«Зимний фестиваль знаний 2025»

Индивидуальная коррекционная программа на учащегося 1 класса

Даныый материал поможет скорректировать и наметить план работы с учащимися имеющими проблемы в обучении.

Олимпиады: Литературное чтение 1 - 4 классы

Содержимое разработки

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

Самарской области "Школа - интернат №2 для обучающихся

с ограниченными возможностями здоровья г.о. Жигулевск










ИНДИВИДУАЛЬНАЯ

КОРРЕКЦИОННО – РАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

учащегося с ОВЗ первого дополнительного класса






Срок реализации 1 год.





Составила учитель начальных классов:

Майданкина Инна Викторовна






г.о. Жигулевск




ИНДИВИДУАЛЬНАЯ

КОРРЕКЦИОННО – РАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

учащегося первого дополнительного класса ГБОУ школы-интерната №2

Ф.И. ребёнка, возраст: ученик

Период реализации: один год

Проблемы.

Общая моторная неловкость и недостаточность мелкой моторики. Трудности в воспроизведении формы графических элементов, несоблюдение размера графических элементов, быстрая утомляемость при письме. Ограниченный запас сведений об окружающем мире и словарный запас. Недостаточное фонематическое развитие. Низкий объем памяти и снижена прочность запоминания. В наибольшей степени страдает вербальная память. Характерна неточность воспроизведения и быстрая утеря информации. Не достаточно развито наглядно-образное мышление, имеются трудности в формировании образов и представлений. Низкий уровень словесно-логического мышления. Незрелость эмоционально-волевой сферы. Несамостоятельность, слабость волевого усилия, ограниченная способность к целенаправленной деятельности. Повышенная утомляемость, истощаемость. Ребенок не может длительное время концентрировать свое внимание на каком-либо одном занятии, не замечает своих ошибок, не исправляет их, не может адекватно оценить результат.

Заключение ПМПК: ЗПР, гиперактивность, ОНР - 3 уровня.

Задачи:

  • Развитие познавательной активности.

  • Развитие речевого (фонематического) восприятия.

  • Уточнение и обогащение словарного запаса.

  • Развитие связной речи: формирование и совершенствование целенаправ-

ленности и связности высказываний, точности и разнообразия употреб-

ляемых слов, грамматической правильности построения предложений,

внятности и выразительности речи.

  • Развитие зрительно-моторной координации и формирование графо-

моторных навыков

  • Обеспечение устойчивой положительной мотивации

  • Развитие внимания, памяти.

  • Воспитание трудолюбия, аккуратности, усидчивости, умения довести

начатое дело до конца.
















































П№


Разделы программы.

Задачи воспитания и обучения.


Особые отметки



I. Ознакомление с окружающим и развитие речи




1. Ознакомление с природой.

учить наблюдать за сезонными изменениями в природе





различать и правильно называть состояние погоды




учить узнавать и правильно называть времена года по их отличительным признакам в природе и на картинке




расширять, уточнять и систематизировать представления о растениях ближайшего окружения, об условиях их жизни, сезонных изменениях




уметь отнести к обобщающим понятиям деревья, кустарники, цветы, овощи, фрукты, ягоды, грибы




учить различать птиц по величине, окраске оперения, пению, повадкам




правильно называть насекомых, их характерные особенности




познакомить с домашними и дикими животными, учить различать их по размеру, характерным частям тела, повадкам, познакомить с местом проживания животных, чем питаются, какую пользу приносят




2. Ознакомление с жизнью и трудом людей.

познакомить с трудом родителей, закрепить знания о занятиях братьев и сестёр




иметь представления и уметь рассказывать двумя – тремя предложениями о труде взрослых




знать свои имя, фамилию, свой возраст, имена и отчества родителей, имена братьев, сестёр, бабушки и дедушки




познакомить с понятием «семья», дать представления о родственных связях




знать любимые занятия членов семьи, уметь рассказывать, как семья проводит досуг




домашний труд взрослых членов семьи, какую помощь оказывают дети родителям в домашнем труде




знать 2 – 3 названия бытовой техники, правила обращения с техникой, правила безопасности




любимые игрушки и настольные игры




расширять и обогащать знания о предметах домашнего обихода (мебели, посуде, одежде, обуви, головных уборах)


II.Сенсорное развитие. Развитие пространственного восприятия.




учить различать и правильно называть цвета: красный, жёлтый, оранжевый, зелёный, синий, фиолетовый, коричневый, белый, чёрный


Год

обучения


Разделы программы.

Задачи воспитания и обучения.


Особые отметки


1

2



узнавать и правильно называть геометрические фигуры ( круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал)




развивать умение видеть форму в конкретных предметах окружающей обстановки, пользуясь геометрическими эталонами




указывать размер предметов (большой – маленький, большой – больше – самый большой – самый маленький, больше, чем – меньше, чем) при сравнении нескольких предметов разной длины, высоты, ширины




учить приёмам сопоставления двух или нескольких предметов по цвету, форме, размеру: прикладыванию вплотную при распознавании цвета, накладыванию друг на друга при определении формы, уравниванию по одной линии при определении размера




уметь составлять ряды из геометрических фигур одинаковой формы, одной величины, одинакового цвета




уметь подбирать геометрические фигуры, разные по цвету и по величине

различать правую и левую руку, ногу, правую и левую сторону тела и лица человека, ориентируясь на сердце с левой стороны, определять направление от себя, двигаясь в заданном направлении (вперёд – назад, направо – налево, вверх – вниз)




различать пространственные понятия: правое – левое, верх – низ, спереди - сзади




уметь воспроизводить пространственные отношения между предметами по наглядному образцу и по словесному указанию, активно употреблять соответствующие слова в речи


III. Умственное развитие




учить составлять группы предметов на основании одного одинакового признака (цвета, формы, величины, назначения)




по полной аналогии (двух одинаковых признаков: по цвету и форме, форме и величине, цвету и величине)




по неполной аналогии (такого же цвета, но другой формы, такой же формы, но другой величины)




по трём признакам (такого же цвета, одинаковые по форме, но разные по величине)




учить относить наименования 3 – 4 конкретных предметов к обобщающим словам: по всем лексическим темам





учить различать части отдельного предмета и целый предмет, называть весь предмет по отдельной части с ярко выраженными опознавательными признаками




учить определять простейшие причины наблюдаемых явлений и событий ( на картинках и в реальной действительности)




Год

обучения


Разделы программы.

Задачи воспитания и обучения.


Особые отметки


1

2

IV. Речевое развитие.




формировать правильное речевое дыхание ( целенаправленный длительный ротовой выдох, направленная воздушная струя, умение сочетать произнесение звука с началом выдоха, на одном выдохе произносить 3 – 4 слога, выработка дифференцированного дыхания – вдох ртом, выдох носом «Чей пароход лучше гудит?», «Фокус», «Футбол», «Подуй на листочки» «Тучки», «Шторм в стакане», « Подуй на карандаш»)




формировать интонационную выразительность речи ( вырабатывать умение говорить громким голосом, повышать и понижать тон голоса, изменять силу голоса «Громко – тихо», « Шагаем по ступенькам», «Тише, жабы, ни гу – гу…», «Вот под ёлочкой зелёной», «Кто как кричит»,

развивать слуховое внимание, слуховую память, фонематическое восприятие ( умение переключать слуховое внимание «Солнышко и дождик»; умение сосредотачивать слуховое внимание «Угадай, кто кричит», «Барашек»; «Где звенит?», «Будь внимательным», «Поймай звук», « Назови слово с заданным звуком», «Найди место звуку», «Посчитай звуки»; умение определять темп звучания «Угадай, кто идёт»)




развивать мелкую моторику рук, конструктивного праксиса с помощью тактильно – вибрационного массажа, упражнений пальчиковой гимнастики, упражнений с предметами, обводки и штриховки фигур, составлении букв из элементов, работы по клеткам в тетради




расширять и уточнять словарь по лексическим темам




работать над чёткостью, координированностью движений органов артикуляции (общий комплекс артикуляционной моторики)




упражнения, способствующие выработке движений и положений органов артикуляционного аппарата, необходимые для постановки и правильного произношения свистящих звуков




упражнения, способствующие выработке движений и положений органов артикуляционного аппарата, необходимые для постановки и правильного произношения шипящих звуков




упражнения, способствующие выработке движений и положений органов артикуляционного аппарата, необходимые для постановки и правильного произношения звука [ л ]




упражнения, способствующие выработке движений и положений органов артикуляционного аппарата, необходимые для постановки и правильного произношения звука [ р ]




Год

обучения


Разделы программы.

Задачи воспитания и обучения.


Особые отметки


1

2



уточнение и постановка неправильно произносимых звуков________________________________________________




автоматизация изолированного звука ____________________

( примерный срок)




автоматизация звука в слогах, словах, фразовой речи, в повседневной речи ( в отражённом повторении за воспитателем и в самостоятельном проговаривании) ________________________________________________

( примерный срок)




дифференциация изолированныхзвуков___________________




дифференциация звуков в словах ________________________




дифференциация звуков во фразовой речи _________________




работать над слоговой структурой и звуконаполняемостью слов:

двухсложные слова без стечения согласных (вата, каток)




трёхсложные слова без стечения согласных (собака, телёнок)




односложные слова со стечением согласных в начале и в конце слова (кнут, волк)




слова сложной слоговой структуры




развивать грамматический строй речи, построение предложения




отчётливо произносить каждое слово в предложении, не торопиться, чётко проговаривать окончания в словах




использовать интонацию как средство выражения вопроса, просьбы, благодарности




правильно согласовывать существительные с прилагательными и числительными в роде, числе и падеже




понимать значение предлогов и слов, выражающих пространственные отношения предметов




правильно употреблять в речи различные типы сложноподчинённых предложений с союзами и союзными словами




согласовывать существительные с притяжательными местоимениями мой, моя, моё, мои




образовывать существительные с уменьшительно – ласкательными суффиксами




согласовывать существительные с числительными




образовывать наречия от прилагательных




образование форм степеней сравнения прилагательных (холоднее – самый холодный)




подбор родственных слов, синонимов, антонимов, омонимов, составление предложений с этими словами


Год

обучения


Разделы программы.

Задачи воспитания и обучения.


Особые отметки


1

2



образование новых слов с помощью приставок и суффиксов, словосложения





развивать связную речь




развивать интерес к художественной литературе, умение слушать литературные произведения различных жанров




составлять простые распространённые предложения




учить задавать вопросы и отвечать на вопросы полным ответом




заучивать небольшие тексты, выразительно рассказывать их




учить рассказыванию знакомых произведений, их частичной или полной драматизации




учит оценивать поступки героев, мотивировать высказывание своего отношения к содержанию сказки, рассказа




пересказывать небольшое произведение, составлять рассказы по картине и по серии картин

составлять описательные рассказы с опорой на схему и без опоры


V. Развитие звукового анализа и синтеза




развивать слуховое внимание на материале неречевых звуков




Распознавать в речи гласные звуки




анализ и синтез звукосочетаний из 2 – 3 гласных звуков




гласные в начале, в середине, в конце односложных слов




Распознавать в речи согласные звуки




Выделять согласные звуки в разных позициях в слове




Знать понятия «гласный звук», «согласный звук», «звук и буква», «твёрдый и мягкий согласный звук», «слово», «слог как часть слова», «предложение»




различать на слух твёрдые и мягкие согласные




Уметь преобразовывать слова путём замены или добавления звука




Делить слова на слоги




Анализировать обратные и прямые слоги с изученными звуками




Проводить полный звуковой анализ слов




составлять графическую схему простых предложений





Знать изученные буквы




читать прямые и обратные слоги, односложные слова, выкладывать слова из букв





Знать элементарные правила правописания (раздельное написание слов в предложении, точка в конце предложения, заглавная буква в начале предложения и в именах собственных.



Год

обучения


Разделы программы.

Задачи воспитания и обучения.


Особые отметки




VI. Обучение в игре




в дидактической игре учить детей с помощью слуха, зрения и осязания определять свойства предметов и материалов, из которых они сделаны






сравнивать предметы по цвету, форме, величине, группировать и классифицировать предметы одинаковые по цвету, форме, по цвету и форме, по форме и величине




группировать предметы по родовым понятиям (одежда, обувь и т.д.)




называть группы обобщающими словами




исключать лишний предмет




формировать умение концентрировать внимание, словесную память, зрительное восприятие




в сюжетно – ролевых играх составлять сюжет игры, развивать их

использовать предметы – заместители




брать на себя роли




учит совместной игре небольшими группами при исполнении главной роли педагогом, ребёнком – лидером, самостоятельно


VII. Элементарные математические представления




считать различные предметы в пределах 10, уметь отвечать на вопросы «Сколько?», «Который по счёту?»




учит отсчитывать заданное количество предметов и обозначать количество соответствующим числительным




сравнивать две группы предметов на основании практических упражнений и выяснять, где предметов больше, меньше, одинаково

практически иллюстрировать состав числа из отдельных единиц и из двух меньших чисел




ориентироваться на листе бумаги ( верх, низ, лево, право, середина)

понимать смысл слов: между, за, перед, раньше, позже




читать и записывать числа до 10




учить присчитывать и отсчитывать по единице в пределах 10




решать простые арифметические задачи




различать геометрические фигуры




пользоваться знаками и обозначениями: +, -, =


VIII. Эмоционально – волевая сфера.





активизация игровой деятельности

введение в игру учебных заданий, обогащение сюжетных игр проблемными ситуациями






игры с правилами: развивать самоконтроль, произвольность, саморегуляцию



Год

обучения


Разделы программы.

Задачи воспитания и обучения.


Особые отметки


1

2



развитие нравственных чувств и переживаний





умение брать ответственность на себя





понимать свои эмоциональные состояния





совмещениеречевых формул действия и предметной деятельности





развитие программирующей функции речи



Примечания:____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Результат коррекционной работы ______________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Дата выпуска _____________________________________________________________________________

Место дальнейшего обучения




V. РАЗВИТИЕ СЛОВЕСНО-ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ.

- Формирование умения понимать и задавать вопрос.

- Развитие способности обобщать. Овладение основными родовыми понятиями.

- Развитие способности группировать предметы по определенным признакам, классифицировать их.

- Умение устанавливать закономерности и логические связи в ряду предметов, символов, событий, явлений.

- Развитие логических операций (анализ, обобщение, синтез).

- Умение логически выстраивать высказывание, составлять рассказы по картинкам.

- Развитие умения понимать и устанавливать смысловые аналогии.

- Развитие логического запоминания.


РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ САМОКОНТРОЛЯ И САМООЦЕНКИ.

- Развитие умения работать по словесной и письменной инструкции.

- Дидактические игры на выполнение многошаговых инструкций: по памяти, по опорным значкам.

- Формирование умений действовать по правилу, работать по алгоритму, инструкции, плану.

- Совершенствование умения планировать свою деятельность.

- Выработка умения контролировать себя при помощи усвоенного правила.

- Овладение осознанным планомерным контролем в процессе написания и при проверке написанного (составление ориентировочных карточек).

- Развитие комбинаторных способностей

. Развитие способности концентрировать и распределять внимание.

- Лабиринты.

- Зрительные диктанты.

- Рисование орнаментов (продолжи по точкам, по образцу, найди закономерность, расположи симметрично, в зеркальном отражении).

- различные варианты «корректурных проб».

- Шифрованные диктанты.

3. Развитие избирательности зрительного внимания.

- Нахождение заданного изображения (буквы, цифры, слова, числа и т.д.).

- Подбор к буквам, выставленным на наборном полотне, таких же у себя на порте.

- выбор заданной буквы среди букв, разных по цвету, размеру, шрифту.

II.СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МОТОРНОГО РАЗВИТИЯ, КАЛЛИГРАФИЧЕСКИХ И ГРАФИЧЕСКИХ НАВЫКОВ

1. Развитие мелкой моторики кисти и пальцев рук.

- Пальчиковая гимнастика.

- Упражнения для выработки свободных движений руки.

- Различные виды работ с ножницами, пластилином, бумагой.

- Работа с конструктором.

- Работа с лекалами и трафаретами.

- Штриховка в различных направлениях, раскрашивание.

2. Развитие зрительно-моторных координаций.

- Работа по зрительно-двигательным траекториям.

- Графические диктанты.

- Упражнения, рассчитанные на зрительно-моторное запоминание.

- Рисование по точкам, пунктиру.

- рисование орнаментов.

3. Развитие слухомоторных координаций.

- Слуховые диктанты.

- Шифровые диктанты.

- Работа по словесной инструкции.





























Тематический план работы с учащимся с ОВЗ на учебный год


п/п

Разделы программы.

Содержание.


Задачи воспитания и обучения.

Речевое развитие.

1.

Дидактические игры:

- «Что к чему относится?» (слова-предметы по лексичес-ким темам),

- «Слова наоборот» (антонимы), - «Скажи по-другому» (сино-нимы),

- «Подбери слово — действие»

(кошка — мяукает, ласкается, царапается, мурлычет),

- «Составляем слово из двух»

(сам варит – самовар),

- «Скажи ласково»

(стул-стульчик и т.д.),

-«Противоположности».

Обогащать словарь новыми сло-вами, закреплять и уточнять сло-варь, активизировать словарь, раз-вивать его смысловую сторону.

Уметь изменять слова, подбирать

слова-антонимы, слова-синонимы.

Образовывать имена существи-тельные с увеличительными, уменьшительными, ласкательны-ми суффиксами.

Понимать, различать смысловые оттенки слов.


2.

Дидактические игры:

- «Чей дом?»,

- «Чего не стало?»

(стол – стола, цветок – цветка и т.д.),

- «Накорми животное»,

- «Кого не стало?»,

- «Кто живёт в деревне?» (словоизменение),

- «Сосчитай до пяти» (согласование существительно-го с числительными),

- «Слово-признак»

(перчатки какие? - кожаные, тёплые, гладкие, шерстяные),

- «Что бывает …»

(круглым – мяч, солнце, колесо, пуговица... и т. д.),

- «Скажи одним словом»

(стол из дерева - какой стол?- деревянный; перчатки из кожи…).

Согласовывать слова в словосоче-тании. Подбирать слова, обозна -чающие признаки и действия, сог-ласовывая их в роде, числе, паде-же, подбор однокоренных слов (пропедевтика: лес- лесник – лесной и т.д.)

3.

Дидактические упражнения:

- «Придумай предложение со словом.…»

(н-р, диван: Я сижу на диване),

- «Продолжи предложение» (Волк злой, а …).

Составлять простые распростра-нённые предложения. Сопостав-

лять предложения с противитель-ными союзами «но», «а». Уметь строить предложение, заменять слова в предложении.

4.

Сюжетно-ролевые игры. Театрализованная деятельность.

Задавать вопросы и отвечать на вопросы полным ответом. Строить высказывание из 3-4 предложений. Умение вести диа-лог. Учить эмоциональному окра-су речи, четкой дикции, вырази-тельности.

5.

Запомни рассказ и расскажи. Прослушивание аудиозаписи.

Заучивание небольших текстов, выразительный их пересказ.

6.

Дидактические упражнение:

- «Исправь предложение»

(Росло, в, много, лесу, грибов. В лесу росло много грибов.),

- «Исправь ошибку»

(Врач готовит обед, а повар лечит людей.),

- «Найди ошибку»

(Пол ударился о мячик. Вере-вочка прыгала через девочку.).

Учить распространять, сокра-щать, исправлять ошибки в пост-роении предложений; работать с деформированными предложе-ниями и словосочетаниями.

7.

Дидактические игры:

- «Магазин игрушек»,

- «Опиши предмет»,

- «Кто это?»,

- «Чудесный мешочек»,

- «Узнай по описанию»,

- «Реклама» (с использованием схемы),

- «Работа с сюжетными картин-ками»,

- «Рассказы по картинкам»,

- «Истории из жизни»,

- «Чем закончилось?»,

- «Путешествие на …»,

- «Я начну, а ты продолжи»,

- «Закончи предложение»

(совместное рассказывание),

- «Что пропустили?»,

- «Что сначала, что потом».


Учить составлять рассказ по кар-тине и по серии картин, составле-ние описательного рассказа с опорой на схему.

Развитие речевого (фонематического) восприятия


8.

Дидактические игры и упраж-нения:

- «Узнай по звуку»,

- «Громко-тихо»,

- «Дует ветер»,

- «Метель»,

- «Три медведя»,

- «Правильно-неправильно»,

- «Слушай и выбирай»,

- «Какое слово отличается? »,

- «Одинаковые или разные»,

- «Похлопаем»,

- «Что лишнее? »,

- «Угадай по звуку».

Уметь менять силу голоса: гово-рить то громко, то тихо, на одном выдохе менять силу голоса от ти-хого к громкому и от громкого к тихому; изменять силу голоса, уметь в зависимости от ситуации пользоваться громким или тихим голосом, уметь менять высоту го-лоса. Различать слова, близкие по звуковому составу. Дифференци-ровать слоги.

9.

Дидактические игры:

- «Поймай звук»,

- «Поймай песенку»,

- «Найди звук»,

- «Какой звук потерялся?»,

-«Звуковая путаница».

Вычленять звук из слова, назы-вать выделенный звук. Узнавать звук на фоне других звуков, на фоне слова.

10.

Дифференциация фонем.

Дидактические игры:

- « Гласный или согласный? »,

- «Есть преграда или нет?»,

- «Регулировщик»,

- «Найди фишку для звука»,

- «Шифровщик».

Соотносить звуки к гласным и согласным на основе особеннос-тей их произнесения и звучания

выделять гласные из ряда звуков.

Узнавать гласные на фоне слога и односложных слов, выделять сог-ласные из ряда других звуков, узнавать согласные на фоне мно-госложных слов. Обозначать глас-ные и согласные звуки соответст-вующим цветом.

11.

Дидактические игры:

- «Найди букву»,

- «Волшебный лабиринт букв».

Узнавать и называть буквы, кото-рые обозначают изученные звуки.

12.

Выделение первого и последне-го звука в слове.

Дидактические игры:

- «Цепочка слов»,

- «Поезд»,

- «Чудесная удочка»,

- «Найди место звука в слове»,

- «Подбери картинку к схеме».

1.Учить выделять первый и пос-ледний звук в слове. Выделение слова с предложенным звуком из группы слов.

2. Учить определять место звука в слове (начало, середина, конец) по представлению.

13.

Дидактические игры:

- «Сосчитай и назови слова»,

(Мне купили велосипед. Мне — первое слово, купили – второе, велосипед – третье слово. Это предложение состоит из трёх слов.),

- «Волшебные полоски»,

- «Составь предложение»,

- «Прочитай предложение».

Составлять условно-графические схемы предложений, состоящих из 2-3 слов.

Подготовка к обучению письму

14.

Упражнения с контурными наложенными друг на друга изображениями знакомых предметов.

Выделять контурные изображе-ния, наложенные друг на друга.

15.

Упражнения на развитие

целостного восприятия:

- «Дорисуй до целого»,

- «Узнай предмет»,

- «Повтори, не ошибись».

Узнавать недорисованные контур-ные изображения. Дорисовывать до целого изображения.

16.

Упражнения на развитие зри-тельного внимания:

- «Найди отличия»,

- «Чем похожи, а чем отличают-ся»,

- «Найди пару»,

- «Копии»,

- «Похож, не похож».

Учить находить сходства и разли-чия в изображениях.

17.

Дидактические игры:

- «Поставь на место»,

- «Морской бой»,

- «Прятки»,

- «Бег с препятствиями».

Учить ориентироваться на листе бумаги, выполнять перемести-тельные упражнения по словесной инструкции.

18.

Игра с предметными картинка-ками, разрезанными на 4-5 час-тей по диагонали.

Дидактическая игра:

- «Собери картинку».

Учить решать конструктивные задачи: складывать разрезные картинки из 4-5 частей; склады-вать фигуры из палочек по образ-цу.

19.

Пальчиковая гимнастика и кинестетические упражнения.

Н-р, «Кулак-ребро», «Массажные прищепки» и т.д.

Учить выполнять пальчиковую гимнастику.

20.

Упражнения в тетради на пе-чатной основе. Упражнение:

– «Нарисуй волны, шнур у теле-фона, петли»,

- «Спрячь предмет за правиль-ную решётку»,

- «Проливной дождик»,

-«Вяжем коврик».

Формирование простейших граф-ческих навыков: проводить вол-нистые линии различной конфигу-рации, выполнять петлеобразные линии в различных направлениях.

21.

Упражнения в тетради на пе-чатной основе:

- «Рисуем по точкам».

Учить проводить линии по точкам по данному образцу.


22.

Упражнения в тетради на пе-чатной основе:

- «Закрась фигуры в нужном направлении».

Учить штриховать в различных направлениях в ограниченном пространстве.


23.

Упражнения в тетради на пе-чатной основе:

- «Выполни орнамент по образ-цу».

Учить выполнять орнамент.


Развитие навыков самоконтроля и самооценки

23 -26.

В ходе всех упражнений и игр

Учить:

- работать по словесной инструк-

ции,

- работать по правилам,

- планировать свою деятельность,

- осуществлять действие по образцу и заданному правилу,

- умение сохранять заданную цель,

- находить указанную ошибку и исправлять ее по указанию взрос-лого,

- контролировать свою деятель-ность по результату,

- адекватно понимать оценку взрослого и сверстника.












Лист контроля динамики развития ребенка с ОВЗ

Ф.И. : ребёнка Дата рождения:


№ п/п

Параметры



Уровни овладения навыком/характер динамики

Примечание

Сентябрь

Январь

Май


Речевое развитие

1.

Точность и разнообра-зие исполь-зования употребляемых слов.




Работать над обога-щением словаря, пополнение его си-нонимами, антони-мами, раскрывать значение многоз-начных слов.

2.

Умения за-давать воп-росы и отве-чать на воп-росы пол-ным отве-том.




Работа над смыс-ловой стороной речи.

3.

Грамматически правиль-ное состав-ление пред-ложений.







Согласование существительных, прилагательных, глаголов в роде, числе и падеже, словообразова-нием, словоизме-нением.

4.

Умение сос-тавлять рас-сказ по кар-тине и по се-рии картин; составлять описатель-ные расска-зы с опорой на схему.




Учить составлять план последова-тельного рассказа, описывать явления при-роды, переска-зывать небольшой рассказ по наводя-щим вопросам, сос-тавлять рассказ используя мнемо-карту.

Развитие речевого (фонематического) восприятия

1.

Вычленять звука из сло-ва, назы-вать выде-ленный звук.




Продолжать учить проводить звуковой анализ слов с от-крытым и закры-тым слогом.

2.

Последовательно выде-лять звук из односложных и двуслож-ных слов типа - мак, сон, осы.




