«Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Интеллектуальная игра "Наш адрес - Россия"

Игра «Наш адрес – Россия» посвящена истории, культурным и народным традициям, нашей Родины, а также государственной символике.

Как дерево умирает, если обрубить его корни, так и человек не сможет полноценно жить, если не знает истоков своей культуры и своей истории. Духовное возрождение народа невозможно без сохранения и передачи другим поколениям традиций национальной культуры. Не зная их, не интересуясь своим прошлым, историей народных обычаев, традиций, обрядов, ремесел, нельзя утвердить нравственные ценности в сознании детей и подростков.

Игра «Наш адрес – Россия» посвящена истории России. В игре речь идет о знаменитых людях разных эпох, государственных символах, исторических датах. Игра проводится для учащихся 9-11 классов.

Олимпиады: Викторина "Безопасность — значит жить!" 1 - 11 классы

Содержимое разработки

16



Интеллектуально-творческая игра «Наш адрес – Россия»

(для обучащихся 9-11 классов)


Игра «Наш адрес – Россия» посвящена истории, культурным и народным традициям, нашей Родины, а также государственной символике.

Как дерево умирает, если обрубить его корни, так и человек не сможет полноценно жить, если не знает истоков своей культуры и своей истории. Духовное возрождение народа невозможно без сохранения и передачи другим поколениям традиций национальной культуры. Не зная их, не интересуясь своим прошлым, историей народных обычаев, традиций, обрядов, ремесел, нельзя утвердить нравственные ценности в сознании детей и подростков.

Игра «Наш адрес – Россия» посвящена истории России. В игре речь идет о знаменитых людях разных эпох, государственных символах, исторических датах. Игра проводится для учащихся 9-11 классов. Участвуют 3-5 команд по 5-6 человек.

Цель игры: воспитание патриотизма и гражданственности, приобщение детей через национальную культуру к мировой культуре.

Задачи игры:

  • интеллектуальное развитие детей и подростков посредством изучения истории и традиций своей страны;

  • расширение знаний по истории России;

  • развитие мотивации к познанию историко-культурных традиций народа;

  • популяризация государственных символов Российской Федерации (Флага, Герба, Гимна);

  • изучение истории государственных символов и их исторической преемственности;

  • развитие творческих способностей детей.

Оформление, реквизиты:

  • экран (размещается так, чтобы хорошо было видно и зрителям и участникам игры), мультимедийный проектор, компьютер;

  • реквизит для конкурсов (каждой команде): карточки с цифрами, карточки с названиями старинных монет, набор карточек с названиями городов, набор карточек с названиями старинных мер длинны; бумага для записей, карандаши или ручки;

  • протоколы игры для каждого члена жюри.

Ход игры

Ведущий: Добрый день, дорогие ребята. Где вы живете? На этот вопрос каждый ответит по-разному. Один скажет - в городе Москве, второй - в городе Ярославле, третий - в городе Воронеже. Каждый указывает конкретное название, которое обозначает место, где живут люди. Но все, кто живет и в Москве, и в Ярославле, и в Воронеже, и в других городах нашей страны, говоря о своем местожительстве, начнут одинаково: «Мой адрес - Россия…»

«Наш адрес - Россия» - так называется интеллектуально-творческая игра, в которой речь пойдет о нашей Родине. Давайте совершим небольшое путешествие по страницам русской истории. Я надеюсь, что сегодня вы не только продемонстрируете свои знания, но и узнаете много нового и интересного.

В нашей игре участвуют 5 команд. Я попрошу команды занять свои места в зале.

Игру команд будет оценивать жюри (представление членов жюри).

Мы отправляемся в путь, адрес нашего следования - Россия.

В дороге вам предстоит преодолеть несколько препятствий, первое из которых, таинственный «Черный ящик». Итак, первый конкурс, небольшая разминка. Вам предстоит отгадать предмет, который лежит в черном ящике. Итак…

1. Этому предмету всего сто лет, хотя мы привыкли думать, что он намного старше.

2. Прообразом ему послужило изображение японского старичка Фукуруму, у которого голова вытянулась вверх от постоянных раздумий.

3. Это деревянная игрушка, популярна во всем мире. Ее воспринимают как символ России.

4. Дополнительная подсказка. Традиционно эти игрушки изображают деревенскую девушку в нарядном русском сарафане. Фигурка раскладывается еще на несколько фигурок, вложенных одна в другую. Их число может меняться от 2-3 до 12-24 и даже до 48 штук. А называется эта игрушка русская ... “МАТРЕШКА”.


Ведущий: Дорогие друзья, мы неслучайно начали нашу игру с «матрешки», как было уже сказано, одним из символов России. Ведь наша сегодняшняя игра посвящена символам России. Символы России... что это такое? Пожалуй, не найдется в стране человека, который бы совсем ничего не ответил на этот вопрос. Однако ответы, без сомнения, будут разные. Кто-то вспомнит бескрайние просторы - луга, поля («Поле, русское поле...»), леса («березы, березы...»), кому-то на ум придут поднадоевшие, но непременные сувениры: матрешки, самовары, медведи. Любители русской старины расскажут о древнем Московском Кремле, и регалиях - знаках царской власти: скипетре, короне, державе, бармах, Шапке Мономаха и, конечно же, не забудут и русские архитектурные святыни, существующие и разрушенные: Красную площадь, Покровский собор (храм Василия Блаженного), храм Христа Спасителя. А кто-то, возможно, обратит свой мысленный взор к своей «малой Родине» - городу, в котором он родился и вырос, где остался родительский дом. Каждый по-своему будет прав.

Сейчас речь пойдет о символах государственного суверенитета России. Для любого современного государства его символ существует в триединстве: герб, флаг и гимн.

Конкурс «История российского флага».

Проходить он будет по правилам «Брейн-ринга». Я задаю вопрос, после команды «Время» начинается обсуждение. Право ответа получает та команда, чей капитан первым поднимет руку. Если ответ неверный, то у остальных команд есть возможность попытаться исправить ошибку, на это дается еще 20 сек. За правильный ответ команда получает 1 балл.

  1. Какой цвет считался императорским (царским) и какой цвет считался символом вечности? (красный, золотой)

  2. Когда появился первый государственный флаг России? (1668 г. первым государственным флагом России стало Гербовое знамя царя Алексея Михайловича)

  3. Как назывался флаг, белый с Лазоревым крестом, который в 1712 г. взвился над военно-морскими кораблями? (Андреевский)

  4. Каждый российский государь считал своим долгом внести изменения в российскую символику. Так, в 1858 году царь Александр II учреждает третий флаг для правительственных, казенных и административных учреждений. Его цвета символизировали землю-золото-серебро. Как называется этот флаг, какие цвета его составляли? («Монархический», черно-желто-белый, «Гербовый»).

  5. Какой царь изменил статус флага, собственноручно нарисовав его образец, и определив порядок горизонтальных полос на флаге? (Петр I, январь 1705 г.)

  6. В 1896 году, накануне коронации Николая II, окончательно утверждается национальный флаг. Что представлял из себя этот флаг, что означали его цвета? (Бело-сине-красный; белый – цвет свободы и независимости; синий (лазоревый) – цвет Богоматери, под покровительством которой, находилась Россия; красный - державность).

  7. Мелодия какой песни была Российским гимном в дни Февральской революции и в первые месяцы Советской власти? («Марсельеза» - главная песня французской революции и гимн Франции)

  8. В апреле 1918 года по предложению Якова Свердлова был утвержден флаг, позаимствованные у европейских социалистов прошлого века. Как он выглядел, и до какого времени он просуществовал? (Красный флаг, в левом верхнем углу золотая звезда и серп и молот. Этот флаг просуществовал до августа 1991 года)

  9. Какой из величайших музеев мира является центром истории российской государственности, центром исследования геральдических реликвий? (Эрмитаж)

  10. Когда впервые в Воронежской области были введены официальные символы флаг и герб? (5 июля 2005 г.)


Ведущий: Изучая геральдические символы, мы можем отчетливее понять историю Отечества, увидеть ее в живом движении. Ведь за этими гербами и флагами таких разных эпох – реальные люди минувших столетий с их историческими делами и устремлениями. Следующий конкурс посвящен людям, которые прославили Россию.

Конкурс «Темная лошадка».

Вы должны отгадать русского правителя. Я даю вам три подсказки, факты из его биографии. Если вы отгадаете имя Великого Князя или Императора Российского после первой подсказки, то команда получает 3 балла, после второй подсказки - 2 балла, после третьей - 1 балл. Капитан команды, догадавшейся, о ком идет речь, поднимает руку. Жюри следит за тем, кто из капитанов первым поднял руку, и останавливает меня. Итак...

  1. Колоритной фигурой в русской истории был Великий Князь Владимирский. Он скопил огромные богатства, но не ради личной корысти. Все средства он тратил на покупку новых земель в чужих княжеских владениях.

  2. Умный и хитрый, упорный в достижении своих целей, он сыграл выдающуюся роль в усилении Московского Княжества, собирании русских земель вокруг Москвы. В этом, между прочим, он получал помощь от Золотой Орды. Он добился права сбора ордынской дани на Руси и прекращения татарских набегов на русские земли.

  3. Не зря прозвали его «кошелем», «денежной сумой».

Ответ: ИВАН КАЛИТА



  1. Он был сыном Великого Князя Всеволода Ярославича, а прозван по имени матери – дочери византийского императора.

  2. Большой его заслугой стало прекращение больших междоусобиц, сплочение сил Руси для отпора ее врагам-половцам. Он стал и военным руководителем походов против них в 1103, 1107 и 1111 годах. Благодаря ряду побед над половцами они надолго оставили в покое Русскую землю.

  3. С его именем связано появление первой короны русских царей, одна из которых хранится и ныне в Оружейной палате Московского Кремля.

Ответ: ВЛАДИМИР МОНОМАХ


  1. Он был сыном Николая I. А воспитателем императора «с младых ногтей» стал знаменитый поэт, друг Пушкина, В.Жуковский

  2. Несмотря на консервативные взгляды, он был вынужден провести ряд важных, поистине исторических реформ. Важнейшей реформой была отмена в 1861 году крепостного права, положившая конец рабству в России. В день своей коронации царь объявил об амнистии декабристам.

  3. В 1877 году царь начал войну с Турцией за влияние на Балканах. В результате ее, к России были присоединены Крым, Бесарабия, Южная Украина и ряд других земель.

Ответ: АЛЕКСАНДР II

  1. Уже в юности он жестоко расправлялся с неугодными ему временщиками и враждующими группировками Шуйских и Бельских. Как государственный деятель, он стремился к созданию самодержавной власти, централизованной державы.

  2. Он присоединяет к России казанское ханство, а позже – и Астраханское. Берется курс на доведение до конца борьбы против преемников Золотой Орды, расширение на восток, а также на овладение Балтийским морем.

  3. Он усилил социальный гнет. При нем был отменен Юрьев день, когда крестьяне могли переходить от одного помещика к другому.

Ответ: ИВАН ГРОЗНЫЙ

  1. Он был великим князем Владимирским сыном Юрия Долгорукого.

  2. При нем территория Владимиро-Суздальского княжества расширилась на восток (походы на волжских булгар и мордву в 1183 и 1186 годах). В княжестве продолжался расцвет культуры Владимирского княжества. В 1185-89 годах был расширен Успенский собор, в 1193-97 годах выстроен Дмитровский собор. Развилось летописание.

  3. Прозвище получил за многодетность (8 сыновей и 4 дочери)

Ответ ВСЕВОЛОД III БОЛЬШОЕ ГНЕЗДО.


  1. Великой эту императрицу называли не случайно. Обладая железной волей, недюжинным умом и способностями, она, немка по происхождению, быстро изучила русский язык, освоилась с обычаями и обстановкой в новой для нее стране.

  2. Вскоре после замужества с императором Петром III, она свергла его, и сама заняла русский престол.

  3. Выступала императрица и как искусный дипломат. Она провела две войны с Турцией, отмеченные крупными победами Румянцева, Суворова, Потемкина, Кутузова. Россия была утверждена на черном море.

Ответ: ЕКАТЕРИНА II


  1. На своей личной печати он вырезал следующее: “Я ученик и нуждаюсь в учителях”. Он учился сам и заставлял учиться своих подданных, отправляя их за границу, а по возвращении частенько сам экзаменовал их. И горе было тому, кто вдали от Родины бил баклуши да бегал по балам, вместо того, чтобы учиться.

  1. Он работал в голландском городке Заандаме на верфи, простым плотником: строгал доски, забивал гвозди, таскал тяжелые бревна.

  1. При нем Россия сделала большой шаг вперед. Он «прорубил окно в Европу». Им была построена новая столица России Санкт-Петербург.

Ответ: ПЕТР I

Ведущий: Эмблемам, их символическому смыслу в средние века придавалось огромное значение, Особая роль отводилась знакам, олицетворяющим понятие государства, верховную власть государя, идею его господства над подданными. Среди государственных символов первенствовали эмблемы, составляющие отличительный знак государства - государственный герб, Подбор эмблем государственного герба, определение их сочетания, пропорций, цветов относились к компетенции высшей государственной власти. Государственный герб являлся важной частью института внешнего оформления верховной власти.

Конкурс «История Российского герба».

Этот конкурс будет состоять из двух частей. В первой части вам предстоит ответить на вопросы, выбрав из трех предложенных ответов один правильный. Приготовьте карточки с цифрами 1, 2. 3.


  1. В каком году и указом, какого императора был введен Большой государственный герб России?

  • 1696 г. указом царя Петра I

  • 1800 г., указом императора Павла I

  • 1857 г., указом Правительствующего Сената и по высочайшему повелению императора Александра II

  1. Большой государственный герб отражает средствами геральдической символики триединую сущность русской идеи:

  • За Веру, Царя и Отечество

  • За Родину, Добро и Справедливость

  • Свобода, Равенство и Братство

  1. В центральной части Большого государственного герба был начертан российский девиз. Как он звучал?

  • Храни нас, Господь

  • С нами Богъ

  • Да здравствует Император

  1. Во времена правления какого великого князя впервые появился герб двуглавый орел, олицетворяющий верховную власть, независимость, то, что на Руси называлось «самодержавием»?

  • Ивана IV (Грозного)

  • Ивана III (1462-1505)

  • Василия III (1505-1533)

  1. В эпоху великих преобразований Петра I государственный герб приобретает новые атрибуты. Что именно нового появилось в гербе в это время?

  • Изображение иконы Св. Георгия Победоносца

  • Изображение православного креста

  • Орденская цепь ордена Св. апостола Андрея первозванного

  1. В каком году изображение двуглавого орла на государственном гербе перестало использоваться?

  • 1917 г.

  • 1918 г.

  • 1921 г.

  1. Какой девиз использовался в гербе РСФСР с 1920 по 1992 гг.

  • «Отречемся от старого мира»

  • «Вперед, к победе Коммунизма»

  • «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!»

  1. В каком году часы на башне Дома правительства были заменены Государственным гербом?

  • октябрь 1994 года

  • август 1991 года

  • сентябрь 1985 года



  1. Первым административным территориальным символом Воронежского края стал герб боярского рода. Какого?

  • Викуловых

  • Сабуровых

  • Тулиновых

  1. В 1712 году герб Воронежского края выглядел следующим образом: «Золотое облако, под ним птица, сидящая на стреляющей двуствольной пушке». Данную эмблему с девизом «Ни того, ни другого не боюсь» выбрал:

  • Петр I

  • Бегичев Дмитрий Никитич, Губернатор Воронежского края

  • Болховитинов Евфимий Алексеевич, первый воронежский уездный краевед


Ведущий: Вторая часть конкурса заключается в следующем. Сейчас каждая команда получит конверт, в котором лежат карточки с изображениями российских гербов разных эпох. Ваша задача определить век, когда каждый из этих гербов являлись государственными (подобрать правильно пары карточек). Всего получится 9 пар. За каждую правильно подобранную пару команда получит 1 балл. Таким образом, за этот конкурс максимально можно заработать 9 баллов. На выполнение этого задания дается 1 минута.


XV век


1

Конец XVI - начало XVII века

2

1 четверть XVIII века

3

Рубеж XVIII-XIX веков

4

Середина XIX века

5

Большой Государственный герб, 1882 г.

6

Герб России, 1917 г.

7

Государственный герб СССР до 1992 г.

8

Государственный герб Российской Федерации, 2000г.

9


Ведущий: На протяжении многих столетий люди пользуются деньгами как наиболее удобным средством платежа. Поскольку деньги столько лет сопровождают человека, они сами являются ценным историческим материалом, по которому мы можем много узнать о жизни людей в прошлом.

«Монета» – латинское слово. Оно появилось в Древнем Риме. Согласно легенде, богиня Юнона предупредила римлян, что им грозит землетрясение. В знак благодарности они воздвигли храм и посвятили его Юноне Монете («монео» означает «предупреждаю», «предостерегаю»). Во дворе храма находился первый монетный двор. Но далеко не всегда деньги имели вид монеты. До того как человек придумал эту удобную форму, он пользовался для расчетов теми предметами, которые представляли для него ценность.

В разных странах эти вещи были разными: ракушки - кауры; слоновая кость, шкурки куницы или белки, барабаны.

Постепенно торговля расширялась, и становилось все труднее использовать различные предметы при расчетах. На смену им приходят металлы: золото, серебро или медь, которые не портились и легко делились.

В Древнюю Русь само слово деньги пришло с Востока. Названия старинных монет непривычны для нашего слуха: куны, ногаты, резаны, белки.

Куны – это шкурки куницы, которые очень высоко ценились.

Ногаты, скорее всего, это более мелкая единица, часть шкурки, ланка животного.

Резаны – это обрезки серебряных монет. Если торговля шла на вес, то они служили как мелкие гирьки.

Денежная система на Руси постепенно менялась. На смену «натуральным» деньгам приходят рубль, гривна, алтын, деньга, полтина, копейка, полушка.

Внимание конкурс! Приготовьте карточки с названиями старинных монет. По моей команде вы должны поднять карточку, с названием монеты, о которой идет речь.

  1. Как называлась медная трехкопеечная монета? (Алтын)

  2. Как называлась серебряная 10-копеечная монета? (Гривенник)

  3. Как называлась полкопейки? (Грош)

  4. Как называлась половина гроша, то есть четверть копейки? (Полушка)

  5. Серебряный или золотой слиток, первоначально около фунта весом? (Гривна)

  6. Как называлась 15-копеечная монета (Пятиалтынный)

  7. Что такое «семишник»? (2 копейки)

  8. Как называлась серебряная монета достоинством в 50 копеек? (Полтина)

  9. 4 полушки? (Копейка)

Дополнительные вопросы:

  1. По реформе 1534 года началась чеканка общегосударственной монеты – копейки. Почему так назвали монету, «копейка»? (Потому, что на монетах того времени был изображен воин с копьем)

  2. Что вы знаете о происхождении слова «рубль»? (Слово «рубль» происходит от глагола «рубить», что говорит о его происхождении, когда от большого слитка серебра «отрубали» часть).

  3. В какое время была введена единая денежная система, при которой рубль стал основной единицей, содержащей 100 копеек? (При Петре I)

Интересная картина открылась бы нашим глазам на Московском базаре XVII века. Житный ряд находился на Красной площади. Цены на съестные припасы были следующими:

  • пуд коровьего масла – 60 копеек (пуд – 16 кг)

  • рыба свежая и соленая продавалась возами, бочками, по цене из расчета 37 к. за пуд.

  • 1 лимон 1,5 копейки

  • 1 курица 1 копейка

  • 10 штук яиц – 1 копейка

  • шуба из овчины – 30-40 копеек

  • бархатная шуба, подбитая соболем – 70 рублей

  • штаны из сукна – 40 алтын.

Ведущий: Золотое кольцо – ожерелье древних русских городов на северо-востоке России. Старинные русские города земли Залесской – Владимир, Суздаль, волжские твердыни – Ярославль, Кострома, а также Ростов Великий и Загорск образовали своеобразный туристический маршрут, на котором все встречают жемчужины русского зодчества, свидетели славы русской.

«Что ни город – то свой норов!» - говорит пословица. Веками складывались ансамбли этих городов, и каждое поколение зодчих вносило свой вклад в создание их неповторимого архитектурного облика.

Итак, следующий конкурс – «Путешествие по Золотому кольцу». Вы видите изображения шести городов золотого кольца. Я буду задавать вопрос о каком-либо городе, а ваша задача – поднять карточку с номером города, о котором, по вашему мнению, идет речь. За каждый правильный ответ – 5 баллов.


1. Загорск

2. Владимир

3. Ярославль

4. Кострома

5. Ростов

6. Суздаль


Вопросы:

  1. Стены Троицкого собора в Троице-Сергиевом монастыре украшены росписью знаменитого Андрея Рублева. Собор был построен в середине XIV века как символ борьбы за независимость и единение русских земель. В каком городе он находится? (Загорск, №1)

  2. Сергий Радонежский (в миру Варфоломей) – основатель Троице-Сергиева монастыря, учил личным примером справедливости, жизни в труде и молитвах. Русской православной церковью он причислен к лику святых. В каком городе он родился? (Ростов Великий, №5)

  3. В Спасо-Ефимиевом монастыре похоронен предводитель народного ополчения героического 1612 года – князь Дмитрий Пожарский, которому в сквере перед монастырем в 1955 году поставлен памятник. В каком городе находится этот монастырь? (Суздаль, №6)

  4. В этом городе одной из главных достопримечательностей является Ипатьевский монастырь, который был некоторое время резиденцией первого царя из династии Романовых Михаила. Впоследствии Романовы, полагавшие Ипатьевский монастырь своей святыней, постоянно оказывали ему щедрую материальную помощь. О каком городе идет речь? (Кострома, №4)

  5. В XV веке московский великий князь Иван III пригласил в Москву итальянского архитектора Аристотеля Фиораванти, в качестве образца для Кремлевского собора князь указал на Успенский собор, построенный в XII веке, и прославленный итальянец оценил красоту творения русских зодчих. В каком городе находится этот Успенский собор, о котором идет речь? (Владимир, №2)

  6. Какой город возник на месте села Кучково? (Москва, №0)

  7. Какие названия городов связаны с именами князей-строителей? (Ярославль, №3; Владимир, №2)

Пока жюри подводит итоги игры, команды спускаются в зал и, вместе со зрителями, смотрят небольшой концерт.


Ведущий: Д. И. Фонвизин говорил:

Ты должен посвятить Отечеству свой век,

Коль хочешь навсегда быть честный человек.

Любить Родину - это значит знать ее историю, культуру, гордиться ее прошлым и настоящим, беречь ее достояния, заботиться о будущем.

Нельзя понять современную жизнь, нельзя создать будущее, не зная прошлого, не зная истории. Вот почему наша игра-викторина была посвящена истории России, нашей Родины. Я, надеюсь, что вы сегодня не только пополнили свои знания, но и захотели узнать еще больше о родной стране.

Дорогие, друзья! игра «Наш адрес - Россия» подошла к концу. Я хочу пожелать вам всего доброго и светлого. Учитесь верить, надеяться на лучшее, смотреть в будущее с оптимизмом. И тогда у вас все получится!


Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее