«Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Формирование просодической стороны речи у детей с проблемами в развитии

Фомирование и развитие просодичесой сиситемы: голосовые характеристики и мелодико-интонациооная сторона речи.

Олимпиады: Дошкольникам "Азбука безопасности"

Содержимое разработки

Формирование просодической стороны речи

у детей с проблемами в развитии


У детей дошкольного возраста широко распространены нарушения речи, а пути преодоления этих расстройств заслуживает пристального внимания и специалистов и родителей.

Наряду с дефектами звукопроизношения и нарушением лексико-грамматического строя речи у детей с патологией отмечается несформированность просодической стороны речи.

Распространенность просодических нарушений отрицательно влияет на становление речевого общения дошкольников.

А развитие интонационной выразительности речи часто оказывается недостаточно охваченным коррекционной деятельностью логопеда.

Всё это заставляет по новому взглянуть на эту проблему и диктует необходимость уделять развитию просодической стороны речи должное внимание.

По данным современной лингвистики просодическую систему образуют голосовые характеристики (высота, сила, длительность, тембр) и мелодико-интонационная сторона речи (темп, ритм, ударение, паузация).


Голосовыми характеристиками являются:


  1. Сила – это умение произносить слова, фразы с различной степенью громкости (умеренно, тихо, умеренно громко и т. д.).

  2. Высота – служит основным средством для передачи эмоциональной и смысловой выразительности речи.

  3. Тембр – окраска голоса. Чистота, яркость, звучание голоса.

  4. Длительность – относительная скорость отдельных слов в синтагме или одной синтагмы по отношению к другой.


Интонация складывается из следующих компонентов:


  1. Мелодика – частота основного тона голоса.

  2. Темп – длительность речи (медленный, умеренный средний и быстрый речевой темп).

  3. Ритм – последовательное чередование выделенных элементов речи, имеющих смысловое или выразительное значение.

  4. Ударение – выделение главного по смыслу слова во фразе (произнесение слова с большей силой и длительностью, чем остальные слова в предложении).

  5. Пауза – деление фразы на смысловые отрезки. Употребляется для отделения одной семантической единицы от другой; для выражения связи между ними; для передачи того или иного эмоционального оттенка.


Чаще всего просодические нарушения встречаются у дошкольников со стёртой дизартрией, проявляются в структуре дефекта у детей с фонетико-фонематическим нарушением речи и общим недоразвитием речи II и III уровня.

При логопедическом обследовании детей обычно выделяются следующие нарушения голоса и интонационной выразительности речи:


1. Недостаточная модуляция голоса по силе и высоте (голос либо чрезмерно громкий, либо чрезмерно тихий, «иссякающий», характерен узкий высотный диапазон голоса).

2. Нарушения тембра (глухой, хриплый, напряжённый, дрожащий).

3. Нарушения мелодической организации высказываний (речь невыразительная, наблюдаются трудности мелодического оформления повествовательных, вопросительных и восклицательных высказываний).

4. Нарушения темпа (ускоренный, замедленный) и ритма (скандированный, растянутый) речи.


В процессе речевой коммуникации голосообразование, голосоподача и интонация являются важными средствами формирования высказывания, уточняют его семантику, осуществляют передачу эмоциональных экспрессивных значений.

Интонационная выразительность речи основывается на нормальном функционировании универсальных физиологических основ производства речи.

Поэтому логопедическая работа по формированию просодической стороны речи должна строиться с учётом современных лингвистических представлений о голосовых модуляциях и интонационной выразительности речи и быть ориентирована:


  • на развитие речевого дыхания, силы голоса, расширение его высотного диапазона;

  • на формирование восприятия и воспроизведения основных интонационных типов;

  • на развитие умения передавать с помощью интонации определённые чувства и настроения.


Основными задачами коррекционной работы по развитию просодической стороны речи являются:


  1. Формирование навыка владения голосовыми модуляциями.

  2. Формирование мелодико-интонационной стороны речи.

  3. Обучение правильному пользованию мелодико-интонационными средствами выразительности.

  4. Обеспечение использования детьми всего комплекса интонационных средств оформления высказываний в различных ситуациях в процессе общения.


Основными направлениями логопедической работы над всеми компонентами интонационной системы являются:


  1. Развитие речевого слуха (восприятия изменений силы, высоты голоса, тембра и темпа речи).

  2. Развитие восприятия и воспроизведения ритмических структур, речевого ритма.

  3. Развитие силы голоса, расширение высотного диапазона голоса.

  4. Развитие восприятия и воспроизведения ударения.

  5. Формирование восприятия и воспроизведения мелодики повествовательных, вопросительных и восклицательных высказываний.


Для решения и реализации вышеуказанных задач и направлений коррекционно-логопедической работы используются различные игры, упражнения и задания, направленные на развитие голоса и интонационной выразительности речи дошкольников.


Упражнения на развитие голосообразования и голосоподачи.


1. Упражнения на развитие силы голоса:

А) Удлинённое произнесение звука при средней громкости голоса. Сначала гласных, звонких щелевых, слогов.

Б) Усиление и ослабление голоса: громко – тихо, шёпот – беззвучная артикуляция.

В) Усиление и ослабление голоса без паузы.

Г) Чтение стихотворения с постепенной сменой силы голоса.


2. Упражнения на развитие высоты голоса:


А) Повышение и понижение голоса при произнесении гласных и их сочетаний из 2 – 3 звуков; слогов.

Б) Укачивание куклы.

В) Напевное произнесение и пение гамм.


3. Упражнения на развитие тембра голоса:


А) Подражание голосам героев русских народных сказок.

Б) Выразительное чтение стихотворения.



Упражнения по формированию интонационной выразительности речи.


1. Упражнения на формирование восприятия и воспроизведения ритма.

А) Воспроизведение ритмических серий чередованием ударов с короткими и длинными промежутками: I II; II II; II III и т. д.; громких и тихих.


2. Упражнения на формирование восприятия и понимания основного тона высказывания.

А) С опорой на наглядность.

Б) Без опоры на наглядность.


3. Упражнения на формирование восприятия и воспроизведения мелодики различных интонационных типов высказываний.


А) Повествовательных.

Б) Вопросительных.

В) Восклицательных.


4. Упражнения на формирование восприятия и воспроизведения ударения.


А) На материале слогов.

Б) На материале предложений.


Перечисленные игры и упражнения:

  • Целесообразно использовать при проведении индивидуальных и подгрупповых занятий;

  • Можно располагать их по видам работы и соотносить с лексическими темами, используемыми для развития речи дошкольников на занятиях;

  • Варьировать и постепенно усложнять в соответствии с возрастающими произносительными возможностями детей.


Таким образом, они способствуют овладению детьми выразительной речью и улучшению их навыков общения.

4


Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее