Игра – конкурс «Знатоки сказок»
Цель: расширить представления учащихся о сказках, показать их неумирающую ценность и
красоту,
пробудить интерес и желание обращаться к ним в будущем
Оформление: а) портреты писателей-сказочников (А. С. Пушкин, Г. X. Андерсен,
П. П. Ершов, А. Н. Толстой и др.);
б) иллюстрации и поделки к сказкам;
в) выставка книг.
Что за прелесть эти сказки!
Каждая есть поэма!
А. С. Пушкин
Ведущий (учитель или хорошо подготовленный ученик).
Задание 1. Назовите сказку.
Итак, начинает сказка сказываться.
В некотором царстве, в некотором государстве жили-были старик и старуха, и было у них три сына. Младшего звали Иванушка. Жили они - не ленились, целый день трудились, пашню пахали да хлеба засевали.
(Русская народная сказка "Иван - крестьянский сын и чудо-юдо".)
Жили-были лиса да заяц. У лисицы была избёнка ледяная, а у зайчика лубяная: пришла весна-красна - у лисицы избушка растаяла, а у зайчика стоит по-старому.
(Русская народная сказка "Лиса, заяц и петух".)
Негде, в тридевятом царстве,
В тридесятом государстве,
Жил-был славный царь Дадон, С
молоду был грозен он
И соседям то и дело
Наносил обиды смело.
(А. С. Пушкин. "Сказка о золотом петушке".)
За горами, за лесами,
За широкими морями
Против неба - на земле
Жил старик в своем селе.
(П. П. Ершов. "Конек-горбунок".)
Жил на селе одинокий старик. Был он слаб, плёл корзины, подшивал валенки, сторожил от мальчишек колхозный сад и тем зарабатывал свой хлеб.
(А. Я. Гайдар. "Горячий камень".)
(Награждаются победители медалью "Лучшему знатоку зачина сказок".)
Ведущий. Вот мы с вами и выяснили, кто же лучше всех помнит зачины русских народных и литературных сказок. Но наш конкурс только начался, и в дальнейшем могут отличиться те, кому не повезло в самом начале. Условия нового конкурса таковы: представьте себе, что мы с вами находимся в сказочной портретной галерее. Но портреты в ней не нарисованы красками или карандашами, а описаны словесно. Я сейчас познакомлю вас со словесными портретами героев ваших любимых сказок. Вы должны назвать создателя этого портрета - автора сказки, дать полное её название и, конечно же, узнать героя сказки. Итак, по словесному портрету нам ответьте: кто же это?
На лазоревом платье - частые звёзды, на голове месяц ясный, такая красавица - не вздумать, не
взгадать, только в сказке сказать.
(Василиса Премудрая - Русская народная сказка. "Царевна-лягушка".)
Княгиня - диво:
Под косой луна блестит,
А во лбу звезда горит,
А сама-то величава,
Выступает, будто пава. (
(Царевна Лебедь - А. С. Пушкин. "Сказка о царе Салтане".)
Эта вовсе не красива:
И бледна-то, и тонка,
Чай, в обхват-то три вершка;
А ножонка-то, ножонка!
Тьфу ты! Словно у цыплёнка.
(Царь-девица - П. П. Ершов. "Конек-горбунок",)
Руки кривые, на руках когти звериные, ноги лошадиные, спереди-сзади горбы великие верблюжьи, весь лохматый от верху до низу, изо рта торчали кабаньи клыки, нос крючком, как у беркута, а глаза были совиные.
(Зверь лесной, чудо морское - С. Т. Аксаков. "Аленький цветочек".)
Из-за картонного дерева появился маленький человечек, в длинной белой рубашке с длинными рукавами. Его лицо было обсыпано пудрой, белой, как зубной порошок. Он поклонился почтеннейшей публике и сказал: "Здравствуйте, меня зовут..."
(Пьеро-А. Н. Толстой ."Золотой ключик, или Приключения Буратино".)
Он носил яркую голубую шляпу, желтые, канареечные брюки и оранжевую рубашку с зеленым галстуком. Он вообще любил яркие краски...
(Незнайка - Н. Н. Носов. "Приключения Незнайки и его друзей".)
(Вручается медаль "Лучшему знатоку героев сказок".)
Ведущий. Вот у нас и появились новые знатоки сказок, которые героев сказочных знают хорошо! Посмотрим, как будут они отвечать на следующие вопросы. Ведь наш путь дальше в сказку. И чем дальше, - тем больше чудес. Вот, например, сказочная почта. Слыхали о такой? Во многих сказках герои переписываются, получают друг от друга самые различные послания. У меня в руках письма сказочных героев. Вам нужно указать, кто и кому их послал, в какой сказке вы читали такое письмо. Кто автор сказки? Итак, я читаю вам сказочную корреспонденцию!
Не господин я твой, а послушный раб. Ты моя госпожа, и все, что тебе на ум придёт, исполнять я буду с охотою.
(Зверь лесной, чудо морское — девице, купеческой дочери — СТ. Аксаков. "Аленький цветочек".)
Приезжайте, доктор,
В Африку скорей
И спасите, доктор,
Наших малышей!
(Телеграмма от Гиппопотама - доктору Айболиту. - К. И. Чуковский. "Айболит".)
Травка зеленеет, солнышко блестит, а в наших королевских лесах распускаются весенние
цветы. Посему всемилостивейше повелеваем доставить к Новому году во дворец полную корзину подснежников. Того, кто исполнит нашу высочайшую волю, мы наградим по-королевски. Мы дадим ему столько золота, сколько поместится в его корзине, пожалуем ему бархатную шубу на седой
лисе и позволим участвовать в нашем новогоднем катании.
(Королевский указ, который пишет Профессор под диктовку Королевы. — С. Я. Маршак. "Двенадцать месяцев".)
В нашем городе строится замечательный дом. Высота его - десять этажей. Ширина - пятьдесят шагов. Длина - тоже. На стройке работают десять крокодилов, десять жирафов, десять обезьян и десять круглых отличников.
(Корреспондент в газете, преувеличивая все в десять раз жителям города. - Э. Н. Успенский. "Крокодил Гена и его друзья".)
(Вручается медаль "Лучшему почтальону".)
Ведущий. Надо сказать, вы оказались неплохими почтальонами -письма по адресам разнесли правильно, сказочные газеты, телеграммы, указы тоже разобрали. Одним словом, хорошо потрудились. Теперь можно и отдохнуть! Поэтому наш следующий конкурс вокалистов будет проходить в сказочном концертном зале. В сказках много певцов, кто только в них не поет: и медведи, и коты, и волки, и петухи! Вот, например, хитрая лиса выманивает песенкой петушка:
Петушок, петушок, золотой гребешок,
Выгляни в окошко, дам тебе горошку.
А вот петушок спасает котика-братика:
Иду на пятах, несу косу на плечах,
Хочу лису посечи, слезай, лиса, с печи.
Вот эти певцы примут участие в нашем сегодняшнем необыкновенном концерте. Ваша задача: надо по песенке узнать героя сказки, её автора и название. Итак, первый номер нашей концертной программы:
Я от бабушки ушел,
Я от дедушки ушел,
Я от зайца ушел,
Я от волка ушел,
От медведя ушел,
И от тебя, лиса,
Нехитро уйти!
(Колобок. -Русская народная сказка "Колобок".)
Козлятушки, ребятушки!
Отопритесь, отворитесь!
А я, коза, в бору была,
Ела траву шелковую,
Пила воду студеную.
(Коза. — Русская народная сказка "Волк и коза".)
Птичка польку танцевала
На лужайке в ранний час.
Хвост налево, нос направо –
Это полька Карабас.
(Куклы театра Карабаса. - А. Н. Толстой "Золотой ключик, или Приключения Буратино".)
Хоть полсвета обойдешь,
Лучше дома не найдешь
Никакой на свете зверь,
Хитрый зверь, страшный зверь,
Не откроет эту дверь.
(Поросята. - С. В. Михалков "Три поросенка".)
Кто и в какой сказке "при честном при всем народе" поет песню "Во саду ли, в огороде"?
(Белка. -А. С. Пушкин "Сказка о царе Салтане".)
(Вручается медаль "Участнику сказочного концерта".)
Ведущий. Скоро сказка сказывается - не скоро дело делается. Далеко в сказку зашли участники сказочной викторины, приустали, проголодались. Вот мы и решили: объявляется обеденный перерыв! Но перерыв не простой - обед-то будет сказочный. Наш вопрос: кто кого и в какой сказке так угощает? Кто придумал такой пир-обед сказочный?
Испекла каравай - рыхлый да мягкий, изукрасила каравай разными узорами мудрёными; по бокам города с дворцами, садами да башнями, сверху - птицы летучие, снизу - звери рыскучие.
(Василиса Премудрая для царя. - Русская народная сказка "Царевна-Лягушка".)
Наварила манной каши и размазала по тарелке:
-Не обессудь, куманёк, больше потчевать нечем!
(Лиса - журавлю. - Русская народная сказка "Лиса и журавль".
Съешь моего ржаного пирожка.
Не стану я ржаной пирог есть! У моего батюшки и пшеничные не едятся!
(Печка — девочке. —Русская народная сказка "Гуси-лебеди".)
Усадили в уголок,
Подносили пирожок,
Рюмку полну наливали,
На подносе подавали.
От зеленого вина
Отрекалася она,
Пирожок лишь разломила
Да кусочек откусила.
(Семь богатырей - царевну. - А. С. Пушкин. "Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях".)
(Вручается медаль "Участнику сказочного обеда".)
Ведущий. Вот мы с вами и побывали на сказочном обеде, и, как полагается в сказке, у нас "по усам текло, а в рот не попало", но все равно никто, наверное, не скажет, что он ушел с пира несолоно хлебавши! Ведь здесь мы еще больше подружились со сказкой. И она вновь зовет и манит нас к себе. Давайте прогуляемся по сказочному царству-государству, зайдем в гости к сказочным героям. Догадайтесь, кто и в какой сказке живет по этому адресу. Кто из писателей-сказочников поселил своих героев в таком доме? Итак, кто, кто в теремочке живет?
Перед ним изба со светелкой,
С кирпичною беленою трубою,
С дубовыми, тесовыми воротами.
(Изба жадной старухи. -А. С. Пушкин. "Сказка о рыбаке и рыбке".)
В светлой горнице; кругом
Лавки, крытые ковром,
Под святыми стол дубовый,
Печь с лежанкой изразцовой.
(Терем семи богатырей. - А. С. Пушкин. Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях".)
Остров на море лежит,
Град на острове стоит
С златоглавыми церквами,
С теремами и садами;
Ель растет перед дворцом,
А под ней хрустальный дом.
(Остров Буян, княжество Гвидона. - А. С. Пушкин. "Сказка о царе Салтане".)
Все бока его изрыты,
Частоколы в ребра вбиты,
На хвосте сыр-бор шумит,
На спине село стоит;
Мужички на губе пашут,
Между глаз мальчишки пляшут...
(Село на спине Рыбы-кита, Кита Китовина. - П. П. Ершов. "Конёк-горбунок"?)
Ведущий. А теперь настало время узнать сказочного героя в лицо. (Работа с иллюстрациями к сказкам). Давайте угадаем, кто они?
Викторина по иллюстрациям.
Ведущий.
Некоторые ребята пришли не только для того , чтобы участвовать в игре, но и прочитать свои сказки, которые они сами сочинили.
Учащиеся 5 класса читают свои сказки.
Ведущий.
Подведём итог нашей игры