«Осенний фестиваль знаний 2024»

Формирование учебной самооценки младших школьников

Аннотация. В статье рассматриваются вопросы формирования учебной самооценки у младших школьников в процессе реализации новых требований ФГОС общего образования.

Annotation . The article deals with the formation of self- concept at younger schoolboys in the course of implementation of the new GEF general education requirements.

Ключевые слова: начальное образование, самооценка, учебная самооценка, фгос начального образования.

Keywords: primary education, self-esteem, self-learning, the GEF primary education.

Олимпиады: Литературное чтение 1 - 4 классы

Содержимое разработки

ФОРМИРОВАНИЕ УЧЕБНОЙ САМООЦЕНКИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

THE FORMATION OF SELF-CONCEPT OF YOUNGER SCHOOLBOYS


Васильева Е.Н.

E.N.Vasileva

Якутск, МОБУ СОШ №12

Yakutsk, school 12


Аннотация. В статье рассматриваются вопросы формирования учебной  самооценки у младших школьников в процессе реализации новых требований ФГОС общего образования. 

Annotation . The article deals with the formation of self- concept at younger schoolboys in the course of implementation of the new GEF general education requirements .

Ключевые слова:  начальное образование, самооценка, учебная самооценка, фгос начального образования.

Keywords: primary education, self-esteem, self-learning, the GEF primary education.


Переход на новый федеральный государственный образовательный стандарт общего образования является одним из основных требований развития общего образования на современном этапе. За последние годы это наиболее значимая системная инновация, в том числе и для начальной ступени общего образования. Достижение качественно новых образовательных результатов, в том числе, формирование универсальных учебных действий, позволяющих развить всесторонне гармонично развитую личность является фундаментальным ядром начального общего образования.

Все мы знаем, что система оценки выступает не только как средство обучения, регулятор образовательного процесса, но и как самостоятельный элемент содержания, средство повышения эффективности преподавания и обучения. Поэтому основные особенности стандартов второго поколения требуют внесения изменений. Система оценивания выстраивается таким образом, чтобы обучающиеся смогли включиться в контрольно-оценочную деятельность, которая является постоянным процессом, естественным образом включенным в образовательную практику. В этом случае обучающимися приобретаются навыки и привычки адекватной самооценки и взаимооценки, рассматриваемые как метапредметные результаты.

Самооценка – это один из важнейших психологических факторов формирования учебной деятельности обучающегося. Причина отставания в обучении является слаборазвитое умение критически оценивать результаты своей учебной деятельности. Ребенка необходимо приучить к мысли, что человек может и должен оценивать себя сам, ведь эта оценка важная, т.к. позволяет самостоятельно двигаться дальше. Особое место в исследовании самооценки принадлежит младшему школьному возрасту, поскольку именно в этом возрасте идет интенсивный процесс формирования учебной деятельности как ведущего вида деятельности.

Самооценка, являясь системообразующим ядром индивидуальности личности, во многом определяет жизненные позиции человека, уровень его притязаний, всю систему оценок. По А.Н. Леонтьеву самооценка является одним из существенных условий, благодаря чему индивид становится личностью. Именно поэтому «развитие способностей у учащихся к адекватной оценке и самооценке» одна из важнейших педагогических задач для коллектива школы [8, с. 59]. Решение обозначенной актуальной задачи, по мнению Н. В. Григоряна и В. С. Сластёнина, связано с понятием самооценки личности.

В частности, В. С. Сластёнин отмечает, что самооценка является «составной и неотъемлемой частью развития личности», влияет на формирование стиля поведения и жизнедеятельности человека. Другими словами, самооценка во многом обуславливает динамику и направленность развития субъекта в целом [8, с. 345]

Вопросы,  которые связаны с развитием самооценки, входят в круг центральных проблем педагогической и возрастной психологии. Умение оценить себя закладывается в самом раннем детстве, а развитие и совершенствование его происходит в течение всей жизни человека.

Установлено, что одной из причин отставания учащихся в учении является слаборазвитое умение критически оценивать результаты своей учебной деятельности. Совершенно четко выявилась необходимость поиска эффективных способов организации оценочной деятельности учителя и ученика, начиная с первого класса. «У младших школьников наблюдаются все виды самооценок: адекватная устойчивая, завышенная устойчивая, неустойчивая в сторону неадекватного завышения или занижения. Причем от класса к классу возрастает умение правильно оценивать себя, свои возможности и в то же время снижается тенденция переоценивать себя» [4, с. 360]. Самооценка в зависимости от своей формы (адекватная, завышенная, заниженная) может стимулировать или, наоборот, подавлять активность обучающегося. Г. М. Кождаспирова отмечает: «Адекватная самооценка — позволяет человеку правильно соотносить свои силы с задачами разной трудности и с требованиями окружающих» [5, с. 364].

Различными аспектами проблемы исследования самооценки личности занимались такие психологи как Б.Г.Ананьев, Л.И.Божович, Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, Д.Б.Эльконин, А.И.Липкина.

Проблема исследования заключается том, чтобы определить каковы наиболее эффективные приемы развития самооценки младших школьников.

Для решения этой проблемы можно использовать технологию оценивания учебных успехов. Работая в образовательной системе «Школа 2100» под редакцией Вахрушева А.А., Данилова Д.Д я узнала, что разработана модель контроля и оценивания успехов школьников на разных этапах образовательного процесса. Основными составляющими технологии оценки учебных успехов являются: развитие у учащихся самооценки; фиксация результатов в таблицах требований; дифференциация оценки по шкале уровней успешности.

Работу по этой технологии начала в прошлом году, когда взяла 3 класс. Договорились с учениками какими значками будем себя оценивать в дневниках и тетрадях. Выбрали смайлики, проговорили критерии. В конце урока в тетрадях ученики этими же смайликами оценивали «успешность» своей работы.

По моим наблюдениям в процессе учебной деятельности выяснила, что у большинства детей самооценка завышена или занижена. Лишь 3 человека оценивали себя адекватно. Поэтому после оценивания обязательно этим детям задавала вопросы:

- Почему ты нарисовал именно этот значок?

- Посмотри на образец и соотнеси со своей работой.

-У тебя точно так же? Всё правильно выполнил?

-Тогда каким значком ты должен был оценить себя?

Рядом с самооценкой ребенка обязательно ставила свой значок, попутно сопровождая комментариями: «Молодец!», «Умничка!», «Очень хорошо!» или «Постарайся ещё!», «У тебя всё получится!», «Я в тебя верю!»

В течение первых двух четвертей, моими учениками были освоены шаги самооценки в знаковой форме. Для дальнейшего поддержания интереса к своей оценке и введения элемента новизны, предложила заменить смайлики на другие символы – это стали баллы от 0 до 3. Я сознательно предложила детям не 5-и бальную, а 3-бальную шкалу оценивания, чтобы не путали и не переводили в отметки.

3 балла – Я молодец, всё выполнил верно, без посторонней помощи!

2 балла – Допустил ошибки, но в целом справился хорошо, хоть и попросил помощь учителя или одноклассника.

1 балл – Я недоволен своей работой, справился не так как мог бы, много помогали одноклассники или учитель.

0 баллов – Я ничего не понял. Помогите.

В конце третьего класса, когда детьми будут освоены критерии оценивания, я хочу ввести дополнительные символы: П- правильность выполнения/сличение с образцом, А - аккуратность выполнения. Что бы с их помощью в письменных работах на полях тетради дети стали оценивать каждое выполненное задание. Рядом буду записывать свою оценку.

Для оценивания устных ответов познакомила учащихся с алгоритмом самооценки (технология оценивания учебных успехов ОС «Школа 2100»). Если необходимо, то в процессе устной самооценки учащихся вношу корректировку и привлекаю к этому других учеников.

Формирование самооценки происходит при работе в парах, группах, когда учащиеся учатся оценивать друг друга и отстаивать свою оценку. Перед использованием взаимопроверки и взаимооценки выработали следующие правила:

1. Оценивай доброжелательно. Сначала все положительное, а затем то, над чем твоему однокласснику необходимо ещё поработать.

2. На оценку не обижаемся, а выслушиваем и принимаем или оспариваем с аргументами.

Дети, которые сначала завышали или занижали свои успехи, глядя на мои «поправки», старались более объективно себя оценить.

Самостоятельное и объективное оценивание своего труда позволяет предотвратить конфликты и споры по выставлению отметок, регулировать уровень умений и степень притязаний каждого ученика, способствует формированию адекватной самооценки, повышению интереса к процессу учебной деятельности.


Список использованной литературы:

  1. Амонашвили Ш.А. Возможность обучения без отметок в начальных классах. Экспериментальные исследования по проблемам перестройки начального обучения. Тбилиси, 1969. – 142 с.

  2. Ананьев Б.Г. Развитие детей в процессе начального обучения и воспитания // Проблемы обучения и воспитания в начальной школе. М., УЧПЕДГИЗ, - 1960. – №5. – с.25-29

  3. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Вахрушев А.А., Данилов Д.Д. Образовательные технологии. Сборник материалов. – М.: Баласс, 2008. – 160 с.

  4. Выготский Л.С. Проблемы обучения и умственного развития // Избранные исследования. М., 1956.

  5. Кождаспирова Г. М. Педагогика: учебник для студентов образовательных учреждений. М.: Гуманитарный издательский центр «Владос», 2003. 387 с.

  6. Леонтьев А.Н. Формирование самооценки школьника. М., 1986. – 348с.

  7. Сластёнин В. А., Исаев И. Ф., Шилов Е. Н. Педагогика: учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2004. 345 с.

  8. Эльконин Д.Б. Психология обучения младшего школьника. М., Педагогика, 1974. -304 с.

References:

1. Amonashvili Sh The possibility of learning without grades in primary school. Experimental studies on the restructuring of elementary education. Tbilisi, 1969. - 142 p.

2. Ananiev BG The development of children in the process of initial training and education // Problems of training and education in the elementary school. M. Uchpedgiz, - 1960. - №5. - s.25-29

3. Buneev RN, Buneeva EV Vakhrushev AA, Danilov DD Educational Technology. The collection of materials. - M .: Balass, 2008. - 160 p.

4. LS Vygotsky Problems of training and mental development // Selected studies. M., 1956.

5. Kozhdaspirova GM Psychology: a textbook for students of educational institutions. M .: Publishing Center for Humanities "ñ", 2003. 387 p.

6. AN Leontiev Formation of student self-assessment. M., 1986. - 348s.

7. Slastenin VA, Isaev IF, Shilov EN Psychology: a textbook for students of higher educational institutions. M .: Publishing Center "Academy", 2004. 345 p.

8. El'konin DB Psychology teaching younger students. M. Pedagogy, 1974. -304 p.

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Осенний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее