«Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Фрагмент урока "Сравнительный анализ басен Эзопа "Волк и ягненок" и И.А. Крылова "Волк и ягненок"

Это фрагмент внеурочной деятельности "Смысловое чтение"

Олимпиады: Литературное чтение 1 - 4 классы

Содержимое разработки

- Человека всегда привлекало тайное и загадочное. Сегодня на уроке мы попробуем разгадать одну из таких тайн.

Древние индейцы считали, что над людьми властвует безжалостный ветер времени, который уничтожает все на своем пути. Но есть люди неподвластные этому, живущие вечно. Имена двух из них прозвучат на нашем уроке –Эзоп и И. А. Крылов.

На доске записи

Созданные ими произведения победили время . Мы читаем их сегодня, возмущаемся , смеёмся, грустим. В чём заключается тайна их бессмертия? На этот вопрос мы попытаемся ответить

- На предыдущих уроках мы знакомились с биографией этих людей.

Портреты на доске.

- Задание по группам. Что вы помните и можете сказать об Эзопе и о Крылове.

Эзоп жил в Древней Греции около 3000 лет назад, Он был рабом и не мог открыто смеяться над людьми, которые обладают властью, он рассказывал истории, который якобы случались с животными. И хотя все понимали, что речь идет о людях, никто не мог обвинить Эзопа в том, что, он выслеживает неприглядные поступки определённого человека. До сих пор, иносказательную речь называют Эзоповым языком. Читая басни, мы будем учиться понимать Эзопов язык. Многие басни Эзопа стали известны Российским читателям благодаря переводам Крылова. Он наделил их русскими чертами, вложил в них русскую народную речь.


Творчество И.А. Крылова

В каждой стране есть свои баснописцы. В России лучшим считается И.А. Крылов.

Иван Андреевич Крылов, родился в Москве в XVIII веке , в семье бедного дворянина

Жизнь Крылова с детства сложилась так, что ему не пришлось учиться в школе. Но стремление к образованию у него было настолько сильным, что он самоучкой овладел языками, математикой и стал высокообразованным для своего времени человеком. Сначала прошлого века Крылов входит в литературу как создатель русской басни. Первая книга его с баснями была издана, когда ему было 40 лет. А всего он создал более 200 басен.


 - Что объединяет этих двух совершенно разных людей?

- Да, оба они были великими баснописцами

- Что вы знаете об этом жанре?

(Басня – это стихотворный или прозаический короткий рассказ, в котором есть мораль)

- Что такое мораль? (Мораль – главный смысл басни, главная её часть. Мораль – нравственный поучительный вывод к чему-нибудь.)

Итак, мы с вами превратимся в исследователей.

- Кто такие исследователи?

- Значит какая наша цель?( найти сходства и различия)

- Какие задачи будем решать сегодня на уроке?( сравнивать басни)

Мы должны будем сопоставить и сравнить басни Эзопа и Крылова.

Поможет вам в этом план сравнения басен

План сравнения басен:

1. Название басни.

2. Форма написания

3.Язык

4. Сюжет

5. .Характеры героев

6. Композиция

7. Отношение автора

- На какие пункты плана мы можем ответить еще не читая басни? (Название. Форма написания)

(У Эзопа прозаическая, у Крылова поэтическая). Найдите в конверте эти слова и приклейте их на лист ватмана.

- Прочитайте выразительно басню Эзопа. (Читает ребенок)

- А сейчас из древней Греции мы перенесёмся в Россию и послушаем басню Крылова « Волк и ягнёнок», прочитанную по ролям. (подготовленные дети)

Приступим к исследованию. Еще раз читаете басню и исследуете ее по данным критериям.

1 группа «изучает» басню Эзопа

2 группа - басню Крылова

Дети работают в группах. Из данных слов выбирают и наклеивают на ватман нужные слова.

Сопоставление басен ( название одинаковое)

Форма написания ( у Эзопа – прозаическая, а у Крылова поэтическая)



Эзоп

И.А. Крылов

Название басни

Волк и ягненок

Волк и ягненок

Форма написания

Прозаическая

Поэтическая

Язык

Сухой, лаконичный

Красочный

Сюжет

Краткий, перечислены только факты

Описаны детали, интонации, характеры героев

Характер героев

Отсутствуют личные характеристики героев

Богатые, глубокие, образные

Композиция

Мораль в конце

Мораль вначале

Отношение автора

Отсутствует

Передает свое отношение через описание и речь героев


Перекликаются ли по своему содержанию басни?

В чём заключается их мораль? (кто решился на злой поступок, того и самые честные оправдания не остановят)

- Посмотрите на рисунок Евгения Михайловича Рачёва.

Как вы считаете, художник иллюстрировал басню Эзопа или Крылова

(Крылова у него герои больше похожи на человека)

Но в той и другой басне есть аллегория ( иносказание,) на доску.

Мы с вами вместе нашли еще различие. У Эзопа герои близки к животному миру, а у Крылова – к миру людей.

Добавляю в таблицу

Близки животному миру Близки миру людей

Но всё же сравнивая их, можно сделать вывод, что герои и события похожи.

Работа в группе

Подчеркните красным карандашом слова называющие людские пороки , которые высмеивали оба баснописца в образе волка.( работа в информационных картах)

( Расчётливость, властолюбие, высокомерие, льстивость, грубость, хамство, жестокость, хитрость)

Назовите пороки, которые высмеивали баснописцы

Наше исследование закончилось. В конце любого исследования должен быть вывод.

Какой вывод есть в сделанной вами работе?

1. В баснях Крылова и Эзопа много общего, хотя и отличаются деталями.

2. Оба они хотели, чтобы люди увидели свои недостатки со стороны. Поняли, насколько это плохо и стремились избавиться от тех пороков, которые есть у них .

-Какие же положительные черты характера хотели бы видеть в людях великие баснописцы. Подчеркните зеленым карандашом в задании № 2 положительные черты характера человека.

( жадность, воспитанность, грубость, доброта, справедливость, отзывчивость, лень, вежливость, правдивость, трусость)


Прочитайте слова, которые вы подчеркнули.

Избавились ли современные люди от пороков, о которых говорили Эзоп и Крылов?

- К сожалению, вы правы! Эти пороки и до сих пор живут среди людей.

Почему же безжалостный ветер перемен времени не уничтожил басни Эзопа и Крылова?

Они осуждали невежество, льстивость. Они учили доброте отзывчивости, человечности.

- Мы с вами прочитали несколько басен Крылова. Сейчас для вас сюрприз. Наши дети, посещающие занятия школьной театральной студии представят вам басню «Квартет».

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее