Инновационный подход к организации контрольно – оценочной деятельности в условиях реализации ФГОС НОО
А. Амонашвили писал: «Отметка, которой приписывается лишь невинная роль простого отражателя и фиксатора результата оценки, на практике становится для ребенка источником радости или горя». Из приведенного высказывания видно, насколько велика роль отметки. От выбора учителем системы оценивания зависят образовательные и личностные качества учащихся.
Мы не часто употребляем в своей речи слово «оценка», но ее применение используем каждый день. Когда едим, когда одеваемся и т.д. Вот и во время урока ученики получают оценку от учителей, от своих сверстников. А ведь с помощью оценки ученику можно поднять настроение, но можно и снизить его эмоциональное состояние. Сегодня человек подвержен стрессовым ситуациям очень часто, так диктуют условия жизни. Как быть учителю в современной школе, чтобы не ввести ученика в стрессовую ситуацию посредством оценивания?
На столе тарелка с различными видами яблок.
Обсуждаем пословицу:
Всем известна пословица «Яблоко от яблони недалеко падает». Скажите
– Можно ли на дереве найти два одинаковых яблока?
– Условно наберем корзину яблок. Разложим на кучки:
1) самые красивые (съедим сами или угостим родню
2) мелкие ( сварим компот)
3) неказистые, червивые (варенье, сушка)
Таким образом, в соответствии с выбранными критериями каждому яблоку нашлось применение.
В настоящее время в педагогической практике существует проблема оценивания учебной деятельности. Старые методы оценивания давно уже изжили себя. Сегодня ни одному из учеников не понравится, как по старому традиционному методу оценивают его работу. Порой мы, учителя, не комментируем свое оценивание. Ученики не имеют понятия, за что ему учитель поставил ту или иную оценку.
- В Новых образовательных стандартах прописано, что Государство ждёт гражданина критически мыслящего, а не просто исполнителя. Человека, который будет предлагать, который может адекватно оценивать возникшую ситуацию, который может ставить перед собой цель и достигать её. Не останавливаться на достигнутом знании, а постоянно повышать свои знания самообразованием, на курсах, получая образование в высших учебных заведениях. А фундамент этот должны заложить учителя начальных классов.
Чтобы представить подобные результаты требуется новый подход к системе оценивания, который предполагает переход на критериальную, содержательную оценку. Оценку индивидуального прогресса учащихся, разделение по содержанию, по способам проведения текущего и итогового контроля.
Актуальность нового вида оценивания
Российская школа не одно десятилетие существует в условиях пятибалльного оценивания. Менялись социально-политические, исторические условия, менялась сама картина мира, а оценивание остаётся без изменений.
В 1944 году было принято решение о замене словесной системы оценки успеваемости цифровой пятибалльной системой. С тех пор в советско-российской школе и существует пятибалльная система оценивания.
Эту систему оценивания, уже и пятибалльной назвать нельзя. Ведь ни для кого не секрет, что отметок «1» и «2» не существует – это просто маркеры неудовлетворительного результата, которые используются при текущем оценивании и практически не используются при итоговом, что явно свидетельствует об их номинальном существовании и фактическом неприменении. Да и отметка «5» вызывает не меньше споров: в условиях ЕГЭ она как-то потускнела. Что стоит эта пятёрка в аттестате, если с баллами за ЕГЭ нельзя поступить в ВУЗ. Тройка вообще стала нарицательным понятием. Т.е. оценивание практически можно назвать трёхбалльным!
К достоинствам стандартной системы можно отнести и далеко пока не исчерпанный потенциал модернизации. Таким образом, пятибалльная система представляет собой очень простой и грубый инструмент, но вследствие этой простоты – чрезвычайно универсальный и действенный.
Недостатки существующей системы оценивания:
Ученик крайне ограничен в возможности увидеть динамику собственного роста, развития. Например, он написал диктант, сделав 12 ошибок. «2». В следующий раз он допустил 6 ошибок. Он улучшил свой результат в 2 раза, а в итоге тоже «2». В такой ситуации невозможно поддерживать мотивацию ученика, не говоря уже о том, чтобы её повышать.
Отношения «ученик-учитель» определены контролирующей функцией наставника. Учитель – контролёр. Это никак не поднимает авторитет учителя, ну, и конечно, не мотивирует ученика. Представьте, что вас каждый день только контролируют, а не советуют и помогают. Комфортно ли будет работать в таких условиях?
А страх перед плохой оценкой? Причём, заметьте, не перед тем, что я что-то плохо усвоил, а именно перед двойкой.
Отношения «родитель- ребёнок» и «учитель- родитель». Не стоит забывать о субъективности оценивания. У ребёнка между «5» и «4». Поставлю ему «5», он так старался , а этому только тройку, он вёл себя плохо на уроках. Или этот родитель всегда помогает классу. Ну как такому ребёнку не поставить на балл выше.
Ребёнок не учится контролировать и оценивать себя сам, а ведь во взрослой жизни именно это ему нужно делать изо дня в день. Как следствие, у многих детей неадекватная самооценка.
Дети приходят в школу очень разные, но все они получили установку на то, что в школе их ждут новые знания, открытия. И у каждого ребёнка продвижение по этому пути индивидуальное. Успешность в школьников должна определяться не наличием пресловутых «5» и «4», а личной динамикой развития и желанием учиться. Если бы мы, взрослые, не сравнивали своих детей между собой, а сравнивали бы вчерашние результаты с сегодняшними достижениями, то в мире было бы гораздо больше счастливых детей. «Ты что получил за контрольную? А Петя?» «Ну почему Валя занимается на пятёрки, а ты не можешь?» и т.д. И кроме этого при всех имеющихся недостатках найти альтернативу пятибалльной системе пока не удалось. Но как быть в создавшейся ситуации, ответ на этот вопрос дает введение систему критериального оценивания.
Что же такое критериальное оценивание?
Оценивание – это сравнение полученных результатов с нормой или эталоном? Само понятие критериальное оценивание возникло первоначально в таких сферах как обучение пилотов. В чем же отличие понятий нормы от критерия. Критерий – это эталон. Норма – показатель большинства. Т.е. мы чему-то учили, некие результаты получили. И большинство учащихся, то чему мы учили усвоили. И здесь встает вопрос. А если мы плохо учим? Тогда у нас и норма будет другой.
Итак, критериальное оценивание – это процесс, основанный на сравнении учебных достижений учащихся с чётко определёнными, коллективно выработанными, заранее известными всем участникам процесса критериями, соответствующими целям и содержанию образования, способствующими формированию учебно-познавательной компетентности учащихся.
Роберт Стейк привел такую аналогию с двумя этапами оценивания супа: когда повар дегустирует суп – это формирующая оценка; когда обедающий (или эксперт) ест суп – это итоговая оценка. Другими словами, формирующая оценка отражает внутренний контроль качества, тогда как итоговая оценка представляет, насколько хорошо функционирует конечный продукт в реальном мире.
На протяжении многих лет нас так оценивали и мы так оцениваем используем метод вычитания. Т.е. когда ребенок приносит сделанную работу, мы как бы авансом ему ставим пять, а потом начинаем оттуда вычитать за ошибки. Т.е. мы ребенка наказываем за ошибки путем вычитания из пятибалльной отметки. В новом стандарте образования оговаривается, что оценивание должно осуществляться методом сложения, т.е. к базовому уровню достижения приплюсовываются. И это принципиально новый подход и очень важная вещь. На этом и строится критериальное оценивание.
Центральной идеей, определяющей отношение к системе оценивания, является формирование действий контроля и оценки у учащихся. Обязательным компонентом системы оценивания является вырабатывание критериев. Поэтому эту систему можно назвать критериальное оценивание.
Виды критериального оценивания
Формирующее и констатирующее оценивание
В рамках системы критериального оценивания принципиально важно разделять два его вида: формирующее и констатирующее.
Основная цель формирующего (текущего) оценивания – осуществление оперативной взаимосвязи между учителем и учениками в процессе обучения. Оно позволяет школьникам понимать, насколько правильно они выполняют учебные задания в период изучения нового материала. Никакого непосредственного влияния на итоговые отметки формирующие оценки не имеют. Это сделано для того, чтобы снять у учащихся страх перед ошибками, которые неизбежны при первоначальном освоении учебного материала. (Диагностические работы тоже сюда входят)
Одно из основных требований к такому оцениванию – его органичность, слитность с процессом обучения. Совсем не обязательно оно должно выражаться какими-то формальными баллами. Скорее надо стремиться к тому, чтобы оно было как можно более словесно-описательным, то есть максимально информативным для учеников.
Еще одним крайне желательным обстоятельством является участие школьников в процессе оценивания во всех четырех доступных для этого формах: самооценивания, взаимного оценивания, участия в разработке критериев оценки и рефлексивного разбора результатов выполненных учебных действий.
Формирующее оценивание не повышает успеваемость учащихся само по себе, также как и взвешивание не помогает поросенку набирать вес. Учащиеся увеличивают свои знания, если информация, полученная в ходе формирующего оценивания, используется конструктивно, с целью учесть индивидуальные потребности и помочь ученикам стать независимыми в обучении.
Сегодня в одном классе обучаются дети с разным культурным прошлым, с разными способностями и интересами. Формирующее оценивание помогает учителям учитывать индивидуальные потребности учащихся через дифференцированное обучение.
Формирование навыков, необходимых для непрерывного обучения, особенно важно для достижения успеха в 21 веке. Стратегическое применение формирующего оценивания позволяет учащимся сформировать навыки самостоятельного обучения.
В современной школе приоритетной целью становится развитие личности, готовой к правильному взаимодействию с окружающим миром, к самообразованию и саморазвитию, актуальной задачей для начального общего образования является формирование учебной деятельности как желания и умения учиться, развитие познавательных интересов и готовности к обучению в основном звене. Поэтому важное значение имеет контрольно-оценочная самостоятельность ребенка, то есть умения контролировать и оценивать свою деятельность, устанавливать и устранять причины возникающих трудностей.
Критериальный подход к оцениванию работ учащихся помогает осуществлять, прежде всего, обратную связь, позволяющую всем участникам процесса (и учителям, и ученикам, и родителям) понимать уровень освоения изучаемого материала. Чем более содержательной будет обратная связь, тем конструктивнее может быть реакция на нее.
Как показывает практика, оценивание деятельности учащихся на уроке становится демократичным тогда, когда ученик чётко видит, за что ему выставлена та или иная оценка. Этого можно достичь путём применения критериального оценивания. В этом случае ответственность за своё обучение ученик берет на себя. И учитель не является "судьёй" при выставлении оценок. Критериальная система оценивания дает возможность определять, на каком уровне усвоения материала находится ученик. Система совершенно прозрачна и для родителей, что позволяет избежать конфликта между школой и родителями. При критериальном оценивании оценка ставится за каждое задание. Осуществляется функция обратной связи, когда ученик знает о своих успехах и пробелах. В этом случае отрицательный результат тоже результат, так как он определяет, куда, в каком направлении, двигаться дальше, и как его улучшить. В критериальном оценивании важно, что шкала оценивания начинается с нуля. Таким образом, оценивается не личность ученика, а его достижения. То есть решается проблема объективного оценивания учебных достижений учащегося.
Приёмы, формы и методы критериального оценивания.
При деятельностном подходе к обучению оценивание должно быть использовано для того, чтобы
-стимулировать ответственность учащихся за свои образовательные результаты;
-помогать учиться на своих ошибках;
-помогать понять, что не получается и в какой степени;
-определять наличие тех или иных умений;
-устанавливать степень овладения умением;
-оценивать продвижение учащихся относительно самих себя, относительно своих прежних успехов и неудач;
-мотивировать учащихся на достижение успеха;
-формировать действие контроля и оценки на основе выделенных критериев.
При таких функциях оценивания отметка как форма количественного выражения результата деятельности учащихся теряет свой привычный смысл. В этих условиях оценка должна отражать, прежде всего, качественный результат процесса обучения.
Основной функцией контроля и оценки становится определение учеником границ своего знания/незнания, своих потенциальных возможностей, а так же осознания проблем, возникших в учебной деятельности, и способов их преодоления. Перспективная цель такого оценивания заключается в достижении полной ответственности обучаемого за процесс и результат непрерывного самообразования.
Принципы критериального оценивания.
Основными принципами критериального оценивания являются:
критериальность (содержательный контроль и оценка строится на критериальной, выработанной совместно с учащимися основе. Критерии должны быть однозначными и предельно чёткими);
приоритет самооценки (самооценка ученика должна предшествовать оценке учителя. Для воспитания адекватной самооценки применяется сравнение двух самооценок учащихся: прогностической (оценка предстоящей работы) и ретроспективной (оценка выполненной работы));
гибкость и вариативность (содержательный контроль и оценка предполагают использование различных процедур и методов изучения результативности обучения, изучение как индивидуальных, так и групповых, коллективных результатов учебной деятельности);
естественность процесса контроля и оценки (контроль и оценка должны проводиться в естественных для учащихся условиях, снижающих стресс и напряжение).
При критериальном оценивании образовательный процесс должен быть простроен таким образом, чтобы у учащегося формировалась оценка самого себя, своих достоинств и недостатков, своих действий и возможностей, т.е. самооценка.
Констатирующее (итоговое) оценивание представляет собой набор контрольных мероприятий, как правило, завершающих изучение более или менее объемных учебных тем. Содержание контрольных заданий подбирается таким образом, чтобы охватить все принципиально значимые блоки знаний, умений и навыков, отработанные в процессе изучения материала. Именно оценки за констатирующие работы служат для формального определения уровня подготовки учащихся. По ним выставляются четвертные и годовые результаты. Какие же критерии существуют для оценки письменных работ в начальной школе. Предлагаю познакомиться с критериями оценки письменных работ (Критерии представлены в памятках)
Памятки представлены в приложении 1
Практическая значимость критериального оценивания:
Оценивается только работа учащегося. Работа учащегося сравнивается с образцом (эталоном) правильно выполненной работы, который известен учащимся заранее.
Учащемуся известен четкий алгоритм выведения оценки, по которому он сам может определить уровень своей работы и информировать родителей;
Оценивают у учащихся только то, чему учили, так как критерий оценивания представляет конкретное выражение учебных целей.
Критериальное оценивание позволяет:
Учителям:
Разработать критерии, способствующие получению качественных результатов обучения;
Иметь оперативную информацию для анализа и планирования своей деятельности;
Улучшить качество преподавания;
Выстраивать индивидуальную траекторию обучения каждого ученика с учетом его индивидуальных особенностей;
Использовать разнообразные подходы и инструменты оценивания;
Вносить предложения по совершенствованию содержания учебной программы.
Учащимся:
Использовать многообразие стилей обучения, типов мыслительной деятельности и способностей для выражения своего понимания;
Знать и понимать критерии оценивания для прогнозирования результата, осознавать критерии успеха;
Участвовать в рефлексии, оценивая себя и своих сверстников;
Использовать знания для решения реальных задач, выражать разные точки зрения, критически мыслить.
Родителям:
Получать доказательства уровня обученности ребенка;
Отслеживать прогресс в обучении ребенка;
Обеспечивать ребенку поддержку в процессе обучения.
Такая система оценивания исключает неудовлетворительные оценки
Итак, уважаемые коллеги! Проблема оценивания и его объективности остро стоит и перед учителями в практике преподавания, и перед учениками для оценивания успешности своего обучения. Для учителя важно, как с помощью оценки не погасить интерес к предмету, а наоборот, стимулировать ученика к продвижениям по отношении к самому себе. Оценка должна стать инструментом в руках учителя, который будет направлять, открывать новые возможности ученику на пути познания. Особенно это важно на современном этапе, когда мы через изменение образовательной парадигмы переходим от модели, где учитель находится в центре учебного процессе к модели, где ученики созидают, а учитель лишь направляет. При условии соблюдения всех этапов критериального оценивания трудоёмкость и издержки адаптационного периода окупаются повышением качества знаний у учащихся.
3. Доклад «Особенности оценивания детей с ОВЗ» (Грушева А.А)
Инклюзивное образование в настоящий момент является инновационным процессом, позволяющим осуществить обучение, воспитание и развитие всех без исключения детей независимо от их индивидуальных особенностей, учебных достижений, родного языка, культуры, психических и физических возможностей.
В своем выступлении я хотела бы остановиться на проблеме инклюзивного обучения и оценивания результатов обучения как составляющих образовательного процесса, раскрыть основные принципы, которых должны придерживаться преподаватели при оценивании в условиях инклюзивного обучения.
В современном мире возможности людей с особыми возможностями здоровья приравнены к возможностям здоровых людей. Это касается и образовательной сферы. В связи с этим развитию и совершенствованию инклюзивного образования уделяется особое внимание.
Инклюзивное образование, представляя собой процесс полного включения детей с особыми возможностями здоровья во все аспекты школьной жизни, требует приспособления среды к потребностям ребенка, а не наоборот. Такое образование дает ребенку возможность обучаться по индивидуальной программе, без каких-либо трудностей вне отрыва от классного коллектива. Тем не менее, реализация инклюзивного образования порождает некоторые трудности для преподавателей. Встает вопрос о технологии и методах оценивания результатов обучения при инклюзивном обучении.
Разработка методов и форм оценки результатов обучения конкретного ребенка в инклюзивном классе является одним из ключевых вопросов в области реализации адаптированной учебной программы. Наиболее важные показатели эффективности работы преподавателей и специалистов психолого-педагогической поддержки отражаются в положительной динамике развития ребенка. Оценка содержания «движения» ребенка в определенный период времени непосредственно связано с задачами, которые установлены учителем, родителями и специалистами по поддержке в разработке индивидуальной образовательной программы. Чтобы избежать трудностей при оценке результатов обучения при инклюзивном образовании, деятельность учителя должна основываться на следующих принципах:
1. Оценивание представляет собой непрерывный процесс, естественно, интегрированный в образовательную практику. В зависимости от этапа обучения допускается диагностическое и срезовое использование оценки. Также итоговая оценка может быть установлена как общий результат накопленных оценок за период обучения.
2. Оценка может быть только критериальной. Основными критериями оценки являются планируемые результаты обучения (в случае разработки индивидуальной образовательной программы (ИОП) – задача разработки программного материала на индивидуальные способности на уровне ребенка). В то же время правила и критерии оценки должны быть известны заранее учителю.
Иногда необходимо разделить общие критерии оценки работы на более мелкие, местные. В каждом случае, учитель говорит ребенку, по каким критериям будут оцениваться работы, а также информирует об этих критериях наставника и родителей. Ведущий критерий влияет на форму выполнения конкретной задачи ребенком.
3. Оцениванию с помощью отметки может подвергаться только деятельность учащегося и результаты этой деятельности, но никак не личные качества ребенка. Оценке поддается только то, чему учат.
4. Система оценки должна быть построена таким образом, чтобы учащиеся были включены в деятельность по контролю и оценке, приобретая навыки и привычки к самооценке и взаимооценке.