Использование ИКТ на уроках ОБЖ.
Заместитель директора по безопасности,
преподаватель организатор ОБЖ
МОУ СОШ № 3 с УИОП
г. Фрязино Московской области
Фурсов Валерий Федорович
«…появление ИКТ должно
изменить формы и методы
процесса обучения. Они позволяют
учителю перейти от изложения
материала к дискуссии».
А.В.Осин
Современный урок невозможен без использования информационных и телекоммуникационных технологий, особенно это касается предметов естественно- научного цикла, т.к. именно они формируют единую картину мира. И все же не следует возносить возможность компьютеров. Передача информации еще не гарантия обеспечения в полной мере передачи знаний, культуры, информационно-коммуникационные технологии (далее ИКТ) это всего лишь эффективные вспомогательные средства.
В сфере обучения. Особенно в появлении операционной системы WINDOWS, открылись новые возможности. Прежде всего это доступность диалогового общения в так называемых интерактивных программах. Кроме того, стало осуществимым широкое использование графики ( рисунки, схемы, диаграммы, карты, фотографии). Применение графических иллюстраций в учебных компьютерных материалах позволяет на новом уровне передавать информацию обучающим и улучшить ее понимание.
Современное обучение уже трудно представить без технологии мультимедиа, которая позволяет использовать текст, графику, видео и мультипликацию в интерактивном режиме и тем самым расширяет области применения компьютера в учебном процессе.
Актуальность использования информационно – коммуникационных технологий на урокахОБЖ.
На сегодняшний день, когда одновременно с развитием современных педагогических технологий происходит модернизация российского образования, использование ИКТ более чем актуально при изучении естественных наук – физики, химии, биологии, а так же ОБЖ.
Использование ИКТ на уроках ОБЖ открывает перед учителем широкие возможности при структуировании большого обьёма информации, а также вовлечении учащихся в учебную деятельность.
Основные причины актуальности использования ИКТ на урокахОБЖ:
обеспечение наглядности и интерактивности;
развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся;
ИКТ- одно из средств активизации познавательной активности учащихся;
ИКТ – стимулирует и развивает мышление, память;
эффективная проверка знаний;
систематизированное изучение и проверка нового материала;
использование ИКТ неотъемлемая часть работы современного учителя.
Какие цели и задачи ставит перед собой современный учитель?
"Ребёнок — это факел, который нужно зажечь, а не сосуд, который надо заполнить", сказал французский просветитель Франсуа Рабле.
Одна из основных целей обучения для меня на данном этапе состоит в создании условий, где учащиеся почувствуют комфортность, свою компетентность и состоятельность в процессе обучения ОБЖ по новым ИК технологиям, а также:
развитие мышления
формирование приёмов мыслительной деятельности
Цели применения ИКТ:
активизировать деятельность учителя и ученика;
повышать качество обучения;
воплощать в жизнь принцип наглядности;
выявлять наиболее важные характеристики изучаемых объектов и явлений природы.
Какие задачи необходимо решить для достижения заданной цели?
Для этого были поставлены следующие задачи:
• ознакомиться с теоретическими методами обучения по ИКТ
• освоить основы приёмов работы с ИКТ на практике
• апробировать методы ИКТ на урокахОБЖ
• анкетировать учащихся по заданной проблеме (выяснить насколько повысился познавательный интерес обучающихся и какие формы работы больше нравятся, почему)
Задачи ИКТ применяемые на уроках ОБЖ:
достижение планируемых результатов обучения в процессе реализации инновационных педагогических технологий;
формирование универсальных учебных действий;
развитие способностей к определенным видам деятельности (проектной, исследовательской и др.)
применение электронных средств обучения: электронных учебников, энциклопедий, обучающих компьютерных программ.
Основные методы, используемые в работе:
• проблемный (поиск программ по обучению ИКТ)
• теоретический (изучение теорий по новым педагогическим технологиям)
• практический (апробирование методов и приёмов)
• эмпирический (наблюдение, анкетирование, тестирование)
На уроках по ОБЖ и во внеурочное время можно использовать электронные учебники, справочники и энциклопедии по ОБЖ, которые помогают решить следующие дидактические задачи:
усвоить базовые знания по предмету;
систематизировать усвоенные знания;
психологически настроить на атмосферу экзамена;
натренировать отвечать на наиболее каверзные вопросы;
сформировать навыки самостоятельной работы с учебным материалом;
сформировать навыки самоконтроля;
сформировать мотивацию к учению в целом и к ОБЖв частности;
оказать учебно-методическую помощь учащимся в самостоятельной работе над учебным материалом;
обеспечить удобную образовательную среду и возможности самостоятельного выбора в поиске и использовании источников информации, то есть подготовить учащегося к экзамену, попутно сформировав у него полезные общеучебные навыки.
Методические приемы использования мультимедиа
на уроках ОБЖ
Методические приемы:
1. Использование мультимедиа учителем: отключить звук и попросить ученика прокомментировать процесс; остановить кадр и предложить продолжить дальнейший ход процесса, попросить объяснить процесс.
2. Использование компьютера учениками: при изучении текстового материала заполнить таблицу, составить краткий конспект, найти ответ на вопрос.
3. Контроль знаний: тесты с самопроверкой, тренажер.
4. Выступление школьников с мультимедийной презентацией: развивитие речи, мышления, памяти, умение конкретизировать, выделять главное, устанавливать логические связи.
Этапы информатизации преподавания предмета:
1. Использование компьютера в качестве пишущей машинки, подготовка с его помощью простейших дидактических материалов, планов уроков и т. п.
2. Использование электронных учебников и образовательных ресурсов на электронных носителях в качестве наглядных пособий, с их иллюстративными, анимационными возможностями.
3. Использование программных ресурсов для создания собственных учебных пособий с помощью программ Microsoft Power Point, Microsoft Publisher, Adobe Photoshop и др.
4. Применение метода учебных проектов, руководство исследовательской учебной и внеурочной деятельностью учащихся, участие их в дистанционных олимпиадах.
5. Поиск системы, создание целостной методической системы, органично включающей все пройденные этапы.
Методические материалы ИКТ,
используемые в практике работы учителя ОБЖ.
Анализ содержания электронных учебных изданий и сетевых информационных ресурсов показывает, что в них представлен широкий спектр различных объектов, которые могут эффективно применяться при проектировании уроков ОБЖ. К таким объектам относятся:
видеофрагменты (видеодемонстрации натурных опытов, фрагменты учебных, документальных, художественных и мультипликационных фильмов), позволяющие наглядно показать различные объекты, процессы, явления, эксперименты, которые невозможно показать другими методами и методическими приемами;
цифровые фотографии, позволяющие изучить микро и макрообъекты с высокой степенью разрешения при многократном увеличении, что не всегда возможно в природе вследствие недоступности некоторых объектов и ограниченности их существования во времени и пространстве;
виртуальные модели: демонстрационные модели (анимации) природных явлений, которые невозможно наблюдать в природе, манипулятивные модели (в том числе конструкторы и тренажеры), при помощи которых также можно показать природные процессы и явления;
аудиоинформация (пояснения к видео, к модели, фотографии, рисунку, аудиосюжеты), при помощи которых возможно сопровождение лекций и уроков;
компьютерные тесты (для отработки учебных умений, контроля качества знаний и уровня сформированности умений).
Мотивация учащихся на уроках ОБЖ с ИКТ
Как помочь детям преодолеть и повысить мотивацию учащихся в изучении ОБЖ?
Мотивацию обучения учащихся можно повысить путём применения разнообразных методов, уделяя внимание индивидуальным способностям ребят. Поэтому, к тем методам, которые уже были наработаны: систематическое использование красочных иллюстраций, дополнительных источников информации (газеты, журналы, методические пособия, учебники разных авторов), методических карточек; сначала я добавил два видеокурса для среднего и старшего звеньев учебные видеофильмы с титрами и без, а также приобрел электронные носители – диски.
Свою деятельность обучения ОБЖ с применением ИКТ я начал с подготовки дидактического материала к урокам, используя программы: "Microsoft Office Word" и "Fast Stone Image Viewer", а также пользуясь "услугами" сканера и принтера. Сначала это были тесты, карточки со схемами, таблицами и т.д. Любое готовое задание требует переработки или доработки в зависимости от уровня знаний и умений учащихся. Составляя тесты и контрольные работы, использование средств ИКТ дало возможность многократно разнообразить виды заданий и вариантов обучения.
Результатом таких занятий стало то, что в классах повысился интерес к предмету и улучшилась успеваемость.
В дальнейшем, я стал работать с презентациями. Дети охотно, в качестве домашнего задания, выполняли разнообразные презентации по темам: «Автономное существование человека в природных условиях»» - в 6 классах, «Наводнения», «Ураганы, бури, смерчи» - в 7 классе.
Использование ИКТ на уроках ОБЖ
С целью повышения мотивации на успех учащихся к изучению дисциплины систематически использую ИКТ. Они предлагают выгодные варианты представления творческих идей и, конечно же, добавляют новые. Тесты, схемы, таблицы можно набрать и обработать в электронном виде, добавить к ним упражнения, сэкономив время на их создание, видеокассеты удобно заменить электронными видеофильмами, а красочные презентации в авторской обработке. Это позволяет тренировать различные виды памяти и речевой деятельности, сочетать их в различных комбинациях, формировать исследовательские способности, создавать коммуникативные ситуации и автоматизировать практические действия.
Учащиеся используют ИКТ для выполнения проектных заданий и письменных работ. Например, они изготавливают открытки ко «Дню Защитника», листовки «Внимание дети!», «Новогодняя ёлочка!», визитки, используя приёмы работы в Power Point, Adobe Photo Shop b Coral Draw. Выполняя письменные проекты по различным темам, учащиеся могут представить их на электронном носителе, а так же отправить учителю по электронной почте или оставить сообщение на персональной странице учителя в Интернет.
Необходимо отметить, что любое готовое задание требует переработки или доработки в зависимости от уровня знаний и умений у учащихся. Составляя тесты и контрольные работы, использование средств ИКТ можно многократно разнообразить виды заданий и вариантов. Для составления тестовых заданий удобно, например, использовать программу Microsoft Excel.
Что же изменилось с внедрением ИКТ в процесс обучения Основ безопасности жизнедеятельности? Прежде всего, необходимо отметить положительную мотивацию. Ученики получают возможность применять свои знания и навыки в новых условиях.
Компьютер даёт возможность каждому ребёнку индивидуально поработать над тем или иным материалом под руководством учителя и без него. В таком случае имеет место самостоятельная работа учеников.
Игровые, ситуативные, проблемные приемы создают массу эмоций у учащихся. Активизируется поисковая деятельность, появляется интерес к той проблеме, которую нужно решить. Действие порождает идеи, которые можно реально воплотить в жизнь. В результате применении ИКТ на уроках повысилась познавательная активность учащихся, улучшилась подготовленная и неподготовленная речевая деятельность.
При разработке уроков с ИКТ, учитываются основные прогрессивные методы, подходы и технологии обучения:
• личностно-ориентированный, где в центре обучения - ученик, а не учитель, деятельность познания, а не преподавания;
• обучение в сотрудничестве - создание условий для активной совместной учебной деятельности учащихся в различных учебных ситуациях;
• использование технологии методов проектов, в основе которых, лежит
какая -либо проблема;
• формирование биологической компетенции;
• формирование нравственных норм и принципов отношения к природе
раскрытию мировоззренческих вопросов
Использование ИКТ повышает:
Интерес к предмету
Эмоциональное состояние
Познавательную активность
Успеваемость по предмету
Качество знаний по ОБЖ
Результативность в конкурсах(олимпиадах, спартакиадах, конкурсах,)