«Зимний фестиваль знаний 2025»

Интегрированный урок информатика-математика "Приближённое решение уравнения вида f1(x)=f2(x) c помощью электронных таблиц

На уроке предлагается выяснить как можно использовать электронные таблицы на уроках математики при изучении темы "Графическое решение уравнений". Для уточнения корней уравнений рассказывается о надстройке электронных таблиц "Подбор параметра".

Олимпиады: Информатика 1 - 11 классы

Содержимое разработки

Задания для самостоятельной и домашней работы

1 вар


Задания для самостоятельной и домашней работы

2 вар


Найти приближённое (графическое) решение (решения) уравнений и методом Подбора параметра уточнить корень (корни) с точностью до 4х знаков после запятой:


  1. x3 = cos x на интервале от –2,5 до 2,5 с шагом 0,5

  2. x2 = sin x - 0,1 на интервале от –1,5 до 1,5 с шагом 0,5

  3. 1 x3=sin x на интервале от –2 до 2 c шагом 0,5

3


Записать ответы в таблицу:


уравнение

корень (корни) грубо приближённо

уточнённый корень (корни) методом Подбора параметра

x3 = cos x








x2 = sin x - 0,1






1 x3=sin x

3





Найти приближённое (графическое) решение (решения) уравнений и уточнить корень (корни) с точностью до 4х знаков после запятой:


  1. x2 = соs x на интервале от –2,5 до 2,5 с шагом 0,5

  2. x3 = sin x + 0,5 на интервале от –1,5 до 1,5 с шагом 0,5

  3. 1 x2 = sin x на интервале от –1,5 до 2 с шагом 0,5

2


Записать ответы в таблицу:


уравнение

корень (корни) грубо приближённо

уточнённый корень (корни) методом Подбора параметра

x2 = соs x






x3 = sin x + 0,5






1 x2 = sin x

2













Задания для самостоятельной работы ответы

1 вар









Задания для самостоятельной работы

2 вар


Найти приближённое (графическое) решение (решения) уравнений и методом Подбора параметра уточнить корень (корни) с точностью до 4х знаков после запятой:


1. x3 = cos x на интервале от –2,5 до 2,5 с шагом 0,5

2. x2 = sin x - 0,1 на интервале от –1,5 до 1,5 с шагом 0,5

3. 2x = 3 – x на интервале от –2 до 2 с шагом 0,5

4. x3=sin x на интервале от –2 до 2 с шагом 0,5

3


Записать ответы в таблицу:


уравнение

корень (корни) грубо приближённо

уточнённый корень (корни) методом Подбора параметра

x3 = cos x



x=0,7



x=0,8654


x2 = sin x - 0,1


x1=0,3

x2=0,7


x1=0,1130

x2=0,7740


2x = 3 – x


точно.

надо 3 корня



1 x3=sin x

3


x1=-1,4

x2=0

x3=1,4

x1=-1,4381

x2=0,0000

x3=1,4381


Найти приближённое (графическое) решение (решения) уравнений и уточнить корень (корни) с точностью до 4х знаков после запятой:


1. x2 = соs x на интервале от –2,5 до 2,5 с шагом 0,5

2. x3 = sin x + 0,5 на интервале от –1,5 до 1,5 с шагом 0,5

3. 3x = 2 x + 3 на интервале от –2 до 2 с шагом 0,5

4. 1 x2 = sin x на интервале от –1,5 до 2 с шагом 0,5

2


Записать ответы в таблицу:


уравнение

корень (корни) грубо приближённо

уточнённый корень (корни) методом Подбора параметра

x2 = соs x


x1=--0,7

x2=0,7


x1=-0,8241

x2=0,8241

x3 = sin x + 0,5



x=1,2



x=1,1185

3x = 2 x + 3

x1=-1,5

x2=1,7


x1=-1,3916

x2=1,6855

1 x2 = sin x

2


x1=0

x2=1,4

x1=0,0000

x2=1,4047




Содержимое разработки

Пояснительная записка


Направление: Естественно-научное


Предмет: Информатика-математика


Тема урока: «Приближённое решение уравнений вида f1(x)=f2(x) с помощью электронных таблиц»


Класс: 11 А физико-математический, 12 чел


Программа: Примерная программа среднего (полного) общего образования по информатике и информационным технологиям


Кол-во час в неделю/год: 1/34


Учебник: Н. Угринович «Информатика и информационные технологии 10-11»


Раздел программы: «Моделирование и формализация»


Тип урока: Комбинированный


Цели урока:


Образовательные:

  1. Научить графическому методу нахождения корней уравнений вида f(x)=0 грубо приближённо с применением электронных таблиц;

  2. Научить искать решение с заданной точностью методом Подбора параметра с помощью надстроек в электронных таблицах.


Развивающие:

  1. Установление межпредметных связей;

  2. Показать применение компьютера (электронных таблиц) во многих областях практической и научной деятельности и в частности – математике;

  3. Развивать у учащихся умения анализировать задачу перед выбором способа её решения.

Воспитательные:

  1. Установление взаимных контактов и обмен опытом между учащимися и преподавателем;

  2. Предоставить учащимся возможность осознать значимость себя, почувствовать уверенность в своих силах.


Методы:

    • информационный (словесный);

    • наглядно-иллюстративный;

    • практический.

    • информационно-коммуникационный;

    • проблемного обучения.


Формы организации учебной деятельности:

  • эвристическая беседа;

  • выступление с опорой на презентацию;

  • коллективное обсуждение;

  • практическая работа за ПК вместе с учителем;

  • практическая работа за ПК с раздаточным материалом.


Аппаратура:

  • компьютер учителя;

  • компьютер ученика;

  • мультимедийный проектор.


Компьютерные технологии:

  • презентация;

  • книга MS Excel.


План урока:

  1. Организационный момент – 1 мин;

  2. Самоопределение к деятельности – 3 мин;

  3. Постановка учебной задачи – 10 мин;

  4. Открытие нового знания – 10 мин;

  5. Включение в систему знаний нового понятия – 3 мин;

  6. Этап первичного закрепления знаний – 15 мин;

  7. Подведение итогов – 2 мин.

  8. Постановка д/з – 1 мин


Содержимое разработки

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 10 г. Апатиты
















КОНСПЕКТ



интегрированного урока информатика-математика

в 11 классе



«Приближённое решение уравнений вида f1(x)= f2(x)
c помощью электронных таблиц»















Автор:

Фадеева Марина Николаевна,

учитель информатики высшей категории







Апатиты

2012



Хороших методов существует столько,

сколько существует хороших учителей.

Д. Пойа.



Цели:

Образовательные:

  1. Научить графическому методу нахождения корней уравнений вида f(x)=0 грубо приближённо с применением электронных таблиц;

  2. Научить искать решение с заданной точностью методом Подбора параметра с помощью надстроек в электронных таблицах.


Развивающие:

  1. Установление межпредметных связей;

  2. Показать применение компьютера (электронных таблиц) во многих областях практической и научной деятельности и в частности – математике;

  3. Развивать у учащихся умения анализировать задачу перед выбором способа её решения.

Воспитательные:

  1. Установление взаимных контактов и обмен опытом между учащимися и преподавателем;

  2. Предоставить учащимся возможность осознать значимость себя, почувствовать уверенность в своих силах.


Методы:

    • информационный (словесный);

    • наглядно-иллюстративный;

    • практический.

    • информационно-коммуникационный;

    • проблемного обучения.



Тип урока: интегрированный


Оборудование: персональные компьютеры, мультимедийный проектор, локальная компьютерная сеть.


Дидактические средства: компьютерная презентация «Графический метод-математика», книга MS Excel.


Прикладные программы: Редактор презентаций MS PowerPoint, табличный процессор MS Excel


План и хронометраж урока


п/п

Вид работы

Время

1

Организационный момент.

2 мин

2

Самоопределение к деятельности

4 мин

3

Постановка учебной задачи

9 мин

4

Открытие и включение в систему знаний нового понятия

10 мин

5

Динамическая пауза.

1 мин

6

Этап первичного закрепления знаний

15 мин

7

Подведение итогов

3 мин

8

Постановка домашнего задания

1 мин

ИТОГО

45 мин





Ход проведения


  1. Организационный момент

Приветствие. Проверка наличия обучающихся. Подготовка к работе.


  1. Самоопределение к деятельности

Прежде чем мы будем изучать новую тему, давайте вспомним, какие задачи мы с вами решали с помощью электронных таблиц (ЭТ) и в каких областях человеческой деятельности их можно использовать.

На экране – Лист 2 – «Расход эн.» демонстрируется задание, которое мы выполняли в 9 классе: рассчитать расход электроэнергии и сумму оплаты при наличии электроплиты.

Вопрос к классу: Где можно использовать электронные таблицы?

Ответ: ЭТ можно использовать в работе бухгалтерии жилищно-коммунального хозяйства.

На экране Лист 3 – «Библ.» – демонстрируется задание, которое мы выполняли в 10 классе – библиотека. Зная количество выданных книг по разным предметам, мы вычисляли сколько книг получил каждый класс, сколько должно быть книг получено, сколько необходимо заказать и наглядно увидели на диаграмме какие классы нуждаются в учебниках.

Вопрос к классу: Где можно использовать электронные таблицы?

Ответ: ЭТ можно использовать в работе школьной библиотеки.

На экране Лист 4 – «Зарплата» – демонстрируется задание, которое мы выполняли в 10 классе – Расчёт заработной платы. С помощью вспомогательной таблицы, находящейся на другом листе, мы вставляли в главную таблицу оплату за день в зависимости от разряда. Затем вводили количество отработанных дней и рассчитывали заработную плату сотрудникам.

Вопрос к классу: Где можно использовать электронные таблицы?

Ответ: ЭТ можно использовать в работе бухгалтерии.

На экране Лист 5 «Итог. отчёт» – демонстрируется задание, которое мы выполняли в 11 классе – Составление итоговых отчётов. Имея таблицу закупок разного типа товара, средствами MS Excel мы составили итоговый отчёт, который сгруппировал технику по типам.

Вопрос к классу: Где можно использовать электронные таблицы?

Ответ: ЭТ можно использовать в работе любой организации для составления отчётов по закупкам.

На экране Лист 6 – «Сводн. табл.» – демонстрируется задание, которое мы выполняли в 11 классе. Мы научились создавать сводные таблицы, с помощью которых можно одновременно подвести итоги, отсортировать данные и произвести фильтрацию. К тому же одни и те же данные можно представлять в разных формах.

На экране Листы 7-10 – «Конс. отч.1», «Конс. отч.2», «Конс. отч.3», «Конс. отч.4», – демонстрируются задания из 11го класса. Мы научились создавать консолидированные отчёты, когда данные находятся на разных листах рабочей книги, а средствами MS Excel мы смогли отобразить их в общей итоговой таблице.

Вопрос к классу: Где можно использовать электронные таблицы?

Ответ: ЭТ можно использовать в работе магазина по продаже компьютерной техники.



  1. Постановка учебной задачи

Сегодня на уроке мы увидим, как можно использовать ЭТ на уроках математики при изучении темы «Приближённое решение уравнений вида f1(x)= f2(x)».

На экране Лист 1– «Тема». Записываем тему урока: «Приближённое решение уравнений вида f1(x)= f2(x) c помощью электронных таблиц»

На экране Лист 11 – «Задача». Формулируется задача, которую предстоит решить сегодня на уроке: Найти приближённое (графическое) решение уравнения x3/10=sin x на интервале от -2,5 до 2,5 с шагом 0,5.

Прежде давайте посмотрим как вы решаете подобную задачу на уроке математики. Демонстрируются 1, 2 и 3 слайды презентации «Графический метод нахождения корней уравнений».

Теперь давайте посмотрим как эту задачу намного быстрее можно решить с помощью ЭТ.

На экране Лист 12 – «Графики». Создайте новую книгу и на 1 листе заполните таблицу значений функций: y1=sin(x) и y2=x3/10 на интервале [-2,5;2,5] с шагом 0,5. Протабулируйте обе функции на этом интервале.

Затем постройте графики функций. Не забудьте отформатировать ось ОХ, т.к. Excel проставляет не точки отрезка ОХ, а их номера. Координаты точек пересечения графиков и будут корнями уравнения: х1  -2 х2  0 х3  2.


  1. Открытие и включение в систему знаний нового понятия


Если требуется найти решение с заданной точностью, то можно использовать метод подбора параметра.

Формулируется задача 2 (под графиками): С использованием компьютерной модели в электронных таблицах с точностью до 4х знаков методом подбора параметра решить уравнение х3/10-sin x = 0.

На экране Лист 14 – «Подбор пар.» – Объяснение метода по шагам.

1. Скопируем значения х с 1го листа и протабулируем функцию х3/10-sin x на том же промежутке и с тем же шагом.

2. Установим точность представления чисел в ячейках с точностью до 4х знаков.

3. Построим график функции. По нему грубо приближённо можно определить, что уравнение имеет корни: х1  -2 х2  0 х3  2.

4 . Выделим ячейку, содержащую значение функции, наиболее близкую к нулю, например, С3 и введём команду: Данные – Анализ «что-если» – Подбор параметра.

5. Выпадет окно: «Подбор параметра»

В поле «Значение» введём требуемое значение функции (в данном случае – 0).

В поле «Изменяя значение ячейка» введём адрес ячейки С2 (Щёлкнем по ячейке С2), в которую будет производиться подбор значений аргумента.

6. На панели «Результат подбора параметра» будет выведена информация о величине подбираемого и подобранного значения.

7 . В ячейке С2 появится подобранное значение: -2, 0648.

8. Повторяем подбор параметра для ячейки значения функции К3. В ячейке аргумента К2 появится подобранное значение: 2,0648.

Таким образом, корни уравнения с точностью до 4х знаков после запятой найдены: х1  -2, 0648 х2  0,0000 х3  2,0648


  1. Динамическая пауза


  1. Этап первичного закрепления знаний


Выдаются задания на два варианта для самостоятельной и домашней работы. Нужно выполнить только первый номер, остальные – дома. Необходимо вначале построить графики функций с помощью ЭТ и найти корни грубо приближённо. Затем уточнить корни методом Подбор параметра. Ответы записать в выданные таблицы. Сохранить задание и переслать по сети на диск students. Первые из переславших работы (1 вар и 2 вар) будут демонстрировать их всему классу на экране проектора.

Задания для самостоятельной и домашней работы 1 вар

Найти приближённое (графическое) решение (решения) уравнений и методом Подбора параметра уточнить корень (корни) с точностью до 4х знаков после запятой:



  1. x3 = cos x на интервале от –2,5 до 2,5 с шагом 0,5

  2. x2 = sin x - 0,1 на интервале от –1,5 до 1,5 с шагом 0,5

  3. 1

    3

    x3=sin x на интервале от –2 до 2 c шагом 0,5



Записать ответы в таблицу:

уравнение

корень (корни) грубо приближённо

уточнённый корень (корни) методом Подбора параметра



x3 = cos x







x2 = sin x - 0,1






1

3

x3=sin x






Задания для самостоятельной и домашней работы 2 вар


Найти приближённое (графическое) решение (решения) уравнений и методом Подбора параметра уточнить корень (корни) с точностью до 4х знаков после запятой:

  1. x2 = соs x на интервале от –2,5 до 2,5 с шагом 0,5

  2. x3 = sin x + 0,5 на интервале от –1,5 до 1,5 с шагом 0,5

  3. 1 x2 = sin x на интервале от –1,5 до 2 с шагом 0,5

2

Записать ответы в таблицу:

уравнение

корень (корни) грубо приближённо

уточнённый корень (корни) методом Подбора параметра



x2 = соs x







x3 = sin x + 0,5





1

2

x2 = sin x






Обучающиеся выполняют работу, а учитель ожидает ответы на сетевом диске students. По мере поступления заданий учитель их проверяет и приглашает к экрану проектора первого из обучающихся, приславшего верное решение из 1го варианта, затем 2го. Ребята демонстрируют свои работы, проговаривая всю последовательность действий, остальные – сверяют с правильными:


Ответы к 1 варианту


уравнение

корень (корни) грубо приближённо

уточнённый корень (корни)
методом Подбора параметра




x3 = cos x




x=0,8




x=0,8654




x2 = sin x - 0,1

x1=0,1

x2=0,7

x1=0,1130

x2=0,7740



1 x3=sin x

3

x1=-1,4

x2=0

x3=1,4

x1=-1,4381

x2=0,0000

x3=1,4381





Ответы ко 2 варианту

уравнение

корень (корни) грубо приближённо

уточнённый корень (корни)
методом Подбора параметра

x2 = соs x

x1=-1

x2=1

x1=-0,8243

x2=0,8243

x3 = sin x + 0,5


x=1,2

x=1,1185

1 x2 = sin x

2

x1=0

x2=1,4

x1=0,0000

x2=1,4047





  1. Подведение итогов


На экране Лист 15 – «Схема» – подведение итогов урока: в каких случаях необходимо использовать графический метод и метод подбора параметра.


  1. Постановка домашнего задания

Т.к. задание объёмное, ребята успевают выполнить только задание № 1. Поэтому, остальные задания они выполнят дома и отметка будет выставлена на следующем уроке.





Содержимое разработки

Графический метод решения  уравнений

Графический метод решения

уравнений

1) Решить уравнение =  | x – 2 | 1 шаг : построить графики функций у = и у = | x – 2 | 2 шаг: найти абсциссы точек (или точки) пересечения графиков Ответ:  x 1 = 1, х 2 = 4

1) Решить уравнение = | x – 2 |

1 шаг : построить графики функций у = и у = | x – 2 |

2 шаг: найти абсциссы точек (или точки) пересечения графиков

Ответ: x 1 = 1, х 2 = 4

х 3 = 5 - х x 3 – 5 + х = 0 g(x) = 5 - х f(x) = х 3   х ≈ 1,5 Решением является абсцисса точки пересечения графиков левой и правой частей уравнения

х 3 = 5 - х

x 3 – 5 + х = 0

g(x) = 5 - х

f(x) = х 3

х ≈ 1,5

Решением является абсцисса точки пересечения графиков левой и правой частей уравнения

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Зимний фестиваль знаний 2025»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее