Использование информационно - коммуникационных технологий для обобщения и распространения педагогического опыта.
Компьютерные технологии видоизменяют традиционные формы представления информации, в том числе и в области образования. Описание передового педагогического опыта (ППО) в электронном виде дает возможность в полной мере представить все его составляющие, не исключая, а дополняя традиционные формы возможностями информационно - коммуникационных технологий (ИКТ).
Оформление ППО в электронном виде позволяет включить в пакет такие материалы, которые невозможно поместить в методическое издание на бумажном носителе, например, средства мультимедиа: презентации, аудио – (музыка, циклы радиопередач) и видеофрагменты и т.д. При таком подходе значительно снижаются экономические затраты на публикации текстовых материалов больших объемов, цветных иллюстраций и фотографий.
Кроме перечисленных преимуществ, представление ППО в электронном виде, например, в форме web – страниц или web - сайта; позволяет повысить эффективность восприятия материала за счет максимальной наглядности и удобного ее структурирования. При таком оформлении материалов педагог не ограничен в объеме разрешаемого материала, а значит, что он имеет возможность подробно и ярко проиллюстрировать процесс практического использования своего опыта и его результаты. Педагог с удовольствием демонстрирует лучшие работы своих учащихся, фотографии, отображающие особенности оформления доски, учебного помещения, общий вид наглядных пособий в процессе их применения и т.д.
В условиях модернизации образования одним из основных требований к профессиональной деятельности педагога является его профессиональная компетентность. Кроме использования ИКТ в образовательной деятельности, педагог с успехом может их применять для организации педагогического общения с коллегами в плане обмена опытом, совместного ведения педагогических исследований.
Поэтому одним из разделов программы развития центра творчества, стало приоритетным направлением «Информатизация образовательно–воспитательного процесса Центра «Творчество», направленная на внедрение новых образовательных ресурсов и технологий.
Основные задачи, которые стоят перед методической службой по внедрению информационно-коммуникационных технологий в образовательную деятельность заключаются:
в поиске новых методов работы;
включение в программу обучения новых компьютерных технологий;
участие в конкурсах и фестивалях с информационными технологиями;
организация семинаров по использованию информационных
технологий для педагогов и сотрудников Центра;
использование компьютерных технологий при подготовке докладов,
выступлений, при проведении конференций, при защите портфолио;
создание и ведение сайта Центра.
Важная роль в формировании ИКТ - компетентности отводится медиотеке. Работа медиотеке направлена на формирование у участников образовательного процесса навыка поиска информации на различных носителях, ее обработки и систематизации.
Задачами медиотеке являются:
создание электронного каталога, доступного для сотрудников Центра, с целью ускорения работы по поиску информации в фонде библиотеки;
создание и пополнение медиатеки, с возможностью просмотра и отбора информации.
Что можно включить в банк медиотеки?
материалы методических мероприятий по республиканскому (городскому) методобьединению (доклады на семинарах, конференциях, разработки открытых занятий со всеми приложениями и т.п.).
методические рекомендации, разработанные в течение учебного года;
нормативные документы, касающиеся методической деятельности (положения о профессиональных конкурсах, конкурсах методических материалов, приказы по итогам масштабных методических мероприятий, конкурсов и др.
материалы конкурсов и конференций (доклады, презентации, методические разработки, фоторепортажи).
сценарный материал.
В процессе работы педагоги дополнительного образования формируют новый стиль преподавания и разрабатывают модель организации образовательного процесса на основе информационных технологий.
Основные задачи, которые стоят перед педагогами:
разработка систематизированных, методически грамотно построенных программ с применением информационных технологий;
поиск, апробация и применение электронных образовательных программ;
разработка интегрированных курсов (с дисциплинами “информатика”, “технические средства обучения”);
организация проектной деятельности с использованием информационно-коммуникационных технологий;
участие в конференциях по проблеме применения информационных технологий в образовании.
Цели и задачи Центра в воспитательной работе – это опыт применения информационных технологий в подготовке и проведении воспитательных мероприятий Центра:
проведение конференций, мастер-классов с использованием мультимедиа технологий;
подготовка и проведение праздников, тематических вечеров;
издание газеты Центра, создание фильмов, и т.д.
Работа по внедрению цифровых образовательных ресурсов в учебный процесс предполагает организацию обобщения и распространения педагогического опыта, т.к. эта проблема, пожалуй, одна их наиболее острых для педагога.
С этой целью в Центре в новом учебном году будут запланированы следущие мероприятия:
методическое объединение - “Использование информационных технологий с учетом современных требований в дополнительном образовании детей”;
методическое объединение - “Использование информационных технологий в образовательном процессе”;
теоретические семинары и семинары-практикумы: “Требования к презентациям PowerPoint”, “Электронное портфолио педагога”.
А также будет организована следующая работа:
по оказанию консультативной помощи работникам Центра по освоению современных информационных технологий на базе Центра;
по созданию банка учебных занятий, культурно-досуговых мероприятий, мастер-классов с использование ИКТ;
по использованию мультимедийной техники при проведении мероприятий на базе Центра и городских мероприятиях;
по использованию в работе Центра электронной почты;
по использованию информационных услуг Internet в практике работы Центра.
Таким образом, в Центре постепенно будет вводится система использования современных информационно-коммуникационных технологий. Это позволит оптимизировать образовательный процесс, делать его информационно насыщенным и интерактивным.