Продолжать учить делить слова на слоги, определять место звука в сло-ве, в слогах, опре-делять их общее количество.

3.

Относить звуки к глас-ным и сог-ласным на основе осо-бенностей их произне- сения и зву-чания.




Работа со звуко-выми домиками. Дифференциация звуков в словах и распределение по условным схемам.

4.

Обозначать гласные и согласные звуки соот-ветстствую-щим цве-том.





Продолжать зак-реплять навык обозначения гласных и соглас-ных звуков определённым цветом.

5.

Узнавать и называть буквы, кото-

рые обоз-начают изу-ченные звуки.




Продолжать учить соотносить звук с буквой. Выделение звука на слух и обозначение его буквой.

6.

Составлять условно- графичес-кие схемы предложе-ний, состо-ящих из 2-3 слов.




Учить графически писать предложе-ние, дополнять его новыми словам.

Подготовка к обучению письму

1.

Узнавать недорисо-ванные кон-турные изображе-ния, дорисо-вывать до целого изоб-ражения.




Работать над разви-тием логического мышления, вообра-жения.

2.

Находить сходства и различия в изображе-ниях.




Продолжать раз-вивать внимание, память. Д/И «Найди отличия», «Что забыл нари-совать художник»,

«Запомни и повто-ри».

3.

Ориентиро-ваться на листе бума-ги, выпол-нять пере-меститель-ные упраж-нения по словесной инструк-ции.




Закреплять навык пространственно-временных поня-тий.

4.

Решать конструк-тивные зада-чи: складывать разрезные картинки (4-5 частей); складывать из палочек фигуры по

образцу.




Работать над раз-витием мысли-тельных опера-ций.

5.

Выполнять пальчико-вую гимнас-тику.




Развивать мелкую моторику руки (гибкость пальцев рук и кисти).

6.

Формирова-ние простей-ших графо-моторных навыков: проводить волнистые линии раз-личной кон-фигурации, выполнять петлеоб-разные ли-нии в раз-личных направле-ниях.




Продолжать ра-боту над разви-тием графо-мотор-ных навыков.

7.

Проводить линии по точкам по данному образцу.




Учить выполнять работу по образцу.

8.

Штриховать в различных направле-ниях в огра-ниченном пространст-ве.




Учить выполнять работу по образцу, не выходя за кон-тур рисунка.

9.

Выполнять орнамент.




Учить соблюдать ритм и последова-тельность орнамен-та.

Развитие навыков самоконтроля и самооценки

1.

Работать по словесной инструк-ции.




Учить работать по одно и двух ступен-чатой инструкции.

2.

Работать по правилу.




Учить планировать последовательность выполнения учеб-ных заданий.

3.

Планировать свою дея-тельность.




Организовывать рабочее место, сос-тавлять план ра-боты при выпол-нении творческих и практических зада-ний.

4.

Контролиро-вать себя при помощи усвоенного правила, находить собственные ошибки.







Выводы: подведение итогов за первое или второе полугодие по отдельности или можно указать результаты за год.

Ключ.

Уровни:

достаточный (овладел навыкам)


близкий к достаточному (выполняет задания с направляющей помощью

педагога)

выполняет задания только с помощью педагога


низкий (не овладел навыком)



























Лист оценивания специалистов работающих с ребёнком.




Разделы

программы



Итоги изучения на начало учебного года

/проблемы/

Динамика

1 –е

полугодие

2-е

полугодие

Игровая

деятельность






Развитие

речи






Обучение

грамоте







ФЭМП







Продуктивные

виды

деятельности







Самообслужи-

вание







Музыкальное

воспитание







Физическое

воспитание






Эмоционально – волевая

сфера






Заключение по итогам диагностики на начало учебного года

Заключение по итогам выполнения образовательной программы за учебный год















































- соответствует норме


- ниже нормы


Учитель – логопед: _________________

Учитель – дефектолог:_______________

Учитель физкультуры: _______________


Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Зимний фестиваль знаний 2025»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее