«Индивидуальный подход – первостепенный принцип в обучении игре в шахматы»
Ориентация на личность принята в настоящее время педагогическим сознанием в качестве цели образования как должное. Сегодня много говорится о том, что в обучении необходим индивидуальный подход к каждому ребенку. Индивидуальность - это самобытность человека, которая реализуется в проектировании и выборе своего жизненного пути. Декларируемая сегодня ориентация на личность, индивидуальность в образовании реализуется посредством организации деятельности, которая имеет не только внешние атрибуты совместимости, но и своим внутренним содержанием предполагает сотрудничество, саморазвитие субъектов учебного процесса, проявления и учет их личностных функций и особенностей.
Об индивидуальном подходе к воспитанию и обучению ребенка говорилось практически во все времена. Такая необходимость обосновывалась еще К.Д. Ушинским и другими выдающимися педагогами. Учеными установлено, что ребенок рождается с большим личностным потенциалом, генетически заложенном в человеке и развивающимся в той среде, в которую он попал изначально. Дети очень чувствительны к любви и вниманию со стороны педагога. Для развития индивидуальности важно, чтобы ребенок, реализуя свои способности, в спорте, учебе, другом интересном деле, имел рядом с собой взрослых, которые его бы понимали и окружали теплом и заботой.
В педагогической деятельности необходимо включение педагога в рефлексивные процессы. Ю.Н. Кулюткин определяет их так: «Это процессы отражения одним человеком (педагогом) «внутренней картины мира» другого человека (ученика). Учитель должен быть способным становиться на точку зрения ученика, имитировать его рассуждения, предвидеть возможные трудности; понимать, как ученик воспринимает определенную ситуацию; объяснять, почему так, а не иначе». Умение видеть ученика, постигать его индивидуальность в процессе его личностного становления, педагог должен развивать в себе сознательно, доводить все стороны социализации до уровня профессионально значимого качества и творчески применять результаты познания детей для решения задач учебно-воспитательной работы.
Потенциал шахмат как средства развития личности огромен. Шахматы способствуют развитию творческих способностей даже в тех случаях, когда играющий не ставит перед собой цель стать чемпионом мира по шахматам, а просто играет в свое удовольствие. Шахматы - именно шахматы – являются идеальным материалом для развития творческого мышления, ибо навыки, полученные на занятиях шахматной игры, пригодятся ребенку в других областях человеческой деятельности. Лично меня вдохновляют слова Эммануила Ласкера, второго чемпиона мира по шахматам, который был не только великим шахматистом, но и математиком, философом «Я хотел бы воспитать учеников, которые умеют самостоятельно мыслить и подвергать материал критике». Другими словами Ласкер хотел воспитать человека с критическим мышлением.
Поэтому педагог всегда должен считаться со вкусами и творческими взглядами самого ученика. Всякое навязывание собственных взглядов, как бы не был опытен педагог, может сильно исказить нормальное развитие шахматиста. И вовсе не потому, что ученик играет слабее, а потому, что у него могут быть собственные шахматные взгляды.
Педагогическая цель обучения детей игре в шахматы – стимулировать детей к исследовательской деятельности, к развитию самостоятельности. Обучающиеся учатся не только выигрывать и проигрывать, но у них, в процессе творческого труда, формируется отношение к игре в шахматы, как к интеллектуальному труду. Дети начинают осознавать, что успех важен только в самом начале, и если ты не будешь интенсивно работать и ответственно обдумывать свои действия, то тебя обгонят даже самые бесталанные.
Конечно, успех ребенка д детском объединении «Белая ладья» определяется тем, что найдет ли педагог способ заинтересовать своих учеников. Дополнительная общеобразовательная программа «Белая ладья», целью, которой является создание оптимальных условий для интеллектуального развития детей, воспитание самостоятельности мышления и общей культуры посредством шахмат, позволяет не противопоставлять обучающие, развивающие и спортивные задачи, а решать их одновременно.
В своей работе, я стараюсь учитывать особенности мировосприятия ребенка и широко использую сюжетно-ролевые игры с элементами сказочной тематики и образности в подаче материала. К образности и подаче материала следует стремиться не только при анализе партий, но и при рассмотрении приемов шахматной игры. Например, для детей очень понятен «диалог шахматных фигур». В процессе этих размышлений у ребенка формируется логическое мышление.
При демонстрации приемов на тему «Отвлечение фигуры от защиты пункта» предшествует рассказ педагога о «Собачке». «Собачка» сидит на дорожке, мешает пройти, И ей можно бросить косточку в сторону с тем, чтобы она освободила эту дорожку. Таким образом, сам прием подать ребенку под названием «бросить косточку». Такой прием не только останется в памяти даже у самых неподготовленных, но и дает необходимый эффект. Дети с большим удовольствием будут стараться осуществить его в своих партиях.
Индивидуализация образовательного процесса - это не столько разный уровень сложности предлагаемых ребенку заданий, сколько создание разноуровневой развивающей ситуации, в которой ребенок обязательно найдет, как реализовать свои интеллектуальные способности.
Список литературы
Выгодский Л.С. Воображение и развитие в детском возрасте. М., 1991г
Макаров С.П. «Технология индивидуального обучения»// Педагогический вестник. – 1994г
Программа «Одарённый ребёнок». М., «Новая школа», 1995г
Тихомирова Л.Ф. Развитие интеллектуальных способностей школьника. Ярославль. «Академия развития»,1996г
Якиманская И.С. Технология личностно-ориентированного образования. Журнал «Директор школы», 2005, №3, №4.