«Осенний фестиваль знаний 2024»

Индивидуализация обучения детей со сложной структурой дефекта

Данная статья освещает (из опыта работы) особенности проведения уроков в группе детей со сложной структурой дефекта 9 класс

Олимпиады: Английский язык 2 - 11 классы

Содержимое разработки

Индивидуализация обучения детей со сложной структурой дефекта. Автор:  Климачева Татьяна Михайловна, учитель-дефектолог.

(коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида,

г. Новокузнецк, Кемеровская область.


В коррекционной школе я работаю учителем 22 года. В настоящее время работаю с обучающимися со сложной структурой дефекта - 9 класс. В моем классе 5 человек. У всех обучающихся разные диагнозы, а отсюда и разные способности, и разные возможности.

Психофизическое развитие таких детей имеет ряд специфических особенностей: у них очень медленный темп обучения, преобладание непроизвольного внимания над произвольным, высокая утомляемость, неустойчивость настроения, большая зависимость работоспособности от погодных и природных изменений. Кроме специфических особенностей, дети имеют индивидуальные особенности эмоционального, поведенческого характера, серьезные речевые дефекты, разные формы и глубину недоразвития высших психических функций. Также обучение любому действию в школе осложняется для ребенка с особыми образовательными потребностями еще и следующими общими обстоятельствами: его привлекают к организованной учебной деятельности, повышается уровень требований к дисциплине, ограничивается свободная естественная потребность в движении и др. При этом дети одного и того же возраста в силу степени тяжести заболевания, могут сильно отличаться по уровню развития. Однако следует отметить высокую учебную мотивацию, эти дети очень хотят учиться.
Для организации образовательного процесса важно предусмотреть:
• индивидуальный и дифференцированный подход к обучению, учитывающий особенности развития каждого ребенка;
• объем нагрузки, следует чередовать физическую нагрузку и двигательную активность;
• учитывать особенности восприятия, стимулируя все действующие сенсорные системы;
• связь обучения с уже имеющимся жизненным опытом.

Так как в современном школьном образовании особый акцент сделан на возможность реализации индивидуальных особенностей каждого ребёнка, тему моей статьи считаю актуальной.

Реализация индивидуальных способностей обучающегося со сложной структурой дефекта возможна только через индивидуализацию обучения. Индивидуализация -  это организация учебного процесса с учётом индивидуальных особенностей учащихся, которая позволяет создать оптимальные условия для реализации потенциальных возможностей каждого ученика. Индивидуализация обучения направлена на преодоление несоответствия между уровнем учебной деятельности, который задают программы, и реальными возможностями каждого ученика.

Моя задача как учителя - организовать процесс обучения таким образом, чтобы у обучающихся повышался интерес к знаниям, развивалась самостоятельность. Причем, каждый ученик принимает самое активное участие, работает с полным напряжением своих сил, самостоятельная работа способствует более глубокому усвоению программного материала, выработке более прочных умений и навыков, развитию разносторонних способностей учащихся.

Принципами моей работы выступают вера в ребенка, признание его индивидуальности, уникальности, признание равенства, сотрудничества, содействия ученика и учителя, стимулирование творческих способностей ученика.

В работе с детьми со сложной структурой дефекта (нарушение опорно-двигательного аппарата в сочетании с нарушением речи, зрения и другими дефектами) большое значение имеет учет индивидуальных особенностей учащихся (особенности высшей нервной деятельности, темперамента и соответственно характера, скорость протекания мыслительных процессов, работоспособность, умение учиться, мотивация, уровень развития эмоционально-волевой сферы).

Основной особенностью учебной деятельности учащихся со сложным дефектом является  несформированность необходимых  предпосылок учебной деятельности. Этот недостаток.и накладывает значительный отпечаток на развитие личности ребенка. Появляется неверие в собственные силы и возможности, вырабатывается заниженная самооценка. К этому добавляются и другие особенности детей: быстрая утомляемость, тревожность, психоэмоциональная неустойчивость. Благодаря индивидуальному подходу становится возможным развитие детей с тяжелыми и множественными нарушениями через иное, доступное для них содержание обучения, через особый его темп и организацию, использование специфических приемов и способов коррекционно-педагогической работы.

Учащиеся со сложной структурой дефекта нуждаются в особых способах подачи информации.

Использую различные типы выполнения заданий:

- частичное выполнение данного задания;

- вместо письменного – устное (при устных ответах учитываю, что некоторые учащиеся стараются выражать свою мысль экономно, сжато, отвечать речевыми штампами только на вопросы учителя,  не могут сразу ответить на заданный вопрос, им требуется какое-то время для подготовки к ответу; в противном случае они вообще отказываются отвечать);

- учебные тесты на тренажерах, что позволяет повысить результативность обучения, привить навыки самоорганизации, облегчить решение практических задач;

- практические работы и опыты, которые позволяют наглядно увидеть происходящее. Затем добиваюсь самостоятельно сделать вывод с помощью наводящих вопросов;

- использование интерактивных занимательных заданий, что позволяет сделать процесс обучения мобильным, строго дифференцированным и индивидуальным.

Урок выстраиваю по следующей структуре:

  1. Сначала объясняю новый материал более сохранным учащимся, а другие в это время выполняют самостоятельную работу, направленную на закрепление ранее изученного. Не сразу все учащиеся включаются в активную познавательную деятельность. Некоторым необходима индивидуальная помощь в осознании того, что они уже знают и что должны узнать. Если сразу не обратить внимание на этих детей, то они останутся пассивными на протяжении всего урока и сознание их не будет обогащаться, хотя ими и будут выполняться общеклассные задания.

  2. Далее для закрепления вновь изученного материала даю классу самостоятельную работу, а с группой учащихся, имеющих тяжелые нарушения в развитии, организую работу, предусматривающую анализ выполненного задания, оказание индивидуальной помощи, дополнительное объяснение и уточнение, объяснение нового материала. Такое чередование моей деятельности продолжается в течение всего урока. Также учитываю разный темп и различное качество усвоения программного материала. Одним учащимся для приобретения прочных умений достаточно интенсивной работы на начальном этапе и небольшого количества упражнений на применение изучаемого материала, другим для достижения того же результата необходимо более продолжительное время, значительно больший объем упражнений, помощь учителя или совместные с учителем действия.

  3. Первых нельзя задерживать на типовых, тренировочных упражнениях, вторых нельзя торопить, переводить к более сложному материалу. Поэтому закрепление организую на разных уровнях и в разном объеме. При необходимости дополнительно использую инструкционные карточки, в которых отражен алгоритм действий школьника, приведены различные задания и упражнения. Слабые ученики получают удовлетворение от успеха, поскольку им приходится работать со значительно более доступным материалом..

  4. Особая роль отвожу домашнему заданию, так как оно

выполняется без непосредственного моего контроля. Индивидуализация домашних заданий происходит,  исходя из успеваемости, уровня познавательной самостоятельности и активного интереса к учению. Использую карточки с выбором правильного ответа, карточки с заданиями, половина которых заранее прописана, тетради на печатной основе, которые позволяют при меньшей затрате времени увеличить объем самостоятельной работы.

Для детей со сложной структурой дефекта особенно  важно  добиваться развития  адекватного восприятия результатов своей деятельности, не вызывая излишней  тревожности  и нервозности. Необходимой предпосылкой успешной реализации индивидуального подхода в обучении  является педагогический такт учителя. Спокойный тон обращения к ребёнку, одобрения за удачный ответ, красиво написанную строчку дают больший результат, чем грубое замечание, окрик. Ученик, особенно слабый, должен быть уверен в том, что учитель заинтересован в его успехах, видит любое, даже самое малое, продвижение, радуется вместе с ним.

В силу особенностей психофизического развития и имеющихся нарушений лишь отдельные ученики способны усвоить программный материал качественно, в полном объёме. Остальные дети могут знакомиться с программой в целом, а успешно усваивать только часть знаний  и умений. Поэтому нормы оценок учащихся  носят условный характер. В этом вопросе требуется разумный компромисс между понятиями «оценка знаний» и «возможности ребёнка». При проверке работ учитываю не  только уровень знаний, умений и навыков ученика, но и его достижения в зоне ближайшего развития.

Важно отметить, что в индивидуальном подходе нуждается каждый ребёнок.

Уроки, которые я провожу с детьми данной категории, делятся на две части: первая - образовательная, вторая - игровая. Длительность и соотношение частей определяю из реальных возможностей нервно-психического здоровья детей класса. Обучение провожу в очень медленном темпе, с паузами, дающими ребенку возможность проявить собственную активность. Так как всё коррекционно-развивающее обучение предусматривает применение здоровьесберегающих технологий, я во время урока несколько раз меняю рабочую позу учащихся «сидя-стоя», провожу физминутки, динамические паузы.

В образовании детей со сложной структурой дефекта из двух составляющих ведущим становится не получение академических знаний, а развитие социальной компетенции учащихся. С этих позиций совершенно неважно, по каким учебникам они обучаются. Поэтому в своей работе использую учебники разных классов, индивидуальные карточки, различную художественную литературу, средства ИКТ, мультимедийные презентации, яркую наглядность, где возможно, реальные предметы и др.

При планировании уроков учитываю значимость формируемых компетенций, стремлюсь к тому, чтобы каждый ученик понял, с чем он познакомится сегодня на уроке и где сможет применить полученные знания. Педагогический опыт показывает, что, успешно справившись со своей работой, появляется ситуация успеха, вера в свои силы «у меня получилось, значит я это могу», и желание получить похвалу педагогов и родителей.

Основными задачами для развития социальной компетенции учащихся ставлю: (даю несколько примеров)
I. Письмо и развитие речи.
1. Овладение грамотой, основными речевыми формами и правилами их применения;
2. Развитие устной и письменной коммуникации, способности к осмысленному чтению и письму. Овладение способностью пользоваться устной и письменной речью для решения соответствующих возрасту житейских задач;
II. Счет.
1. Овладение началами математики (понятием «числа», вычислениями, решением простых арифметических задач и др.);
2. Овладение способностью пользоваться математическими знаниями при решении соответствующих возрасту житейских задач (ориентироваться и использовать меры измерения пространства, времени, температуры и др. в различных видах обыденной практической деятельности, разумно пользоваться карманными деньгами и т.д.)

По мере выполнения работы совместно с детьми оцениваю ее результаты, исправляю ошибки. Во время урока за правильно выполненное действие даю ребенку «улыбающийся смайлик». В конце урока подсчитываем количество накопленных «смайликов».

По формированию определенных жизненных умений веду мониторинг:
показатель «смайлик» (это может быть любой условный знак)
Действие выполняет взрослый (у ребенка нет желания принимать участие в выполнении работы).
Действие выполняется со значительной помощью взрослого.
Действие выполняется с частичной помощью взрослого.
Действие выполняется по последовательной пошаговой инструкции (по предметно-операционному плану).
Действие выполняется по подражанию или по образцу.
Действие выполняется полностью самостоятельно или совсем с незначительной помощью взрослого.





Литература: 

  1. Маллер А.Р .Цикото Г.В. Воспитание и обучение детей с тяжелой интеллектуальной недостаточностью. М.: Издательский центр «Академия», 2003 

  2. Маллер А.Р. Социальное воспитание и обучение детей с отклонениями в развитии. М.: Аркти, 2002

  3. Рубинштейн С.Я. психология умственно отсталого школьника. Учебное пособие для студентов дефектологических факультетов педагогических  институтов. М., «Просвещение», 1970

  4.  Шипицына Л.М. «Необучаемый» ребёнок в семье и обществе. Спб: издательство «Дидактика плюс». М.: Институт общегуманитарных исследований, 2002

  5. Шипицина Л.М. Развитие навыков общения у детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью: Пособие для учителя. – СПб.: Издательство «Союз», 2004



5



Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Осенний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее