«Научить человека жить в информационном мире — важнейшая задача современной школы» (А. П. Семенов)
Современная российская система образования находится в стадии обновления, что обусловлено процессами мирового общественного развития, а также переживаемыми нашей страной коренными преобразованиями. Без использования современных средств информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) невозможно организовать образовательный процесс, отвечающий требованиям современного информационного общества. Использование компьютерных технологий — это не влияние моды, а необходимость, диктуемая сегодняшним уровнем развития образования.
Приоритетное значение среди всех уровней образовательной системы имеет начальное образование, в котором закладываются информационная и коммуникационная база для естественного вхождения ребенка в информационное общество. В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования (ФГОС НОО) отмечено, что основная профессиональная задача учителя начальных классов — научить учиться. То есть организовать работу по формированию универсальных учебных действий (УУД), которые позволят ему ориентироваться в информационно-коммуникационной образовательной среде и целенаправленно решать поставленные учебные проблемы. При этом инструментом формирования у учащихся УУД выступают средства информационных и коммуникационных технологий. Владение информационными технологиями ставится в современном мире в один ряд с такими качествами, как умение читать и писать. Человек, умело, эффективно владеющий технологиями и информацией, имеет другой, новый стиль мышления, принципиально иначе подходит к оценке возникшей проблемы, к организации своей деятельности.
Достоинства использования ИКТ можно свести к двум группам: техническим и дидактическим. Техническими достоинствами являются быстрота, маневренность, оперативность, возможность просмотра и прослушивания фрагментов и другие мультимедийные функции.
Дидактические достоинства интерактивных уроков — создание эффекта присутствия («Я это видел!"), у учащихся появляется ощущение подлинности, реальности событий, интерес, желание узнать и увидеть больше.
Возможности ИКТ:
- создание и подготовка дидактических материалов (варианты заданий, таблицы, памятки, схемы, чертежи, демонстрационные таблицы и т. д.);
- создание мониторингов по отслеживанию результатов обучения и воспитания; - создание текстовых работ;
- обобщение методического опыта в электронном виде и т. д.
Основная цель применения ИКТ состоит в повышении качества обучения. Качество обучения — это, то для чего мы работаем.
С помощью компьютерных технологий можно решить следующие задачи:
-усиление интенсивности урока;
-повышение мотивации учащихся;
- мониторинг их достижений.
Младший школьный возраст характеризуется психофизиологическими возрастными особенностями (длительное преобладание наглядно-образного мышления над абстрактно-логическим), индивидуальной (визуальная, аудиальная) системой восприятия, низкой степенью развитости познавательных способностей. Уроки с использованием ИКТ позволяют разрядить высокую эмоциональную напряженность и оживить учебный процесс.
Использование ИКТ позволяет проводить уроки: на высоком эстетическом и эмоциональном уровне ( анимация, музыка)
- обеспечивает наглядность;
- привлекает большое количество дидактического материала;
- повышает объём выполняемой работы на уроке в 1,5 – 2 раза;
- обеспечивает высокую степень дифференциации обучения
Использование ИКТ на уроках в начальной школе помогает учащимся ориентироваться в информационных потоках окружающего мира, овладеть практическими способами работы с информацией, развивать умения, позволяющие обмениваться информацией с помощью современных технических средств. Учащиеся имеют прочные, глубокие знания по предметам, у них сформированы стойкие познавательные интересы, развито умение самостоятельно применять полученные знания на практике.
Уроки с использованием информационных технологий не только расширяют и закрепляют полученные знания, но и в значительной степени повышают творческий и интеллектуальный потенциал учащихся. Поскольку фантазия и желание проявить себя у младшего школьника велики, использование информационных технологий на уроках в начальной школе дает возможность это реализовать.
Как показывает практика, без новых информационных технологий уже невозможно представить себе современную школу. В своей педагогической деятельности использую готовые мультимедийные продукты и компьютерные обучающие программы, создаю собственные презентации, презентации, подготовленные на основе шаблонов (из Интернета). Использование презентаций возможно на всех этапах урока:
- для обозначения темы урока, в начале урока с помощью вопросов по изучаемой теме, создавая проблемную ситуацию, как сопровождение объяснения учителя (презентации, формулы, схемы, рисунки, видеофрагменты и т. д.),
-для контроля учащихся, обобщения, рефлексии, физминутки.
Рекомендации к оформлению презентаций:
1) Не загромождайте отдельный слайд большим количеством информации!
2) На каждом слайде должно быть не более двух картинок.
3) Размер шрифта на слайде должен быть не менее 24-28 пунктов.
4) Анимация возможна один раз в течение 5 минут (в нач. школе).
5) Вся презентация должна быть выдержана в одном стиле (одинаковое оформление всех слайдов: фон, название, размер, шрифт, начертание шрифта, цвет и толщина различных линий и т.п.).
Для упрочнения знаний, развития интереса к школьным предметам я предлагаю учащимся творческие задания, которые могут выражаться: в составлении кроссворда, ребуса по теме.
Таким образом, применение ИКТ в образовательном процессе, позволяет решать одну из важных задач обучения – повышение уровня знаний и качества образования.
Очевидно, что в ближайшие десятилетия роль персональных компьютеров будет возрастать, и в соответствии с этим будут возрастать требования к компьютерной грамотности обучающихся начального звена. «Учителя, которые в своей работе используют ИКТ, пришли к выводу: информационные технологии только для ищущих, любящих осваивать новое учителей. Они для тех, кому небезразличен уровень своей профессиональной компетентности, кого беспокоит, насколько он, педагог, соответствует требованиям века грядущего».
Литература:
1. Ефимов В. Ф. Использование информационно- коммуникативных технологий в начальном образовании школьников. «Начальная школа» № 2 2009г 2.
2. Суровцева И. В. Добываем знания с помощью компьютера. //Начальная школа плюс До и После. — 2007. — № 7. 3. http://www.school2100.ru/izdaniya/magazine/archive/
3. Какулина Н. М. Использование ИКТ в начальной школе [Текст] // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Уфа, март 2015 г.). — Уфа: Лето, 2015. — С. 120-121. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/148/7215/ (дата обращения: 03.03.2019).
4. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / Министерство образования и науки Российской Федерации. М., 2010.
5. Сергеев Ю.Н. Поэтапное развитие информ.коммуникационной компетентности учителя начальных классов // Мир образования — образование в мире. 2011. № 3 (43).
6. Роберт И.В. Современные информационные технологии в образовании: Монография. М., 2010.
Начало формы
Конец формы