«Осенний фестиваль знаний 2024»

Формирование социально-культурологической компетенции учащихся начальных классов

Главная задача системы образования - создание необходимых условий для формирования, развития и профессионального становления личности на основе национальных и общечеловеческих ценностей; реализация прав ребенка на воспитание, образование и всестороннее развитие, сохранение родного языка, культуры, национальных обычаев и традиций, на информированность, укрепление здоровья.

Воспитательная деятельность по направлениям.

Программа «Дружный класс. Без агрессии».

Содержание занятий по программе «Дружный класс. Без агрессии»

Олимпиады: Немецкий язык 2 - 11 классы

Содержимое разработки


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ г. УСТЬ-КАМЕНОГОРСКА

КГУ «Средняя школа № 36»













РОДУНЕР СВЕТЛАНА АЛЕКСАНДРОВНА


ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОЙ

КОМПЕТЕНЦИИ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ
























Усть-Каменогорск, 2015


Вступление


В Концепции воспитания в системе непрерывного образования РК отмечается, что главная задача системы образования - создание необходимых условий для формирования, развития и профессионального становления личности на основе национальных и общечеловеческих ценностей; реализация прав ребенка на воспитание, образование и всестороннее развитие, сохранение родного языка, культуры, национальных обычаев и традиций, на информированность, укрепление здоровья.

В условиях перехода на новую модель образования и усиления роли воспитания в образовательном процессе правомерно рассмотреть вопрос о переориентации содержания воспитания. Поскольку сегодня в образовательном процессе большое внимание уделяется духовно-нравственному развитию личности, то именно воспитание нравственности и формирование духовности становится стержнем всего воспитательного процесса.[1]

Современная начальная школа не может оставаться в стороне от процессов модернизации образования, которое предполагает реализацию модели компетентностного образования. Национальные ценности и цели образования сформулированы в виде базовых компетенций (жизненные роли):

доброжелательный человек;

заботливый член семьи;

творческая индивидуальность;

ответственный гражданин;

здоровая и совершенствующаяся личность.

Базовые компетенции характеризуют  основные грани личности,  способствуют выстраиванию учениками своей жизни в обществе, осознанию себя как части мира. [2]

Видение.

Тема нашей школы: «Развитие субъектов образовательного процесса на основе компетентностного подхода в условиях профильной школы», исходя из этой темы, я определила для себя тему опытно-экспериментальной работы: «Формирование социально-культурологической компетенции учащихся начальных классов».

В результате воспитательной деятельности как итог работы я вижу выпускника начальной школы, который:

  • владеет основами социального взаимодействия с окружающими (взрослые, учитель, одноклассники);

  • определяет свое место и роль в окружающем мире, в семье, в коллективе, государстве; владеет культурными нормами и традициями, прожитыми в собственной деятельности; владеет эффективными способами организации свободного времени;

  • имеет представление о системах социальных норм и ценностей в Казахстане и других странах; имеет осознанный опыт жизни в многонациональном, многокультурном, многоконфессиональном обществе;

  • умеет учиться, организовывает свою деятельность, умеет пользоваться информационными источниками;

  • готов самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и школой;

  • выполняет правила здорового и безопасного образа жизни для себя и окружающих.

Цели и задачи.

Исходя из портрета ученика начальной школы, я определила для себя цель: создание условий для формирования социально-культурологической компетенции младшего школьника, которая характеризуется как «совокупность взаимосвязанных качеств личности, относящихся к духовной культуре, к жизни людей и их отношением в обществе»[3].

Постановка данной цели предполагает решение следующих задач:

  • Создание и развитие воспитательной системы, способствующей формированию свободной, физически здоровой, духовной богатой, нравственной личности.

  • Воспитание гражданственности, патриотизма, интеллигентности, уважения к правам и свободам человека, к государственным символам, национальным традициям.

  • Создание условий для освоения детьми национальной культуры через изучение и принятие традиций и культуры народов Казахстана.

  • Формирование личностных качеств, необходимых для жизни в современном обществе и эффективной социальной деятельности, развитие потребности в непрерывном личностном самосовершенствовании.

Цели воспитания и задачи воспитательной работы реализуются как в образовательном процессе, так и во внеурочное время и в досуговом периоде.

Ресурсы.

В качестве ресурсов для осуществления успешного воспитательного процесса выступают отношения между педагогом, учащимися и родителями. Для формирования сотрудничества между взрослыми и детьми важно представлять коллектив как единое целое, как большую семью, которая сплачивается и интересно живет, если организована совместная деятельность педагогов, родителей, детей. Это способствует единению, сплочению семьи, установлению взаимопонимания между родителями и детьми, созданию комфортных условий в семье и в классе.

Решение поставленных задач осуществлялось мною в классном коллективе, который был образован в 2013 году, на базе класса предшкольной подготовки - 15 человек и 6 человек вновь прибывшие из детского сада. Для выявления особенностей познавательных процессов и определения интеллектуального уровня учащихся использовалась совокупность психологических диагностик, которые проводила психолог школы в 1 классе.



При планировании различных мероприятий учитываю возрастные особенности учащихся, а также и данные о состоянии здоровья.



В настоящее время дети достигли 10-летнего возраста и учатся в 4 «А» классе, в котором 21 человек, из них 12 девочек и 9 мальчиков. Качество знаний составляет 58 %.  Дети подвижны, импульсивны, жизнерадостны. Любят подвижные игры, спортивные соревнования, активно принимают участие в подготовке и проведении праздников как внутри класса, так и в стенах школы.

13 детей посещает внешкольные учреждения: музыкальную школу, кружки в ДДТ, занимаются спортом, посещают танцевальные кружки и художественную школу, занимаются изучением английского языка.

Традиционно главным институтом воспитания является семья. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей. В ней закладываются основы личности ребенка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформировался как личность. 

Дети в моём классе из благополучных семей. Из 21 учащегося - 9 человек из неполных семей, Андреева Катя проживает с бабушкой, которая является опекуном, так как мама лишена родительских прав. Социальный состав родителей класса представлен следующим образом:


Третьей составляющей единицей является учитель начальной школы, который является одновременно преподавателем, воспитателем, организатором деятельности детей, активным участником общения с учениками, их родителями и коллегами, исследователем педагогического процесса, консультантом, просветителем и общественником.

Критические факторы успеха.

Для успешной работы я стараюсь постоянно повышать уровень своего профессионализма и педагогического мастерства. В этом году прошла 3-ёх месячные курсы повышения квалификации педагогов общеобразовательных школ РК на базе Назарбаевской интеллектуальной школы и овладела третьим базовым уровнем.

На курсах мы рассматривали такое понятие как «Рефлективный практик», введённое Дональдом Шоном в своей книге «Рефлективный практик: как профессионалы думают в действии» (1983). Для более качественного и эффективного построения воспитательного процесса, учителю необходимо научиться мыслить критически, что предполагает рефлективное преподавание с размышлениями над тем, какими компетенциями (качествами) и на каком уровне владеют учащиеся, насколько формы и методы работы соответствуют целям и задачам воспитания.

Важным фактором, влияющим на эффективность деятельности учителя, являются его личностные качества, направленность, уровень притязаний, самооценка, образ «Я». Успешный учитель всегда сориентирован на самоанализ и самодиагностику. Только от самого учителя зависит процесс его самопознания, самосовершенствования и самоактуализации. В процессе познания мне помогает и психолог нашей школы, который регулярно проводит диагностические исследования, позволяющие учителю проанализировать свои личностные качества: мотивационную структуру личности, определить когнитивно-деятельностный стиль, поведение в конфликте, особенности педагогического взаимодействия, определить направления профессионального и личностного совершенствования, так как, чтобы воспитать поликультурную личность, владеющую основами социального взаимодействия с окружающими возможно только при воспитание в себе личностных качеств и ключевых компетенций.

Моя основная теоритическая база при работе с детьми строится на принципе природосообразности. Основные черты природосообразного воспитания (преимущественно нравственного) раскрыты в наследии классиков педагогики (Я.А.Коменского, Дж.Локка, Ж.-Ж.Руссо, И.Г.Песталоцци, А.Дистервега, К.Д.Ушинского, В.А.Сухомлинского, Ш.А.Амонашвили). Эти черты содержат такие ведущие ценностные ориентиры, как гуманизация воспитания, ориентация на развитие и саморазвитие природных сил и способностей ребенка, на формирование нравственно целостной личности демократического общества с учетом ее потенциальных возможностей. [4]

Наиболее близка мне система идей, взглядовВ.А.Сухомлинского, которая трактуется, как воспитание в соответствие с законами естественной и социальной природы; единство труда, красоты и духовной жизни, последовательное развитие духовно-нравственных сил ребенка, воспитание жизнью, формирование качеств гражданина, нравственная подготовка к семейно-брачным отношениям, учет среды обитания детей как мира их природы, самореализация личности ребенка.[4]

Существует много методов и их класификаций по различным основаниям. Я использую в своей работе традиционные (классификация Г.И Щукиной). Она выделяет три группы методов:

1. Формирование сознания через убеждения использует: назидательные истории, притчи, басни, рассказ на этические темы, объяснения, лекции, этические беседы, разъяснения, увещевания, внушения, инструктаж, диспут, доклад, пример.

2. Методы организации деятельности – через упражнения, приучение, педагогическое требование, общественное мнение, поручение, воспитывающие ситуации.

3. Методы стимулирования – поощрение, наказание, соревнование. Виды поощрения – одобрение, благодарность, награждение, похвала, предоставление почетных прав, награждение почетными грамотами, подарками.[5]

Действия, способствующие реализации поставленных задач.

Воспитательная работа начинается с педагогической диагностики. Чтобы воспитать человека во всех отношениях, нужно знать его во всех отношениях, так писал К.Д.Ушинский.[6] Педагогическая диагностика – это оценочная практика, направленная на изучение индивидуально-психологических особенностей ученика и социально-психологических характеристик детского коллектива с целью оптимизации учебно-воспитательного процесса.[6]

В своей практике я пользуюсь такими методами диагностики как: метод наблюдения, беседа, анкетирование, различные опросники.  

Наблюдая за классным коллективом на начальном этапе работы я отметила, что класс находился на 1-ой ступени уровня развития коллектива, которую можно обозначить как «Песчаная россыпь» (диагностика уровня развития коллектива), где каждый сам по себе, возникали часто конфликты, не было взаимопонимания, поэтому на начальном этапе работы, основной задачей являлось формирование коллектива, так как развитие и формирование личности можно успешно осуществлять только в коллективе и через коллектив.

Для решения этой задачи я проводила классные часы: «Права и обязанности школьника», «Кто я? Какой я?», «История моей дружбы», «Вместе весело шагать по просторам». Организация праздников «Посвящение в первоклассники», «День чести школы», поздравления и игровые программы ко дню Восьмого марта и ко Дню батыра, походы в театр, кино, музеи, проведение весёлых стартов способствовали сплочению коллектива. Кроме того в нашей школе традиционно проводятся акции «Забота», «Доброе дело», «Наши пернатые друзья», которые способствуют как сплочению коллектива, так и воспитанию нравственных качеств.

Диагностика уровня воспитанности (методика Н.П. Капустина) во втором классе показала, 3 % учеников имеют высокий уровень воспитанности, 57 % учащихся имеют хороший уровень, 21% - средний и низкий – 19%. Результаты диагностики показали, что необходимо в процессе освоения ребятами социальной школьной среды формировать социально-культурологическую компетенцию, которая осуществлялась по следующим направлениям:

Таблица № 1 – Воспитательная деятельность по направлениям.

Направления

Мероприятия

Патриотическое воспитание

Классные часы: «День Независимости», «День защитника Отечества», «Традиции нашего народа», «Этих дней не смолкнет слава», «Я, ты, он, она – вместе целая страна», политинформации: «На каких языках говорят в Казахстане», «События в стране», «События в городе».

Политическая и правовая культура

Права и обязанности школьника, «Я и мой дом» - право на жилище, «Я и мои вещи»- право на частную собственность, «Я и другие» - особенности общения со сверстниками и взрослыми людьми, мой класс, моя школа, мой город, страна, общество. «Что такое демократия?», «Что такое право?», «Что такое мораль?», «Нужны ли законы в обществе?», «Что такое правонарушение», «Я и моя безопасность». Политинформации: «Мой сосед – Россия», «Мир вокруг нас»

Социальная культура

Этические беседы: «Как вести себя в библиотеке», «Как вести себя в столовой», «Как вести себя в общественном транспорте», «Поведение в театре и в кино».

Духовно-нравственная культура

Политинформации: «Газеты для детей», «В мире интересного». Классные часы: «Кого называют образованным», «Что такое поручение», «Настоящий мужчина», «Наши бабушки и дедушки», «Правда и ложь – какие они?», «Ежели, вы вежливы», «Кто они такие эгоисты?», «Правда и ложь», «Что значит быть душевным?»

Культура здоровья и здорового образа жизни.

Классное собрание «Режим дня школьника», «Весёлые старты», «Скажи нет вредным привычкам», «Весёлый светофор».

К сожалению, несмотря на проводимую работу, я сталкивалась с проявлениями агрессии со стороны детей. Они часто обращались с жалобами, проведённое анкетирование показало, что в классе есть ребята, которые обижают, дразнят, дерутся, то есть ведут себя агрессивно, поэтому в 2015-2016 году наша школа работала по программе «Дружный класс. Без агрессии». Основные цели Программы:

  • Улучшение психологического климата в школе;

  • Повышение психолого – педагогической компетентности взрослых (родителей, педагогов и всех работников школы);

  • Повышение уровня коммуникативной культуры учащихся;

  • Преодоление и предупреждение социально – эмоциональных проблем у учащихся.

Для реализации основных целей Программы я, классный руководитель:

- Получала информацию от детей и родителей о проблеме агрессивного поведения;

- Приобщала детей и взрослых к решению этой проблемы;

- Выявляла случаи агрессивного поведения (ни один такой случай не оставляла без внимания), обсуждала их в классе, беседовала с родителями индивидуально;

- Помогала учащимся, принимать необходимые меры в случаях проявления агрессии;

- Развивала у ребят навыки социального поведения;

Занятия по Программе проводились со всем классом в форме классного часа, с группой учащихся или (по желанию) индивидуально с учеником (в форме беседы о конкретном случае, о возможных вариантах поведения, о поддержке, об оказании помощи), так как индивидуальный подход (сопровождение ученика) очень важен для обеспечения системного непрерывного воспитательного процесса – залога эффективной профилактической работы.

Программа предполагала проведение восьми занятий, которые подразделялись на информационные (первые три) и практические (пять занятий) с классом и группами детей.

Таблица № 2 - Содержание занятий по программе «Дружный класс. Без агрессии»

занятия

Примерное содержание занятий

1


  1. Введение.

На занятиях будем говорить:

    • О добрых взаимоотношениях в классе;

    • О том, как важно уважать себя и других;

    • О том, как не позволять обижать себя и других.

  1. Примеры ситуаций, фильм (к/ф «Чучело» режиссёра Р. Быкова)

  2. Анкетирование (см. приложения 1,2,3)

2

  1. Обсуждение результатов анкетирования.

  2. Агрессия и агрессивное поведение: формы проявления и чем опасна агрессия, как различать шутку, игру и агрессивные действия?

3

  1. Кто и почему чаще всего становится жертвой агрессии? Просмотр фрагментов к/ф «Чучело», «Адажио».

За что дразнят:

    • Самый слабый;

    • Непохожий на других;

    • Новичок…

  1. Кто и почему становится агрессором? Работа в группах.

    • Портрет агрессора.

    • Причины агрессии.

  2. Анкетирование (см. приложение 4)

4

  1. Что можно сделать, чтобы остановить агрессию?

Анализ результатов анкетирования.

    • Как помочь жертве?

    • Как помочь агрессору справиться?

    • Как улучшить взаимоотношения в классе, в школе?

Возможные способы:

    • Определить стратегии поведения;

    • Ящик сообщений

    • Правила поведения класса (предложения) (см. приложение 5)

5

  1. Принятие Правил класса.

  2. Просмотр м/ф «Крошка Енот», привило Крошки Енота.

  3. Каким образом можно выполнять правило?

    • Иллюстрирование (по подгруппам)

6

  1. Работа над Правилами класса.

  2. Обмен мнениями.

7

Обучение выбору адекватной стратегии поведения.

    • Тренинг социальных навыков.

Методика «Город разных точек зрения»

8

Подведение итогов. Результаты анкетирования.

На занятиях рассматривались такие понятия как: агрессивное поведение, агрессор, жертва, зрители, агрессия.

Для того чтобы бороться с агрессией нужно знать, что является основой агрессивного состояния и чем он может быть обусловлен. Чтобы не стать объектом агрессии, необходимо придерживаться следующих принципов, которые учащиеся выработали в группах:

Не позволяй себя обижать!

  1. Не бойся агрессора, держись уверенно.

  2. Постарайся сохранять спокойствие, говори медленно, чётко и твёрдо.

  3. Не груби в ответ и не дерись.

  4. Используй (выбери) следующие стратегии поведения:

    • Твёрдо и уверенно скажи, что тебе не нравится такое обращение;

    • Пошути в ответ;

    • Спокойно уйди (не убегай);

    • Обратись за помощью к друзьям или старшим, если не можешь справиться сам.

