«Осенний фестиваль знаний 2024»

Инновационные технологии в формировании образовательной среды

Инновационный подход к обучению позволяет так организовать учебный процесс, что ученику урок и в радость, и приносит пользу. Учитель должен не только вести уроки, но и помогать школьникам всесторонне развиваться. Педагогическое мастерство приходит только к тому учителю, который ищет и находит оптимальное соответствие методов закономерностям возрастного и индивидуального развития учащегося

Олимпиады: Дошкольникам "Клуб юных почемучек"

Содержимое разработки

ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ФОРМИРОВАНИИ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ

Раимбекова У. К.

Мактааральский район ," школа – гимназия" Туран "


Новое время стремительно преподносит новые веяния в образовательную среду .

В связи с этим в последнее время широко обсуждается вопрос о качестве образования в казахстанских школах .[1] В Посланиях Президента РК Н. А. Назарбаева народу подчерк-нуто ,что "страна ,не умеющая развивать знания в ХХI веке , обречена на провал " [2]. Поэтому, решению этих проблем правительство уделяет большое внимание , в результате которого система образования совершает мощный рывок в своем развитии . Однако это вовсе не означает , что все проблемы решены и можно остановить обновление системы . Образование становится смыслом жизни человека , продолжается всю его жизнь . Пере-мены в обществе , инновационные изменения в образовании заставили думать и работать по- новому . Глобальное преобразование актуализировало проблему инновационных подходов . Системе образования необходимы специалисты с нестандартным подходом [3] В связи с этим государство вкладывает огромные средства в образование .

Mеждународный опыт подтверждает , что инвестиции в человечес-кий капитал, и, в частности , в образование , начиная с раннего детства до зрелого возраста , способству-ют огромной отдачей в будущем .[ 4] Дети –это резерв страны , который будет определять уровень её экономического и духовного развития . Школа – это один из значимых институтов образования в жизни человека. Основной задачей школы должно стать создание условий для самореализации личности каждого учащегося, каждого члена коллектива, создание условий для глубокого приобретения знаний, развития личности ребенка, для его самовоспитания, самоутверждения, самовыражения, саморазвития . Таким образом, образование по своей сути уже является инновацией .

Нововведения или инновации характерны для любой профессио-нальной деятельности человека и поэтому, естественно, становятся предме-том изучения, анализа и внедрения. Инновации сами по себе не возникают . Они результат научных поисков, ППО учителей, целых коллективов . Создавать новое – это и есть инновации .

Специфика инновационной методики :

  • инновация всегда содержит новое решение актуальной проблемы ;

  • использование инноваций приводит к изменению личности учащегося;

  • внедрение инноваций изменяет многие компоненты школы ;

Главная цель методики – максимальное "раскрытие" природных способностей детей . Инновации –это движение вперёд .

Инновационный подход к обучению позволяет так организовать учебный процесс , что ученику урок и в радость , и приносит пользу. Учитель должен не только вести уроки, но и помогать школьникам всесторонне развиваться . Педагогическое мастерство приходит только к тому учителю, который ищет и находит оптимальное соответствие методов закономерностям возрастного и индивидуального развития учащегося .[5 ]

Раньше педагог был основным источником знаний для учащихся, их передатчиком, транслятором . Эта функция сохраняется и поныне , но она уже отходит на второй план , так как имеется в наличии огромное информационное пространство . Сейчас наиболее актуальной становится педагогика сотрудничества , где преподавателю отводятся функции консультанта в поиске нужной информации .[6] Такие задачи стоят сегодня перед казахстанской системой образования . Приоритетными среди них можно выделить следующие технологии :

  1. ИКТ в предметном обучении ,подразумевающие интеграцию различных

предметных областей ;

2. Научно-исследовательская деятельность ;

3. Креативное мышление ;

4. Духовное воспитание и укрепление национально-культурных ценностей.

В методическом арсенале преподавателей должны быть такие формы организации учебной деятельности , как индивидуальная работа с обучающей системой , создание и использование на уроках презентаций , моделирование, компьютерное тестирование , Интернет, разработка WEB –страниц .

Роль учителей русского языка и литературы в этом процессе немало-важна. Русский язык –один из самых сложных общеобразовательных предметов . Поэтому существуют различные трудности усвоения предмета .[7]

Учителя –словесники должны заботиться о том , чтобы ученики школы овладели как письменной , так и устной речью . А для этого нужно “открыть уста детей ”, дать возможность свободно говорить и писать о том , что их волнует , интересует ,самовыражаться посредством слова. Исходя из сказанного, можно утверждать о необходимости инновационных технологий в учебном процессе .

Одним из популярных методов в мировом профессиональном образовании является метод направляющего текста ,с помощью которого легко структуировать образовательный процесс .[8] Метод предполагает шесть фаз .

1.Фаза получения информации

Учебный процесс начинается со сбора первичной информации об изучае-

мом объекте (например, правило).

  1. Фаза планирования

Составление плана работы .Планирование предусматривает наличие

альтернативы .

  1. Фаза принятия решения

В ходе дискуссии "за" и "против" выдвигается оптимальный вариант .

Учитель не навязывает , а стимулирует процесс для принятия

верного решения .

  1. Фаза осуществления

На этой фазе учащиеся могут отчётливо понять правильность выбора.

  1. Фаза контроля

Самоконтроль помогает диагностировать пробелы в знаниях учащихся.

Проводится в письменном виде .

  1. Фаза итогов

На этой фазе педагог комментирует результаты и даёт индивидуальные

рекомендации .

Шесть фаз метода направляющего текста


Представленная модель применения метода направляющего текста с шестью фазами дает возможность учащимся выявлять причины ошибок и избегать их в будущем , а также способствовать развитию самоуправляющеего группового учения .

На уроках литературы наиболее удобен в применении кейс –метод . Метод кейс –стади –это не просто методическое нововведение . Кейс –метод –это исследовательская методика . Можно сказать ,что от этого метода напрямую зависит развитие интеллектуальных , коммуникативных возможностей учащихся .[9]

Кейс –это описание реальной ситуации , события , реально произошедшие в той или иной ситуации .

Источники кейсов : жизненные ситуации , типовые ситуации, художественная и публицистическая литература , статистика , интернет .

Типы кейсов : 1 полевые [реалии] , 2 кресельные [вымысел ]

Навыки, развиваемые кейс – методом :

  • аналитические

  • практические

  • творческие

  • коммуникативные

  • социальные

  • самоанализ


Формы организации занятий с применением кейс-метода

Процесс

работы

Действия преподавателя

Действия ученика

До занятия

1. Подбирает кейс
2. Определяет основные и

вспомогательные материалы .

3. Разрабатывает сценарий

занятия

1. Получает кейс и список

рекомендуемой литературы
2. Индивидуально готовится к

занятию

Во время занятия

1. Организует предварительное

обсуждение кейса
2. Делит группу на подгруппы
3. Руководит обсуждением

кейса в подгруппах,

обеспечивая их дополни-

тельными сведениями

1. Задает вопросы, углубляя-

ющие понимание кейса и

проблемы
2. Разрабатывает варианты

решений, слушает, что

говорят другие
3. Принимает или участвует в

принятии решений

После занятия

1. Оценивает работу учеников .
2. Оценивает принятые решения и поставленные вопросы

Составляет письменный отчет

о занятии по данной теме

Хороший кейс должен быть с хорошей фабулой. В хорошем кейсе необходимо наличие центральных персонажей и их проблемы.

Художественная литература, которая может подсказывать идеи, а в ряде случаев определять сюжетную канву кейса, является настоящим кладезем для составления кейсов. Великолепные кейсы можно создать на базе таких известных произведений классической литературы , как роман Ф. М. Достоевского "Преступление и наказание" , роман –эпопея Л . Н. Толстого "Война и мир" и тд. Использование фрагментов художественной литературы могут не только украсить кейс, но и сделать его интересным, легко усваиваемым.

После удачно составленного кейса ученики чувствуют себя увереннее, не будут "скованы" в своих мыслях из-за оценок, да и учителю будет легко ими дирижировать.

Рассматриваемый метод предполагает построение учебного процесса таким образом, чтобы у учащихся появлялось желание преодолеть трудности и пережить радость успеха .Это помогает им снять повышенную тревожность и неуверенность в успехе при решении учебных задач .

Эффективность метода в том , что он легко усваивается и может быть соединён с другими методами обучения .

Сегодня инновационный поиск вошёл в "спокойное русло", стал частью имиджа любой уважающей себя школы, элементом "штатной ситуации " в системе жизнедеятельности многих образовательных учреждений, поэтому развитие школы не может быть осуществлено иначе, чем через освоение нововведений, через инновационный процесс.[10]

В заключении хотелось бы отметить, что так важно помнить золотые слова великого педагога Д . К . Ушинского : "Ребенок-это не сосуд, который надо наполнить, а факел, который надо зажечь".[11] Инновации способствуют этому всецело. Ведь целью каждого учителя является воспитание личности, готовой трудиться на благо общества с полной самоотдачей и благоговением перед самим процессом созидания .

































Литературы :


1. Государственная программа развития образования РК на 2011-2020 г.г.

2. Дебердеева, Т. Х. Новые ценности образования в условиях информацион-

ного общества /2005г. № 3/

3. Кваша В.П. Управление инновационными процессами в образовании.

Дис. канд. пед. наук. М.,1994г

4. Клименко Т.К. Инновационное образование как фактор становления

будущего учителя. Дис. Хабаровск, 2000.

5. Сластенин В.А., Подымова Л.С. Педагогика: инновационная деятельность,

1997г.

6. Буравой М. Углубленное case study: между позитивизмом и постмодер-

низмом Рубеж, 1997г. №10-11

7. Изменения в образовательных учреждениях: опыт исследования

методом кейс-стадии/ под ред Г.Н. Прозументовой Томск. 2003 г

8 . Программа по формированию и развитию национальной инновационной

системы РК на 2005-2015 годы.

9. Казахстан на пути к обществу знаний. Выступление Президента

Казахстана Н.А. Назарбаева перед студентами Назарбаев Университета.

(Астана, 5 сентября 2012 года).

10. Беспалая Е.Н. Современные методы обучения на уроках русского языка

и литературы / М., 2004/

11. Лазарев, В. С. Понятие педагогической и инновационной системы

школы 2003. № 1.


9. Необходимость ТСО да



10. Необходимость жилья: нет
















Южно - Казахстанская область

Мактааральский район

Город Жетысай

«Школа-гимназия «Туран»









Тема доклада:



« Инновационные технологии в формировании образовательной среды »










Подготовила: учитель русского языка

и литературы У. К. Раимбекова











Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Осенний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее