УМК «Школа России» 3 класс.
Урок русского языка по теме
«Грамматическая основа предложения.
Подлежащее и сказуемое».
Урок проведен в технологии деятельностного метода.
Тип урока: ОНЗ
Цели и задачи урока: Слайд 2
Совершенствовать знания о связи слов в предложении; развивать умение находить в предложении грамматическую основу;
Продолжить работу по развитию навыков орфографической зоркости; расширение кругозора учащихся; развитие творческой активности учащихся; развивать зрительную память, самооценку, внимание; воспитывать любовь к природе.
Средства обучения:
1.ИКТ.Презентация по теме.
2.Карточки (тест).
Оборудование:
1.Учебник «Русский язык» для 3 класса – автор: Т.Г.Рамзаева.
2.М/м проектор.
Ход урока.
1.Самоопределение к учебной деятельности.
Мотивация учащихся к учебной деятельности посредством анализа девиза урока. Слайд 3
«Грамоте учиться всегда пригодится».
-Это можно отнести и к вам?
-Почему?( Чем больше мы учимся, тем больше мы узнаём.)
- Сегодня у нас урок открытия нового знания , а значит мы с вами будем находиться в учебной деятельности.
- Находясь в учебной деятельности, мы выполним два этапа
учебной деятельности:
I этап II этап
Что я не знаю ? Сам найду ответ.
2.Актуализация знаний и фиксация затруднений в индивидуальной деятельности.
Сейчас мы с вами повторим то, что нам необходимо.
(Повторение домашнего задания).
Работа с картиной. «Весна».
- Послушайте стихотворение «Весна», представьте
себе весенний день.
ВЕСНА
Весна пришла по снежному,
По влажному ковру,
Рассыпала подснежники,
Посеяла траву.
Барсучьи семьи к сроку
Из норок подняла,
Березового соку
Ребятам раздала.
В берлогу заглянула:
- А ну, вставай, медведь! –
На веточки дохнула –
Пора зазеленеть!
Теперь весна-красавица
Зовет со всех концов
Гусей, стрижей и аистов,
Кукушек и скворцов.
Слайд 4.
ПОДСНЕЖНИКИ – первые весенние цветы.
БЕРЛОГА - жилище медведя в естественных условиях.
СТРИЖ – маленькая птица, похожая на ласточку, но с более узкими крыльями.
Чистописание.
- Откройте тетради и запишите: (число, классная работа).
- Напишите буквы в тетради, посмотрите на мой образец, повторите в воздухе. Слайд 5.
Словарная работа.
- Угадайте птиц, которые живут у нас круглый год.
Я назову лишь действия этих птиц, а вы по ним узнаете и запишите названия.
Показ слайдов после отгадывания слова.
1) Чирикает , летает, прыгает (воробей). Слайд 6.
2) Летает, стрекочет , ворует (сорока). Слайд 7.
3) Важничает, летает, клюёт, каркает (ворона). Слайд 8.
- Какое общее правило правописания объединяет эти слова? (Сочетание –оро-).
- Поставьте ударение, подчеркните –оро-, запомните написание слов.
Слайд 9.
- Прочитайте предложение:
В.робей кл.ёт хлебные крошки .
- Каким оно является по цели высказывания и интонации?
- Объясните написание пропущенных букв.
(воробей –оро- , клюёт - клюнул)
- Запишите.
- Сколько слов в этом предложении?
- Назовите грамматическую основу?
3.Выявление причины затруднения и постановка цели деятельности.
- Попробуйте прочитать предложение без первого слова (воробей); без второго (клюёт); без третьего; без четвёртого.
- Какой вывод можно сделать? ( В предложении есть главные члены).
- Сформулируйте тему сегодняшнего урока.
-Тогда цель нашего сегодняшнего урока?
- Прочтите предложение. О ком в нём говорится? (О воробье)
- Задайте вопрос к слову ВОРОБЕЙ . (КТО? воробей)
- Как называется главный член предложения, отвечающий на вопрос КТО? (Подлежащее).
- Что говорится о воробье? (Клюёт).
- Задайте вопрос : воробей …(ЧТО ДЕЛАЕТ? клюёт)
- Как называется главный член предложения, отвечающий на вопрос
ЧТО ДЕЛАЕТ? ( Сказуемое).
- Какой частью речи выражено подлежащее?
-Какой частью речи выражено сказуемое?
Прочтём грамматическую основу предложения: Воробей клюёт.
Вывод:
Итак, подлежащее и сказуемое – главные члены предложения. Именно в них заключена главная мысль, содержащаяся в предложении, вместе мы их называем – грамматическая основа.
4. Физкультминутка. Слайд 10.
5. Проектирование и фиксация нового знания.
-Откройте учебники на стр. 43
Упр. 216
Выполняется устно поэтапно.
-Прочитайте предложения. Сравните их с предложениями из упр. 217.
Что изменилось? (Добавили слова).
- Как изменился смысл предложения? (Оно стало более полным и точным).
- Сравните два рисунка. (На втором рисунке художник внёс уточнения и получился зимний пейзаж).
- Как называются выделенные слова?
- Выведем алгоритм нахождения грамматической основы.
Прочитай предложение.
Определи вид предложения по цели высказывания и по интонации.
О ком или о чём говорится в предложении?
Задай вопрос (кто? или что?) Найди подлежащее, подчеркни его одной чертой.
Какой частью речи выражено?
Задай вопросы (что делает? что сделает?). Найди сказуемое, подчеркни его двумя чертами.
Какой частью речи выражено?
Подчеркни грамматическую основу.
6.Первичное закрепление с проговариванием.
Выполнение упр. 219. (по вариантам, взаимопроверка).
Образец рассуждения:
Это предложение повествовательное, невосклицательное. В предложении говорится об осени: что? осень. Это подлежащее, выражено существительным.
Осень (что сделала?) пришла, это сказуемое, выражено глаголом.
гл. сущ.
Пришла золотая осень.
сущ. гл.
Голубые облака плывут по небу.
7.Самоконтроль с самопроверкой.
Дети продолжают выполнять упражнение 399 самостоятельно
с самопроверкой. Слайд 11,12.
Музыка тихо играет.
Кошка лакает молоко.
Мы ходили в зоопарк.
Творческая работа. Слайд 13.
Работа в группах.
Напишите мини-сочинение по картине. (4-5 предложений). Озаглавьте его.
- Подчеркните грамматическую основу предложения.
8.Рефлексия учебной деятельности.
– Что такое грамматическая основа предложения?
- Какие главные члены предложения вы знаете?
- Что такое подлежащее? Чем оно может быть выражено?
- Что такое сказуемое? Чем оно может быть выражено?
Самооценка . Слайд 14.
- Оцените свою работу на уроке. Выберите вариант утверждения.
Домашнее задание: с.44, упр.221
Спасибо за урок! Слайд 15.