Формирующее оценивание в начальной школе - механизм совершенствования качества образования
В свете требований новых ФГОС в современной начальной школе приоритетной целью становится воспитание личности, которая готова и умеет взаимодействовать с окружающим миром, с любым обществом, нацелена к самообразованию и саморазвитию, любознательна, активно и заинтересованно познаёт мир, владеет основами умения учиться, способна к организации собственной деятельности, готова самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки.
Поэтому задачей начального общего образования является подготовка ученика к обучению в основном звене желающего и умеющего учиться, с развитыми познавательными интересами и личностными качествами.
Работая по новым требованиям, я поняла важность значения в формировании и воспитании оценочной самостоятельности ребёнка. Полностью согласна с тем, что только человек, умеющий контролировать, оценивать свою деятельность, действия окружающих людей, события, может отвечать за свои поступки, самостоятельно выполнять корректировку своих действий и организовывать свою деятельность. Мои выпускники мотивированы к обучению, понимают и знают, для чего они учатся. Я уверена, что в этом огромную роль и помощь играет формирующее оценивание.
Формирующее оценивание служит не столько для повышения успеваемости учащихся, а позволяет сформировать навыки самостоятельного обучения, ориентировано на конкретного ученика, поддерживает обратную связь ученика и учителя, помогает ученику обнаруживать пробелы в знаниях и ликвидировать их, заставляет концентрироваться, сосредотачиваться на уроке, быть собранным, внимательным, чтобы в конце урока получить положительную оценку не только от учителя и одноклассников, но и провести самооценку, которая вызовет самоудовлетворение ученика, в чём и заключается важность оценивания.
Работая по новым стандартам, я пришла к выводу, что сложившаяся система оценок учебных достижений учащихся имеет серьёзный недостаток. Оценка направлена исключительно на внешний контроль, а не на улучшение качества образования и формированию навыков самостоятельного обучения, преимущественно проверяется репродуктивный уровень усвоения знаний и умений, навыков, где учитель является последней инстанцией в оценивании работы ученика, и в результате у многих учащихся падает интерес к учёбе, возникает чувство неприязни к учителю, пренебрежение к качеству получаемых знаний, т.е оценивание не поддерживает ученика, а отрицательно влияет на обучение.
Я стала разрабатывать сначала самостоятельно, а потом и вместе с учениками Листы самооценок индивидуальной работы на уроке, в течение изучения темы, в конце четверти и года, выполнять взаимооценку работы в парах, в группе. При разработке Листов самооценки мы опирались на педагогические приемы, которые помогают учителю формировать учебные действия контроля и оценки у младших школьников в начальной школе:
- прием «волшебные линеечки» (изобретение оценочных шкал школьниками);
- прием «прогностическая оценка» (оценка своих возможностей);
- прием «задания-ловушки» (на рефлексию освоения способа действия);
- прием «сопоставление своих действий и результата с образцом» (умение сопоставлять свои действия по образцу);
- прием «составление задачи, подобной данной»;
- прием «составление задачи по чертежу» (умение переходить от графического языка к словесному описанию);
- прием «обнаружение причин ошибок и способы их устранения» (умение обучающихся искать причины своих ошибок и намечать путь их ликвидации);
- прием «составление заданий» (выделение критериев и на их основе разработка аналогичных заданий);
- прием «права выбора» (работа с вариантами «заданий»);
- прием « орфографические или математические софизмы» (умение обнаружить и опровергнуть ошибочное рассуждение при решении той или иной задачи);
- прием «разноцветные поправки» (работа над совершенствованием своего текста (творческой работы на уроках русского языка, используя маркеры), формирует потребность обучающихся доводить свою работу до совершенства);
- прием «умные вопросы» (определять «дефицит» своих знаний).
Приведу некоторые примеры видов оценивания, которые оказались наиболее удачными:
1)Предлагать ученикам в течение урока, после урока, оценивать себя по предложенному образцу (например, рисовать смайлики на полях тетради)
- отлично, я молодец
хорошо, чуть не доработал
нужно лучше стараться, быть внимательнее
В начале урока на листе самооценки ученик выставляет планируемую оценку, а в конце урока результат:
Карточка самооценки. Ученик(ца)__________________________________
Предметы | Дата | Оценка (в начале урока) | Оценка (в конце урока) |
Трудности |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Заполняется в конце каждой четверти и года:
Лист самооценки ученика (цы) _______________________________
Предмет | 2013 – 2014 уч.год Отметка | |||||||||||||
1 четверть | 2 четверть | 3 четверть | 4 четверть | Год | ||||||||||
| Прогн. | Результат | Прогн. | Результат | Прогн. | Результат | Прогн. | Результат | Прогн. | Результат | ||||
Математика |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||||
Рус.язык |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||||
Чтение |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||||
Окр.мир |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||||
Англ.яз |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||||
Музыка |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||||
Физкульт. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||||
Труд |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||||
И.З.О |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Вывод
1 четверть________________________________________________________
Карточка самооценки, которая заполняется после контрольных и проверочных работ:
Лист самооценки ученика (цы)_________________________________________________
___________________________________________________________________________
(вид работы)
№ задания | Проверяемое умение | Оценка
| Замечания | ||
1. |
| ученик | учитель | ученик | учитель |
Итог |
|
|
|
|
|
Лист самооценки класса по математике по итогам года
Дата проведения
Учитель
№ |
Ф.И.О. учащегося.
| оценка | Умею (-ет) читать и записывать числа от 1 до 20. | Умею (-ет) читать и записывать величины (длину) | Умею (-ет) письменно выполнять и объяснять действия с числами в пределе 10 | Умею (-ет) письменно выполнять и объяснять действия с числами в пределе 20 | Выполняю (-ет) устно действия с числами пределах 20 (в том числе с 0 и 1): | Умею (-ет) проводить проверку правильности вычислений | Умею(-ет) анализировать задачу, выбирать и объяснять выбор действий | Умею (-ет) решать задачи | Умею (-ет) оценивать правильность решения и ответа на вопрос задачи | Умею (-ет) находить разные способы решения задачи | Умею(-ет) называть, изображать геометрические фигуры: | - точка, отрезок, ломаная | - многоугольник, треугольник, прямоугольник, квадрат | Умею(-ет) давать оценку своей работы на уроке |
высокий
| ||||||||||||||||
средний
| ||||||||||||||||
низкий | ||||||||||||||||
1 |
| ученик |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
родитель |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||
учитель |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
В Портфолио учеников вкладываются и листы самооценки:
Лист самооценки ученика (цы) _____________________
Урок | Отметка | ||||||||
понедел. | вторник | среда | четверг | пятница | итог | Мои трудности | |||
Матем |
|
|
|
|
|
|
|
| |
Рус.яз |
|
|
|
|
|
|
|
| |
Чтение |
|
|
|
|
|
|
|
| |
Окр.мир |
|
|
|
|
|
|
|
| |
Англ.яз |
|
|
|
|
|
|
|
| |
Труд |
|
|
|
|
|
|
|
| |
И.З.О. |
|
|
|
|
|
|
|
| |
|
|
|
Лист самооценки выполнения домашнего задания ученика(цы )_________
Оценка | да | нет
| Причины, по которым я плохо выполняю домашнее задание |
Я считаю, что сделал(а) домашнее задание по всем предметам на «5» |
|
|
|
Я сразу понял(а), что требуется сделать. |
|
|
|
У меня не возникало трудностей при выполнении |
|
|
|
Выполнил(а) все грамматические задания. |
|
|
|
Выделил(а) орфограммы. |
|
|
|
Проверил(а) свою работу, исправил(а) ошибки. |
|
|
|
Все записи сделал(а) старательно, аккуратно |
|
|
|
Выполнил(а) работу над ошибками. |
|
|
|
Подготовил(а) грамотный пересказ, ответы на вопросы. |
|
|
|
Мне не стыдно за мою учёбу. |
|
|
|
Недельный отчёт ученика(цы)______________________________________________
ОЦЕНКА | МОИ ВЫВОДЫ | |
Что нового я узнал(а)на уроках и самостоятельно за эту неделю? |
| |
Какие вопросы остались для меня неясными? |
| |
Вопросы, которые я бы задал(а) ученикам по пройденным темам. |
| |
Что мне нужно делать, чтобы мои результаты были лучше? | ПЛАН | |
Считаю, что по всем предметам я отучился (ась) на этой неделе на «4» и «5» | да | нет |
|
|
Карточка самооценки учащегося
№
| Проверяемое умение | Оценка | Добавить своё | |||||
1 ч. | 2 ч. | 3 ч. | 4 ч. | год |
| |||
1. | Морфологический разбор имени существительного. |
|
|
|
|
|
| |
2 | Определение рода имён существительных |
|
|
|
|
|
| |
3 | Определение числа имён существительных |
|
|
|
|
|
| |
4 | Определение падежа имён существительных |
|
|
|
|
|
|
В системе оценивания достижений младших школьников выполняются следующие принципы оценивания:
1. Комплексность. Оценка содержит комплекс параметров, отражающих учебные достижения обучающихся. Данные параметры вырабатываются совместно с обучающимися. Оценка отражает не только содержательную, но и процессуальную сторону учебной деятельности.
2. Содержательность и позитивность. Оценка индивидуальных образовательных достижений ведётся «методом сложения», при котором фиксируется достижение опорного уровня и его превышение. Это позволяет поощрять продвижения учащихся, выстраивать индивидуальные траектории движения с учётом зоны ближайшего развития. Оценивать можно только то, чему учат. Ориентир только на поддержание успешности и мотивации ученика.
3. Определенность и критериальность. Оценка характеризует конкретные качества работы обучающегося, которые обозначены и согласованы с ним перед её выполнением. Оценивание может быть только критериальным. Основными критериями оценивания выступают ожидаемые результаты, соответствующие учебным целям.
4. Открытость. Оценка доступна ученику в качестве инструмента самооценки. Ученик на основе критериев оценивания может контролировать действия учителя по оцениванию результатов обучения и самостоятельно прогнозировать свою итоговую оценку. Критерии оценивания и алгоритм выставления отметки заранее известны и педагогам, и обучающимся. Они могут вырабатываться ими совместно. Оцениваться с помощью отметки могут только результаты деятельности ученика, но не его личные качества.
5. Объективность. Оценка объективна в том смысле, что не вызывает разногласий и столкновений ученика и учителя, так как не может быть истолкована многозначно вследствие её открытости и определенности.
6.Диагностичность. Оценка несет информацию о достижениях обучающихся и проблемах, которые ему предстоит решить; она позволяет сравнивать сегодняшние достижения ученика с его же успехами некоторое время назад, планировать дальнейшую образовательную деятельность.
7. Технологичность. Оценка предполагает соблюдение определенной последовательности действий учителем и обучающимися, она связана с планированием учебной деятельности, процессом выполнения учебного задания и этапом анализа её результатов. Система оценивания выстраивается таким образом, чтобы обучающиеся включались в контрольно-оценочную деятельность, приобретая навыки и привычку к самооценке.
8. Систематичность. Оценивание является постоянным процессом, естественным образом интегрированным в образовательную практику. В зависимости от этапа обучения используется диагностическое (стартовое, текущее) и срезовое (тематическое, промежуточное, итоговое) оценивание.
9. Психологическая комфортность. У каждого должно быть право на индивидуальную образовательную траекторию – на свой темп освоения материала, на выбранный уровень притязаний. Подавляющее большинство образовательных результатов конкретного ученика можно сравнивать только с его же предыдущими показателями, но не с показателями других учеников класса. Личностные результаты в основном фиксируются неперсонифицированно, только по классу в целом.
Я уверена, что формирование навыков, необходимых для непрерывного обучения, особенно важно для достижения успеха в 21 веке. Стратегическое применение формирующего оценивания позволяет обучающимся сформировать навыки самостоятельного обучения.
Использованная литература:
1.Фишман И.С, Голуб Г.Б, «Формирующая оценка образовательных результатов учащихся»
2.Пинская М.А., «Формирующее оценивание: оценивание в классе»