Тема: Г. Троепольский «Белый Бим -Черное ухо» (отрывок) 4 класс
Цель: читать и анализировать литературный текст, выделять основные проблемы текста, развивать творческое воображение и аналитическое мышление; воспитывать чувство любви и бережного отношения к животным.
Ожидаемые результаты:
предметные: умение обобщать, сравнивать, давать полный ответ, определять идею произведения;
личностные: обогащение чувственного и нравственного опыта на основе постижения ценностного содержания текста;
системно-деятельностные: умение устанавливать причины действий героя, персонажей и выделять главное в прочитанном.
Материальное обеспечение урока: портрет Г. Троепольского, книги писателя, фрагменты-кадры фильма «Белый Бим Черное ухо» (режиссер
С. Ростоцкий), рисунки Бима.
Межпредметные связи: с уроками познания мира, изобразительного искусства.
Тип урока: урок-исследование.
Ход урока
1.Организационный момент.
Прозвенел звонок на урок. Добрый день, дети. Пусть этот урок несет нам радость общения, наполнит сердце благородными чувствами.
Мотивация учебной деятельности.
- Какие ассоциации вызвало у вас это слово "СОБАКА"
(дети называют названия пород).
-Вы уже догадались, о чем и о ком пойдет речь на уроке?
-Еще одно прекрасное художественное произведение, которое мы прочитаем, обсудим и задумаемся над его содержанием, - «Белый Бим Черное ухо».
-Название книги говорит о том, что героем является собака. Но так ли это?
2.Актуализация опорных знаний.
-Какие произведения о животных вы читали?
-Чем они запомнились вам?
3.Усвоение новых знаний.
О писателе
Гавриил Николаевич Троепольский (1905—1995) родился в 1905 году в селе Новоспасовка Тамбовской губернии в семье священника. Учился в сельскохозяйственной Академии, работал учителем в г. Воронеже. Писать начал с конца тридцатых годов. Самая известная его книга - повесть «Белый Бим Черное ухо» - написана в 1971 г. Ей предшествовали очерки, рассказы, повести, роман, киносценарий. Агроном по образованию, писатель видел основную цель своего творчества в воспитании доброты, доверия, дружбы, преданности, верности долгу, умению чувствовать и беречь природу, понимать и сопереживать другому человеку.
В 1975 г. за книгу «Белый Бим Черное ухо» автор был удостоен Государственной премии СССР.
Запись темы урока.
Щенок шотландского сеттера родился с неправильным окрасом: вместо черного он был белым с рыжим крапом, одно ухо черное. Несмотря на племенной брак, Бима взял к себе немолодой писатель Иван Иванович, увлекающийся охотой и любящий природу.
Просмотр фрагмента фильма «Белый Бим-Черное ухо»
2.Чтение текста.
3.Беседа по содержанию.
-Какие отношения связывали Бима и его хозяина?
Хозяин Бима - Иван Иванович - ветеран войны. С войны у него под сердцем остался осколок. Жена его умерла. Одиночество Ивана Ивановича скрашивает заботливый и умный щенок по имени Бим.
-Кем был Иван Иванович? Иван Иванович - писатель. У человека и собаки складываются трогательные отношения взаимного уважения, понимания. Бим для Ивана Ивановича не просто собака. Это друг, который делит с ним минуты грусти.
-Какие чувства они испытывали друг к другу?
Каждый понимал каждого и не требовал больше того, что мог дать...
-Можно сказать, что Бим - думающий пес, умный. Найдите в тексте строчки, подтверждающие это.
4.Первичная проверка знаний и способов деятельности.
-Над чем заставляет задуматься прочитанный отрывок из повести?
-Только ли одиночество сблизило человека и собаку?
5.Закрепление знаний.
Работа в тетради
Напиши небольшой рассказ от имени Бима
Прием «Толстые и тонкие вопросы»
-Составьте по 1 толстому и 1 тонкому вопросу к содержанию текста, опираясь на таблицу вопросов. (1,2 вариант)
6.Итог урока
-Какие чувства у вас вызвала эта история?
-Какой эпизод повести взволновал вас больше всего?
-Почему повесть так названа?
-Как бы вы поступили, если бы вы встретили в своей жизни Бима?
- Бим прошел через многое за свою короткую четырехлетнюю жизнь: он
познал доброту и нежность людей, учился сам этим человеческим качествам. И потому, пройдя через ад испытаний, он не утратил способности любить людей, не озлобился и все шел с единственным желанием найти своего друга... Он верил нам, людям.
7.Рефлексия
В России в городе Воронеже на площади перед Воронежским театром кукол «Шут» установлена скульптура Биму (фото) дети приходят к нему и приносят цветы.
Мы тоже подарим цветы нашему другу, если вам понравился урок и всё было понятно выберите –зелёный цветок, если что-то вам не понятно выберите –красный.
Выставление оценок (на этом уроке можно выставить оценки всем учащимся)
8.Домашнее задание.
Прочитать в «Книге для чтения» продолжение повести. Подобрать пословицу к произведению.