Использование интерактивного оборудования для активизации познавательной деятельности учащихся младших классовв условиях ФГОС
Одной из проблем, волнующей учителей начальных классов является вопрос, как развить у ребенка устойчивый интерес к учебе, к знаниям и потребность в их самостоятельном поиске. Решение этих задач опирается на мотивационно-потребностную сферу ребенка. Ученики начальной школы не могут учиться «для самих себя». Иногда они учатся за оценку, иногда за похвалу иногда, за подарки. Но любому из этих мотивов приходит конец. Поэтому учителю необходимо формировать учебную мотивизацию на основе познавательного интереса. Ребенку должна нравиться его деятельность, и она должна быть ему доступна.
Сформулированы принципы организации урока, обеспечивающие высокую степень активности познавательной деятельности учащихся. Основные из них:
- широкое применение игровых форм занятий,
- активное использование мультимедийных средств,
-создание одновременно дружелюбной и соревновательной психологической атмосферы.
Уроки с использованием интерактивного оборудования в начальной школе вносят наиболее весомый вклад в активизацию учебно-познавательной деятельности детей, а так же способствуют формированию ключевых компетентностей.
Практика показывает, что использование компьютера имеет немало преимуществ перед традиционными методами обучения.
Эффективность применения информационных технологий на уроках не подлежит сомнению. В числе преимуществ их использования в качестве средства обучения можно назвать субъективную ориентацию гибкость и вариативность. В процессе обучения одну из важнейших ролей играет наглядность изучаемого материала.
Исходя из вышесказанного, мы считаем, что выбранная нами тема актуальна и на данный момент недостаточно изучена.
Изучив педагогическую литературу по данному вопросу, проанализировав программу и учебники для начальной школы, мы встали перед проблемой проведения опытно-экспериментальной работы.
Цель которой определение эффективности использования интерактивного оборудования, для активизации познавательных процессов у учеников начальной школы.
Задачи экспериментальной работы.
1) Выяснить, как и насколько изменится уровень сформированности познавательного интереса, за время эксперимента, у учащихся;
2) Изучить эффективность использования интерактивного оборудования для повышения познавательной активности.
Методологическую основу и теоретическую базу исследования данной работы составляют теория учебной деятельности и содержательные идеи личностно-ориентированного образования (работы Ю.К. Бабанского, Л.Г. Вяткина, В.В. Давыдова, А.К. Марковой, Д.Б. Эльконина; идеи народной педагогики в связи с развитием познавательной активности у младших школьников (педагогическое наследие Л.Н. Толстого, К.Д. Ушинского, нравственно-дидактические новации В.А. Сухомлинского, работы по народной педагогике Г.Н. Волков; концептуальные идеи развития познавательной активности у детей (работы А.К. Марковой, В.С. Мухиной, Г.И. Щукиной).
Эксперимент включал в себя три этапа:
1 этап - поисковый
2 этап - экспериментальный
3 этап - заключительный
1 этап экспериментальной работы
Задачи 1 этапа эксперимента:
изучить психолого-педагогические, методические аспекты использования компьютеров в процессе обучения младших школьников;
изучить возможности применения интерактивной доски под управлением программы ACTIVstudio на уроках в начальной школе;
разработать задания с использованием программы ACTIVstudio для учеников начальных классов
Результаты 1 этапа ОЭР.
В ходе 1 этапа эксперимента была изучена психолого-педагогическая литература, возможности применения интерактивного оборудования и подготовлены задания для учащихся начальных классов с использованием программы ACTIVstudio.
2 этап экспериментальной работы.
Задачи 2 этапа эксперимента:
исследовать исходный уровень сформированности познавательного интереса у учащихся;
экспериментально изучить эффективность использования созданных флипчартов на уроках в начальной школе;
проанализировать результаты исследования.
Для того чтобы определить исходный уровень сформированности познавательного интереса учащихся я остановилась на диагностике в форме теста по методике Н.Г.Лускановой[1] и провела констатирующий срез.
Анализ данных показал, что у учащихся присутствуют все три уровня сформированности познавательного интереса, причём, 31% первоклассников имели низкий уровень, 51% учащихся обладали средним уровнем сформированности , и лишь 17% учащихся имели высокий уровень.
Методы работы с интерактивным оборудованием, направленные на развитие познавательной активности:
задания, направленные на развитие психических процессов: внимания, воображения, памяти, логического мышления;
контроль самоконтроль по образцам и критериям;
дифференцированный метод поощрения;
использование наглядности в разных видах.
Использование интерактивного оборудования обеспечило: формирование ключевых компетентностей, активизацию всех видов познавательных мотивов, возможность выполнять задания и быть активными на уроке даже слабым учащимся. Они стали увереннее в своих знаниях, перестали стесняться отвечать на уроках. Присутствует ощущение радости, успеха, когда ребенок видит результаты своей работы.
В результате успешного применения разработанных флипчартов познавательная активность возрастает, увеличивается объём работы на уроке как следствие повышения внимания и хорошей работоспособности, усиливается стремление к творческой активности.
Диагностика сформированности познавательных интересов учащихся на конец учебного года показала, что 33% учащихся имеет высокий уровень, средний – 55%, низкий - 11%
3 этап экспериментальной работы
Задачи этапа:
обобщение, анализ полученных результатов;
выдвижение практических рекомендаций;
Итак, мой опыт доказывает, что актуальная для современной школы проблема развития познавательной активности детей на уроках в начальной школе успешно решается при использовании интерактивного оборудования.
Использование ИКТ – это целенаправленная творческая деятельность, в процессе которой обучаемые глубже и ярче постигают явления окружающей действительности и познают мир.
Но наряду с положительными сторонами, существуют и проблемы
разработка дидактического материала требует много времени;
учитель должен свободно владеть компьютерными технологиями.
Вывод.
Необходимо внедрять ИКТ в учебный процесс, начиная с его самых ранних этапов.
В педагогической работе больше внимания уделять использованию интерактивного оборудования для развития познавательного интереса у учащихся начальных классов и формирования ключевых компетентностей.
Список литературы:
«Возрастная психология. Развитие ребенка от рождения до 17 лет» – М, 1996.
Начальная школа №12, 1990г
Интеракивные доски [Электронный ресурс] - Режим доступа http://www.activboard.ru/education.htm свободный.