«Осенний фестиваль знаний 2024»

Именные реакции в органической химии

Программа элективного курса предназначена для учащихся 10 классов и служит расширению сведений об именных реакциях в изучаемом курсе органической химии на углубленном уровне в группах химико- биологического профиля старшей школы.

Олимпиады: Химия 7 - 11 классы

Содержимое разработки

Рабочая программа учебного курса

по химии

Именные реакции в органической химии

для 10 класса химико-биологического профиля





















































Пояснительная записка.


Программа элективного курса предназначена для учащихся 10 классов и служит расширению сведений об именных реакциях в изучаемом курсе органической химии на углубленном уровне в группах химико- биологического профиля старшей школы.

Курс рассчитан на 34 часа


Изучение курса завершается защитой рефератов. Для написания рефератов учащимся можно предложить именные реакции, не изучаемые в элективном курсе. А поскольку время открытий тех или иных именных реакций совпадает со временем творчества известных писателей, выдающихся композиторов и временем создания живописных полотен, то целесообразно предложить учащимся выявить связи между наукой и искусством. Это позволит лучше понять развитие культуры в истории цивилизации двух предыдущих веков, когда органическая химия оформлялась как важная ветвь науки.

Рассмотрение именных химических реакций позволяет обратить внимание, с одной стороны, на роль ученых в развитии науки химии, на особенность и взаимосвязь строения и свойств веществ, а с другой стороны – познакомить с историографией именных химических реакций в органической химии.

С течением времени многие именные реакции получили своё развитие: более подробно исследованы механизмы их протекания, усовершенствованы условия проведения реакций, способствующие оптимизации их осуществления. Поэтому к описанию именной реакции добавлены сведения, позволяющие учащимся глубже понять сущность, механизм реакции и ее использование.




Цели курса:


Познакомить с историей развития органической химии через призму времени и имён ученых–химиков, открывших ту или иную реакцию, показать, что свойства органических веществ и их синтез изучались конкретными учеными и, которые внесли существенный вклад в развитие науки;

  • Повторить и систематизировать изучаемый на уроках химии материал, так или иначе касающийся именных реакций;

  • Продолжать формирование интеллектуальных умений и умений, специфичных для химии, организуя самостоятельную познавательную деятельность учащихся при выполнении заданий, решении расчетных задач, осуществлении химического эксперимента;

  • Сформировать интерес к истории развития органической химии на основе изучения жизни и деятельности учёных-химиков, именами которых названы химические реакции.

Последовательность изучения органических реакций соответствует структуре построения школьного курса органической химии.

Изучение именных реакций включает:


  • Краткое описание жизни и деятельности ученого-химика, чьим именем названа химическая реакция;

  • Ознакомление с теорией изучаемой химической реакции;

  • Закрепление знаний об именных реакциях с помощью заданий, представленных в виде карт, включающих вопросы, упражнения, задачи.

Материал в каждой карте сгруппирован так, чтобы при выполнении совокупности заданий развивались как общие интеллектуальные умения, так и умения, специфичные для химии. Например, умения выявлять условия протекания конкретных химических реакций, составлять их уравнения, использовать ведущие идеи химии в сочетании с умениями сравнивать, анализировать, делать обобщения, устанавливать причинно-следственные связи.

При работе с картами заданий для изучения именных реакций предлагается:


  • Записать в тетрадь информацию об изучаемой именной химической реакции;

  • Изучить дополнительную информацию о проведении конкретной именной реакции с разными веществами, в разных условиях и её использовании;

  • Выполнить задания на воспроизведение информации, способствующие развитию монологической речи (закончить упражнения в связанном рассказе, ответить на вопросы, обосновать утверждения);

  • Выполнить задания частично преобразующие, эвристические или с элементами исследования;

  • Решить расчетные задачи.


В ходе реализации элективного курса предполагается выполнение демонстрационных и лабораторных опытов.

Планируемые результаты обучения


Деятельность учителя при преподавании данного курса направлена на достижение обучающимися личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные результаты:


  1. В ценностно-ориентационной сфере: чувство гордости за российскую химическую науку;

  2. В трудовой сфере: готовность к осознанному выбору дальнейшей образовательной и профессиональной траектории;

  3. В познавательной сфере: умение управлять своей познавательной деятельностью.


Метапредметные результаты:


  1. Использование различных источников для получения химической информации;

  2. Использование основных интеллектуальных операций: формулирование гипотез, анализ и синтез, сравнение и обобщение, систематизация, выявление причинно-следственных связей.

Предметные результаты:


В познавательной сфере


  1. Описывать демонстрационные и самостоятельно проведенные эксперименты, используя для этого естественный (русский) язык и язык химии;

  2. Структурировать учебную информацию;

  3. Интерпретировать информацию, полученную из других источников, оценивать ее научную достоверность;

  4. Самостоятельно добывать новые для себя химические знания, используя для этого доступные источники информации.

В трудовой сфере


  1. Самостоятельно планировать и проводить химический эксперимент, соблюдая правила безопасной работы с веществами и лабораторным оборудованием.

  2. использовать полученные теоретические знания при изучении элективного курса химии в будущей профессиональной деятельности.



Содержание курса.


А.М.Бутлеров и его вклад в развитие органической химии.


Понятия теории химического строения вещества: простейшая, молекулярная, структурная, графическая формулы; химическое строение, изомеры, изомерия, гомологи, гомологический ряд, функциональная группа.

Понятия теории электронного строения вещества: электронное облако,

ковалентная связь, основное и возбуждение строение состояние атома углерода, механизмы реакций, электронные эффекты.

Понятия теории пространственного строения вещества: направленность ковалентных связей, гибридизация, пространственное, нерегулярное и регулярное строение полимерных молекул.

Демонстрационные опыты

  1. Модели молекул метана и его производных.

  2. Модели молекул органических веществ различных классов.

Лабораторный опыт. Изготовление моделей молекул углеводородов и их производных.


Именные реакции при изучении предельных углеводородов.


Н.Н.Семёнов. Цепные реакции. Реакции галогенирования алканов. Механизм цепной разветвленной реакции: инициирование, развитие и обрыв цепи на примере реакции галогенирования метана. Замещение водорода на галоген в производных алканов.

М.И.Коновалов. Реакция нитрования, её механизм.Замещение атомов водорода на нитрогруппу у изомерных алканов.

Ш.-А.Вюрц. Получение предельных углеводородов. Продукты реакции Вюрца при конденсации одинаковых алкилгалогенидов и смеси двух различных

алкилгалогенидов.

Ж.-Б. Дюма. Получение предельных углеводородов взаимодействием

натриевых солей карбоновых кислот при сплавлении со щелочами (реакция декарбоксилирования).

А.-В.-Г. Кольбе. Электрохимический синтез углеводородов.

В.Гриньяр. Получение смешанного магнийорганического соединения в эфирной среде. Использование реактива Гриньяра для получения углеводородов с

нечтеным числом атомов углерода в цепи; взамодействие реактива Гриньяра с соединениями, содержащими карбонильную группу.

Г.Г.Густавсон. Реакция циклизации дигалогенпроизводныхалканов.


Демонстрационный опыт

1. Получение метана и его свойства


Именные реакции при изучении непредельных углеводородов.


В.В.Марковников. Присоединение галогеноводородов к

несимметричнымалкенам. Механизм реакции, идущей по правилу Марковникова. Рисоединениегалогеноводородоввопреки правила Марковникова.

А.М.Зайцев. Правило отщепления галогеноводорода от вторичных и третичных галогенпроизводных алканов, воды от спиртов. Правило Зайцева-Вагнера.

Е.Е.Вагнер. Реакция определения непредельностиалкенов.

С.В.Лебедев. Синтез бутадиена-1,3. Реакции полимеризации диенов. Регулярное химическое и пространственное строение каучуков. Каучуки общего и специального назначения.


Н.Н.Зелинский. Каталитическоедиспропорционирование углеводородов ряда циклогексена и циклогексадиена. Реакция Зелинского-Казанского.

Тримеризация ацетилена.


Демонстрационные опыты.

  1. Окисление непредельных углеводородов перманганатом калия.

  2. Ознакомление с коллекцией каучуков и резинотехнических изделий.

Лабораторный опыт.

  1. Свойства каучука и резины.


Именные реакции при изучении ароматических углеводородов , сложных эфиров и гетероциклических соединений.

Н.Н.Зинин. Получение анилина. Восстановители, используемые для получения анилина в нейтральной, кислой и щелочной средах. Синтезы на основе анилина.

С.Канниццаро.Свойства ароматического альдегида, формальдегида и

алифатического альдегида, не содержащего α-водородный атом. Влияние заместителей в бензальдегиде на протекание реакции.

Е.Е.Тищенко. Образование сложных эфиров в ходе диспропорционирования альдегидов. Перекрестная реакция Тищенко. Душистые вещества и их

использование.

Ю.К.Юрьев. Взаимопревращение фурана, тиофена и пиррола. Механизм реакции Юрьева. Использование реакции Юрьева в промышленности.

































Тематическое планирование курса

«Именные реакции в органической химии».


Тема

Количество

часов

1

А.М.Бутлеров и его вклад в развитие органической

химии.

6

2

Именные реакции при изучении предельных

углеводородов.

8

3

Именные реакции при изучении непредельных углеводородов.

11

4

Именные реакции при изучении ароматических углеводородов, сложных эфиров и гетероциклических соединений.

7

5

Защита рефератов

2


итого

34 часа

Учебно-тематическое планирование.


тема

Дата

Количество часов

Формы

контроля


всего

теория

практика


А.М.Бутлеров и его вклад в развитие органической химии (6 ч)

А.М.Бутлеров и его вклад в развитие органической химии.


3

1

2


Понятия теории электронного строения вещества.


1

1



Понятия теории пространственного строения вещества.


2

1

1


Именные реакции при изучении предельных углеводородов (8 ч)

Н.Н.Семёнов. Цепные реакции. Реакции галогенирования алканов.


2

1

1


М.И.Коновалов. Реакция нитрования.

Ш.-А.Вюрц. Конденсация

алкилгалогенидов .


2

2



Ж.-Б. Дюма.

Декарбоксилирование натриевых солей.


1

1



А.-В.-Г. Кольбе.

Электрохимический синтез углеводородов.


1

1



В.Гриньяр. Синтез органических веществ на

основе магнийорганических

соединений.


1

1








Г.Г.Густавсон.

Циклизацииямдигалогенпроиз водных алканов.


1

1




Именные реакции при изучении непредельных углеводородов (11 ч)


В.В.Марковников.

Присоединение галогеноводородов к

несимметричнымалкенам.


3

3




А.М.Зайцев. Получение вторичных и третичных спиртов.


2

2




Е.Е.Вагнер. Реакция определения непредельностиалкенов. С.В.Лебедев. Синтез бутадиена-1,3.

4

2

2



Н.Н.Зелинский.

Каталитическое диспропорционирование углеводородов ряда циклогексена и

циклогексадиена.

2

2




Именные реакции при изучении ароматических углеводородов, сложных

эфиров и гетероциклических соединений (7 ч)


Н.Н.Зинин. Получение анилина.


4

3

1




С.Канниццаро.Окислительно-

восстановительное

диспропорционирование


1

1




Е.Е.Тищенко. Образование

сложных эфиров.


1

1




Ю.К.Юрьев.

Взаимопревращение гетероциклических

соединений


1

1




Защита рефератов (2 ч)


Защита рефератов по курсу

«Именные реакции в органической химии


2

2






Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Осенний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее