«Осенний фестиваль знаний 2024»

Интегрированный урок-игра на тренировку памяти, внимания и наблюдательности в начальной школе

Цели урока: Развить у учащихся память, внимание и наблюдательность.

Образовательная:

  • помочь учащимся получить представление о памяти, внимании и наблюдательности.

Воспитательная:

  • воспитание информационной культуры учащихся, внимательности, наблюдательности, усидчивости;

Развивающая:

  • развитие познавательных интересов, навыков работы с компьютером;
  • развитие кругозора.

Задачи урока:

  • Привлечь учащихся для самостоятельной тренировки памяти, внимания и наблюдательности.
  • Порекомендовать нужные упражнения.
  • Порекомендовать правильные продукты питания.
Олимпиады: Литературное чтение 1 - 4 классы

Содержимое разработки


ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК-ИГРА

НА ТРЕНИРОВКУ ПАМЯТИ, ВНИМАНИЯ

И НАБЛЮДАТЕЛЬНОСТИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ


Цели урока: Развить у учащихся память, внимание и наблюдательность.

Образовательная:

  • помочь учащимся получить представление о памяти, внимании и наблюдательности.

Воспитательная:

  • воспитание информационной культуры учащихся, внимательности, наблюдательности, усидчивости;

Развивающая:

  • развитие познавательных интересов, навыков работы с компьютером;

  • развитие кругозора.

Задачи урока:

  • Привлечь учащихся для самостоятельной тренировки памяти, внимания и наблюдательности.

  • Порекомендовать нужные упражнения.

  • Порекомендовать правильные продукты питания.

Оборудование: SMART-доска (с использованием функции «шторка»), чистый лист, ручки, карандаши


I.Организационный момент

Приветствие, проверка присутствующих. Объяснение хода урока.

II. Актуализация знаний

Устный опрос учащихся по вопросам:

ВОПРОСЫ


1.Помните ли Вы, какие уроки у вас были вчера?

2.Какое сегодня число?

3.Для чего нам нужно тренировать память?

4.Для чего нам нужно быть внимательным?

Мы займемся нашими глазками — чтобы они научились смотреть внимательно, нашими головками — чтобы они научились хорошо думать, нашей речью — чтобы знать много разных слов и уметь рассказывать интересные истории, а еще нашими фантазиями — чтобы придумывать разные необычные вещи. И для этого будем играть в забавные игры. Например, в такую.

«Шерлок Холмс»

Эта игра развивает наше внимание и наблюдательность. Мы все будем Шерлоками Холмсами — внимательными и все замечающими. А некоторые из нас будут «преступниками».

Перед классом выходят 5-7 человек. Остальные пол-минуты смотрят на них и запоминают, как они выглядят. Затем группа выходит за дверь и делает 3-5 изменений в своем облике и одежде (меняются пиджаками, снимают галстуки, вытаскивают воротничок из-под свитера, изменяют прическу — делают пробор на другую сторону и т.п.). Затем они заходят в класс и становятся не в том порядке, как сначала. Задача класса — обнаружить все изменения в облике «преступников», назвать, в каком порядке они стояли. Затем «преступники» становятся спиной к классу, а класс пробует сказать: какого цвета глаза у каждого из них, у кого есть/нет веснушки, у кого сколько пуговиц на пиджаке? Те, кто отвечают правильно, становятся следующей группой «преступников».

«Слова и буквы»

А теперь посмотрим, как много разных слов вы знаете.
На доске чертится три колонки для каждого ряда. Дети по очереди выходят и пишут слова-ответы в своей колонке. Задания: за пять минут
— написать как можно больше слов, где буква О встречается три раза;
— как можно больше героев мультфильмов на Т (З, Р, …);
— как можно больше слов, где нет букв А и Е;
— как можно больше слов, начинающихся и оканчивающихся на одну и ту же букву;
— составить из букв одного слова как можно больше других слов (из САМОЛЕТ — ЛОМ, ТЕЛО, АТОМ, ЛЕТО, СМЕЛО, МЕЛКО, …). Можно только существительные или только предметы, можно — любые.

«Сказка наоборот»

А теперь проверим, как вы помните сказки. Но не просто помните, а очень подробно, буквально каждую строчку и каждое событие. Попробуйте рассказать наоборот какую-нибудь очень известную (но не очень большую) сказку («Репка», «Колобок», «Вершки и корешки»).
Например:
— «И стали они жить-поживать, да добра наживать» 
— «Дал ему король коня и полкоролевства в придачу и принцессу в жены» 
— «Вернулся он в родное королевство» 
— «Отрубил он дракону третью голову и тот испустил дух» 
— …

«Найди лишнее»

Вычеркните лишнее слово и объясните, почему оно сюда не подходит. (Слова пишутся заранее на закрытой доске).
Гусь, утка, курица, петух, рыба.
Морковь, огурец, картофель, конфеты, капуста.
Ложка, хлеб, тарелка, вилка, нож.
Солнце, луна, ветер, звезда, планета.
Тюльпан, гвоздика, ромашка, арбуз, роза.
Катя, пальто, юбка, кофта, платье.
Кукла, мячик, карандаш, мишка, машинка.
Волк, овца, коза, собака, лошадь.
Грузовик, самолет, троллейбус, поезд, велосипед.
Весна, лето, осень, мороз, зима.

А теперь задание наоборот: что общего у этих пяти слов, можно ли их объединить в одну группу и почему?

«Отгадай стихотворение»

Учитель загадывает четверостишие из известного всем стихотворения. Вызывает перед классом столько человек, сколько слов и говорит каждому на ушко его слово. Затем из класса выбирается ведущий. Он спрашивает у любого человека его слово. Задача — чтобы ведущий или кто-то из класса быстрее догадался, какое это стихотворение.

«Дети наоборот»

Мы уже засиделись — давайте подвигаемся! Представьте, что мы все — очень вредные детки и делаем все наоборот: скажут сесть — встанем, побежать — стоим, опустить руки — поднимаем. Делайте наоборот все, что делаю я« (Учитель встает — дети садятся, побежит — дети стоят, одевает пиджак — дети снимают, качает головой сверху вниз (да) — дети мотают головой из стороны в стороны (нет) и т.п.).

«Самый-самый»

На доске заранее написаны строчки. Задача детей — расположить в порядке убывания, подписав под словами соответствующие цифры. Например:
— Кто самый быстрый: ракета, бабочка, птица, самолет, вертолет» — ответ: «ракета-1, бабочка-5, птица-4, самолет-2, вертолет-3.
— Что ярче светит: настольная лампа, люстра, прожектор, свеча, солнце?
— Что теплее: шуба, платье, купальник, пальто, сарафан?
— У кого хвост длиннее: заяц, мышь, лиса, еж, белка?
— Кто самый медленный: собака, лошадь, червяк, змея, черепаха?
— Что самое крепкое: древесина, железо, пластмасса, алмаз, бумага?
— Если в воду бросить камень, картонную коробку, платье, деревянный стул и булку, что упадет на дно первым, а что — потом?

«Угадай меня»

Учитель вместе с группой детей из 5-6 человек загадывает какого-либо человека (из класса, учительницу, актера, мультипликационного героя и т.п.). они становятся перед классом и класс задает им вопросы, пытаясь отгадать загаданного человека:
— Кто он (наш одноклассник, герой мультфильма, учитель)?
— На какой цветок он похож?
— С каким цветом его можно сравнить?
— На какое животное он похож?
— Какой у него характер?
— Что он любит и не любит?
— О чем он мечтает?
И т. д.

«Лучший счетчик»

Дети делятся на две команды. Команда, ответившая первой, получает балл. Кто ответил неправильно, выбывает из игры. Всего десять вопросов:

1. Сколько в комнате дверей?
2. Сколько столов?
3. Сколько ручек на партах первого ряда?
4. Сколько косичек у девочек?
5. Сколько галстуков у мальчиков?
6. Сколько стульев в комнате?
7. Сколько учеников сидят у окон?
8. Сколько учебников на первых трех партах?
9. Сколько пальцев на руках у сидящих на задних партах?
10. Сколько в классе юбочек?


ВЫПОЛНЕНИЕ УПРАЖНЕНИЙ

  1. Упражнение на тренировку зрительной памяти и внимания.

Учащимся нужно запомнить и ответить на вопросы:

Какие фигуры нарисованы?

Какого они цвета?

Какая фигура лишняя? Почему?

Через 5 секунд фигуры убираем с экрана с помощью функции «шторка».

  1. Упражнение на развитие концентрации, распределения внимания

Учащимся предлагаются следующие задания (устно):

  • считать вслух от 1 до 31, но учащийся не должен называть числа, включающие тройку или кратные трем. Вместо этих чисел он должен говорить: «Не собьюсь». К примеру: «Один, два, не собьюсь, четыре, пять, не собьюсь и т.д.»

Правильный счет должен быть следующим: 1, 2, -, 4, 5, -, 7, 8, -, 10, 11, -, -, 14, -, 16, 17, -, 19, 20, -, 22, -, -, 25, 26, -, 28, 29, -, - _ черта замещает числа, которые нельзя произносить).

  1. Упражнение «Наблюдательность»

Упражнение на развитие зрительного внимания. В этой игре выявляются связи внимания и зрительной памяти.

  • учащимся предлагается по памяти подробно описать школьный двор, путь из дома в школу - то, что они видели сотни раз. Такие описания младшие школьники делают устно, а их одноклассники дополняют пропущенные детали.

  1.   Упражнение «Летает – не летает»

Упражнение на развитие переключения внимания, произвольности выполнения движений.

  • Учащиеся садятся или становятся полукругом. Выбирается ведущий, который называет предметы. Если предмет летает - дети поднимают руки. Если не летает - руки у детей опущены. Ведущий может сознательно ошибаться, у многих ребят руки непроизвольно, в силу подражания будут подниматься. Необходимо своевременно удерживаться и не поднимать рук, когда назван нелетающий предмет.

  1. Упражнение на память:

Учащиеся запоминают слова, затем их записывают на листах.

  1. Игра на память: «Один лишний»



  1. Упражнение на внимание: « Что отсутствует на картине»

  1. Упражнение на внимание: «Найди отличия»

9. Упражнение на память: «Запомните предметы» (даётся – 6 сек.)

ЗВЕЗДА

КРЕСТИК

КВАДРАТ

НОЖНИЦЫ

ОВАЛ

КРУГ

ЛАМПА

НОТЫ

СТОЛ

КОНВЕРТ

КОЛЬЦО

ПРЯМОУГОЛЬНИК

РОМБ

КОТ




  1. Упражнение на развитие памяти: «Опиши ребят»

Учащимся нужно внимательно рассмотреть детей на картинке и описать настроение каждого из них.


IV. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ НА КОМПЬЮТЕРЕ

Работа учащихся в программе «Тест на фотопамять»

После завершения работы в программе на экране компьютера появляется следующая диаграмма:

  • зелёные столбцы - «хорошая» память

  • коричневые столбцы – «средняя» память

  • красные столбцы – «плохая» память.

V. Рекомендации для улучшения памяти

  1. В день заучивай хотя бы одно четверостишье;

  2. Заучивай с желанием знать и помнить;

  3. Короткие стихи учи целиком, а длинные разбивай на отрывки.

  4. Правильно питайся!

Чтобы память была хорошей, кушайте:


  • орехи, яйца, крупы, семечки, хлеб с отрубями, ростки пшеницы; зеленые листовые овощи (витамин Е);

  • ягоды – черника и черная смородина (витамин С);

  • морские продукты;

  • горсть семечек тыквы (цинк);

  • молоко (В2), сыр, мясо (B12);

  • Говядина, баранина, зеленые овощи, сухофрукты (железо).


VI. Подведение итогов урока. Рефлексия.

Учащиеся оценивают своё настроение и свою работу на уроке, выбирая один смайлик.

Мы с вами сегодня славно поиграли. И мы стали умнее, внимательнее и сообразительнее. Давайте все погладим себя по голове и скажем: «Какой я сегодня был (была) молодец (умница)!»



Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Осенний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее