«Зимний фестиваль знаний 2025»

«Грамматическая основа предложения. Подлежащее и сказуемое». Урок проведен в технологии деятельностного метода.

Совершенствовать знания о связи слов в предложении; развивать умение находить в предложении грамматическую основу;

Продолжить работу по развитию навыков орфографической зоркости; расширение кругозора учащихся; развитие творческой активности учащихся; развивать зрительную память, самооценку, внимание; воспитывать любовь к природе.

Олимпиады: Литературное чтение 1 - 4 классы

Содержимое разработки

УМК «Школа России» 3 класс.

Урок русского языка по теме

«Грамматическая основа предложения.

Подлежащее и сказуемое».

Урок проведен в технологии деятельностного метода.

Тип урока: ОНЗ


Цели и задачи урока: Слайд 2


Совершенствовать знания о связи слов в предложении; развивать умение находить в предложении грамматическую основу;

Продолжить работу по развитию навыков орфографической зоркости; расширение кругозора учащихся; развитие творческой активности учащихся; развивать зрительную память, самооценку, внимание; воспитывать любовь к природе.

Средства обучения:


1.ИКТ.Презентация по теме.
2.Карточки (тест).


Оборудование:

1.Учебник «Русский язык» для 3 класса – автор: Т.Г.Рамзаева.

2.М/м проектор.


















Ход урока.


1.Самоопределение к учебной деятельности.


Мотивация учащихся к учебной деятельности посредством анализа девиза урока. Слайд 3

«Грамоте учиться всегда пригодится».

-Это можно отнести и к вам?

-Почему?( Чем больше мы учимся, тем больше мы узнаём.)

- Сегодня у нас урок открытия нового знания , а значит мы с вами будем находиться в учебной деятельности.

- Находясь в учебной деятельности, мы выполним два этапа

учебной деятельности:

I этап II этап

Что я не знаю ? Сам найду ответ.



2.Актуализация знаний и фиксация затруднений в индивидуальной деятельности.


Сейчас мы с вами повторим то, что нам необходимо.

(Повторение домашнего задания).

Работа с картиной. «Весна».

- Послушайте стихотворение «Весна», представьте

себе весенний день.


ВЕСНА

Весна пришла по снежному,
По влажному ковру,
Рассыпала подснежники,
Посеяла траву.
Барсучьи семьи к сроку
Из норок подняла,
Березового соку
Ребятам раздала.
В берлогу заглянула:
- А ну, вставай, медведь! –
На веточки дохнула –
Пора зазеленеть!
Теперь весна-красавица
Зовет со всех концов
Гусей, стрижей и аистов,
Кукушек и скворцов.


Слайд 4.

  • ПОДСНЕЖНИКИ – первые весенние цветы.

  • БЕРЛОГА - жилище медведя в естественных условиях.

  • СТРИЖ – маленькая птица, похожая на ласточку, но с более узкими крыльями.


Чистописание.


- Откройте тетради и запишите: (число, классная работа).

- Напишите буквы в тетради, посмотрите на мой образец, повторите в воздухе. Слайд 5.


Словарная работа.


- Угадайте птиц, которые живут у нас круглый год.

Я назову лишь действия этих птиц, а вы по ним узнаете и запишите названия.


Показ слайдов после отгадывания слова.


1) Чирикает , летает, прыгает (воробей). Слайд 6.

2) Летает, стрекочет , ворует (сорока). Слайд 7.

3) Важничает, летает, клюёт, каркает (ворона). Слайд 8.

- Какое общее правило правописания объединяет эти слова? (Сочетание –оро-).

- Поставьте ударение, подчеркните –оро-, запомните написание слов.

Слайд 9.

- Прочитайте предложение:

В.робей кл.ёт хлебные крошки .

- Каким оно является по цели высказывания и интонации?

- Объясните написание пропущенных букв.

(воробей –оро- , клюёт - клюнул)

- Запишите.

- Сколько слов в этом предложении?

- Назовите грамматическую основу?


3.Выявление причины затруднения и постановка цели деятельности.


- Попробуйте прочитать предложение без первого слова (воробей); без второго (клюёт); без третьего; без четвёртого.

- Какой вывод можно сделать? ( В предложении есть главные члены).

- Сформулируйте тему сегодняшнего урока.

-Тогда цель нашего сегодняшнего урока?

- Прочтите предложение. О ком в нём говорится? (О воробье)

- Задайте вопрос к слову ВОРОБЕЙ . (КТО? воробей)

- Как называется главный член предложения, отвечающий на вопрос КТО? (Подлежащее).

- Что говорится о воробье? (Клюёт).

- Задайте вопрос : воробей …(ЧТО ДЕЛАЕТ? клюёт)

- Как называется главный член предложения, отвечающий на вопрос

ЧТО ДЕЛАЕТ? ( Сказуемое).

- Какой частью речи выражено подлежащее?

-Какой частью речи выражено сказуемое?

Прочтём грамматическую основу предложения: Воробей клюёт.

Вывод:

Итак, подлежащее и сказуемое – главные члены предложения. Именно в них заключена главная мысль, содержащаяся в предложении, вместе мы их называем – грамматическая основа.


4. Физкультминутка. Слайд 10.


5. Проектирование и фиксация нового знания.

-Откройте учебники на стр. 43

Упр. 216

Выполняется устно поэтапно.

-Прочитайте предложения. Сравните их с предложениями из упр. 217.

Что изменилось? (Добавили слова).

- Как изменился смысл предложения? (Оно стало более полным и точным).

- Сравните два рисунка. (На втором рисунке художник внёс уточнения и получился зимний пейзаж).

- Как называются выделенные слова?

- Выведем алгоритм нахождения грамматической основы.


  • Прочитай предложение.

  • Определи вид предложения по цели высказывания и по интонации.

  • О ком или о чём говорится в предложении?

  • Задай вопрос (кто? или что?) Найди подлежащее, подчеркни его одной чертой.

  • Какой частью речи выражено?

  • Задай вопросы (что делает? что сделает?). Найди сказуемое, подчеркни его двумя чертами.

  • Какой частью речи выражено?

  • Подчеркни грамматическую основу.



6.Первичное закрепление с проговариванием.


Выполнение упр. 219. (по вариантам, взаимопроверка).

Образец рассуждения:

Это предложение повествовательное, невосклицательное. В предложении говорится об осени: что? осень. Это подлежащее, выражено существительным.

Осень (что сделала?) пришла, это сказуемое, выражено глаголом.


гл. сущ.

Пришла золотая осень.

сущ. гл.

Голубые облака плывут по небу.



7.Самоконтроль с самопроверкой.


Дети продолжают выполнять упражнение 399 самостоятельно

с самопроверкой. Слайд 11,12.


Музыка тихо играет.

Кошка лакает молоко.


Мы ходили в зоопарк.



Творческая работа. Слайд 13.

Работа в группах.

Напишите мини-сочинение по картине. (4-5 предложений). Озаглавьте его.

- Подчеркните грамматическую основу предложения.


8.Рефлексия учебной деятельности.



– Что такое грамматическая основа предложения?

- Какие главные члены предложения вы знаете?

- Что такое подлежащее? Чем оно может быть выражено?

- Что такое сказуемое? Чем оно может быть выражено?

Самооценка . Слайд 14.

- Оцените свою работу на уроке. Выберите вариант утверждения.

Домашнее задание: с.44, упр.221


Спасибо за урок! Слайд 15.


Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Зимний фестиваль знаний 2025»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее