«Зимний фестиваль знаний 2025»

Интегрированный урок химии и математике по теме "Сплавы и смеси"

Цели урока: - рассмотреть алгоритм решения задач на сплавы, смеси и растворы; - познакомиться с приемами решения задач в математике и химии; - рассмотреть биологическое значение воды как универсального растворителя; - изучить виды сплавов; - рассмотреть практическое значение сплавов.

Олимпиады: Химия 7 - 11 классы

Содержимое разработки

Интегрированный урок математики и химии  9 класс

Интегрированный урок

математики и химии

9 класс

задачи на части и проценты;  задачи с целочисленными данными;  задачи на движение;  задачи на работу;  задачи на бассейны и трубы;  задачи на сплавы, растворы и смеси.
  • задачи на части и проценты;
  • задачи с целочисленными данными;
  • задачи на движение;
  • задачи на работу;
  • задачи на бассейны и трубы;
  • задачи на сплавы, растворы и смеси.
СМЕСИ – СОЕДИНЕНИЕ ДВУХ И БОЛЕЕ ВЕЩЕСТВ. НЕОДНОРОДНЫЕ ИЛИ ГЕТЕРОГЕННЫЕ Например, мутная речная вода, гранит.   ОДНОРОДНЫЕ ИЛИ ГОМОГЕННЫЕ  Раствор–однородная система, состоящая из частиц растворённого вещества и растворителя. Например, раствор сахара в воде.  Неоднородные чугун Однородные Латунь, Бронза. Сплавы – это материалы с характерными свойствами, состоящие из двух или более компонентов, из которых хотя бы один металл.

СМЕСИ – СОЕДИНЕНИЕ ДВУХ И БОЛЕЕ ВЕЩЕСТВ.

НЕОДНОРОДНЫЕ

ИЛИ ГЕТЕРОГЕННЫЕ

Например, мутная речная вода, гранит.

ОДНОРОДНЫЕ ИЛИ ГОМОГЕННЫЕ

Раствор–однородная система, состоящая из частиц растворённого вещества и растворителя. Например, раствор сахара в воде.

Неоднородные

чугун

Однородные

Латунь,

Бронза.

  • Сплавы – это материалы с характерными свойствами, состоящие из двух или более компонентов, из которых хотя бы один металл.

: 100 П Р О Ц Е Н Т Ч И С Л О * 100

: 100

П Р О Ц Е Н Т

Ч И С Л О

* 100

1% = 1 : 100 = 0,01 5% 5 : 100 0,05 = = 17,5% = 17,5 : 100 0,175 =

1%

=

1 : 100

=

0,01

5%

5 : 100

0,05

=

=

17,5%

=

17,5 : 100

0,175

=

Теория Чтобы найти дробь от числа, нужно умножить число на эту дробь 1) 20 ∙ 0,05 = 1 Показать решение 2) 1,8 ∙ 0,1 = 0,18 3) 8 ∙ 0,36 = 2,88 4) 7 ∙ 0,01х = 0,07х 1) у ∙ 0,01х = 0,01ху

Теория

Чтобы найти дробь от числа, нужно умножить число на эту дробь

1) 20 ∙ 0,05 = 1

Показать

решение

2) 1,8 ∙ 0,1 = 0,18

3) 8 ∙ 0,36 = 2,88

4) 7 ∙ 0,01х = 0,07х

1) у ∙ 0,01х = 0,01ху

СПЛАВЫ И ИХ ЗНАЧЕНИЕ Сплавы – это материалы с характерными свойствами, состоящие из двух или более компонентов, из которых хотя бы один металл. Представители:

СПЛАВЫ И ИХ ЗНАЧЕНИЕ

  • Сплавы – это материалы с характерными свойствами, состоящие из двух или более компонентов, из которых хотя бы один металл.

Представители:

  • латунь
  • мельхиор
  • дюралюминий
  • сталь
  • чугун.
Латунь – медно-цинковый сплав.  Используется для изготовления монет – 10 и 50 копеек

Латунь – медно-цинковый сплав. Используется для изготовления монет – 10 и 50 копеек

Мельхиор – сплав меди(80%) и никеля (20%), похож на серебро. Используется для изготовления столовых предметов и монет – рублёвые и двухрублёвые монеты. Пятирублёвые  монеты – медные,  покрыты мельхиором .
  • Мельхиор – сплав меди(80%) и никеля (20%), похож на серебро. Используется для изготовления столовых предметов и монет – рублёвые и двухрублёвые монеты. Пятирублёвые монеты – медные, покрыты мельхиором .
Дюралюминий – сплав на основе алюминия, содержащий медь, магний, марганец и никель.
  • Дюралюминий – сплав на основе алюминия, содержащий медь, магний, марганец и никель.
ЗАДАЧИ О СПЛАВАХ

ЗАДАЧИ О СПЛАВАХ

Задача 1. Определите содержание олова в сплаве, полученном при сплавлении 300 г 20% - го сплава и 200 г 40% сплава. Масса сплава, г Сплав Процентное содержание олова Масса олова, г 1 -й 300 20 % = 0,2 ? [ 0,2 · 300 = 60 ] 200 40 % = 0,4 ? [ 0,4 ∙ 200 = 80 ] 2 -й Всего ? [140 : 500 = 0,28] ? [ 60 + 80 = 140 ] ? [ 300 + 200 = =500 ]

Задача 1. Определите содержание олова в сплаве, полученном при сплавлении 300 г 20% - го сплава и 200 г 40% сплава.

Масса сплава, г

Сплав

Процентное содержание олова

Масса олова, г

1 -й

300

20 % = 0,2

?

[ 0,2 · 300 = 60 ]

200

40 % = 0,4

?

[ 0,4 ∙ 200 = 80 ]

2 -й

Всего

?

[140 : 500 = 0,28]

?

[ 60 + 80 = 140 ]

?

[ 300 + 200 = =500 ]

Задача 2.

Задача 2.

Масса раствора , г Процентное содержание соли Масса соли, г Раствор 40 % = 0,4 1 -й ? х ? [ 0,4 х ] Мордкович А.Г. «Алгебра, 9 класс. Задачник. Ч.2.» №7.53 ? [ 0,1 у ] ? у 10 % = 0,1 2 -й 21,25%= =0,2125 800 Всего ? [ 0,2125∙800= =170 ]

Масса раствора , г

Процентное содержание соли

Масса соли, г

Раствор

40 % = 0,4

1 -й

?

х

?

[ 0,4 х ]

Мордкович А.Г. «Алгебра, 9 класс. Задачник. Ч.2.» №7.53

?

[ 0,1 у ]

?

у

10 % = 0,1

2 -й

21,25%= =0,2125

800

Всего

?

[ 0,2125∙800= =170 ]

Решение. Весь раствор 800 г, или х+у. Масса соли 0,1у + 0,4х равна 170 г. Составим систему уравнений:  х + у = 800,  0,1у + 0,4х = 170. Решая систему, находим: 300 г 40% -го раствора и 500г 10% -го раствора.

Решение. Весь раствор 800 г, или х+у. Масса соли 0,1у + 0,4х равна 170 г. Составим систему уравнений:

х + у = 800,

0,1у + 0,4х = 170.

Решая систему, находим: 300 г 40% -го раствора и 500г 10% -го раствора.

Задача. Каустик ( NaOH ) как компонент некоторых отбеливающих и дезинфицирующих составов используется для стирки в виде водного раствора с массовой долей 15%. Какую массу 5%-го раствора каустика нужно взять, чтобы разбавить до нужной концентрации 50%-й раствор щелочи массой 60 г? Какова масса полученного раствора? Масса раствора,г Процентное содержание каустика Масса чистого вещества (каустика), г Раствор 5% =0,05   ? [ 0,05х ]   ?   х 1-й 2-й   60 г 5 0 % =0,5   ? [ 60 ∙ 0,5= 30 ] 3-й   ?  у  15% = 0,15   ?  [ 0,15 у ]

Задача. Каустик ( NaOH ) как компонент некоторых отбеливающих и дезинфицирующих составов используется для стирки в виде водного раствора с массовой долей 15%. Какую массу 5%-го раствора каустика нужно взять, чтобы разбавить до нужной концентрации 50%-й раствор щелочи массой 60 г? Какова масса полученного раствора?

Масса раствора,г

Процентное содержание каустика

Масса чистого вещества (каустика), г

Раствор

5% =0,05

?

[ 0,05х ]

?

х

1-й

2-й

60 г

5 0 % =0,5

?

[ 60 ∙ 0,5= 30 ]

3-й

?

у

15% = 0,15

?

[ 0,15 у ]

ЗАДАЧА

ЗАДАЧА

Задачи на дом

Задачи на дом

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Зимний фестиваль знаний 2025»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее