Г. Троепольский «Белый Бим -Черное ухо» (отрывок)

Урок изучения новой темы. Несет большое воспитательное значение. После чтения отрывка, дети посмотрели фильм

Олимпиады: ЗОЖ 1 - 4 классы

Содержимое разработки


Тема: Г. Троепольский «Белый Бим -Черное ухо» (отрывок)

Цель: читать и анализировать литературный текст, выделять основные проблемы текста, развивать творческое воображение и аналитическое мыш­ление; воспитывать чувство любви и бережного отношения к животным.

Ожидаемые результаты:

предметные: умение обобщать, сравнивать, давать полный ответ, определять идею произведения;

личностные: обогащение чувственного и нравственного опыта на осно­ве постижения ценностного содержания текста;

системно-деятельностные: умение устанавливать причины действий героя, персонажей и выделять главное в прочитанном.

Материальное обеспечение урока: портрет Г. Троепольского, книги писателя, фрагменты-кадры фильма «Белый Бим Черное ухо» (режиссер

С. Ростоцкий), рисунки Бима.

Межпредметные связи: с уроками познания мира, изобразительного искусства.

Тип урока: изучение новой темы

Ход урока

1.Организационный момент.

Прозвенел звонок на урок. Добрый день, дети. Пусть этот урок несет нам радость общения, наполнит сердце благородными чувствами.

Мотивация учебной деятельности.

- Какие ассоциации вызвало у вас это слово "СОБАКА"

(дети называют названия пород). 
-Вы уже догадались, о чем и о ком пойдет речь на уроке? 

-Еще одно прекрасное художественное произведение, которое мы прочи­таем, обсудим и задумаемся над его содержанием, - «Белый Бим Черное ухо».

-Название книги говорит о том, что героем является собака. Но так ли это?

2.Актуализация опорных знаний.

-Какие произведения о животных вы читали?

-Чем они запомнились вам?

3.Усвоение новых знаний.

Знакомство с творчеством писателя.

(Дети готовят сообщения)

Гавриил Николаевич Троепольский (1905—1995) родился в 1905 году в селе Новоспасовка Тамбовской губернии в семье священника. Учился в сельскохозяйственной Академии, работал учителем в г. Воронеже.  Писать начал с кон­ца тридцатых годов. Самая известная его книга - повесть «Белый Бим Черное ухо» - написана в 1971 г. Ей предшествовали очерки, рассказы, повести, роман, киносценарий. Агроном по образованию, писатель видел основную цель своего творчества в воспитании доброты, доверия, дружбы, преданно­сти, верности долгу, умению чувствовать и беречь природу, понимать и со­переживать другому человеку.

В 1975 г. за книгу «Белый Бим Черное ухо» автор был удостоен Государ­ственной премии СССР.

Запись темы урока.

Щенок шотландского сеттера родился с неправильным окрасом: вместо черного он был белым с рыжим крапом, одно ухо черное. Несмотря на племенной брак, Бима взял к себе немолодой писатель Иван Иванович, увлека­ющийся охотой и любящий природу.

Просмотр фрагмента фильма «Белый Бим-Черное ухо»

2.Чтение текста.

3.Беседа по содержанию.

-Какие отношения связывали Бима и его хозяина?

Хозяин Бима - Иван Иванович - ветеран войны. С войны у него под сердцем остался осколок. Жена его умерла. Одиночество Ивана Ивановича скрашивает заботливый и умный щенок по имени Бим.

-Кем был Иван Иванович? Иван Иванович - писатель. У человека и собаки складываются трогательные отношения взаимного уважения, пони­мания. Бим для Ивана Ивановича не просто собака. Это друг, который делит с ним минуты грусти.

-Какие чувства они испытывали друг к другу?

Каждый понимал каждого и не требовал больше того, что мог дать...

-Можно сказать, что Бим - думающий пес, умный. Найдите в тексте строчки, подтверждающие это.

4.Первичная проверка знаний и способов деятельности.

-Над чем заставляет задуматься прочитанный отрывок из повести?

-Только ли одиночество сблизило человека и собаку?

5.Закрепление знаний.

Работа в тетради

Напиши небольшой рассказ от имени Бима

Прием «Толстые и тонкие вопросы»

-Составьте по 1 толстому и 1 тонкому вопросу к содержанию текста, опираясь на таблицу вопросов. (1,2 вариант)

6.Итог урока 
-Какие чувства у вас вызвала эта история? 
-Какой эпизод повести взволновал вас больше всего? 
-Почему повесть так названа? 
-Как бы вы поступили, если бы вы встретили в своей жизни Бима? 
- Бим прошел через многое за свою короткую четырехлетнюю жизнь: он 
познал доброту и нежность людей, учился сам этим человеческим качествам. И потому, пройдя через ад испытаний, он не утратил способности любить людей, не озлобился и все шел с единственным желанием найти своего друга... Он верил нам, людям. 

7.Рефлексия

В России в городе Воронеже на площади перед Воронежским театром кукол «Шут» установлена скульптура Биму (фото) дети приходят к нему и приносят цветы.

Мы тоже подарим цветы нашему другу, если вам понравился урок и всё было понятно выберите –зелёный цветок, если что-то вам не понятно выберите –красный.

Выставление оценок (на этом уроке можно выставить оценки всем учащимся)
8.Домашнее задание.

Прочитать в «Книге для чтения» продолжение повести. Подобрать пословицу к произведению.












Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы


Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее