ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК ХИМИИ И ЛИТЕРАТУРЫ НА ТЕМУ: «СОКРОВИЩА «МАЛАХИТОВОЙ ШКАТУЛКИ» П. П. БАЖОВА. СКАЗ «КАМЕННЫЙ ЦВЕТОК»»
Демина И. В.
МБОУ «Средняя школа №61», г. Иваново, Ивановская область
Необходимость обращения к интегрированному обучению вызвана новыми задачами, которые ставит ФГОС перед современной школой.
Интегрированный урок - это особый тип урока, объединяющего в себе обучение одновременно по нескольким дисциплинам при изучении одного понятия, темы или явления. В таком уроке всегда выделяются: ведущая дисциплина, выступающая интегратором, и дисциплины вспомогательные, способствующие углублению, расширению, уточнению материала ведущей дисциплины.
Одной из важнейших проблем современной школы является заметное снижение интереса учащихся к предметам естественно-математического и гуманитарного цикла, что во многом обусловлено объективной сложностью химии, физики и математики и обилием учебного материала, противоречивостью взглядов в области истории и обществознания, неумением применить знания различных предметов. К тому же, вызывает неудовлетворённость недостаточная продуманность и разработанность действующих программ и учебников для общеобразовательных школ. Сама специфика химии, физики и математики на их современном уровне побуждает к комплексному подходу в обучении школьников этим предметам, то есть интеграции с другими науками, такими как литература, история, изобразительное искусство, иностранный язык и другие.
Преимущества интеграции на уроке:
1. Мир, окружающий детей, познается ими в многообразии и единстве, а зачастую предметы школьного цикла, направленные на изучение отдельных явлений этого единства, не дают представления о целом явлении, дробя его на разрозненные фрагменты.
2. Интегрированные уроки развивают потенциал самих учащихся, побуждают к активному познанию окружающей действительности, к осмыслению и нахождению причинно-следственных связей, к развитию логики, мышления, коммуникативных способностей.
3. Форма проведения интегрированных уроков нестандартна, увлекательна. Использование различных видов работы поддерживает внимание учеников на высоком уровне, что позволяет говорить о развивающей эффективности таких уроков.
4. Интеграция дает возможность для самореализации, самовыражения, творчества учителя, способствует раскрытию способностей его учеников. Интеграция является источником нахождения новых фактов, которые подтверждают или углубляют определенные выводы, наблюдения учащихся в различных предметах.
Интегрированные уроки дают ученику достаточно широкое и яркое представление о мире, в котором он живет, о взаимопомощи, о существовании многообразного мира материальной и художественной культуры.
Для учащихся 5 класса был разработан интегрированный урок литературы и химии на тему: «Сокровища «Малахитовой шкатулки» П. П. Бажова. Сказ «Каменный цветок»». Цель урока: Познакомить с особенностями сказового повествования П. П Бажова. Задачи: выявить отличия сказа от сказки, проанализировать стилистические особенности произведения, познакомить со значением слова «малахит», исследовать свойства малахита, используемые мастерами, развить интерес к слову и окружающему нас миру, затронуть проблемы и тайны мастерства и истинного искусства. Планируемый результат: знать отличительные признаки сказа, особенности малахита, проблемы и тайны мастерства и истинного искусства
Таким образом, основной акцент в интегрированном уроке приходится не столько на усвоение знаний, сколько на развитие образного мышления. Это позволяет использовать содержание всех учебных предметов, привлекать сведения из различных областей науки, культуры, искусства, обращаясь к явлениям и событиям окружающей жизни.