«Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Игровые упражнения по профилактике и коррекции нарушений слоговой структуры слов у детей дошкольного возраста

Игровые упражнения по профилактике и коррекции нарушений

слоговой структуры слов у детей дошкольного возраста

Олимпиады: Литературное чтение 1 - 4 классы

Содержимое разработки

Игровые упражнения по профилактике и коррекции нарушений

слоговой структуры слов у детей дошкольного возраста


«Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету»

К.Д. Ушинский [3].

Слоговая структура слова - это порядок расположения и количество слогов в словах. Слоговая структура слова относится к фонематическим представлениям, и включает в себе ритмическую конструкцию слов родного языка.

Несформированные навыки различных форм звукового анализа и нарушения в правильном делении слов на слоги детей с речевыми нарушениями приводят к специфическим ошибкам на письме, что вызывает трудности при обучении в школе [2].

Чем точнее ребенок представляет звуковую и слоговую структуры слова, тем четче определяет его характер, правильно различает звуки речи.

Игры и упражнения, направленные на коррекцию у ребенка слоговой структуры, помогают полнее воспринимать и различать орфограммы, окончания слов, суффиксы, приставки и предлоги.

Стоит заметить, что в настоящее время действуют две основные теории деления слов на слоги от Московской фонологической школы Р.И. Аванесова и Ленинградской фонологической школы Л.В. Щерба.

В своей работе мы придерживаемся правил фонетического деления слов на слоги Московской фонологической школы Р.И. Аванесова. Так, как правила орфографического деления Ленинградской фонологической школы Л.В. Щерба стоит начинать использовать с читающими детьми дошкольного возраста и с младшими школьниками.

В деятельности учителя-логопеда ДОУ коррекция нарушения слоговой структуры слов является одним из приоритетных направлений. В настоящее время существуют различные приемы и методики в данном направлении. В связи с этим, нами было разработано и опробовано на индивидуальных и подгрупповых занятиях пособие «Слогогород». Это пособие помогает детям приобретать и совершенствовать навыки деления слов на слоги, развивать пространственно-временное представление, работать над чувством ритма.

Пособие «Слогогород» представляет собой спроектированную модель города, включающую в себя домики, поезд, светофор, деревья. Каждый из объектов несет в себе смысловую нагрузку. В домах вырезаны окошки, от одного до пяти, что соответствует количеству слогов в словах и дверь, куда можно поместить карточки с картинками или игрушки в миниатюре. Поезд имеет четыре вагона, каждый вагон, также имеет окошки, от одного до четырех. Яркие деревья добавляют красочности городу и привлекают внимания детей. Также в слогогороде есть дорога с пешеходными переходами и газон, что позволяет заинтересовать детей и функционально использовать всю модель. Пособие «Слогогород» можно совершенствовать, добавлять транспорт, игрушки в миниатюрном размере.

К пособию подобран речевой материал: картотека из 14 типов слоговой структуры слов по А.К. Марковой. Каждая карточка состоит из картинки и слова, поделенного по слогам. Ребенку предлагается карточка, он должен назвать изображенный предмет. Делить слова на слоги можно как традиционными, так и нетрадиционными способами. К традиционным способам относятся: хлопки в ладоши, нанизывание бусин, отбивание ладонью по столу. К нетрадиционным: использование игрушки Popit, либо деление с использованием нейропсихологических упражнений или камешков «Марблс». Работа над словами проводится последовательно - переход к словам более сложной слоговой структуры осуществляется по мере усвоения слов предыдущего типа [2].

При работе с пособием мы предлагаем следующие игровые упражнения:

Игровое упражнение № 1 «Новые Жители».

Цель: закреплять навык деления.

Материал: домики, карточки со словами.

Описание: из картотеки предлагаются слова различной слоговой структуры. Ребенку необходимо назвать слова, поделить их на слоги и разместить в подходящий домик. Деления слов осуществляется различными способами.

Игровое упражнение № 2 «Веселый поезд».

Цель: закреплять навык деления.

Материал: поезд, карточки со словами.

Описание: из картотеки предлагаются слова с одним, двумя, тремя и четырьмя слогами. Детям нужно назвать слова, поделить на слоги и для каждого вагончика найти своего пассажира в зависимости от количества слогов.

Игровое упражнение № 3 «Дорожки».

Цель: закреплять навык деления.

Материал: дорожки с камушками, карточки со словами.

Описание: предлагаются дорожки с выложенными на них камнями. Ребенку необходимо назвать и поделить предлагаемые педагогом слова из картотеки на слоги, и пройти пальчиком по той дорожке, количество камней на которой соответствует количеству слогов в слове.

Игровое упражнение № 4 «Прокати слова на машинке».

Цель: закреплять навык деления, развивать слуховое внимание и память.

Материал: машинка, домики, карточки со словами.

Описание: предлагаются карточки со словами. Педагог произносит звукосочетания слова кит: ит, тик, икти, кит. Ребенок поднимает руку, когда услышит правильное название предмета. Затем ребенку нужно поделить слово на слоги, и используя машинку привезти карточку в подходящий домик.

Игровое упражнение № 5 «Найди предметы».

Цель: развивать пространственно-временное представление, закреплять навык деления.

Материал: постройки города, предметы в миниатюрном размере.

Описание: предлагаются предметы, расставленные в разные места: за или между домиками, под дерево, в вагончики и т.д. Ребенку необходимо назвать предметы и определить их местоположение. Можно предложить поделить слова на слоги и поселить предметы в домики.

Игровое упражнение № 6 «Паровозик».

Цель: развивать пространственно-временное представление, закреплять навык деления.

Материал: поезд, предметы в миниатюрном размере, животные.

Описание: предлагаются предметы, состоящие из одного, двух, трех и четырех слогов, расставленные в вагоны поезда в свободном порядке. Ребенку необходимо правильно определить количество слогов в словах, поместить предметы в нужные вагоны и ответить на вопросы: какой предмет находится перед, после, за, между, первый, последний.

Игровое упражнение № 7 «Дружно хлопаем и топаем».

Цель: развивать чувство ритма.

Материал: деревья с фруктами, домики, поезд.

Описание: детям предлагается хлопнуть в ладоши столько раз, сколько фруктов на дереве, окошек в домике, и вагончиков у поезда. Сосчитать количество хлопков и назвать их число. Подняться на ноги и столько раз топнуть на месте левой или правой ногой.

Таким образом, спроектированная модель города ускоряет процесс совершенствования навыков правильного деления слов на слоги и является профилактикой дисграфии и дислексии, также служит одним из способов развития чувства ритма и пространственно-временного представления у детей дошкольного и младшего школьного возраста.


Список использованных источников

  1. Корнев А.Н. Нарушение чтения и письма у детей. СПб.: Речь, 2003.

  2. Маркова А.К. Особенности усвоения слоговой структуры слова у детей, страдающих алалией. Школа для детей с тяжелыми нарушениями речи. М., 2000.

  3. Ушинский К.Д. Педагогика. Избранные работы. М.: Юрайт. 2019.

  4. Четвертушкина Н.С. Слоговая структура слова: система коррекционных упражнений для детей 5-7 лет. М.: Гном. 2001.

  5. https://7gy.ru/shkola/nachalnaya-shkola.html.

  6. https://yandex.ru/images/.



Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее