Тема: Складывание из бумаги. Тюльпан.
Цели: дать элементарные геометрические знания, заложить основы для понимания различных конструкций предметов, учить детей определять последовательность операций при изготовлении того или иного изделия, расширить кругозор детей, развивать речь
Задачи:
- познакомить с новой моделью (изготовление тюльпана) и этапами изготовления;
- использование терминологии (фальцовка);
- развивать пространственное воображение – умение работать по технологическим картам, умение следовать устным инструкциям;
- развитие памяти, внимания в процессе изготовления модели;
- развитие творческого воображения, фантазии, чувства вкуса при создании композиции; воспитывать у ребят чувство аккуратности и бережливости во время выполнения работы.
Ожидаемые результаты
читать обозначения линий, стрелок и другие условные обозначения, принятые в искусстве оригами;
базовые формы оригами, последовательность их изготовления; основные геометрические понятия (угол, сторона, квадрат, треугольник, шестиугольник и т.д.)
разбираться в схемах оригами и выполнять действия, используя порядок действий, предложенных схемой;
определять виды геометрических фигур;
конструировать по образцу, по замыслу, проявлять творчество;
соблюдать правила культуры труда, порядок на рабочем столе.
Формы организации работы учащихся: фронтальная, групповая, парная и
индивидуальная.
Формы организации работы учителя: организаторская, обучающе-
образовательная, контролирующая, развивающая.
Методическая и /или педагогическая эффективность используемых технологий
Оригами - искусство складывания из бумаги, древнее японское изобретение и одно из самых распространённых в настоящее время по всему миру детских (и не только детских) занятий и увлечений, при котором "голова работает руками", и очень успешно. Преобразовывая складыванием квадратный листок бумаги, надо получить какую-то определенную фигурку. Условные обозначения, символы, графические знаки, позволяют зафиксировать на бумаге процесс складывания фигуры и увидеть его геометрическую красоту.
В оригами заложены богатые возможности для развития геометрических представлений учащихся, ознакомления их с максимально богатым набором геометрических фигур (как плоских, так и пространственных), усвоения в процессе складывания основной геометрической терминологии, приобретения умений и навыков изображать (рисовать) геометрические фигуры. Включение занятий оригами в систему образования в начальной школе очень важно, так как геометрическая информация, подлежащая в дальнейшем изучению в курсах планиметрии и стереометрии, зарождается, осмысливается и в некоторой степени систематизируется при построении оригамных фигур. Подобное конструирование знания позволяет предусмотреть включение интуиции, воображения, логического мышления и других процессов в познавательный опыт детей.
Материал для выполнения работы:
Цветная бумага, белая бумага
Клей ПВА или двухсторонний скотч.
ХОД УРОКА
1.Организационный момент.
Раз, два – выше голова,
Три, четыре – руки шире,
Пять, шесть - тихо сесть.
2. Сегодня мы с вами продолжаем работать.
Давайте повторим правила работы .( Не кричать с места. Думать, что говоришь. Не перебивать. Начинать свой ответ со слов «я считаю, я думаю, я предполагаю … Пытаться доказывать свою точку зрения.)
( выносят ящик) Перед нами черный ящик. Что же там лежит?
Вопрос
На востоке в стране восходящего солнца в ХП веке в императорском дворце ЭТО считалось одним из главных умений придворных. Это умение стало признаком хорошего образования и изысканных манер. Что это?
Много веков китайцы под страхом смертной казни хранили тайну создания бумаги, но в VII веке странствующий монах попал в Японию и раскрыл японским монахам тайну изготовления бумаги по китайской технологии. Япония начала производить бумагу.
Умение: складывать бумагу. Слово ОРИГАМИ означает: Ори – складывание,
гами – бумага.
Историческая справка.
В ХП веке Умение складывать было одним из обязательных умений императорского двора в Японии – хотя бы на начальном уровне. С помощью записок, сложенных в виде журавля или цветка удавалось передать гораздо больше смысла, внимания и любви, чем можно было сделать словами. Умение складывать стало признаком хорошего образования и изысканных манер.
2. Работа в парах. (Повторение правил работы в парах)
- Попробуйте в парах составить рассказ об оригами по ключевым словам: оригами, искусство, Япония, Китай, бумага, чудеса, бумажные фигурки, счастье, подарки, украшения.
- Слушание составленных рассказов (2-3 рассказа)
Оригами – древнее искусство складывания фигурок из бумаги. Искусство оригами своими корнями уходит в древний Китай (где и была открыта бумага).
Но родиной искусства складывания из бумаги – искусства Оригами является Япония. Оригами это конструирование из бумаги.
Оригами – это конструктор, в котором из одной только детали (квадратного листа бумаги) складываются сотни и тысячи разнообразных фигур. Искусство Оригами открыто всему миру.
Из обыкновенной бумаги японцы воистину могут творить чудеса. Сделанные ими бумажные фигурки украшают храмы и жилища. В Японии считают, что бумажные шары-кусудамы, журавлики и другие изделия являются талисманами и приносят счастье.
3. Сообщение темы и цели урока
Сегодня на уроке мы будем складывать из бумаги. При помощи техники оригами мы сложим из бумаги цветок и создадим букет?
- Кто из вас не видел тюльпан?
- Думаю, что никто.
· Тюльпаны – красивые, изящные цветы. Они бывают самой различной формы и цвета.
· Розовые и оранжевые, белые и желтые(Слайд 4)
Тюльпаны – это нежность, солнце и любовь. (Слайд 5)
· Тюльпаны родились в Персии, их называли от персидского слова Тюрбан (так здесь
называют головной убор, цветок по форме похож на него). Цвет их в тоже время был в основном красный, стебель слабый и короткий, листья удлиненной формы.(Слайд 6)
. Самые замечательные и необыкновенные тюльпаны были выведены в Голландии. Их и в наше время привозят оттуда зимой.
· Весна и тюльпаны понятия неотделимы друг от друга. Не случайно тюльпаны
называют символом пробуждающейся природы.
· Только сойдёт снег, а из-под земли уже тянутся тонкие зелёные трубочки. А через две
недели начинают распускаться эти удивительные цветы.
· Теперь тюльпаны помогают создать настроение в любое время года. (Слайд 7)
Принято считать, что самый лучший подарок женщине, девушке, девочке и бабушке это цветы. Но жизнь настоящего цветка, к сожалению, очень коротка. Проявив старательность, усердие и фантазию, можно всего за несколько минут«вырастить» собственный оригинальный цветок из обыкновенного листа бумаги.
Минутка отдыха.
4. Анализ конструкции образца
– Давайте посмотрим, из скольких деталей сделан цветок? (Одной)
– Как вы думаете, какой формы была деталь, пока её не сложили? (Квадрат.)
– Что это за фигура квадрат? (Свойства квадрата.)
5. Анализ технологии изготовления
– Из какого материала мы будем делать? (Из цветной бумаги.)
– Тонкую цветную бумагу удобно складывать. Наметим план. (Рассмотрим карту или инструкцию складывания)
(Слайд 8)
Что необходимо для занятий:
ЖЕЛАНИЕ
ТОЧНОСТЬ
АККУРАТНОСТЬ
И ВЫ – ПОБЕДИТЕЛЬ
Здравствуй, левая рука, здравствуй правая рука! Поработаем вместе. (Свести руки как японцы, наклонить голову вперед. Жестом усадить учащихся).
Технология изготовления , анализ (Слайд 9-12)
7. Самостоятельная работа с фронтальным показом
8. Актуализация знаний
– Как мы выполняли работу, чтобы не пропустить какое либо действие? (По схемам.)
8. Показ работы. Рефлексия. (Букет с цветами разного цвета)
– Вы сегодня хорошо работали. (Слайд 13)
Давайте подведем итог, используя слова « Я узнал, я научился, мне понравилось, я затруднялся.
9. Домашнее задание. Повторить дома.