического здоровья детей соответствовал норме.
В первом полугодии первого класса использовать квест–технологии нецелесообразно, так как дети не умеют читать, писать, анализировать.
Поэтому в первом полугодии я проводила подготовительный этап, в который включала творческие задания, ставила перед детьми проблемы, которые детям нужно было решить, работали в группах, в парах, учились анализировать, рассуждать, выделять главное.
Во втором полугодии дети уже умели читать, имели первоначальные навыки письма и чтения. Учитывая особенности развития младших школьников, я стада вводить квесты по темам, которые наиболее близки и значимы для детей. Применение этой технологии в работе с учащимися способствовало созданию у них устойчивого интереса к изучению учебного материала и совершенствованию речевых умений и навыков, совершенствованию интеллектуальных способностей личности, получению эстетического и познавательного интереса, реализации креативного потенциала.
Мною была разработана программа использования квест–технологии на уроках русского языка, так как предмет «русский язык» является одним из наиболее сложных предметов в программе начальной школы. Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта НОО, в соответствии с примерной программой по учебному предмету русский язык и авторской программой В. П. Канакиной и В. Г. Горецкого.
Содержание программы направлено на формирование функциональной грамотности и коммуникативной компетентности.
Целью данной программы является повышение познавательного активности младших школьников через освоение ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся; формирование коммуникативной компетенции учащихся; развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.
Задачи:
развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;
формирование у младших школьников первоначальных представлений о системе и структуре русского языка: лексике, фонетике, графике, орфоэпии, морфемике (состав слова), морфологии и синтаксисе;
формирование навыков культуры речи во всех её проявлениях, умений правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные устные монологические высказывания и письменные тексты;
воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.
Проанализировав программы 1 и 2 класса, я составила тематическое планирование уроков, с использованием квест–технологии.
№ п\п | Тема урока по программе | Название квеста | Вид квеста | Тип урока | Количество часов |
1 класс |
| ||||
1 | Вежливые слова | «Спасения обитателей сказочного леса» | Интеллектуальный, линейный | Закрепление изученного материала | 1 |
2 | Русский алфавит | «Азбука попала в беду!» | Интеллектуальный, линейный | Закрепление изученного материала | 1 |
3 | Однозначные и многозначные слова | «Секреты космоса» | Интеллектуальный, линейный | Изучение нового материала | 1 |
2 класс | |||||
1 | Парные согласные | «Парное созвездие» | Интеллектуальный, линейный | Закрепление изученного материала | 1 |
2 | Части речи | «Лети, лепесток!» | Интеллектуальный, линейный | Изучение нового материала | 1 |
3 | Заглавная буква в именах собственных | «Остров заглавных букв» | Интеллектуальный, линейный | Закрепление изученного материала | 1 |
Легенды и маршрутные листы указанных в таблице квестов представлены в приложении 10.
Пример урока с использованием квест-технологии
Квест «Спасение обитателей сказочного леса»
1 класс
Тема: Вежливые слова
Тип квеста: интеллектуальный, линейный
Тип урока: Закрепление изученного материала
Цели:
Развивать познавательную активность, любознательность;
Стимулировать развитие речевого творчества обучающихся;
Повышение исследовательской активности детей при решении задач разного вида;
Развитие коммуникативных способностей, культуры общения, сплоченности детского коллектива.
Задачи:
Развивать навыки культурного поведения в общественных местах;
Формировать положительные моральные качества
Оборудование: интерактивная доска, презентация, дидактические материалы для проведения и выполнения заданий; мешочки с буквами, из которых дети составят слово «вежливость», сундук.
Ход мероприятия
Учитель: Добрый день, дорогие ребята! Сегодня нас с вами ждёт необычный урок, а урок–путешествие. А путешествовать мы будем по заколдованному лесу, обитатели которого очень нуждаются в нашей помощи. Сегодня утром они прислали письмо, в котором очень просили вас спасти их. Сейчас я прочту вам это послание.
«Здравствуйте, первоклассники! Просим вас о помощи мы, жители сказочного леса, который заколдовала злая Баба Яга. Она забрала у лесных жителей веселье, добро и дружбу! В нашем лесу происходит что-то ужасное: все цветы сохнут, деревья скинули с себя всю листву и тотчас же покрылись паутиной. Птицы не поют своих песен, звери один за другим впадают в спячку! Нашему лесу не хватает тепла, доброты и той дружеской обстановки, которая всегда царила здесь.
Чтобы снять проклятье Бабы Яги нужно наполнить её сундук волшебными мешочками и разгадать кодовое слово, а для этого нужно выполнить несколько заданий, которые она приготовила.
Мы очень нуждаемся в вашей помощи. Пожалуйста, спасите нас!»
Учитель: Ну что, ребята, вы готовы прийти на помощь лесным жителям и спасти их от чар злой Бабы Яги? (ответы детей)
Тогда нам с вами необходимо поделиться на команды, чтобы каждый отправился по своему маршруту и выполнил задания, которые помогут снять проклятье. ( Учитель делит детей на две команды).
–Надеюсь, вы помните, что работа в группе– очень сложный и ответственный труд. Вы должны позволить ознакомиться с заданием каждому участнику группы, выслушать мнение всех членов и найти общее решение.
– И вот первое задание. Нам необходимо раскрасить лист и узнать, где же находятся станции, на которых вы будете добывать волшебные мешочки. (Дети раскрашивают свои листы.)
Проявляются маршрутные листы для каждой группы обучающихся:
1 группа: Холл–библиотека–классный кабинет
2 группа: Библиотека–холл–классный кабинет
Учитель: Ну что ж, ребята, я желаю удачи каждому из вас. Я верю, что вы приложите все усилия для того, чтобы помочь жителям сказочного леса вернуть радость и добро в их дом. (Каждую группу сопровождает прикрепленный старшеклассник. Получив свои маршрутные листы, дети отправляются выполнять задания.)
Станция №1: «На добрый привет добрый и ответ»
Место проведения: холл школы
Задание: Придя в холл, дети видят, что там их ждёт один из лесных жителей, которому удалось выбраться из леса.
Белочка: – Ребята! Сюда! Здравствуйте, наши спасители! Скорее ищите задание от Бабы Яги, ведь у нас совсем мало времени!
На двери с надписью « ВХОД» висит конверт. Такой же есть и на двери с надписью «ВЫХОД». Рядом стоит коробка, в которой среди множества листочков с вежливыми словами, лежит задание:
«Раз уж вы решили спасти этих несчастных лесных жителей, расскажите мне, какие слова вы скажите, когда будете входить в этот лес, а какие слова, когда будете покидать его. В коробке вы найдете эти самые вежливые слова. Ваша задача - в конверт на двери «ВХОД» опустить слова приветствия, а в конверт на двери «ВЫХОД» - слова прощания».
Белочка: Молодцы, ребята! Вы отлично справились. Этот мешочек вы положите в сундук Бабы Яги. Я надеюсь, нам удастся спасти наш дом. Отправляйтесь на следующую станцию!
Станция 2: «Берись дружно, не будет грузно»
Место проведения: библиотека
Задание: Попадая в библиотеку, обучающиеся встречают следующего сказочного героя– Сову.
Сова: Здравствуйте, ребята! Как же грустно нам сейчас в лесу. Кругом царит мёртвая тишина: птицы не поют, деревья перестали перешёптываться между собой. В нашем семействе сов царит полное разногласие! Мы читали пословицы, но не можем объяснить их смысл, потому что каждый считает по-своему, а прислушиваться к другим не считает нужным. Баба Яга украла из нашего леса взаимопонимание и дружбу, поэтому мы не можем договориться между собой! Пожалуйста, помогите нам! Покажите своим примером, как, работая в команде, можно объяснить смысл пословиц».
(Сова даёт детям лист, на котором написаны две пословицы)
Где больше двух, там говорят вслух.
2. На всякие приветы надобно иметь ответы.
Дети читают пословицы, обсуждают их, приходят к единому мнению, затем выбирают человека, который будет представлять команду.
Сова: Какие же вы молодцы, ребята! Я обязательно расскажу другим совам о том, как дружно и слаженно вы умеете работать! Эх, мы так хотим, чтобы вы помогли вернуть нашему лесу доброту и дружелюбие. Вот ваш мешочек. Отправляйтесь дальше! Желаю вам удачи!
Станция 3: «Из поговорки слова не выкинешь»
Место проведения: классный кабинет
Мышонок: Дети! Осталось получить последний мешочек! Но у нас так мало времени... Давайте же скорее приступим к заданию! (на экране появляются фразы, которые детям необходимо продолжить)
Мышонок: Сейчас я буду читать вам фразы, а вы хором будете проговаривать их продолжение! Вместе мы - сила! Начнём!
Говорить друзьям не лень,
Улыбаясь... (Добрый день)
Когда нас бранят за шалости,
Говорим... ( Простите, пожалуйста)
В чужой разговор никогда не встревай,
И взрослых ты лучше... (Не перебивай)
Растает даже ледяная глыба
От слова тёплого... (Спасибо)
И во Франции, и в Дании
На прощанье говорят... (До свидания)
Мышонок: Ребята! Какие же вы умнички! Вы справились и с этим заданием!
Вы получаете свой последний мешочек.
Учитель: Спасибо вам, дорогие жители сказочного леса! Наши дети приложили все усилия, чтобы помочь вам! А сейчас мы узнаем, удалось ли нам наполнить сундук Бабы Яги мешочками и собрать кодовое слово? Для этого нам нужно узнать, что же содержат в себе мешочки, которые собрала первая команда и мешочки, которые собрала вторая команда.
(Представители первой и второй команды подходят к учителю вместе с собранными мешочками. Из этих мешочков они достают буквосочетания ве, ть, ив, жл, ос.)
Учитель: Так, давайте же подумаем, какое слово мы смогли бы составить из этих буквосочетаний? ( Посовещавшись, дети приходят к выводу, что получится слово «вежливость».
– Молодцы, ребята! Теперь давайте наполним сундук Бабы Яги мешочками.
(Дети складывают свои мешочки в сундук)
Звучит волшебная музыка. Стук в дверь.
Учитель: Кто же это может быть? (учитель открывает дверь, видит письмо)
–Ребята, нам снова пришло письмо, давайте же откроем его! (учитель читает)
«Добрый день, ребята! У вас получилось расколдовать лес и спасти всех его жителей! В наш дом вернулись доброта, дружелюбие и веселье! И всё это благодаря вам! Спасибо! Желаем вам успехов во всех ваших делах! До новых встреч!»
Учитель: Какие же вы молодцы, дети! Вы отлично справились с поставленной задачей. Давайте подведём итог урока: для чего нам необходимы вежливые слова? Приведите пример вежливых слов.
–Всем спасибо за работу!
II. Заключительный этап (март 2021 года)
3.1. Диагностика отношения детей к урокам-квестам
С целью определения изменений уровня познавательной активности, выявления отношения детей к учебной деятельности, в марте 2021 года я провела повторное анкетирование во 2 классе Б и попросила детей ответить на те же вопросы, что и в 1 классе, добавив несколько новых вопросов. Приложение 5.
По результатам анкетирования можно сделать вывод, что у большинства моих детей сменилась мотивация обучения, теперь она стала больше направлена на достижение новых знаний, а не на оценку. Познавательные интересы у детей возросли, а уроки–квесты вызывают интерес у 79% учащихся.
По мнению детей, уроки–квесты помогают лучше учиться (82%), способствуют повышению самооценки (74%) позволяют показать, что ты умеешь делать (65%), проверить свои силы (36%), учат дружить и помогать друг другу (83 %). Приложение 6
II. 3. 2. Диагностика мотивации обучения
С целью определения уровней мотивации обучения и сформированности мышления детей в марте 2021 года психолого-педагогической службой МОУ «СОШ № 27» было проведено исследование в параллели 2-х классов.
По результатам исследования оказалось, что по всем вопросам исследования, лучшие показатели во 2 классе Б, что подтверждает активную личностную позицию учащихся и их высокую мотивацию обучения. Приложение 7.
Многочисленные победы в конкурсах доказывают факт высокой познавательной активности в моём классе. А вот помогли ли квест–технологии детям успешнее обучаться, глубже осмысливать учебные дисциплины?
Чтобы ответить на этот вопрос, обратимся к результатам комплексной диагностической работе, которая была проведена в параллели 2–х классов в марте 2021 года.
II. 3. 3. Результаты комплексной диагностической работы
Работу выполняли 24 человека, учащиеся 2 класса Б МОУ «Средняя школа № 27».
Комплексная диагностическая работа показала, что процент успеваемости во 2 классе Б составил 100%, качество знаний – 87% («5» – 38%, «4» – 50%, «3» – 12%, «2»– 0%)
Все дети показали неплохие результаты, что доказывает эффективность применения квест–технологии на уроках и способствует повышению познавательной активности учащихся и повышению качества образования.
Приложение 8
ГЛАВА III. Анализ результативности
Результативность применения квест–технологии можно оценить с помощью следующих критериев:
Наличие у ученика положительного мотива к деятельности в проблемной ситуации («Хочу попробовать свои силы, хочу убедиться смогу ли разрешить эту ситуацию);
Наличие у учащегося положительных изменений в эмоционально-волевой сфере («Я испытываю радость, удовольствие от деятельности, мне это интересно»);
Переживание учащимися субъективного открытия («Я сам получил этот результат, я сам справился с этой проблемой»);
Осознание учеником усвоения нового как личностной ценности («Лично мне это нужно, мне будут эти знания нужны»);
Овладение обобщенным способом подхода к решению проблемных ситуаций: анализом фактов, выдвижением гипотез для их объяснения, проверкой их правильности и получением результата деятельности.
В условиях правильной организации квестов дети незаметно для себя овладевают некоторыми нравственными нормами, усваивают моральные требования, у них развиваются нравственные чувства, закрепляются определённые формы поведения, т.е. формируются так называемые «нравственные привычки». Трудолюбие, ответственность, самостоятельность, предприимчивость, умение работать в группе - такими качествами личности овладевают учащиеся в результате совестной работы над решением квеста.
Выполняя задания в группах, дети (и сильные, и слабые) имеют возможность развить лидерские качества. Участие в квестах повышает уверенность в себе, что позволяет успешнее учиться.
В ходе систематической организации квестов в классе повысилась познавательная активность и уровень сформированности мыслительной деятельности. Так в 1 классе 35% детей предпочитали сами открывать знания, а не получать их в готовом виде. Во 2 классе уже 79% готовы выполнять творческие задания. Познавательные интересы детей стали ярче проявляться. Они с удовольствием участвуют в разнообразных проектах, конкурсах, выставках и добиваются неплохих результатов. Приложение 9
Заключение
В ходе работы над проектом удалось решить ряд задач.
Были охарактеризованы особенности использования технологии квеста в образовательном процессе. В работе мы оперируем следующим определением квеста: квест – это интерактивная игра с сюжетной линией, которая заключается в решении различных головоломок и логических заданий.
Исходя из психолого-педагогических особенностей учащихся начальной школы были созданы условия, позволяющие повысить уровень познавательной активности через использование квеста.
Доказана эффективность использования данной технологии. Было установлено, что она позволяет повысить познавательную активность. Это находит своё выражение в следующем:
у детей повысился интерес к предмету,
дети свободнее стали формировать свои мысли при ответах на вопросы;
стали проявлять интерес к внеурочной деятельности по предмету
самое главное, повысилась предметная результативность.
В целом, можно сделать вывод о том, что применение технологии квеста в изучении тем русского языка, показал довольно высокий результат, что само по себе доказывает эффективность данной технологии. Технология квеста способна сделать урок увлекательнее, интереснее, познавательнее для учеников начальной школы. Также стоит отметить положительный эффект данной технологии относительно учета психолого-педагогических особенностей детей начальной школы, которыми учитель обязан руководствоваться при составлении плана проведения и изложения материала урока.
Список использованных источников
Багузина, Е. И. Психолого-педагогические предпосылки создания квестов. Научные труды Московского гуманитарного университета / Е. И. Багузина. – М. : МосГУ, 2017. – С. 50–55.
Бобровских, О. Н. Использование квестов в обучении [Электронный ресурс] : учебное пособие / О. Н. Бобровских. – М. : Каро, 2008. – Режим доступа: http://www.eidos.ru/journal/2008/1216.html
Горбунова, О. В. Квест в педагогике как новая дидактическая модель обучения / О. В. Горбунова // Школьные технологии. – 2013. – № 2. – С. 17–32.
Григорьева, Т. П. Развитие речи младших школьников / Т. П. Григорьева // Молодой ученый. – 2014. – №14. – С. 289–92.
Гришунина, А. С. Изучение морфологии в начальной школе // Актуальные проблемы формирования и развития личности ребенка в системе «ДОУ – семья – школа»: Материалы Всероссийской заочной научно-практической конференции. – Саратов: Наука, 2010. – С. 22–23.
Давыдов, В. В. Младший школьник как субъект учебной деятельности / В. В. Давыдов, Г. А. Цукерман. – М. : Просвещение, 2002. – С.14–19.
Днепров, Э. Д. Ушинский и современность / Э. Д. Днепров. – М. : ГУ ВШЭ, 2007. – 232 с.
Дубова, М. В. Организация проектной деятельности младших школьников с позиций компентностного подхода // Начальная школа. − № 1. – 2015. − С. 62–71.
Елина, Е. Г. «Новая грамотность», «новая неграмотность» и речевые жанры / Е. Г. Елина, М. А. Фризен // Жанры речи. – 2018. – № 3 (19). – С. 168–171.
Еремеева, Е. В. Нетрадиционные формы промежуточного контроля знаний учащихся на уроках русского языка // Фестиваль педагогических идей «Открытый урок». – М. : Первое сентября, 2014. – С. 249–257.
Ермаков, И. С. Образование и жизненная компетентность для XXI века / И. С. Ермаков // Завуч. – 2015. – № 19. – С. 13–16.
Есипов, Б. Д. Основы дидактики / Б. Д. Есипов. – М. : Просвещение, 1967. – 472 с.
Зазимко, И. М. Творческие способности – как их заметить у ребенка / И. М. Зименко // Директор школы. – 2016. – №3. – С. 2–16.
Зайцева, К. П. Формирование коммуникативных способностей младших школьников в учебно-воспитательной деятельности / К. П. Зайцева // Начальная школа плюс До и После. – 2015. – №4. – С. 78–83.
Занков, Л. В. Наглядность и активизация учащихся в обучении / Л. В. Занков. – М. : Просвещение, 2012. – 312 с.
Знакомимся с образовательной интернет–технологией: квест. – Режим доступа: – http://ikt-ylka.blogspot.com/2018/02/5.html
Изард, К. Э. Психология эмоций / К. Э. Изард. – СПб. : Питер, 2016. – 220 с.
Иванишена, С. А. Формы и методы интерактивного обучения / С. А. Иванишена // Начальная школа. − 2016. − №3. − С. 27–29.
Иванова, Т. В. Использование интерактивнии технологий в педагогической деятельности / Т. В. Иванова. − Режим доступа: http://conf.vntu.edu.ua/humed/2010/txt/Ivanova.p
Иваншенко, В. И. Интерактивное обучение: новые подходы / В. И. Иваншенко // Открытый урок. − 2012. − № 5–6. − С. 12–15.
Игумнова, Е. А. Квест-технология в контексте требований ФГОС общего образования / Е. А. Игумнова, И. В. Радецкая // Современные проблемы науки и образования. – 2016. – № 6. – С. 18–23.
Изволенская, Л. Н. Методика формирования умения составлять план / Л. Н. Изволенская // Начальная школа. − 2013. − № 12. − С. 31–34
28