Информационная служба новостей: «ЗАЩИТИМ ВСЕ ЖИВОЕ!»
Цель: подвести детей к осознанию необходимости сберечь и приумножать природные богатства и рационально их использовать.
Задачи: воспитывать бережное отношение к природе как к родному дому, любовь ко всему живому на Земле, желание сберечь нашу планету для потомков; развивать познавательный интерес, логическое мышление;
Ход мероприятия
Воспитатель: Ребята, послушайте стихотворение. Оно поможет нам узнать содержание нашего занятия.
Ты, Человек, любя природу,
Хоть иногда ее жалей;
В увеселительных походах
Не растопчи ее полей.
Не жги ее напропалую
И не растаптывай до дна,
И помни истину простую -
Нас много, а она одна.
Воспитатель: Для нас, землян, нет планеты прекрасней, чем наша родная Земля.
И, все-таки, приятно осознавать, что мы во Вселенной не одиноки. Кто же наши «соседи»? Ответив на вопросы, мы вспомним кто наши «соседи».
1. Самая большая планета. (Юпитер)
2. Самая маленькая планета. (Плутон)
3. Огромное раскаленное космическое тело. (Солнце)
4. Светящиеся газовые шары, подобные Солнцу. (Звезды).
5. Ученые считали, что на этой планете есть жизнь. (Марс)
6. Наука о космических телах. (Астрономия)
7. Самая близкая к солнцу планета. (Меркурий)
Мы совершили небольшое космическое путешествие и удачно вернулись на нашу планету Земля.
Ученик:
Самая прекрасная, родная,
Разноцветная, веселая, живая,
Ты для нас, как мать, одна на свете,
Мы твои заботливые дети.
Но порой, под нашими руками
Красота твоя бесследно исчезает.
Задыхаются от грязи океаны,
Звери, птицы, травы погибают.
Где бы мы не жили на планете,
За твою судьбу мы все в ответе.
Мы твои помощники, друзья,
Мы, Земля, с тобой одна семья.
Воспитатель: Земля – всего лишь маленькая частица Вселенной, но только на ней, как пока известно, ученым, есть жизнь. А значит надо стараться, чтобы природа нашего общего дома не просто сохранялась, а становилась все богаче и краше. Сегодня мы вместе защитим все живое.
Ученик:
Наша планета Земля
Очень щедра и богата:
Горы, леса и поля –
Дом наш родимый, ребята!
Давайте будем беречь планету,
Другой, такой на свете нет.
Развеем над нею и тучи, и дым,
В обиду ее никому не дадим.
Беречь будем птиц, насекомых, зверей,
От этого станем мы только добрей,
Украсим всю землю садами, цветами,
Такая планета нужна нам с вами.
Воспитатель: Ребята, чтобы сохранить деревья, чтобы радовали нас цветы своей красотой, чтобы журчали ручьи и пели птиц надо все это защитить и сберечь. Сегодня и вы окажетесь в роли ученых- специалистов: ботаников, зоологов, географов, которые помогут спасти планету. Что они изучают?
Эколог – ученый, изучающий взаимосвязь живых организмов между собой и их средой обитания.
Географ – ученый, изучающий географическую оболочку Земли, природные, территориальные комплексы.
Зоолог – специалист по науке о животном мире.
Ботаник - специалист по науке о растительном мире.
Воспитатель: Давайте дети послушаем выступления ученых-специалистов о том, что угрожает здоровью Земли. Первым выступит эколог.
Ученик: На земле скапливается большое количество бытовых отходов. Ими загрязняется вся окружающая среда. Часть мусора и опасных отходов производства попадает в океан и воздух, отравляя их. Случаются аварии на атомных станциях и химических заводах.
Воспитатель: Выступление ботаника
Ученик: Природа страдает от деятельности человека. Вырубаются леса – уничтожаются редкие виды растений от попадания в воздух и в воду бензина, ядовитых веществ, бытовых отходов. Во многих лесах не найдешь валерианы, ландыша, барвинка, фиалок, подснежников и др. растений.
Воспитатель: Выступление зоолога
Ученик: От загрязнения окружающей среды уменьшается количество животных. За 2 000 лет на Земле исчезли 106 видов млекопитающих, а за последние 50 лет – 40 видов. На лугах стали исчезать обычные до недавнего времени виды бабочек, стрекоз; во многих лесах не услышишь песню соловья, голос кукушки, стук дятла по дереву.
Воспитатель: Выступление географа
Ученик: Большой вред окружающей среде наносят добывание полезных ископаемых. От вырубки лесов выветриваются почвы, образуются овраги , осушиваются болота, пересыхают водоемы и т.д.
Воспитатель: Ребята как вы понимаете слова поэта П. Гнездослава?
Я сорвал цветок – и он увял.
Я поймал мотылька – и он умер у меня на ладони.
И тогда я понял, что прикоснуться к красоте
Можно только сердцем.
К сожалению, человек чаще относится к природе отнюдь не бережно, не экономно.
А теперь подумайте, почему так сказал поэт?
Берегите эти земли, эти воды,
Даже малую былиночку любя.
Берегите всех зверей внутри природы,
Убивайте лишь зверей внутри себя! (Е. Евтушенко)
Поэт призывает нас бороться со своим бездушным отношением к природе.
Знаете ли вы, что бумага, брошенная вами, будет лежать более 2 лет, консервные банки более 300 лет, полиэтиленовый пакет – более 200 лет, стекло – 1000 лет.
Да, ребята, природа наша терпелива, она многое человеку прощает, но и взывает о помощи: защити!
А природа опять - то предельно проста,
То одета в цветастые перья.
Удивляет меня не её красота,
Удивляет её терпенье.
И когда сквозь асфальт лепестков пятерня
Продирается после полночи,
Я не радуюсь силе Земли,
Для меня это прежде всего -
Крик о помощи! (Р.Рождественский)
Воспитатель : Мы навсегда в ответе за всех, кого приручили, за тех животных, растения, которые живут рядом с нами, за ту речку, которая бежит в нашем городе, за ту планету, на которой нам посчастливилось жить.
Но прежде чем позаботиться о здоровье планеты, давайте подумаем о своём здоровье и проведём физминутку.
Вот Земля – наш общий дом, Дети выполняют движения
Много есть соседей в нём: в соответствии с текстом.
И мохнатые козлята,
И пушистые котята,
И извилистые речки,
И кудрявые овечки,
Травка, птички и цветы,
И, конечно, я и ты.
Молодцы! Отдохнули, теперь можем заниматься дальше.
Мы привели себя в порядок, а как же мы приводим в порядок свою планету, как мы защитим её? Наша планета огромна, но у каждого из нас есть планета величиной с дом: это наш двор, наша улица, наш город. Научимся заботиться о них, приводить их в порядок, и наступит праздник.
а) Выступление эколога
Международная организация Гринпис борется за сохранение лесов, океанов, растений и животных на Земле.
б) Выступление ботаника
создаются заповедники, заказники, национальные парки, в которых люди знакомятся с растениями и животными определенной местности, условиями их жизни. В них охраняются и размножаются редкие виды животных и растений.
в) Выступление зоолога
1981 году вышло первое издание Красной книги Республики Беларусь. Растения и животные, занесенные в нее, охраняются законом.
г) Выступление географа
в нашей стране принят ряд законов и программ по сохранению природы. Среди них Закон «Об охране окружающей природной среды» Они предусматривают много природоохранных мероприятий.
Воспитатель:
У всех людей одна планета
И ветрам нет на ней границ,
Как нет границ потокам света
И перелетам диких птиц.
И нам беречь планету надо
Для тех, кто будет после нас.
А мы бездумно сыплем яды
И дом свой травим, не скупясь.
Воспитатель: В природе нет границ и только сообща люди могут защитить планету и себя.
Давайте и мы в нашем классе создадим организацию по охране природы. Ведь судят о человеке не по словам, а по делам
Здравствуй, планета!
Здравствуй, Земля!
Отныне мы дети твои и друзья.
Отныне мы вместе большая семья.
Воспитатель: Давайте же сформулируем и запомним правила поведения в природе и постараемся следовать им.
Итог
Воспитатель: Ребята, почему наша планета улыбается? Она поняла, что у неё появились настоящие хозяева, которые будут беречь и охранять её богатства и превратят Землю в цветущий сад.
Коль суждено дышать нам воздухом одним,
Давайте же мы все навек объединимся.
Давайте наши души сохраним!
Тогда мы на Земле и сами сохранимся.
Экологические памятки для взрослых и детей.
Нельзя:
1. Убивать зверей и птиц (сохраняй жизнь всем, кто попадается в природе).
2. Трогать домики животных, их детёнышей.
3. Трогать птичьи яйца.
4. Губить деревья (не ломай, не делай надписей, не собирай сок).
5. Разжигать костры в лесу (не делай новых кострищ, береги почву).
6. Оставлять мусор на месте своего отдыха.
7. Прокладывать новые тропинки в лесу.
8. Шуметь на прогулках, пугать животных.
9. Засорять родники и речки (при необходимости расчищай родники).
Старайся:
1. Оказывать помощь животным и растениям, попавшим в беду.
2. Подкармливать зверей и птиц зимой.
3. В меру брать дары природы.
4. Учиться наблюдать в природе.
5. Учиться слушать голоса природы.