«Зимний фестиваль знаний 2025»

Формирование творческих компетенций обучающихся в группе продленного дня.

Группа продлённого дня (ГПД) организуется в целях оказания всесторонней помощи семье в обучении навыкам самостоятельности в обучении, воспитании и развитии творческих способностей обучающихся, социальной защиты обучающихся и обеспечивает условия для проведения внеурочной деятельности с ними. - работа в ГПД строится и соответствии с действующими требованиями Минздрава России по организации и режиму работы групп продленного дня.

Олимпиады: Литературное чтение 1 - 4 классы

Содержимое разработки



















Формирование творческих компетенций

обучающихся в группе продленного дня.























Осмоловская Ю.П.







Группа продлённого дня (ГПД) организуется в целях оказания всесторонней помощи семье в обучении навыкам самостоятельности в обучении, воспитании и развитии творческих способностей обучающихся, социальной защиты обучающихся и обеспечивает условия для проведения внеурочной деятельности с ними. - работа в ГПД строится и соответствии с действующими требованиями Минздрава России по организации и режиму работы групп продленного дня.

 Основные направления работы ГПД   - Учебно-познавательная деятельность.  - Гражданско-патриотическая деятельность .   - Нравственно-правовое воспитание.   - Эстетическое воспитание.    - Художественно-эстетическая и оформительская деятельность.   - Спортивно-оздоровительная работа.  - Экологическое воспитание.   - Трудовое воспитание.  .

Способы стимулирования творческих способностей. - обеспечение благоприятной атмосферы; - доброжелательность со стороны взрослых, отказ от критики в адрес ребёнка; - обогащение окружающей ребёнка среды самыми разнообразными новыми для него предметами и стимулами с целью развития его любознательности; - поощрение высказывания оригинальных идей; - обеспечение возможностей для практики; - использование личного примера творческого подхода к решению проблем; - предоставление детям возможности активно задавать вопросы.

 Общие правила организации работы в группах:

  • За отношениями в группе нужно следить: каждый участвует в разговоре, каждый думает над работой, позиции всех равны, отношение может быть свое.

  • Для работы в группах должны быть такие задания, где разные дети дают разные варианты, а не одинаковые.

  • Навык работы в группах нужно формировать, не игнорируя мелочей и не пытаясь перейти к сложному без доработки простейшего.

  • Вводя новую форму сотрудничества нужно дать ее образец.

  • Для срабатывания групп не следует часто менять состав, но и закреплять надолго нельзя.

  • При оценке работы в группе следует подчеркивать прежде всего человеческие добродетели. Оценивать можно лишь общую работу. Нельзя давать детям, работающим вместе разные оценки.

  • Групповая работа требует перестановки парт. Дети должны сесть так, чтобы видеть и слышать друг друга.

Основные противопоказания при организации групповой работы:

  1. Не допускать пары из двух слабых детей.

  2. Воспитанники, отказывающиеся работать вместе не должны принуждаться.

  3. Если кто - то пожелал работать в одиночку, учитель позволяет ему сделать это, не проявляя при этом недовольство.

  4. Нельзя заниматься совместной работой более 10-15 минут.

  5. Нельзя требовать абсолютной тишины. Вводить критерий - умение слушать.

  6. Нельзя наказывать лишая участия в групповой работе.

Положительные тенденции в использовании групповой работы в мероприятиях группы продленного дня:

  • Возрастает объем усваиваемого материала и глубина его понимания;

  • Возрастает познавательная активность и творческая самостоятельность учащихся;

  • Меняется характер взаимоотношений между детьми: исчезает безразличие, агрессия; прибавляется теплота и человечность;

  • Формируется коммуникативная компетентность.

  • Дети помогают в делах своим товарищам, с большим уважением и менее потребительски относятся к труду учителя;

  • Приобретаются навыки, необходимые для жизни в обществе: самостоятельность, ответственность, такт, умение строить свое поведение с учетом позиций других людей;

Одним из главных условий качественной работы группы  является наличие взаимопонимания между членами группы, умение разрешать конфликты и вести грамотный, культурный диалог.

Формирование культуры общения:

 1 этап - учимся слушать друг друга и    высказывать свою точку зрения, мнение по любому поводу.

2 этап – учимся вести диалог и учимся аргументировать свою версию.

3 этап – учимся задавать вопросы и учимся давать контраргументы.

4 этап – учимся разрешать конфликты и совершенствовать умения вести диалог.

Чтобы достичь этих целей, нужно изменить роль учителя: из простого транслятора знаний  нам нужно стать действительным организатором совместной работы с учениками, способствовать  переходу к реальному сотрудничеству в ходе овладения знаниями.

Также в содержание понятия «коммуникативной компетентности» входят и речевые действия:

  • владение языковым материалом для его использования в речевых высказываниях;

  • умения целенаправленно и последовательно (в соответствии с заданием, инструкцией) выполнять действия и адекватно реагировать на контроль и оценки воспитателя.

  • ответы на вопросы в точном соответствии с инструкцией, заданием;

  • применение инструкции (схемы) при подготовке развёрнутого высказывания по ходу и итогам работы;

  • обращение к воспитателю или к товарищу по группе за разъяснением;

  • пояснение инструкции, задания с использованием изученной терминологии;

  • развёрнутый отчёт о последовательности выполнения учебной работы, подведение итогов работы;

  • проведение опроса  и оценка ответов своих товарищей (когда дети меняются ролями в группе)

  • соблюдение речевого этикета при общении (обращение, просьба, диалог: «Скажите, пожалуйста», «Спасибо», «Будьте любезны» и т.п.);



Важность развития творчества младшего школьника. - инициатива - самостоятельность - свободное самовыражение - уверенность в себе

Творческие способности – это…

- Теплов Б.М. под творческими способностями понимал определённые индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого, которые не сводятся к наличному, имеющемуся уже у человека запасу навыков и знаний, а обуславливают лёгкость и быстроту их приобретения.

- Шадриковым В.Д. творческие способности определялись как свойство функциональных систем, реализующих отдельные психические функции, которые имеют индивидуальную меру выраженности, проявляющуюся в успешности и качественном своеобразии освоения деятельности.

- Большакова Л.А. творческие способности определяет как сложное личное качество, отражающее способность человека к творчеству в разных сферах жизнедеятельности, а также позволяет оказывать поддержку в творческой самореализации другим людям. Это высокая степень увлечённости, интеллектуальной активности, познавательной самодеятельности личности.

- Мотков О.И. под творческими способностями понимал способность удивляться и познавать, умение находить решения в нестандартных ситуациях, это нацеленность на открытие нового и способность к глубокому осознанию своего опыта.

Таким образом, можно заключить: Творческие способности есть у каждого ребёнка. Это индивидуально – психологические особенности, отличающие одного человека от другого. От того насколько они будут развиты, зависит творческий потенциал нашего общества, так как формирование творческой личности приобретает сегодня не только теоретический смысл, но и практический смысл. Знание педагогов, что подразумевается под творческими способностями учащихся, расширит границы их проявления у детей.  

Литература: Богданова Т. Г. , Корнилова Т. В. Диагностика познавательной сферы ребёнка.- М.: Роспедагенство, 1994. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей: Учеб. Пособие для студентов высш. Учеб. Заведений.-М.:Изд. Центр “Академия”,2002. Большакова Л.А.Развитие творчества младшего школьника

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Зимний фестиваль знаний 2025»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее