УМК «Школа России» 3 класс.
Урок русского языка по теме
«Грамматическая основа предложения.
Подлежащее и сказуемое».
Урок проведен в технологии деятельностного метода.
Тип урока: ОНЗ
Цели и задачи урока: Слайд 2
Совершенствовать знания о связи слов в предложении; развивать умение находить в предложении грамматическую основу;
Продолжить работу по развитию навыков орфографической зоркости; расширение кругозора учащихся; развитие творческой активности учащихся; развивать зрительную память, самооценку, внимание; воспитывать любовь к природе.
Средства обучения:
1.ИКТ.Презентация по теме.
2.Карточки (тест).
Оборудование:
1.Учебник «Русский язык» для 3 класса – автор: Т.Г.Рамзаева.
2.М/м проектор.
Ход урока.
1.Самоопределение к учебной деятельности.
Мотивация учащихся к учебной деятельности посредством анализа девиза урока. Слайд 3
«Грамоте учиться всегда пригодится».
-Это можно отнести и к вам?
-Почему?( Чем больше мы учимся, тем больше мы узнаём.)
- Сегодня у нас урок открытия нового знания , а значит мы с вами будем находиться в учебной деятельности.
- Находясь в учебной деятельности, мы выполним два этапа
учебной деятельности:
I этап II этап
Что я не знаю ? Сам найду ответ.
2.Актуализация знаний и фиксация затруднений в индивидуальной деятельности.
Сейчас мы с вами повторим то, что нам необходимо.
(Повторение домашнего задания).
Работа с картиной. «Весна».
- Послушайте стихотворение «Весна», представьте
себе весенний день.
ВЕСНА
Весна пришла по снежному,
По влажному ковру,
Рассыпала подснежники,
Посеяла траву.
Барсучьи семьи к сроку
Из норок подняла,
Березового соку
Ребятам раздала.
В берлогу заглянула:
- А ну, вставай, медведь! –
На веточки дохнула –
Пора зазеленеть!
Теперь весна-красавица
Зовет со всех концов
Гусей, стрижей и аистов,
Кукушек и скворцов.
Слайд 4.
-
ПОДСНЕЖНИКИ – первые весенние цветы.
-
БЕРЛОГА - жилище медведя в естественных условиях.
-
СТРИЖ – маленькая птица, похожая на ласточку, но с более узкими крыльями.
Чистописание.
- Откройте тетради и запишите: (число, классная работа).
- Напишите буквы в тетради, посмотрите на мой образец, повторите в воздухе. Слайд 5.
Словарная работа.
- Угадайте птиц, которые живут у нас круглый год.
Я назову лишь действия этих птиц, а вы по ним узнаете и запишите названия.
Показ слайдов после отгадывания слова.
1) Чирикает , летает, прыгает (воробей). Слайд 6.
2) Летает, стрекочет , ворует (сорока). Слайд 7.
3) Важничает, летает, клюёт, каркает (ворона). Слайд 8.
- Какое общее правило правописания объединяет эти слова? (Сочетание –оро-).
- Поставьте ударение, подчеркните –оро-, запомните написание слов.
Слайд 9.
- Прочитайте предложение:
В.робей кл.ёт хлебные крошки .
- Каким оно является по цели высказывания и интонации?
- Объясните написание пропущенных букв.
(воробей –оро- , клюёт - клюнул)
- Запишите.
- Сколько слов в этом предложении?
- Назовите грамматическую основу?
3.Выявление причины затруднения и постановка цели деятельности.
- Попробуйте прочитать предложение без первого слова (воробей); без второго (клюёт); без третьего; без четвёртого.
- Какой вывод можно сделать? ( В предложении есть главные члены).
- Сформулируйте тему сегодняшнего урока.
-Тогда цель нашего сегодняшнего урока?
- Прочтите предложение. О ком в нём говорится? (О воробье)
- Задайте вопрос к слову ВОРОБЕЙ . (КТО? воробей)
- Как называется главный член предложения, отвечающий на вопрос КТО? (Подлежащее).
- Что говорится о воробье? (Клюёт).
- Задайте вопрос : воробей …(ЧТО ДЕЛАЕТ? клюёт)
- Как называется главный член предложения, отвечающий на вопрос
ЧТО ДЕЛАЕТ? ( Сказуемое).
- Какой частью речи выражено подлежащее?
-Какой частью речи выражено сказуемое?
Прочтём грамматическую основу предложения: Воробей клюёт.
Вывод:
Итак, подлежащее и сказуемое – главные члены предложения. Именно в них заключена главная мысль, содержащаяся в предложении, вместе мы их называем – грамматическая основа.
4. Физкультминутка. Слайд 10.
5. Проектирование и фиксация нового знания.
-Откройте учебники на стр. 43
Упр. 216
Выполняется устно поэтапно.
-Прочитайте предложения. Сравните их с предложениями из упр. 217.
Что изменилось? (Добавили слова).
- Как изменился смысл предложения? (Оно стало более полным и точным).
- Сравните два рисунка. (На втором рисунке художник внёс уточнения и получился зимний пейзаж).
- Как называются выделенные слова?
- Выведем алгоритм нахождения грамматической основы.
-
Прочитай предложение.
-
Определи вид предложения по цели высказывания и по интонации.
-
О ком или о чём говорится в предложении?
-
Задай вопрос (кто? или что?) Найди подлежащее, подчеркни его одной чертой.
-
Какой частью речи выражено?
-
Задай вопросы (что делает? что сделает?). Найди сказуемое, подчеркни его двумя чертами.
-
Какой частью речи выражено?
-
Подчеркни грамматическую основу.
6.Первичное закрепление с проговариванием.
Выполнение упр. 219. (по вариантам, взаимопроверка).
Образец рассуждения:
Это предложение повествовательное, невосклицательное. В предложении говорится об осени: что? осень. Это подлежащее, выражено существительным.
Осень (что сделала?) пришла, это сказуемое, выражено глаголом.
гл. сущ.
Пришла золотая осень.
сущ. гл.
Голубые облака плывут по небу.
7.Самоконтроль с самопроверкой.
Дети продолжают выполнять упражнение 399 самостоятельно
с самопроверкой. Слайд 11,12.
Музыка тихо играет.
Кошка лакает молоко.
Мы ходили в зоопарк.
Творческая работа. Слайд 13.
Работа в группах.
Напишите мини-сочинение по картине. (4-5 предложений). Озаглавьте его.
- Подчеркните грамматическую основу предложения.
8.Рефлексия учебной деятельности.
– Что такое грамматическая основа предложения?
- Какие главные члены предложения вы знаете?
- Что такое подлежащее? Чем оно может быть выражено?
- Что такое сказуемое? Чем оно может быть выражено?
Самооценка . Слайд 14.
- Оцените свою работу на уроке. Выберите вариант утверждения.
Домашнее задание: с.44, упр.221
Спасибо за урок! Слайд 15.