«Осенний фестиваль знаний 2024»

Формирование универсальных учебных действий в условиях учебного сотрудничества. Организация группового взаимодействия в образовательном процессе как необходимое условие реализации ФГОС

ФФормирование универсальных учебных действий в условиях учебного сотрудничества. Организация группового взаимодействия в образовательном процессе как необходимое условие реализации ФГОСормирование универсальных учебных действий в условиях учебного сотрудничества. Организация группового взаимодействия в образовательном процессе как необходимое условие реализации ФГОС

Олимпиады: Литературное чтение 1 - 4 классы

Содержимое разработки





Педсовет «Формирование универсальных учебных действий в условиях учебного сотрудничества. Организация группового взаимодействия в образовательном процессе как необходимое условие реализации ФГОС»



























«Если мы будем учить сегодня так, как мы учили вчера, мы украдем у детей завтра».

Джон Дьюи







Цель педсовета:


мотивация педагогического коллектива

на повышение профессиональной компетентности, на освоение новых технологий,

на создание и разработку условий для внедрения активных и интерактивных форм работы.









  • анализировать свои действия;

  • самостоятельно принимать решения, прогнозируя их возможные последствия;

  • отличаться мобильностью;

  • быть способными к сотрудничеству;

  • обладать чувством ответственности за судьбу страны, её социально-экономическое процветание.













Активные методы

Интерактивные методы











Исследовательские методы


Проектные методы








Чему

учить? КАК

УЧИТЬ?








Чему мне нужно научиться?

Как нам этому научиться?



































Карл Роджерс - американский психолог, один из создателей и лидеров гуманистической психологии







Практическое задание




Дайте определения понятию:







ИНТЕРАКТИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ это…






Интерактивное обучение - от англ. (inter- «между»; act- «действие»). Дословный перевод обозначает интерактивные методы позволяющие учиться взаимодействовать между собой; а интерактивное обучение – обучение, построенное на взаимодействии всех обучающихся, включая педагога, т.е. обучение в сотрудничестве.













ИНТЕРАКТИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ это, прежде всего, диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие между учащимся и учителем, между самими учащимися.










Задачи:

  • Освоение умения слышать другого и договариваться с ним. Ребятам проще начинать эту работу в парах.


  • Обеспечение эмоционального комфорта, что наиболее эффективно решается при работе детей в малой группе.









Дети работают поочерёдно, выполняя разные роли.

Фрагмент урока в 1-а классе, учитель большакова В.В.














В каждой паре ученики

поочередно выполняют две

роли.






Плюсы и минусы групповой работы





Плюсы
    • Повышается учебная и познавательная мотивация

    • Снижается уровень тревожности учащихся

    • В группе выше обучаемость, эффективность усвоения и актуализации знаний.

    • Улучшается психологический климат в классе

Минусы
  • Групповой работе надо сначала научить

  • Организация групповой работы требует от учителя особых умений, усилий

  • Некоторые ученики могут пользоваться результатами труда более сильных одноклассников

  • Для некоторых детей разделение на группы процесс болезненный





Принципы групповой работы





Учитывать уровень образовательных возможностей учащихся

Учитывать особенности состава группы

Составлять задания исключительно для совместного поиска решения

Распределять роли между участниками группы

Организовывать коммуникацию в группе и между группами

Анализировать способ деятельности





Варианты комплектования групп





Виды групповой работы








Работа в парах

Мозговой штурм

Игра

«Продолжи»




Прием

«Зигзаг»







Виды групповой работы




Используется для генерации идей

Мозговой штурм








Делаются сообщения от каждой группы

Соблюдается жесткий регламент







Распределяются роли внутри группы





Виды групповой работы





Игра

«Продолжи»














    • Игра основана на выполнении различных заданий группой по цепочке.





Виды групповой работы




Охота

за сокровищами








      • Учитель составляет вопросы, которые требуют знаний

  1. фактов или их осмысления



    • Группа отвечает на вопросы, используя учебник или

  1. дополнительную литературу





Виды групповой работы





Снежный ком





Виды групповой работы




Пазлы





Виды групповой работы






Группа работает над своей темой

Прием

«Зигзаг»











Возврат в свои группы

Встреча экспертов








Организовывать






Контролировать













Оценивать работу


Учитель может

Выступать в роли наставника









Участвовать в работе группы



Предлагать участникам разные варианты решений




Принципы выбора заданий для групповой работы





Правила совместной работы




Правила совместной работы

1) работать дружно: быть внимательными друг к другу, вежливыми, не отвлекаться на посторонние дела, не мешать друг другу, вовремя оказывать помощь, выполнять указания старшего

2) работать по алгоритму (плану)

3) своевременно выполнять задание: следить за временем, доводить начатое дело до конца

4) качественно выполнять работу (аккуратно, без ошибок), соблюдать технику безопасности, экономить материалы

5) каждый из группы должен уметь защищать общее дело и свое, в частности





Критерии эффективности групповой работы







  1. Адекватность выбора групповой формы работы

этапу и типу урока



  1. Целеполагание (цель групповой работы):



  1. Содержание групповой работы



  1. Организация рефлексии групповой работы





Учителю на заметку


    • нельзя принуждать к общей работе детей, которые не хотят вместе работать

    • следует разрешить отсесть в другое место ученику, который хочет работать один

    • групповая работа должна занимать не более 15-20 минут в

I II классах, не более 20-30 минут в III VII классах

    • нельзя требовать в классе абсолютной тишины

    • нельзя наказывать детей лишением права участвовать в совместной работе





Что почитать о групповой форме работы?


  • Цукерман Г.А. Введение в школьную жизнь. - М.: Новая жизнь, 1994.

  • Цукерман Г.А. Виды общения в обучении. Томск : Пеленг, 1993.

  • Глазкова А. Организация индивидуальной, групповой, коллективной деятельности. // Начальная школа.- 1999,

10

  • Чередов И.М. Формы учебной работы в средней школе: Книга для учителя. М.: Просвещение, 1988

  • Курятов В.М. Как организовать обучение в малых группах. СПб.: Педагогика, 2000







Васи́ лий Алекса́ ндрович Сухомли́ нский







«Страшная это опасность - безделье за партой: безделье шесть часов ежедневно, безделье месяцы и годы - это развращает, морально калечит человека, и ни школьная бригада, ни мастерская, ни школьный участок - ничто не может возместить того, что упущено в самой главной сфере, где человек должен быть тружеником, - в сфере мысли».



34





Рефлексия

  • Сегодня на педсовете мы…

  • Нам понравилось




















35


Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Осенний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее