Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«средняя общеобразовательная школа п. Целинный Перелюбского муниципального района Саратовской области »
Формирование
универсальных учебных действий
младших школьников
через проектную деятельность
Лукашевич Светлана Николаевна,
учитель начальных классов
2017-2018 уч.г.
Единственный путь,
ведущий к знаниям, - это деятельность.
Б. Шоу
Стандарты второго поколения определяют цели образования как общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающее способность к непрерывному обучению в течение всей жизни. Важнейшей задачей современного образования является формирование совокупности универсальных учебных действий, обеспечивающих компетенцию «научить учиться», а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин.
Одним из верных путей в данном направлении мы считаем обучение младших школьников проектной деятельности.
Рассмотрим метод проектов и специфику его применения в начальной школе. Метод проектов – способ организации самостоятельной деятельности обучающихся по достижению определенного результата. Он ориентирован на интерес, на творческую самореализацию обучающегося, развитие его интеллектуальных возможностей, волевых качеств в процессе деятельности по решению интересующей его проблемы.
Учебный проект с точки зрения учащегося – это возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе или самому, максимально используя свои возможности; это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат; это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, а результат (найденный способ решения проблемы) носит практический характер, и, что весьма важно, интересен и значим для самого открывателя.
Учебный проект с точки зрения учителя – это дидактическое средство, позволяющее обучать проектированию, то есть целенаправленной деятельности по нахождению способа решения проблемы путем решения задач, вытекающих из этой проблемы при рассмотрении ее в определенной ситуации, это одно из эффективнейших средств формирования универсальных учебных действий учащихся.
Виды проектов:
По доминирующей в проекте деятельности:
• практико-ориентированные (нацелены на социальные интересы самих участников проекта или внешнего заказчика. Продукт проекта заранее определён и может быть использован в жизни класса, школы и др.);
• исследовательские (по структуре приближены к научному исследованию: доказательство актуальности темы, определение проблемы, цели, задач, методов, источников информации, выдвижение гипотезы, обобщение результатов, выводы, оформление результатов);
• информационные (направлены на сбор информации и ознакомление с ней заинтересованных лиц, анализ и обобщение фактов);
• творческие (не имеет строгой структуры, подчиняется жанру конечного результата (газета, фильм, праздник), но результаты оформляются в продуманной завершенной форме (сценарий фильма или праздника, макет газеты);
• ролевые (проектанты выступают в роли литературных или исторических персонажей, выдуманных героев. Результат проекта остается открытым до самого окончания. Чем завершится судебное заседание? Будет ли заключен договор и разрешен конфликт?
По характеру контактов между участниками:
• внутриклассные;
• внутришкольные
По количеству участников проекта:
• индивидуальные;
• групповые.
По продолжительности:
• мини-проекты (укладываются в 1 урок);
• краткосрочные (4-5 уроков);
• среднесрочные;
• долгосрочные.
Требования к учебному проекту:
1.Наличие социально значимой задачи (проблемы) – исследовательской, информационной, практической.
2. Планирование действий по разрешению проблемы
3. Наличие исследовательской работы учащихся (в том числе работа по поиску и обработке информации).
4. Определение результата работы над проектом, иначе говоря, продукта.
5. Представление конечного продукта деятельности.
То есть проект – это “пять П”: Проблема – Проектирование (планирование) – Поиск информации – Продукт – Презентация.
Шестое “П” проекта – его Портфолио, т.е. папка, в которой собраны все рабочие материалы проекта, в том числе черновики, дневные планы и др.
Этапы проектной деятельности младших школьников:
• мотивационный (учитель заявляет общий замысел, создает положительный мотивационный настрой; ученики обсуждают, предлагают собственные идеи);
• планирующий - подготовительный (определяется тема и цели проекта, формулируются задачи, вырабатывается план действий, устанавливаются критерии оценки результата и процесса, согласовываются способы совместной деятельности сначала с максимальной помощью учителя, позднее с нарастанием ученической самостоятельности);
• информационно-операционный (ученики собирают материал, работают с литературой и другими источниками, непосредственно выполняют проект; учитель наблюдает, координирует, поддерживает);
• рефлексивно-оценочный (ученики представляют проекты, участвуют в коллективном обсуждении и оценке результатов и процесса работы, осуществляют устную или письменную самооценку; учитель выступает участником коллективной оценочной деятельности).
При таком построении проектной деятельности обучающиеся оказываются в различных ситуациях, сталкиваются с затруднениями, преодолевают их как интуитивно, так и посредством новых знаний, которые нужно самостоятельно добывать для достижения поставленных целей.
Осуществление проектной деятельности в начальной школе должно соответствовать возрастным возможностям детей. Переносить способы работы из основной школы в начальную нельзя. Поэтому обучение проектированию предполагает совместную учебно-познавательную деятельность коллектива (группы) учащихся под руководством учителя. Основоположник психолого-педагогической теории Л.С. Выготский писал: «То, что сегодня ребёнок умеет делать в сотрудничестве и под руководством, завтра он становится способен выполнять самостоятельно».
Ничто так не расширяет кругозор ребёнка, не воспитывает и не сплачивает детский коллектив, как совместное дело: создание макета, оформление стенгазеты, выступление перед аудиторией. А когда это подчинено одной цели и вызывает у ребят интерес, тогда достигается особый положительный эффект. Деятельность должна заинтересовывать учащихся необычными задачами и материалами, цель которых – усилить природную любознательность детей и их стремление исследовать неизвестное. Проектная деятельность в младшем школьном возрасте опирается на естественный интерес ребенка к предметам и явлениям окружающей среды, особенно к природному окружению, предоставляет детям возможность увидеть и прочувствовать практическое применение добытых ими знаний.
В 1 классе лучше начинать работу с мини-проектов, небольших проектных задач, которые возможно реализовать в рамках одного урока. «Словарь добрых слов», «Наши имена», «Необычный подарок», «Иллюстрируем книгу» и др.
План урока-проекта:
- актуализация знаний учащихся;
- постановка проблемы исследования;
- выдвижение гипотез (предположений);
- работа в группах, парах (исследование проблемы, подтверждение или опровержение гипотез);
- презентация «продукта» исследования;
- общие выводы по итогам проектной деятельности.
Этапы исследовательской деятельности учащихся:
- постановка проблемы;
- изучение сведений по данной проблеме;
- подбор методик исследования и проведение исследования;
- сбор собственного материала;
- анализ и обобщение полученных данных;
- выводы по итогам исследования.
В первом же классе можно поработать и над краткосрочным проектом (1-2 недели). Например, в начале изучения нумерации можно предложить тему проекта «Любимая цифра и число». Перед детьми ставится следующая задача: Что я могу рассказать про свою любимую цифру? Ребята могут объединиться в малые группы и собирать информацию об этой цифре и числе. Это могут быть придуманные математические сказки, истории, рисунки, иллюстрации, загадки, пословицы, поговорки, крылатые выражения. Результатом работы могут стать объёмные папки с самым разным материалом, который потом можно использовать на протяжении всего учебного года.
Более продуктивная проектно – учебная деятельность возможна со 2-го класса. У детей данного возраста сформирован ряд коммуникативных умений, сформирована обобщенность умственных действий. Дети уже имеют опыт оценочной и самооценочной деятельности. Данные умения формируются с первых дней ребенка в школе, а в процессе проектной деятельности они совершенствуются. Одним из ведущих новообразований этого возраста является произвольность психических процессов, которая предполагает волевое регулирование и направленность деятельности. Ребенок хочет и может что-то создать, самоутвердиться. Более того, работа над проектами сплачивает детский коллектив, привлекает родителей к совместной с детьми деятельности, что способствует и сплочению семьи.
Возможные темы проектов:
Путешествие ботаника вокруг школы
Экологическая сказка
Лесной календарь
Секреты здоровья
Пернатые друзья
Математическая сказка
Букет вежливых слов
Вместе делаем книгу
Удивительное рядом
Из истории вещей и др.
Проектная деятельность, согласно новым стандартам, неразрывно связывается с тематическим обучением младших школьников. Примеры тем: «Сказки», «Осень», «Птицы», «Космос», «Что мы знаем о лесе?» и т.д.
Цель работы над темой в проектной деятельности: формирование образовательных компетенций младших школьников (информационных, проектировочных, коммуникативных и др.)
Грамотно организованная проектная деятельность учащихся способствует достижению личностных результатов: формирование социальных ценностей, уважительного отношения к иному мнению, иной культуре; развитие мотивов учебной деятельности, навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
достижению метапредметных результатов: развитие мыслительных операций (познавательные УУД), умений работать с информацией, организовывать собственную деятельность, осуществлять контроль, самоконтроль, самооценку (регулятивные УУД); излагать свою точку зрения, слушать и слышать собеседника, вести диалог, осуществлять взаимодействие в группах разного состава (коммуникативные УУД);
достижению предметных результатов, обозначенных в рабочих программах.
Тема, реализуемая в проектах, может быть связана с различными учебными дисциплинами или внеклассной деятельностью. Например, изучение темы «Осень» может «красной нитью» проходить через все предметные области:
на уроке русского языка дети пишут сочинение по картине об осени;
на литературном чтении читают рассказы, стихи на заданную тему;
на уроке математики решают задачи, содержание которых соответствует теме;
на окружающем мире проводят экскурсии в осенний лес, исследуют изменения в живой и неживой природе, оформляют результаты в виде газеты;
на технологии создают декоративное панно из осенних листьев и т. д.
А тема «Моя семья» может реализоваться во внеурочной деятельности:
знакомство с семьями детей (через рассказы учащихся, показ фотографий, семейных реликвий);
создание книги «Моя семья» (каждый ученик создает страницу о своей семье);
проведение праздника «В семейном кругу» (изготовление герба, флага семьи, рисование плакатов, разучивание стихов, песен);
поход в лес с семьями учащихся (название, девиз семьи, приготовление любимого блюда, представление совместного хобби членов семьи).
Такого рода тематическая проектная деятельность требует организации деятельности по сбору и систематизации различной информации. Несмотря на единую тему проекта, детям должна быть предоставлена возможность выбора интересующего их аспекта. Примерная схема изучения темы:
ТЕМА
Исторический аспект (тема в разные времена) Географический аспект (тема в разных странах, у разных народов) Культурный аспект
Тема в фильмах Тема в живописи Тема в сказках
Составление схемы темы позволяет объединить детей в группы по интересам.
При выполнении проекта следует соблюдать последовательность действий:
Проблема
Тема проекта
Гипотеза
План действий
Формирование групп Определение «точек самостоятельности» и «точек сотрудничества» Этапы практической деятельности
Оформление результатов Презентация проекта Групповое обсуждение, оценка проекта
Грамотно организованная проектная деятельность учащихся предоставляет учителю широкие возможности для формирования универсальных учебных действий. Проектная деятельность способствует подготовке учащихся к реальным условиям жизнедеятельности. Выводит процесс обучения и воспитания из стен школы в окружающий мир.
Список литературы
1. Е.В.Козина. Организация тематического обучения и проектной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС//Управление начальной школой №1, 2012.
2.Бычков А.В. Метод проектов в современной школе. – М., 2000.
3. Землянская Е.Н. Учебные проекты младших школьников. // Нач.школа. – 2005. - №9.
4.Иванова Н.В. Возможности и специфика применения проектного метода в начальной школе. // Нач.школа. – 2004. - №2.
5.Новикова Т. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности. // Нар. образование. – 2000. - №7.