Статья «Индивидуально-дифференцированная работа как условие предупреждения трудностей на уроках по разным предметам».
Развитие человека определяют генетика и среда. Генетика — это все внутреннее, среда — это все внешнее. Образовательная среда — это среда, в которой находится развивающийся или обучающийся субъект. Любой ученик находится в той или иной образовательной среде. То есть в условиях, при которых он получает образование. Говоря об образовательной среде в начальной школе, стоит отметить, что ее особенность заключается в том, что она оказывает большое влияние на развитие индивидуальности ребенка, на формирование его личности в целом, создаёт условия для продвижения детей к самому процессу образования.
Ко мне в класс часто приходят новые ученики, которые 2 или 3 года обучались в другой школе. Порой бывает так, что ребенок имеет огромные пробелы в знаниях. В данный момент есть ребенок, с которым два репетитора отказались от занятий в связи с запущенностью в образовании и «слабой обучаемостью». В такой ситуации проблему до конца решить, возможно, не удастся, но сделать обучение ученика комфортным вполне возможно и необходимо. Считаю, что действия, которые я предпринимаю в такой ситуации, дают определенные положительные результаты. Во-первых, ребенка, который впервые пришел в класс, сажаю на первую парту (даже если он пришел в середине года) с учеником с хорошей успеваемостью для адаптации на уроках и переменах. Затем, через месяц-два пересаживаю с одноклассником, который с удовольствием помогает и при необходимости фрагментарно подсказывает на уроке некоторые шаги этому ученику. Во-вторых, в классе не озвучиваются полученные оценки по письменным работам. Ребята либо самостоятельно просматривают ошибки и с вопросами подходят на перемене к учителю, если требуется пояснение, либо на уроке делается работа над ошибками всем классом, либо дается дополнительное задание отдельным ученикам. В- третьих, ребенок посещает дополнительные внеурочные занятия, на которых заново слушает объяснение того или иного материала и отрабатывает навык. Например, по математике сначала многократно решает пример деления на однозначное число, пользуясь таблицей умножения, запоминая ее. В дальнейшем старается не подглядывать в таблицу. После усложняем работу по делению на двузначное число, называя уровни этажами в домике. По русскому языку, например, при спряжении глагола - перед глазами лежит карточка с глаголами-исключениями, в дальнейшем которая отодвигается и после убирается совсем. А также схема определения спряжения глагола и правописания буквы в окончании глагола. Используя такой алгоритм, ребенок производит необходимые действия, проговаривает их вслух, отрабатывает их и закрепляет. В-четвертых, на уроках некоторые задания таким ученикам даются с дифференцированно либо в работе в паре или группе, что позволяет их выполнить.
При таком подходе, ребенок видит только свои успехи, не сравнивая с результатами других детей, а только с со своими. Учитель периодически хвалит ребенка за каждое успешное действие или полученный результат. В итоге школьник чувствует себя комфортно на уроках, даже если что-то не знает, пытается мыслить и выполнить задание. Большую поддержку оказывает воспитание в классном коллективе доброго отношения у школьников к новым ученикам и «слабым» ученикам. Дети не зациклены на определении уровня знаний своих одноклассников, так как они видят в каждом сверстнике друга, товарища, а не хорошего или плохого ученика. Задача учителя - воспитывать с 1 класса коллектив в добром и позитивном отношении друг к другу, к принятию недостатков и особенностей одноклассников. Соответственно, в дальнейшем такое поведение детей в коллективе оказывает благоприятную помощь взрослому в работе. Периодически провожу анкетирование среди учеников на тему отношения к учебе, к коллективу, где особое внимание обращаю на ответы «слабых» и вновь прибывших учеников, их настроение и эмоции. Конечно, в похожих ситуациях порою невозможно решить все поставленные задачи и поднять уровень знаний предметам. Но даже маленькие победы, поддержка сверстников, одобрение учителя дают ребенку веру в себя, в свои силы и стремление работать над собой.