На занятиях обсуждался с детьми вопрос о правильном выстраивании взаимоотношений с людьми, о взаимоотношении и способах противостояния агрессии. Ребята сами пробовали ответить на вопросы:

  • Кто такой агрессор?

  • Каковы признаки и черты характера агрессора?

  • Как и почему становятся агрессорами?

  • Как помочь агрессору исправиться?

  • Что можно посоветовать жертве?

  • Кто и как может помочь жертве?

На одном из занятий учащиеся в процессе групповой работы сформулировали правила поведения в нашем классе.

В нашем классе можно:

  1. Дружить всем вместе, играть в коллективные игры на перемене.

  2. Приветствовать друг друга каждый день.

  3. Называть только по имени.

  4. Помогать товарищу в трудную минуту.

  5. Просить помощи у товарища и поддерживать его.

В нашем классе нельзя:

  1. Давать друг другу клички.

  2. Ругаться плохими словами.

  3. Обзываться, драться.

  4. Писать обидные записки.

  5. Смеяться над недостатками товарища.

  6. Обсуждать кого-то, сплетничать.

Вопрос детской агрессии обсуждался и на родительских собраниях, совместно с родителями мы постарались выявить причины детской агрессии – это неудовлетворённость в семье, невоспитанность самих родителей, проявление зависти, обиды со стороны детей, заниженная самооценка, вспыльчивость и неуравновешенный характер, как родителей, так и ребёнка, домашние проблемы, которые переносятся на ребёнка, недостаток внимания со стороны родителей.

Для родителей были даны несколько рекомендаций:

- постоянно интересоваться делами класса и межличностными отношениями;

- помогать ребёнку разобраться в данной ситуации, найти истину в споре, не защищать и не наказывать не разобравшись;

- внимательно относиться к своему ребёнку, не занижать и не завышать самооценку;

- организовывать совместный отдых, поездки на природу;

В воспитательном процессе работу с родителями я осуществляю через организацию таких форм работы и форм деятельности с семьёй как: родительские собрания, индивидуальные консультации, помощь в организации и проведении внеклассных дел и участие родителей в работе родительского комитета. Я как классный руководитель большое внимание уделяю просвещению родителей, например, выявив в классе такую проблему как сквернословие, была проведена беседа с ребятами, а для родителей на собрании был проведён лекторий «О вреде сквернословия» с использованием цикла передач «Взрослым о детях».

Повторная диагностика уровня воспитанности показала, что высокий уровень имеет – 3%, хороший уровень 74 % учащихся и 23 % - средний. Высокий показатель (4,5) – отношение к природе, хороший (4,2) – прилежание, отношение к школе и прекрасное в моей жизни, средний (3,8) – любознательность.

Анализируя уровень воспитанности учащихся в сравнении, мы видим, что имеется тенденция к росту, но анализ также показывает, что необходимо проводить работу по самовоспитанию школьников, так как только путем самовоспитания вырабатываются такие ценные личностные качества как сила воли, мужество, настойчивость, терпение, уверенность в своих силах, стремление быть умным, образованным. Такую работу я планирую проводить в этом году, взяв за основу труды А.И.Кочетова.
Стратегическая задача образования – опережать запросы общества, конструировать воспитательные системы так, чтобы личность получала запас нравственных, интеллектуальных, гражданских сил, необходимых для того, чтобы адаптироваться и быть готовым активно действовать в меняющихся условиях, направляя их на общую пользу. Задача классного руководителя формировать поколение учащихся, проявляющих большой интерес к знаниям, высокий уровень культуры, ответственность за своё поведение и судьбу Отечества.



ЛИТЕРАТУРА


  1. Концепция воспитания в системе непрерывного образования РК.

  2. Стандарт 12 летнего образования.

  3. Хуторской А.В. Ключевые компетенции. // Народное образование. 2003.№5.

  4. Г.А. Харьковская. Природосообразность как теоретическая основа воспитания [электронный ресурс] http://nauka-pedagogika.com/

  5. Классификация методов воспитания (Г.И. Щукина) [электронный ресурс] Иванова В.А., Левина Т.В. ПЕДАГОГИКА электронный учебно-методический комплекс. http://www.kgau.ru

  6. Э.М.Хафизова. Диагностика и мониторинг воспитательного процесса. [электронный ресурс] http://www.openclass.ru













































Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Осенний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее