МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«УСТЬ-КУМИРСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
РАССМОТРЕНА На заседании __________________ Протокол № ________ от _____августа 2018 г. Председатель ПМПК _____________ /Кошкарова Е.А.
| СОГЛАСОВАНА Заместитель директора по УВР ________ /Санарова А. В. «__» августа 2018г.
| УТВЕРЖДАЮ Директор _________/Фирсова О. М. Приказ № _________ от «__» августа 2018 г. |
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
4 класс
Байталакова Руслана Сергеевна,
учитель домашнего обучения
УСТЬ-КУМИР, 2018
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по развитию психомоторики и сенсорных процессов для обучающейся 3 класса разработана в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, локальными нормативными актами МБОУ «Усть-Кумирская СОШ».
-Адаптированной образовательной программы для учащихся с ограниченными возможностями здоровья, с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) МБОУ «Усть-Кумирская СОШ», утвержденная приказом № 198.1 от 25 августа 2018 года
-Положение рабочей программы учителя МБОУ «Усть-Кумирская СОШ»
Рабочая программа по развитию речи составлена на основе программы Удаловой Э.Я. , Метиевой Л.А. (Программы подготовительного и 1-4 классов коррекционных образовательных учреждений VIIIвида / Под редакциейЭ.Я. Удаловой, Л.А. Метиевой.– М.: Просвещение, 2009. – 144с.)
Цель: содействие формированию правильного представления об окружающей действительности, способствующее оптимизации психического развития ребёнка и более эффективной социализации в обществе; коррекция недостатков познавательной деятельности ребёнка; воспитание эстетического восприятия окружающего мира.
Задачи:
формировать пространственно-временные ориентировки, точность и целенаправленность движений и действий;
развивать слухоголосовые координации; обогащать словарный запас;
корригировать недостатки познавательной деятельности ребёнка путём систематического и целенаправленного совершенствования сенсорно-перцептивной деятельности, зрительно-двигательной координации;
воспитывать способность эстетически воспринимать окружающий мир во всём многообразии свойств и признаков его объектов (цветов, вкусов, запахов, звуков, ритмов).
По решению консилиума ПМПк МБОУ «Усть-Кумирская СОШ» принято: продублировать 3 класс и обучать учащеюся 4 класса, по адаптированной образовательной программе с легкой умственной отсталостью. Разрешить учителю пользоваться рабочими программами для обучающихся 3 класса. При составлении адаптированной образовательной программы учитывались индивидуальные возможности и психологические особенности ребенка с нарушенным интеллектом.
Ученица испытывает большие затруднения в овладении графомоторными навыками. Для совершенствования мелкой моторики в рабочей программе предусмотрены пальчиковые графемы, упражнения на обводку трафаретов с изображением различных предметов, фигур животных, письмо мокрым пальцем на доске, по контуру,пальцевая гимнастика с речевым сопровождением проводится в течение 5 - 7 мин /в начале каждого урока и в его середине/ в форме физкультминутки. Психические процессы замедленны, требуется многократное повторение для понимания и выполнения заданий. Для выработки умений и навыков, согласованности движений используются разные методики работы «рваной» аппликацией, вербализация собственных ощущений; а также определение предметов на ощупь, вырезание, обводка, дорисовывание, штриховка в разных направлениях, имитация, инсценирование, конструирование. Часто работа на уроке строится по настроению и самочувствию ученицы. Головные боли, общее недомогание влияют на учебный процесс и настроение девочки.
Программа курса «Развитие психомоторики и сенсорных процессов» нацелена на максимальную коррекцию у школьницыс нарушением интеллекта, имеющихся недостатков развития психомоторных процессов и навыков. Поэтому в программе разработан комплекс занятий, воздействующие на личность в целом, нормализацию и совершенствование ведущего вида деятельности, коррекцию индивидуальных недостатков развития. Основными задачами коррекционных занятий для ребенка с нарушенным интеллектом являются восполнение пробелов предшествующего развития, дальнейшее накопление представлений и знаний о предметах и явлениях ближайшего ее окружения,а также обогащение и систематизация имеющегося словаря, развитие устной монологической и диалогической речи.
Упражнения, дидактические игры предусмотрены для оказания комплексной дифференцированной помощи обучающейся, направленной на преодоление трудностей и овладения знаниями, умениями и навыками, для успешной адаптации, социализации и интеграции их в общество.
В программе отражены современные требования общества к развитию личности обучающейся с нарушенным интеллектом, путем индивидуального обучения, учитывающего степень тяжести их дефекта, состояние здоровья, индивидуально-типологические особенности.
Преподавание по развитию психомоторики и сенсорных процессов связано с другимипредметами: рисование, счет, развитие речи и опирается на жизненный опыт ребенка.
Развитие психомоторики и сенсорных процессов проводится 2 часа в неделю. Количество часов в учебном году согласно учебному плану и расписанию уроков – 68 часов.
1.ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ
Учащаяся должна знать:
-форму, величину, цвет, свойства предметов, их положение в пространстве;
уметь:
-дорисовывать незаконченные изображения простых предметов;
-группировать предметы по двум заданным признакам формы, величины или цвета, обозначать словом;
-конструировать предметы (домик, пирамида) из 5-6 деталей /геометрические фигуры/;
-определять на ощупь поверхность предметов, обозначать в слове качества и свойства предметов;
- классифицировать предметы и явления на основе выделенных свойств и качеств, например: «возьми два зеленых круга», «два мяча большой и маленький» и т.д.;
- адекватно ориентироваться на плоскости и в пространстве.
2. СОДЕРЖАНИЕ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ
Развитие крупной и мелкой моторики: графомоторных навыков.
Упражнения на развитие меткости.
Развитие согласованности движений на разные группы мышц. Пальчиковая гимнастика с речевым сопровождением.
Совершенствование точности мелких движений рук.
Обводка контуров предметных изображений, штриховка в разных направлениях. Рисование бордюров.
Графический диктант (зрительный).
Вырезание ножницами из бумаги по контуру предметных изображений.
Работа в технике «рваной аппликации».
Работа в технике «объёмной аппликации».
Тактильно- двигательное восприятие.
Определение предметов на ощупь. Выделение разных свойств и качеств.
Вербализация собственных ощущений.
Кинестетическое и кинетическое развитие.
Выразительность движений (имитация повадок животных).
Инсценирование.
Восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов.
Сравнение и обозначение словом величины разных предметов по двум параметрам.
Составление целостной конструкции из мелких деталей
Узнавание предмета по его отдельным частям.
Дорисовывание незаконченных изображений знакомых предметов.
Узнавание предмета по его отдельным частям.
Дорисовывание незаконченных изображений знакомых предметов.
Составление предмета из мелких деталей.
Развитие зрительного восприятия и зрительной памяти.
Совершенствование зрительно - двигательной координации руки и глаза.
Рисование бордюров.
Тренировка зрительной памяти.
Восприятие особых свойств предметов.
Различение пищевых запахов и вкусов, их словесное обозначение.
Определение контрастных температур предметов.
Развитие дифференцированных ощущений чувства тяжести (тяжелее - легче). Взвешивание на ладони.
Развитие слухового восприятия и слуховой памяти.
Различие музыкальных звуков и звуков окружающей среды.
Имитация криков животных.
Развитие чувства ритма.
Определение предметов на ощупь.
Выделение разных свойств и качеств (мягкие и жёсткие; крупные и мелкие предметы).
Восприятие пространства.
Ориентировка на собственном теле.
Ориентировка в пространстве (в помещении, на листе бумаги).
Вербализация пространственных отношений с использованием предлогов.
Развитие пространственного праксиса; словесный отчёт о выполнении задания. Моделирование пространственного расположения мебели в комнате.
Восприятие времени.
Знакомство с часами.
Времена гола, их закономерная смена.
Сутки. Утро-завтрак, день-обед, вечер –ужин.
3.КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№п/п | Наименование раздела и тем | Кол-во часов | Дата | |
по плану | по факту | |||
1 четверть 17 часов | ||||
| Раздел 1. Развитие крупной и мелкой моторики: графомоторных навыков (17ч) |
|
|
|
1-2. | Упражнения на развитие меткости «Тир». | 2 |
|
|
3-4. | Пальчиковая гимнастика с речевым сопровождением. | 2 |
|
|
5-6. | Мелких движений рук (завязывание, развязывание, шнуровка, застёгивание). | 2 |
|
|
7-8. | Обводка контуров предметных изображений, разных направлений. Рисование бордюров. | 2 |
|
|
9-10. | Графический диктант (зрительный). | 2 |
|
|
11-12. | Вырезание ножницами из бумаги по контуру предметных изображений. | 2 |
|
|
13-14. | Работа в технике «рваной аппликации». | 2 |
|
|
15-16. | Работа в технике «объёмной аппликации». | 2 |
|
|
17. | Закрепление пройденного по теме. | 1 |
|
|
| 2 четверть (19ч) |
|
|
|
| Раздел 2. Тактильно- двигательное восприятие (6ч) |
|
|
|
18-19. | Определение предметов на ощупь. | 2 |
|
|
20-21. | Восприятие поверхности на ощупь. | 2 |
|
|
22-23. | Дидактическая игра «Море волнуется». | 2 |
|
|
| Раздел 3. Кинестетическое и кинетическое развитие (1ч) |
|
|
|
24. | Выразительность движений (имитация повадок животных). | 1 |
|
|
| Раздел 4. Восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов (10ч) |
|
|
|
25-26.
| Сравнение и обозначение словом величины разных предметов по двум параметрам . | 2 |
|
|
27-28. | Составление целостной конструкции из мелких деталей . | 2 |
|
|
29-30. | Узнавание предмета по его отдельным частям. | 2 |
|
|
| 3 четверть (20 часов) |
|
|
|
31-32.
| Дорисовывание незаконченных изображений знакомых предметов. | 2 |
|
|
33-34.
| Составление предмета из мелких деталей (пазлы, настольный «Лего»). | 2 |
|
|
| Раздел 5. Развитие зрительного восприятия и зрительной памяти (6ч) | 2 |
|
|
35-36. | Совершенствование зрительно - двигательной координации руки и глаза. | 2 |
|
|
37-38. | Тренировка зрительной памяти. Дидактическая игра «Дорисуй». | 2 |
|
|
39-40. | Тренировка зрительной памяти. Дидактическая игра «Повтори узор». | 2 |
|
|
| Раздел 6. Восприятие особых свойств предметов (6ч) |
|
|
|
41-42. | Различение пищевых запахов и вкусов, их словесное обозначение. | 2 |
|
|
43-44. | Определение контрастных температур предметов. | 2 |
|
|
45-46. | Развитие дифференцированных ощущений чувства тяжести. | 2 |
|
|
| Раздел 7. Развитие слухового восприятия и слуховой памяти (4ч) |
|
|
|
47-48. | Имитация криков животных. | 2 |
|
|
49-50. | Дидактическая игра «Мы барабанщики». | 2 |
|
|
| 4 четверть (16 часов) |
|
|
|
| Раздел 8. Восприятие пространства (8ч) |
|
|
|
51-52. | Ориентировка на собственном теле. | 2 |
|
|
53-54. | Ориентировка в пространстве. | 2 |
|
|
55-56. | Дидактическая игра «Куда пойдёшь, то найдёшь». | 2 |
|
|
57-58. | Дидактическая игра «Обставь комнату». | 2 |
|
|
| Раздел 9. Восприятие времени (6ч) |
|
|
|
59- 60. | Знакомство с часами. | 2 |
|
|
61-62. | Времена гола, их закономерная смена. | 2 |
|
|
63-64. | Дидактическая игра «Когда это бывает?». | 2 |
|
|
65-66. | Сутки. Утро-завтрак, день-обед, вечер –ужин. | 2 |
|
|
67-68 | Развитие мелкой моторики пальцев руки. Пальчиковая гимнастика. | 2 |
|
|
Лист корректировки календарно-тематического планирования
2018-2019 учебный год
№ урока | Дата по осн. КТП | Дата проведения | Тема | Причина корректировки |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|