«Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Игра - конкурс "Знатоки сказок"

Расширить представления учащихся о сказках, показать их неумирающую ценность и красоту, пробудить интерес и желание обращаться к ним в будущем

Олимпиады: Русская литература 5 - 11 классы

Содержимое разработки

Игра – конкурс «Знатоки сказок»

Цель: расширить представления учащихся о сказках, показать их неумирающую ценность и

красоту,

пробудить интерес и желание обращаться к ним в будущем


Оформление: а) портреты писателей-сказочников (А. С. Пушкин, Г. X. Андерсен,

П. П. Ершов, А. Н. Толстой и др.);

б) иллюстрации и поделки к сказкам;

в) выставка книг.

Что за прелесть эти сказки!

Каждая есть поэма!

А. С. Пушкин

Ведущий (учитель или хорошо подготовленный ученик).

Задание 1. Назовите сказку.

Итак, начинает сказка сказываться.

В некотором царстве, в некотором государстве жили-были старик и ста­руха, и было у них три сына. Младшего звали Иванушка. Жили они - не ленились, целый день трудились, пашню пахали да хлеба засевали.

(Русская народная сказка "Иван - крестьянский сын и чудо-юдо".)


Жили-были лиса да заяц. У лисицы была избёнка ледяная, а у зайчика лубяная: пришла весна-красна - у лисицы избушка растаяла, а у зайчика стоит по-старому.

(Русская народная сказка "Лиса, заяц и петух".)


Негде, в тридевятом царстве,

В тридесятом государстве,

Жил-был славный царь Дадон, С

молоду был грозен он

И соседям то и дело

Наносил обиды смело.

(А. С. Пушкин. "Сказка о золотом петушке".)


За горами, за лесами,

За широкими морями

Против неба - на земле

Жил старик в своем селе.

(П. П. Ершов. "Конек-горбунок".)


Жил на селе одинокий старик. Был он слаб, плёл корзины, подшивал ва­ленки, сторожил от мальчишек колхозный сад и тем зарабатывал свой хлеб.

(А. Я. Гайдар. "Горячий камень".)


(Награждаются победители медалью "Лучшему знатоку зачина ска­зок".)


Ведущий. Вот мы с вами и выяснили, кто же лучше всех помнит за­чины русских народных и литературных сказок. Но наш конкурс только начался, и в дальнейшем могут отличиться те, кому не повезло в самом начале. Условия нового конкурса таковы: представьте себе, что мы с вами находимся в сказочной портретной галерее. Но портреты в ней не нарисо­ваны красками или карандашами, а описаны словесно. Я сейчас познаком­лю вас со словесными портретами героев ваших любимых сказок. Вы должны назвать создателя этого портрета - автора сказки, дать полное её название и, конечно же, узнать героя сказки. Итак, по словесному портрету нам ответьте: кто же это?


На лазоревом платье - частые звёзды, на голове месяц ясный, такая кра­савица - не вздумать, не




взгадать, только в сказке сказать.

(Василиса Премудрая - Русская народная сказка. "Царевна-лягушка".)


Княгиня - диво:

Под косой луна блестит,

А во лбу звезда горит,

А сама-то величава,

Выступает, будто пава. (

(Царевна Лебедь - А. С. Пушкин. "Сказка о царе Салтане".)


Эта вовсе не красива:

И бледна-то, и тонка,

Чай, в обхват-то три вершка;

А ножонка-то, ножонка!

Тьфу ты! Словно у цыплёнка.

(Царь-девица - П. П. Ершов. "Конек-горбунок",)


Руки кривые, на руках когти звериные, ноги лошадиные, спереди-сзади горбы великие верблюжьи, весь лохматый от верху до низу, изо рта торча­ли кабаньи клыки, нос крючком, как у беркута, а глаза были совиные.

(Зверь лесной, чудо морское - С. Т. Аксаков. "Аленький цветочек".)


Из-за картонного дерева появился маленький человечек, в длинной бе­лой рубашке с длинными рукавами. Его лицо было обсыпано пудрой, бе­лой, как зубной порошок. Он поклонился почтеннейшей публике и сказал: "Здравствуйте, меня зовут..."

(Пьеро-А. Н. Толстой ."Золотой ключик, или Приключения Буратино".)


Он носил яркую голубую шляпу, желтые, канареечные брюки и оранже­вую рубашку с зеленым галстуком. Он вообще любил яркие краски...

(Незнайка - Н. Н. Носов. "Приключения Незнайки и его друзей".)


(Вручается медаль "Лучшему знатоку героев сказок".)


Ведущий. Вот у нас и появились новые знатоки сказок, которые ге­роев сказочных знают хорошо! Посмотрим, как будут они отвечать на сле­дующие вопросы. Ведь наш путь дальше в сказку. И чем дальше, - тем больше чудес. Вот, например, сказочная почта. Слыхали о такой? Во мно­гих сказках герои переписываются, получают друг от друга самые различ­ные послания. У меня в руках письма сказочных героев. Вам нужно ука­зать, кто и кому их послал, в какой сказке вы читали такое письмо. Кто автор сказки? Итак, я читаю вам сказочную корреспонденцию!


Не господин я твой, а послушный раб. Ты моя госпожа, и все, что тебе на ум придёт, исполнять я буду с охотою.

(Зверь лесной, чудо морское — девице, купеческой дочери — СТ. Аксаков. "Аленький цветочек".)


Приезжайте, доктор,

В Африку скорей

И спасите, доктор,

Наших малышей!

(Телеграмма от Гиппопотама - доктору Айболиту. - К. И. Чуковский. "Айболит".)


Травка зеленеет, солнышко блестит, а в наших королевских лесах рас­пускаются весенние




цветы. Посему всемилостивейше повелеваем доста­вить к Новому году во дворец полную корзину подснежников. Того, кто исполнит нашу высочайшую волю, мы наградим по-королевски. Мы дадим ему столько золота, сколько поместится в его корзине, пожалуем ему бар­хатную шубу на седой


лисе и позволим участвовать в нашем новогоднем катании.

(Королевский указ, который пишет Профессор под диктовку Короле­вы. — С. Я. Маршак. "Двенадцать месяцев".)


В нашем городе строится замечательный дом. Высота его - десять эта­жей. Ширина - пятьдесят шагов. Длина - тоже. На стройке работают десять крокодилов, десять жирафов, десять обезьян и десять круглых отличников.

(Корреспондент в газете, преувеличивая все в десять раз жителям го­рода. - Э. Н. Успенский. "Крокодил Гена и его друзья".)


(Вручается медаль "Лучшему почтальону".)


Ведущий. Надо сказать, вы оказались неплохими почтальонами -письма по адресам разнесли правильно, сказочные газеты, телеграммы, указы тоже разобрали. Одним словом, хорошо потрудились. Теперь можно и отдохнуть! Поэтому наш следующий конкурс вокалистов будет прохо­дить в сказочном концертном зале. В сказках много певцов, кто только в них не поет: и медведи, и коты, и волки, и петухи! Вот, например, хитрая лиса выманивает песенкой петушка:

Петушок, петушок, золотой гребешок,

Выгляни в окошко, дам тебе горошку.

А вот петушок спасает котика-братика:

Иду на пятах, несу косу на плечах,

Хочу лису посечи, слезай, лиса, с печи.

Вот эти певцы примут участие в нашем сегодняшнем необыкновенном концерте. Ваша задача: надо по песенке узнать героя сказки, её автора и название. Итак, первый номер нашей концертной программы:

Я от бабушки ушел,

Я от дедушки ушел,

Я от зайца ушел,

Я от волка ушел,

От медведя ушел,

И от тебя, лиса,

Нехитро уйти!

(Колобок. -Русская народная сказка "Колобок".)


Козлятушки, ребятушки!

Отопритесь, отворитесь!

А я, коза, в бору была,

Ела траву шелковую,

Пила воду студеную.

(Коза. — Русская народная сказка "Волк и коза".)


Птичка польку танцевала

На лужайке в ранний час.

Хвост налево, нос направо –

Это полька Карабас.

(Куклы театра Карабаса. - А. Н. Толстой "Золотой ключик, или При­ключения Буратино".)





Хоть полсвета обойдешь,

Лучше дома не найдешь

Никакой на свете зверь,

Хитрый зверь, страшный зверь,

Не откроет эту дверь.

(Поросята. - С. В. Михалков "Три поросенка".)




Кто и в какой сказке "при честном при всем народе" поет песню "Во са­ду ли, в огороде"?

(Белка. -А. С. Пушкин "Сказка о царе Салтане".)


(Вручается медаль "Участнику сказочного концерта".)

Ведущий. Скоро сказка сказывается - не скоро дело делается. Далеко в сказку зашли участники сказочной викторины, приустали, проголодались. Вот мы и решили: объявляется обеденный перерыв! Но перерыв не про­стой - обед-то будет сказочный. Наш вопрос: кто кого и в какой сказке так угощает? Кто придумал такой пир-обед сказочный?


Испекла каравай - рыхлый да мягкий, изукрасила каравай разными узо­рами мудрёными; по бокам города с дворцами, садами да башнями, свер­ху - птицы летучие, снизу - звери рыскучие.

(Василиса Премудрая для царя. - Русская народная сказка "Царевна-Лягушка".)


Наварила манной каши и размазала по тарелке:

-Не обессудь, куманёк, больше потчевать нечем!

(Лиса - журавлю. - Русская народная сказка "Лиса и журавль".


Съешь моего ржаного пирожка.

Не стану я ржаной пирог есть! У моего батюшки и пшеничные не едятся!

(Печка — девочке. —Русская народная сказка "Гуси-лебеди".)


Усадили в уголок,

Подносили пирожок,

Рюмку полну наливали,

На подносе подавали.

От зеленого вина

Отрекалася она,

Пирожок лишь разломила

Да кусочек откусила.

(Семь богатырей - царевну. - А. С. Пушкин. "Сказка о мертвой ца­ревне и о семи богатырях".)


(Вручается медаль "Участнику сказочного обеда".)

Ведущий. Вот мы с вами и побывали на сказочном обеде, и, как по­лагается в сказке, у нас "по усам текло, а в рот не попало", но все равно никто, наверное, не скажет, что он ушел с пира несолоно хлебавши! Ведь здесь мы еще больше подружились со сказкой. И она вновь зовет и манит нас к себе. Давайте прогуляемся по сказочному царству-государству, зай­дем в гости к сказочным героям. Догадайтесь, кто и в какой сказке живет по этому адресу. Кто из писателей-сказочников поселил своих героев в та­ком доме? Итак, кто, кто в теремочке живет?


Перед ним изба со светелкой,

С кирпичною беленою трубою,

С дубовыми, тесовыми воротами.

(Изба жадной старухи. -А. С. Пушкин. "Сказка о рыбаке и рыбке".)



В светлой горнице; кругом

Лавки, крытые ковром,

Под святыми стол дубовый,

Печь с лежанкой изразцовой.

(Терем семи богатырей. - А. С. Пушкин. Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях".)


Остров на море лежит,

Град на острове стоит

С златоглавыми церквами,



С теремами и садами;

Ель растет перед дворцом,

А под ней хрустальный дом.

(Остров Буян, княжество Гвидона. - А. С. Пушкин. "Сказка о царе Салтане".)


Все бока его изрыты,

Частоколы в ребра вбиты,

На хвосте сыр-бор шумит,

На спине село стоит;

Мужички на губе пашут,

Между глаз мальчишки пляшут...

(Село на спине Рыбы-кита, Кита Китовина. - П. П. Ершов. "Конёк-горбунок"?)


Ведущий. А теперь настало время узнать сказочного героя в лицо. (Работа с иллюстрациями к сказкам). Давайте угадаем, кто они?

Викторина по иллюстрациям.

Ведущий.

Некоторые ребята пришли не только для того , чтобы участвовать в игре, но и прочитать свои сказки, которые они сами сочинили.


Учащиеся 5 класса читают свои сказки.



Ведущий.

Подведём итог нашей игры

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее