Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
Самарской области "Школа - интернат №2 для обучающихся
с ограниченными возможностями здоровья г.о. Жигулевск
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ
КОРРЕКЦИОННО – РАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
учащегося с ОВЗ первого дополнительного класса
Срок реализации 1 год.
Составила учитель начальных классов:
Майданкина Инна Викторовна
г.о. Жигулевск
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ
КОРРЕКЦИОННО – РАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
учащегося первого дополнительного класса ГБОУ школы-интерната №2
Ф.И. ребёнка, возраст: ученик
Период реализации: один год
Проблемы.
Общая моторная неловкость и недостаточность мелкой моторики. Трудности в воспроизведении формы графических элементов, несоблюдение размера графических элементов, быстрая утомляемость при письме. Ограниченный запас сведений об окружающем мире и словарный запас. Недостаточное фонематическое развитие. Низкий объем памяти и снижена прочность запоминания. В наибольшей степени страдает вербальная память. Характерна неточность воспроизведения и быстрая утеря информации. Не достаточно развито наглядно-образное мышление, имеются трудности в формировании образов и представлений. Низкий уровень словесно-логического мышления. Незрелость эмоционально-волевой сферы. Несамостоятельность, слабость волевого усилия, ограниченная способность к целенаправленной деятельности. Повышенная утомляемость, истощаемость. Ребенок не может длительное время концентрировать свое внимание на каком-либо одном занятии, не замечает своих ошибок, не исправляет их, не может адекватно оценить результат.
Заключение ПМПК: ЗПР, гиперактивность, ОНР - 3 уровня.
Задачи:
Развитие познавательной активности.
Развитие речевого (фонематического) восприятия.
Уточнение и обогащение словарного запаса.
Развитие связной речи: формирование и совершенствование целенаправ-
ленности и связности высказываний, точности и разнообразия употреб-
ляемых слов, грамматической правильности построения предложений,
внятности и выразительности речи.
Развитие зрительно-моторной координации и формирование графо-
моторных навыков
Обеспечение устойчивой положительной мотивации
Развитие внимания, памяти.
Воспитание трудолюбия, аккуратности, усидчивости, умения довести
начатое дело до конца.
П№ |
Разделы программы. Задачи воспитания и обучения. |
Особые отметки
| ||||
| ||||||
I. Ознакомление с окружающим и развитие речи |
| |||||
|
| 1. Ознакомление с природой. учить наблюдать за сезонными изменениями в природе |
| |||
|
| различать и правильно называть состояние погоды |
| |||
|
| учить узнавать и правильно называть времена года по их отличительным признакам в природе и на картинке |
| |||
|
| расширять, уточнять и систематизировать представления о растениях ближайшего окружения, об условиях их жизни, сезонных изменениях |
| |||
|
| уметь отнести к обобщающим понятиям деревья, кустарники, цветы, овощи, фрукты, ягоды, грибы |
| |||
|
| учить различать птиц по величине, окраске оперения, пению, повадкам |
| |||
|
| правильно называть насекомых, их характерные особенности |
| |||
|
| познакомить с домашними и дикими животными, учить различать их по размеру, характерным частям тела, повадкам, познакомить с местом проживания животных, чем питаются, какую пользу приносят |
| |||
|
| 2. Ознакомление с жизнью и трудом людей. познакомить с трудом родителей, закрепить знания о занятиях братьев и сестёр |
| |||
|
| иметь представления и уметь рассказывать двумя – тремя предложениями о труде взрослых |
| |||
|
| знать свои имя, фамилию, свой возраст, имена и отчества родителей, имена братьев, сестёр, бабушки и дедушки |
| |||
|
| познакомить с понятием «семья», дать представления о родственных связях |
| |||
|
| знать любимые занятия членов семьи, уметь рассказывать, как семья проводит досуг |
| |||
|
| домашний труд взрослых членов семьи, какую помощь оказывают дети родителям в домашнем труде |
| |||
|
| знать 2 – 3 названия бытовой техники, правила обращения с техникой, правила безопасности |
| |||
|
| любимые игрушки и настольные игры |
| |||
|
| расширять и обогащать знания о предметах домашнего обихода (мебели, посуде, одежде, обуви, головных уборах) |
| |||
II.Сенсорное развитие. Развитие пространственного восприятия. |
| |||||
|
| учить различать и правильно называть цвета: красный, жёлтый, оранжевый, зелёный, синий, фиолетовый, коричневый, белый, чёрный |
| |||
Год обучения |
Разделы программы. Задачи воспитания и обучения. |
Особые отметки
| ||||
1 | 2 | |||||
|
| узнавать и правильно называть геометрические фигуры ( круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал) |
| |||
|
| развивать умение видеть форму в конкретных предметах окружающей обстановки, пользуясь геометрическими эталонами |
| |||
|
| указывать размер предметов (большой – маленький, большой – больше – самый большой – самый маленький, больше, чем – меньше, чем) при сравнении нескольких предметов разной длины, высоты, ширины |
| |||
|
| учить приёмам сопоставления двух или нескольких предметов по цвету, форме, размеру: прикладыванию вплотную при распознавании цвета, накладыванию друг на друга при определении формы, уравниванию по одной линии при определении размера |
| |||
|
| уметь составлять ряды из геометрических фигур одинаковой формы, одной величины, одинакового цвета |
| |||
|
| уметь подбирать геометрические фигуры, разные по цвету и по величине различать правую и левую руку, ногу, правую и левую сторону тела и лица человека, ориентируясь на сердце с левой стороны, определять направление от себя, двигаясь в заданном направлении (вперёд – назад, направо – налево, вверх – вниз) |
| |||
|
| различать пространственные понятия: правое – левое, верх – низ, спереди - сзади |
| |||
|
| уметь воспроизводить пространственные отношения между предметами по наглядному образцу и по словесному указанию, активно употреблять соответствующие слова в речи |
| |||
III. Умственное развитие |
| |||||
|
| учить составлять группы предметов на основании одного одинакового признака (цвета, формы, величины, назначения) |
| |||
|
| по полной аналогии (двух одинаковых признаков: по цвету и форме, форме и величине, цвету и величине) |
| |||
|
| по неполной аналогии (такого же цвета, но другой формы, такой же формы, но другой величины) |
| |||
|
| по трём признакам (такого же цвета, одинаковые по форме, но разные по величине) |
| |||
|
| учить относить наименования 3 – 4 конкретных предметов к обобщающим словам: по всем лексическим темам |
| |||
|
| учить различать части отдельного предмета и целый предмет, называть весь предмет по отдельной части с ярко выраженными опознавательными признаками |
| |||
|
| учить определять простейшие причины наблюдаемых явлений и событий ( на картинках и в реальной действительности)
|
| |||
Год обучения |
Разделы программы. Задачи воспитания и обучения. |
Особые отметки
| ||||
1 | 2 | |||||
IV. Речевое развитие. |
| |||||
|
| формировать правильное речевое дыхание ( целенаправленный длительный ротовой выдох, направленная воздушная струя, умение сочетать произнесение звука с началом выдоха, на одном выдохе произносить 3 – 4 слога, выработка дифференцированного дыхания – вдох ртом, выдох носом «Чей пароход лучше гудит?», «Фокус», «Футбол», «Подуй на листочки» «Тучки», «Шторм в стакане», « Подуй на карандаш») |
| |||
|
| формировать интонационную выразительность речи ( вырабатывать умение говорить громким голосом, повышать и понижать тон голоса, изменять силу голоса «Громко – тихо», « Шагаем по ступенькам», «Тише, жабы, ни гу – гу…», «Вот под ёлочкой зелёной», «Кто как кричит», развивать слуховое внимание, слуховую память, фонематическое восприятие ( умение переключать слуховое внимание «Солнышко и дождик»; умение сосредотачивать слуховое внимание «Угадай, кто кричит», «Барашек»; «Где звенит?», «Будь внимательным», «Поймай звук», « Назови слово с заданным звуком», «Найди место звуку», «Посчитай звуки»; умение определять темп звучания «Угадай, кто идёт») |
| |||
|
| развивать мелкую моторику рук, конструктивного праксиса с помощью тактильно – вибрационного массажа, упражнений пальчиковой гимнастики, упражнений с предметами, обводки и штриховки фигур, составлении букв из элементов, работы по клеткам в тетради |
| |||
|
| расширять и уточнять словарь по лексическим темам |
| |||
|
| работать над чёткостью, координированностью движений органов артикуляции (общий комплекс артикуляционной моторики) |
| |||
|
| упражнения, способствующие выработке движений и положений органов артикуляционного аппарата, необходимые для постановки и правильного произношения свистящих звуков |
| |||
|
| упражнения, способствующие выработке движений и положений органов артикуляционного аппарата, необходимые для постановки и правильного произношения шипящих звуков |
| |||
|
| упражнения, способствующие выработке движений и положений органов артикуляционного аппарата, необходимые для постановки и правильного произношения звука [ л ] |
| |||
|
| упражнения, способствующие выработке движений и положений органов артикуляционного аппарата, необходимые для постановки и правильного произношения звука [ р ]
|
| |||
Год обучения |
Разделы программы. Задачи воспитания и обучения. |
Особые отметки
| ||||
1 | 2 | |||||
|
| уточнение и постановка неправильно произносимых звуков________________________________________________ |
| |||
|
| автоматизация изолированного звука ____________________ ( примерный срок) |
| |||
|
| автоматизация звука в слогах, словах, фразовой речи, в повседневной речи ( в отражённом повторении за воспитателем и в самостоятельном проговаривании) ________________________________________________ ( примерный срок) |
| |||
|
| дифференциация изолированныхзвуков___________________ |
| |||
|
| дифференциация звуков в словах ________________________ |
| |||
|
| дифференциация звуков во фразовой речи _________________ |
| |||
|
| работать над слоговой структурой и звуконаполняемостью слов: двухсложные слова без стечения согласных (вата, каток) |
| |||
|
| трёхсложные слова без стечения согласных (собака, телёнок) |
| |||
|
| односложные слова со стечением согласных в начале и в конце слова (кнут, волк) |
| |||
|
| слова сложной слоговой структуры |
| |||
|
| развивать грамматический строй речи, построение предложения |
| |||
|
| отчётливо произносить каждое слово в предложении, не торопиться, чётко проговаривать окончания в словах |
| |||
|
| использовать интонацию как средство выражения вопроса, просьбы, благодарности |
| |||
|
| правильно согласовывать существительные с прилагательными и числительными в роде, числе и падеже |
| |||
|
| понимать значение предлогов и слов, выражающих пространственные отношения предметов |
| |||
|
| правильно употреблять в речи различные типы сложноподчинённых предложений с союзами и союзными словами |
| |||
|
| согласовывать существительные с притяжательными местоимениями мой, моя, моё, мои |
| |||
|
| образовывать существительные с уменьшительно – ласкательными суффиксами |
| |||
|
| согласовывать существительные с числительными |
| |||
|
| образовывать наречия от прилагательных |
| |||
|
| образование форм степеней сравнения прилагательных (холоднее – самый холодный) |
| |||
|
| подбор родственных слов, синонимов, антонимов, омонимов, составление предложений с этими словами |
| |||
Год обучения |
Разделы программы. Задачи воспитания и обучения. |
Особые отметки
| ||||
1 | 2 | |||||
|
| образование новых слов с помощью приставок и суффиксов, словосложения |
| |||
|
| развивать связную речь |
| |||
|
| развивать интерес к художественной литературе, умение слушать литературные произведения различных жанров |
| |||
|
| составлять простые распространённые предложения |
| |||
|
| учить задавать вопросы и отвечать на вопросы полным ответом |
| |||
|
| заучивать небольшие тексты, выразительно рассказывать их |
| |||
|
| учить рассказыванию знакомых произведений, их частичной или полной драматизации |
| |||
|
| учит оценивать поступки героев, мотивировать высказывание своего отношения к содержанию сказки, рассказа |
| |||
|
| пересказывать небольшое произведение, составлять рассказы по картине и по серии картин составлять описательные рассказы с опорой на схему и без опоры |
| |||
V. Развитие звукового анализа и синтеза |
| |||||
|
| развивать слуховое внимание на материале неречевых звуков |
| |||
|
| Распознавать в речи гласные звуки |
| |||
|
| анализ и синтез звукосочетаний из 2 – 3 гласных звуков |
| |||
|
| гласные в начале, в середине, в конце односложных слов |
| |||
|
| Распознавать в речи согласные звуки |
| |||
|
| Выделять согласные звуки в разных позициях в слове |
| |||
|
| Знать понятия «гласный звук», «согласный звук», «звук и буква», «твёрдый и мягкий согласный звук», «слово», «слог как часть слова», «предложение» |
| |||
|
| различать на слух твёрдые и мягкие согласные |
| |||
|
| Уметь преобразовывать слова путём замены или добавления звука |
| |||
|
| Делить слова на слоги |
| |||
|
| Анализировать обратные и прямые слоги с изученными звуками |
| |||
|
| Проводить полный звуковой анализ слов |
| |||
|
| составлять графическую схему простых предложений
|
| |||
|
| Знать изученные буквы |
| |||
|
| читать прямые и обратные слоги, односложные слова, выкладывать слова из букв
|
| |||
|
| Знать элементарные правила правописания (раздельное написание слов в предложении, точка в конце предложения, заглавная буква в начале предложения и в именах собственных.
|
| |||
Год обучения |
Разделы программы. Задачи воспитания и обучения. |
Особые отметки
| ||||
|
| |||||
VI. Обучение в игре |
| |||||
|
| в дидактической игре учить детей с помощью слуха, зрения и осязания определять свойства предметов и материалов, из которых они сделаны
|
| |||
|
| сравнивать предметы по цвету, форме, величине, группировать и классифицировать предметы одинаковые по цвету, форме, по цвету и форме, по форме и величине |
| |||
|
| группировать предметы по родовым понятиям (одежда, обувь и т.д.) |
| |||
|
| называть группы обобщающими словами |
| |||
|
| исключать лишний предмет |
| |||
|
| формировать умение концентрировать внимание, словесную память, зрительное восприятие |
| |||
|
| в сюжетно – ролевых играх составлять сюжет игры, развивать их использовать предметы – заместители |
| |||
|
| брать на себя роли |
| |||
|
| учит совместной игре небольшими группами при исполнении главной роли педагогом, ребёнком – лидером, самостоятельно |
| |||
VII. Элементарные математические представления |
| |||||
|
| считать различные предметы в пределах 10, уметь отвечать на вопросы «Сколько?», «Который по счёту?» |
| |||
|
| учит отсчитывать заданное количество предметов и обозначать количество соответствующим числительным |
| |||
|
| сравнивать две группы предметов на основании практических упражнений и выяснять, где предметов больше, меньше, одинаково практически иллюстрировать состав числа из отдельных единиц и из двух меньших чисел |
| |||
|
| ориентироваться на листе бумаги ( верх, низ, лево, право, середина) понимать смысл слов: между, за, перед, раньше, позже |
| |||
|
| читать и записывать числа до 10 |
| |||
|
| учить присчитывать и отсчитывать по единице в пределах 10 |
| |||
|
| решать простые арифметические задачи |
| |||
|
| различать геометрические фигуры |
| |||
|
| пользоваться знаками и обозначениями: +, -, = |
| |||
VIII. Эмоционально – волевая сфера. |
| |||||
|
| активизация игровой деятельности введение в игру учебных заданий, обогащение сюжетных игр проблемными ситуациями |
| |||
|
| игры с правилами: развивать самоконтроль, произвольность, саморегуляцию |
| |||
Год обучения |
Разделы программы. Задачи воспитания и обучения. |
Особые отметки
| ||||
1 | 2 | |||||
|
| развитие нравственных чувств и переживаний
|
| |||
|
| умение брать ответственность на себя
|
| |||
|
| понимать свои эмоциональные состояния
|
| |||
|
| совмещениеречевых формул действия и предметной деятельности
|
| |||
|
| развитие программирующей функции речи
|
|
Примечания:____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Результат коррекционной работы ______________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Дата выпуска _____________________________________________________________________________
Место дальнейшего обучения
V. РАЗВИТИЕ СЛОВЕСНО-ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ.
- Формирование умения понимать и задавать вопрос.
- Развитие способности обобщать. Овладение основными родовыми понятиями.
- Развитие способности группировать предметы по определенным признакам, классифицировать их.
- Умение устанавливать закономерности и логические связи в ряду предметов, символов, событий, явлений.
- Развитие логических операций (анализ, обобщение, синтез).
- Умение логически выстраивать высказывание, составлять рассказы по картинкам.
- Развитие умения понимать и устанавливать смысловые аналогии.
- Развитие логического запоминания.
РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ САМОКОНТРОЛЯ И САМООЦЕНКИ.
- Развитие умения работать по словесной и письменной инструкции.
- Дидактические игры на выполнение многошаговых инструкций: по памяти, по опорным значкам.
- Формирование умений действовать по правилу, работать по алгоритму, инструкции, плану.
- Совершенствование умения планировать свою деятельность.
- Выработка умения контролировать себя при помощи усвоенного правила.
- Овладение осознанным планомерным контролем в процессе написания и при проверке написанного (составление ориентировочных карточек).
- Развитие комбинаторных способностей
. Развитие способности концентрировать и распределять внимание.
- Лабиринты.
- Зрительные диктанты.
- Рисование орнаментов (продолжи по точкам, по образцу, найди закономерность, расположи симметрично, в зеркальном отражении).
- различные варианты «корректурных проб».
- Шифрованные диктанты.
3. Развитие избирательности зрительного внимания.
- Нахождение заданного изображения (буквы, цифры, слова, числа и т.д.).
- Подбор к буквам, выставленным на наборном полотне, таких же у себя на порте.
- выбор заданной буквы среди букв, разных по цвету, размеру, шрифту.
II.СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МОТОРНОГО РАЗВИТИЯ, КАЛЛИГРАФИЧЕСКИХ И ГРАФИЧЕСКИХ НАВЫКОВ
1. Развитие мелкой моторики кисти и пальцев рук.
- Пальчиковая гимнастика.
- Упражнения для выработки свободных движений руки.
- Различные виды работ с ножницами, пластилином, бумагой.
- Работа с конструктором.
- Работа с лекалами и трафаретами.
- Штриховка в различных направлениях, раскрашивание.
2. Развитие зрительно-моторных координаций.
- Работа по зрительно-двигательным траекториям.
- Графические диктанты.
- Упражнения, рассчитанные на зрительно-моторное запоминание.
- Рисование по точкам, пунктиру.
- рисование орнаментов.
3. Развитие слухомоторных координаций.
- Слуховые диктанты.
- Шифровые диктанты.
- Работа по словесной инструкции.
Тематический план работы с учащимся с ОВЗ на учебный год
№ п/п | Разделы программы. Содержание.
| Задачи воспитания и обучения. |
Речевое развитие. | ||
1. | Дидактические игры: - «Что к чему относится?» (слова-предметы по лексичес-ким темам), - «Слова наоборот» (антонимы), - «Скажи по-другому» (сино-нимы), - «Подбери слово — действие» (кошка — мяукает, ласкается, царапается, мурлычет), - «Составляем слово из двух» (сам варит – самовар), - «Скажи ласково» (стул-стульчик и т.д.), -«Противоположности». | Обогащать словарь новыми сло-вами, закреплять и уточнять сло-варь, активизировать словарь, раз-вивать его смысловую сторону. Уметь изменять слова, подбирать слова-антонимы, слова-синонимы. Образовывать имена существи-тельные с увеличительными, уменьшительными, ласкательны-ми суффиксами. Понимать, различать смысловые оттенки слов.
|
2. | Дидактические игры: - «Чей дом?», - «Чего не стало?» (стол – стола, цветок – цветка и т.д.), - «Накорми животное», - «Кого не стало?», - «Кто живёт в деревне?» (словоизменение), - «Сосчитай до пяти» (согласование существительно-го с числительными), - «Слово-признак» (перчатки какие? - кожаные, тёплые, гладкие, шерстяные), - «Что бывает …» (круглым – мяч, солнце, колесо, пуговица... и т. д.), - «Скажи одним словом» (стол из дерева - какой стол?- деревянный; перчатки из кожи…). | Согласовывать слова в словосоче-тании. Подбирать слова, обозна -чающие признаки и действия, сог-ласовывая их в роде, числе, паде-же, подбор однокоренных слов (пропедевтика: лес- лесник – лесной и т.д.) |
3. | Дидактические упражнения: - «Придумай предложение со словом.…» (н-р, диван: Я сижу на диване), - «Продолжи предложение» (Волк злой, а …). | Составлять простые распростра-нённые предложения. Сопостав- лять предложения с противитель-ными союзами «но», «а». Уметь строить предложение, заменять слова в предложении. |
4. | Сюжетно-ролевые игры. Театрализованная деятельность. | Задавать вопросы и отвечать на вопросы полным ответом. Строить высказывание из 3-4 предложений. Умение вести диа-лог. Учить эмоциональному окра-су речи, четкой дикции, вырази-тельности. |
5. | Запомни рассказ и расскажи. Прослушивание аудиозаписи. | Заучивание небольших текстов, выразительный их пересказ. |
6. | Дидактические упражнение: - «Исправь предложение» (Росло, в, много, лесу, грибов. В лесу росло много грибов.), - «Исправь ошибку» (Врач готовит обед, а повар лечит людей.), - «Найди ошибку» (Пол ударился о мячик. Вере-вочка прыгала через девочку.). | Учить распространять, сокра-щать, исправлять ошибки в пост-роении предложений; работать с деформированными предложе-ниями и словосочетаниями. |
7. | Дидактические игры: - «Магазин игрушек», - «Опиши предмет», - «Кто это?», - «Чудесный мешочек», - «Узнай по описанию», - «Реклама» (с использованием схемы), - «Работа с сюжетными картин-ками», - «Рассказы по картинкам», - «Истории из жизни», - «Чем закончилось?», - «Путешествие на …», - «Я начну, а ты продолжи», - «Закончи предложение» (совместное рассказывание), - «Что пропустили?», - «Что сначала, что потом».
| Учить составлять рассказ по кар-тине и по серии картин, составле-ние описательного рассказа с опорой на схему. |
Развитие речевого (фонематического) восприятия
| ||
8. | Дидактические игры и упраж-нения: - «Узнай по звуку», - «Громко-тихо», - «Дует ветер», - «Метель», - «Три медведя», - «Правильно-неправильно», - «Слушай и выбирай», - «Какое слово отличается? », - «Одинаковые или разные», - «Похлопаем», - «Что лишнее? », - «Угадай по звуку». | Уметь менять силу голоса: гово-рить то громко, то тихо, на одном выдохе менять силу голоса от ти-хого к громкому и от громкого к тихому; изменять силу голоса, уметь в зависимости от ситуации пользоваться громким или тихим голосом, уметь менять высоту го-лоса. Различать слова, близкие по звуковому составу. Дифференци-ровать слоги. |
9. | Дидактические игры: - «Поймай звук», - «Поймай песенку», - «Найди звук», - «Какой звук потерялся?», -«Звуковая путаница». | Вычленять звук из слова, назы-вать выделенный звук. Узнавать звук на фоне других звуков, на фоне слова. |
10. | Дифференциация фонем. Дидактические игры: - « Гласный или согласный? », - «Есть преграда или нет?», - «Регулировщик», - «Найди фишку для звука», - «Шифровщик». | Соотносить звуки к гласным и согласным на основе особеннос-тей их произнесения и звучания выделять гласные из ряда звуков. Узнавать гласные на фоне слога и односложных слов, выделять сог-ласные из ряда других звуков, узнавать согласные на фоне мно-госложных слов. Обозначать глас-ные и согласные звуки соответст-вующим цветом. |
11. | Дидактические игры: - «Найди букву», - «Волшебный лабиринт букв». | Узнавать и называть буквы, кото-рые обозначают изученные звуки. |
12. | Выделение первого и последне-го звука в слове. Дидактические игры: - «Цепочка слов», - «Поезд», - «Чудесная удочка», - «Найди место звука в слове», - «Подбери картинку к схеме». | 1.Учить выделять первый и пос-ледний звук в слове. Выделение слова с предложенным звуком из группы слов. 2. Учить определять место звука в слове (начало, середина, конец) по представлению. |
13. | Дидактические игры: - «Сосчитай и назови слова», (Мне купили велосипед. Мне — первое слово, купили – второе, велосипед – третье слово. Это предложение состоит из трёх слов.), - «Волшебные полоски», - «Составь предложение», - «Прочитай предложение». | Составлять условно-графические схемы предложений, состоящих из 2-3 слов. |
Подготовка к обучению письму | ||
14. | Упражнения с контурными наложенными друг на друга изображениями знакомых предметов. | Выделять контурные изображе-ния, наложенные друг на друга. |
15. | Упражнения на развитие целостного восприятия: - «Дорисуй до целого», - «Узнай предмет», - «Повтори, не ошибись». | Узнавать недорисованные контур-ные изображения. Дорисовывать до целого изображения. |
16. | Упражнения на развитие зри-тельного внимания: - «Найди отличия», - «Чем похожи, а чем отличают-ся», - «Найди пару», - «Копии», - «Похож, не похож». | Учить находить сходства и разли-чия в изображениях. |
17. | Дидактические игры: - «Поставь на место», - «Морской бой», - «Прятки», - «Бег с препятствиями». | Учить ориентироваться на листе бумаги, выполнять перемести-тельные упражнения по словесной инструкции. |
18. | Игра с предметными картинка-ками, разрезанными на 4-5 час-тей по диагонали. Дидактическая игра: - «Собери картинку». | Учить решать конструктивные задачи: складывать разрезные картинки из 4-5 частей; склады-вать фигуры из палочек по образ-цу. |
19. | Пальчиковая гимнастика и кинестетические упражнения. Н-р, «Кулак-ребро», «Массажные прищепки» и т.д. | Учить выполнять пальчиковую гимнастику. |
20. | Упражнения в тетради на пе-чатной основе. Упражнение: – «Нарисуй волны, шнур у теле-фона, петли», - «Спрячь предмет за правиль-ную решётку», - «Проливной дождик», -«Вяжем коврик». | Формирование простейших граф-ческих навыков: проводить вол-нистые линии различной конфигу-рации, выполнять петлеобразные линии в различных направлениях. |
21. | Упражнения в тетради на пе-чатной основе: - «Рисуем по точкам». | Учить проводить линии по точкам по данному образцу.
|
22. | Упражнения в тетради на пе-чатной основе: - «Закрась фигуры в нужном направлении». | Учить штриховать в различных направлениях в ограниченном пространстве.
|
23. | Упражнения в тетради на пе-чатной основе: - «Выполни орнамент по образ-цу». | Учить выполнять орнамент.
|
Развитие навыков самоконтроля и самооценки | ||
23 -26. | В ходе всех упражнений и игр | Учить: - работать по словесной инструк- ции, - работать по правилам, - планировать свою деятельность, - осуществлять действие по образцу и заданному правилу, - умение сохранять заданную цель, - находить указанную ошибку и исправлять ее по указанию взрос-лого, - контролировать свою деятель-ность по результату, - адекватно понимать оценку взрослого и сверстника.
|
|
Лист контроля динамики развития ребенка с ОВЗ
Ф.И. : ребёнка Дата рождения:
№ п/п | Параметры
|
Уровни овладения навыком/характер динамики | Примечание | |||||||||
Сентябрь | Январь | Май |
| |||||||||
Речевое развитие | ||||||||||||
1. | Точность и разнообра-зие исполь-зования употребляемых слов. |
|
|
| Работать над обога-щением словаря, пополнение его си-нонимами, антони-мами, раскрывать значение многоз-начных слов. | |||||||
2. | Умения за-давать воп-росы и отве-чать на воп-росы пол-ным отве-том. |
|
|
| Работа над смыс-ловой стороной речи. | |||||||
3. | Грамматически правиль-ное состав-ление пред-ложений.
|
|
|
| Согласование существительных, прилагательных, глаголов в роде, числе и падеже, словообразова-нием, словоизме-нением. | |||||||
4. | Умение сос-тавлять рас-сказ по кар-тине и по се-рии картин; составлять описатель-ные расска-зы с опорой на схему. |
|
|
| Учить составлять план последова-тельного рассказа, описывать явления при-роды, переска-зывать небольшой рассказ по наводя-щим вопросам, сос-тавлять рассказ используя мнемо-карту. | |||||||
Развитие речевого (фонематического) восприятия | ||||||||||||
1. | Вычленять звука из сло-ва, назы-вать выде-ленный звук. |
|
|
| Продолжать учить проводить звуковой анализ слов с от-крытым и закры-тым слогом. | |||||||
2. | Последовательно выде-лять звук из односложных и двуслож-ных слов типа - мак, сон, осы. |
|
|
| Продолжать учить делить слова на слоги, определять место звука в сло-ве, в слогах, опре-делять их общее количество. | |||||||
3. | Относить звуки к глас-ным и сог-ласным на основе осо-бенностей их произне- сения и зву-чания. |
|
|
| Работа со звуко-выми домиками. Дифференциация звуков в словах и распределение по условным схемам. | |||||||
4. | Обозначать гласные и согласные звуки соот-ветстствую-щим цве-том.
|
|
|
| Продолжать зак-реплять навык обозначения гласных и соглас-ных звуков определённым цветом. | |||||||
5. | Узнавать и называть буквы, кото- рые обоз-начают изу-ченные звуки. |
|
|
| Продолжать учить соотносить звук с буквой. Выделение звука на слух и обозначение его буквой. | |||||||
6. | Составлять условно- графичес-кие схемы предложе-ний, состо-ящих из 2-3 слов. |
|
|
| Учить графически писать предложе-ние, дополнять его новыми словам. | |||||||
Подготовка к обучению письму | ||||||||||||
1. | Узнавать недорисо-ванные кон-турные изображе-ния, дорисо-вывать до целого изоб-ражения. |
|
|
| Работать над разви-тием логического мышления, вообра-жения. | |||||||
2. | Находить сходства и различия в изображе-ниях. |
|
|
| Продолжать раз-вивать внимание, память. Д/И «Найди отличия», «Что забыл нари-совать художник», «Запомни и повто-ри». | |||||||
3. | Ориентиро-ваться на листе бума-ги, выпол-нять пере-меститель-ные упраж-нения по словесной инструк-ции. |
|
|
| Закреплять навык пространственно-временных поня-тий. | |||||||
4. | Решать конструк-тивные зада-чи: складывать разрезные картинки (4-5 частей); складывать из палочек фигуры по образцу. |
|
|
| Работать над раз-витием мысли-тельных опера-ций. | |||||||
5. | Выполнять пальчико-вую гимнас-тику. |
|
|
| Развивать мелкую моторику руки (гибкость пальцев рук и кисти). | |||||||
6. | Формирова-ние простей-ших графо-моторных навыков: проводить волнистые линии раз-личной кон-фигурации, выполнять петлеоб-разные ли-нии в раз-личных направле-ниях. |
|
|
| Продолжать ра-боту над разви-тием графо-мотор-ных навыков. | |||||||
7. | Проводить линии по точкам по данному образцу. |
|
|
| Учить выполнять работу по образцу. | |||||||
8. | Штриховать в различных направле-ниях в огра-ниченном пространст-ве. |
|
|
| Учить выполнять работу по образцу, не выходя за кон-тур рисунка. | |||||||
9. | Выполнять орнамент. |
|
|
| Учить соблюдать ритм и последова-тельность орнамен-та. | |||||||
Развитие навыков самоконтроля и самооценки | ||||||||||||
1. | Работать по словесной инструк-ции. |
|
|
| Учить работать по одно и двух ступен-чатой инструкции. | |||||||
2. | Работать по правилу. |
|
|
| Учить планировать последовательность выполнения учеб-ных заданий. | |||||||
3. | Планировать свою дея-тельность. |
|
|
| Организовывать рабочее место, сос-тавлять план ра-боты при выпол-нении творческих и практических зада-ний. | |||||||
4. | Контролиро-вать себя при помощи усвоенного правила, находить собственные ошибки. |
|
|
|
|
Выводы: подведение итогов за первое или второе полугодие по отдельности или можно указать результаты за год.
Ключ.
Уровни:
достаточный (овладел навыкам)
близкий к достаточному (выполняет задания с направляющей помощью
педагога)
выполняет задания только с помощью педагога
низкий (не овладел навыком)
Лист оценивания специалистов работающих с ребёнком.
Разделы программы
|
Итоги изучения на начало учебного года /проблемы/ | Динамика | ||
1 –е полугодие | 2-е полугодие | |||
Игровая деятельность
|
|
|
| |
Развитие речи
|
|
|
| |
Обучение грамоте
|
|
|
| |
ФЭМП
|
|
|
| |
Продуктивные виды деятельности
|
|
|
| |
Самообслужи- вание
|
|
|
| |
Музыкальное воспитание
|
|
|
| |
Физическое воспитание
|
|
|
| |
Эмоционально – волевая сфера
|
|
|
| |
Заключение по итогам диагностики на начало учебного года | Заключение по итогам выполнения образовательной программы за учебный год | |||
|
|
- соответствует норме
- ниже нормы
Учитель – логопед: _________________
Учитель – дефектолог:_______________
Учитель физкультуры: _______________