Интерактивные тесты на уроках информатики – средство мониторинга предметных результатов
Выступление | слайд |
Для организации мониторинга сформированности предметных результатов, учителю необходимо иметь полное представление о содержании оценки, общих подходах к определению уровня освоения учебного материала, особенностях используемых заданий. Промежуточный мониторинг позволяет не только определить степень усвоения учащимися предметных знаний и умений, адекватность выбранной преподавателем методики, но и своевременно, до аттестации, откорректировать обучающую деятельность. Тестирование — наиболее приемлемый метод для проведения промежуточного контроля в рамках мониторинга предметных результатов учащихся. Компьютерное тестирование – это инструмент, который позволяет не только быстро и качественно оценить знания, умения и компетенции обучающихся, но так же может помочь учителю в процессе обучения и вне его, мотивировать обучающихся на изучение материла. | Интерактивные тесты на уроках информатики – средство мониторинга предметных результатов
|
Основные преимущества классических тестов — это чёткая стандартизация, возможность количественных оценок, массовая проверка на статистическом материале, следствием которой является объективность и надёжность результатов. Тесты — также одно из средств проверки и оценивания результатов обучения школьников.
|
|
В нашем лицее используются следующие виды тестов для внутреннего мониторинга: ВХОДНЫЕ ТЕСТЫ дают возможность выявить не только пробелы в знаниях по теме, но и уровень ее усвоения, учебные возможности обучаемого; ПОЛУГОДОВЫЕ ТЕСТЫ проводятся в конце изучения темы, полугодия, позволяющие зафиксировать объем и уровень ее усвоения; ИТОГОВЫЕ ТЕСТЫ проводятся в конце года, за курс основной (средней) школы с целью выявления объема и уровня усвоения материала.
|
|
Мониторинг предусматривает проведение и административного тестирования со стороны заместителя директора школы по УВР. Объективный контроль результатов мониторинга обучения позволит повысить эффективность управления учебным процессом в лицее. Создана база контрольно-измерительных материалов лицея, в состав которой входят: Контрольно-измерительные материалы по предметам. Тексты входной, полугодовой, годовой контрольных работ. Шкала оценивания Кодификатор элементов содержания и требований к уровню подготовки обучающихся для проведения работы Ответы По результатам каждого вида мониторинга заполняется сводная таблица по классу, которая показывает % выполнения работы, отметку, % усвоения знаний каждым учеником и среднее значение по классу. |
|
Обработка всех результатов вносится в сводную таблицу, На основе которой строится карта индивидуального роста учащегося (график с результатами усвоения знаний каждого учащегося).
|
|
Аналогичный мониторинг проводится по подготовке к ГИА.
Разработанные и апробированные задания и тесты могут накапливаться в компьютерных базах данных и образовывать банки тестов для педагогического и административного контроля учебного процесса. |
|
Общие требования к тестовым заданиям и тестам. При составлении заданий теста следует соблюдать ряд правил, необходимых для создания надежного, сбалансированного инструмента оценки успешности овладения определенными учебными дисциплинами или их разделами. Важно проследить, чтобы ни одно задание теста не могло служить подсказкой для ответа на другое. Учитывая, что задаваемый вопрос должен быть сформулирован коротко, желательно также кратко и однозначно формулировать ответы. Задачи для тестов должны быть информативными, отрабатывать одно или несколько понятий формулы, определения и т.д. Вариантов ответов на задачу должно быть, по возможности, не менее пяти. В качестве неверных ответов желательно использовать наиболее типичные ошибки.
|
|
Формы тестовых заданий. Тест состоит из отдельных заданий тестовой формы, к основным из которых относятся следующие, представленные на слайде:
Наиболее распространенными являются задания первых трех типов. Если поставить вопрос о сравнительной ценности всех четырех рассмотренных здесь форм тестовых заданий, то можно отметить следующее: в последнее время предпочтение отдается открытой форме заданий, в которых вероятность отгадывания равна нулю. Но это не значит, что остальные формы не позволяют сделать хороший тест. Каждая форма имеет свои достоинства и недостатки, поэтому выбор во многом зависит от цели создания и применения теста, от темы и т.д.
Все это подтверждает мысль о том, что выбор формы – процесс не менее творческий, чем создание и применение тестов. | Формы тестовых заданий. 1) задания с выбором правильных ответов из нескольких предложенных; 2) задания с открытым ответом; 3) задания на установление соответствия; 4) задания на установление правильной последовательности.
|
Сейчас в Интернет можно найти большое количество тестовых программ. Многие из них предназначены для проведения тестирования в условиях школы. Среди этого многообразия мы выделили три тестовые оболочки, открывающая достаточно большие возможности для учителя на уроке и дома. Каждый учитель может подобрать программный продукт, удовлетворяющий его требования.
Критерии сравнения | Электронный журнал | Google формы | NetTest |
Кол-во вопросов в тесте | Не ограничено | Не ограничено | Не ограничено |
Кол-во вариантов ответов в каждом вопросе | Не ограничено | Не ограничено | 5 |
Возможность прикрепить рисунок, звуковой файл | да | да | да |
Стоимость программы | Бесплатно (доступ к ЭЖ) | Бесплатно (Личный кабинет Google) | бесплатно |
Типы вопросов | 3 типа - одиночный выбор; - множественный выбор; - ввод значений. | 10 типов текст (строка). текст (абзац). один из списка. несколько из списка. раскрывающийся список. шкала. сетка (множественный выбор). сетка флажков. дата. время. | 6 типов - одиночный выбор - множественный выбор; - ручной ввод числа (чисел); - ручной ввод текста; - соответствие; - установить соответствия между парами значений (определение).
|
Возможность при тестировании блокировать доступ к рабочему столу | нет | нет | Возможно в монопольном режиме |
Возможность установки времени на выполнение теста | да | нет | да |
Оценивание | Бальная система оценивания ( 0-100%) и выставление отметки | Выставление баллов по уровню сложности задания | Бальная система оценивания ( 0-100%) и выставление отметки |
Преимущества | Простота в использовании. Доступность 24/7. Бесплатность. Отметка за тест выставляется в ЭЖ. | Простота в использовании. Доступность 24/7. Индивидуальное оформление. Бесплатность. Мобильность. Анализ результатов. Понятность. | Тестирование на рабочих станциях с ограничением времени. Процедуру выбора вопросов из базы данных. Обработку результатов теста и их оформление. Бесплатность. Анализ результатов. Понятность. |
Очень многие учителя используют в своей работе инструменты и сервисы Google и электронный журнал. Сегодня на мастер классе хочу поделиться опытом создания тестов в программном комплексе для сетевого тестирования NetTest (автор Поляков К. Ю, http://kpolyakov.narod.ru), позволяющий создавать базу данных с результатами тестируемых. Комплекс состоит из двух программ — серверной и клиентской.
Серверная программа позволяет создавать и редактировать тесты, она также осуществляет полное управление компьютерным тестированием, обработку и вывод результатов. Клиентская программа запускается с рабочих станций и предназначена для работы учащихся.
Обе программы имеют удобный интерфейс. На рабочем месте учащегося не требуется установка каких-либо программ, достаточно создать ярлык на клиентскую программу, размещенную на сервере.
С каждым вопросом можно связать иллюстрацию любого размера (поддерживаются форматы рисунков BMP, GIF, JPG, а также форматированный текст в формате RTF) и/или звуковой файл в формате WAV.
При создании теста устанавливается ограничение по времени на весь тест. При запуске теста учитель может поменять это значение. По истечении заданного времени клиентская программа автоматически прерывает работу.
Количество вопросов в каждом тесте не ограничено. При запуске теста учитель определяет, сколько вопросов будет использовано в текущем тесте. Вопросы выбираются из базы случайным образом, при этом все рабочие станции получают одинаковый набор вопросов, но в разном порядке.
Для того, чтобы увидеть как происходит сбор результатов, я предлагаю вам пройти тест на компьютере.
На рабочем столе найдите ярлык «testcli.exe»,
Введите фамилию или номер компьютера. Выберите тест «Как устроен компьютер».
Ответьте на вопросы теста.
После начала теста в окне серверной программы отображается список учеников, имена их компьютеров, набранные баллы и отметки. Данные в списке полученных результатов постоянно обновляются.
Если учащийся закончил выполнение теста, слева от его фамилии показан один из трех значков: — тест завершен удачно, получены ответы на все вопросы; — с прервал выполнение теста (закрыл окно клиентской программы); — не успел ответить на все вопросы до окончания контрольного времени.
Двойной щелчок на фамилии открывает окно с ответами выбранного ученика.
После окончания теста фамилии и отметки сохраняются в текстовом файле. Предусмотрен поиск отметок в архиве по фамилии, по названию теста и по дате.
В окне с результатами на вкладке Анализ можно посмотреть доли правильных и неправильных ответов отдельно по каждому вопросу и таким образом выявить материал, который был усвоен недостаточно хорошо.
Каждый столбец диаграммы соответствует одному вопросу (по порядку) и содержит две части:
долю правильных ответов (зеленый цвет);
долю неправильных ответов (красный цвет).
Если столбик полностью зеленый, все ответили правильно, если полностью красный — все ответы неправильные. При наведении мыши на какой-либо столбец он выделяется синей рамкой и в нижней части окна выводится соответствующий вопрос и правильный ответ.
Серверная программа хранит все результаты тестов в текстовом файле. Этот файл записывается с накоплением, то есть, результаты очередного теста дописываются в конец файла.
Необходимость в этом может возникнуть в случае конфликтных ситуаций, когда ученик утверждает, что он сдавал тест, а у преподавателя не выставлена отметка.
Для создания нового теста по теме «Клавиатура» откройте папку CONNECT и найдите файл testser.exe и выберите кнопку «Новый тест».
Введите имя папки «5А» и название теста «Клавиатура». Установите продолжительность теста.
Также вам необходимо открыть файл «Клавиатура-тест», в котором вы найдете вопросы теста и варианты ответа. Правильный ответ на вопрос выделен жирным шрифтом.
Чтобы добавить вопросы, необходимо воспользоваться кнопкой + «Добавить вопрос».
Выберите тип вопроса:
выбрать один верный вариант;
отметить все верные утверждения;
ввести ответ — целое число;
ввести ответ — символьную строку (может быть несколько вариантов правильных ответов).
установить соответствия между парами значений, например, «автор» — «произведение».
Из файла «Клавиатура» скопируйте первый вопрос и вставьте его в окно для ввода вопроса. Аналогично вставьте варианты ответа.
Правильный вариант ответа отметьте галочкой.
Для перемешивания вопросов, поставьте галочку «Случайный выбор вопросов».
Аналогично добавляем вопросы в тест.
Данная программа проста в использовании и настройке. Из личного опыта применения можно сделать вывод, что программа NetTest – одна из лучших программ для создания тестов и обладает большими возможностями для эффективной организации ряда элементов процесса освоения учебной дисциплины.
3