«Зимний фестиваль знаний 2025»

Формирование нравственных качеств младших школьников на уроках в начальной школе через личностные УУД

Формирование нравственных качеств младших школьников на уроках в начальной школе через личностные УУД

Олимпиады: Литературное чтение 1 - 4 классы

Содержимое разработки

Формирование нравственных качеств младших школьников на уроках в начальной школе через личностные УУД

  1. Мирошникова П.В.

Казанский (Приволжский) федеральный университет, Елабужский институт

  1. Юсупова Е.М.

кандидат наук,доцент

NovaInfo 105с.88-90
Опубликовано 5 июня 2019
Раздел: Педагогические науки
Просмотров за месяц: 5
CC BY-NC

Аннотация

В статье раскрывается как с помощью личностных УУД мы можем формировать у детей нравственные категории.

Ключевые слова

ЛИЧНОСТНЫЕ УУД, НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА, МЛАДШИЙ ШКОЛЬНИК, НРАВСТВЕННОСТЬ

Текст научной работы

Формирование нравственности совершается в школе на всех уроках. Мы проанализировали рабочую программу на 2018-2019 учебный год по русскому языку, литературному чтению, математике, окружающему миру, изобразительному искусству, технологии, основы религиозных культур и светской этики и рассмотрели потенциал нравственного воспитания, заложенный в содержание учебных предметов 4 класса через личностные УУД.

«Русский язык»

УУД восприятие русского языка как явления национальной культуры, понимание связи развития языка с развитием культуры русского народа в отношении к Родине.

Язык — это средство общения людей, орудие формирования и выражения мыслей и чувств, средство усвоения новой информации, новых знаний. Ребенок приобщается к культуре речи народа. Через общение с другими людьми ребенок старается грамотно поставить свою речь, так он с уважением относится к себе. Так формируется нравственное осознание себя как субъекта российской идентичности.

УУД понимание богатства и разнообразия языковых средств для выражения мыслей чувств.

РЕКЛАМА

Исследователи — лингвисты отмечают, что современный ребенок часто не понимает многих крылатых выражений, связанных с событиями прошлого, не использует фразеологизмы в активном словаре. Предполагается, что одной из причин этого явления может быть то, что в современной культуре ребенок получает большое количество информационных блоков, подающихся в сжатой, преимущественно визуальной форме. Нравственные нормы, сформулированные в виде, пословиц, поговорок, притч, не предлагаются ребенку прямо, требуют замедления восприятия, рассуждения, актуализации исторических контекстов. Все это позволяет ребенку самостоятельно делать умозаключения, и у него тем самым появляется стимул к нравственному поведению.

УУД внимание к мелодичности народной звучащей речи.

О богатстве речи судят не только по количеству слов в русском языке, а прежде всего по умению использовать эти слова, учитывая их разные значения, стилистическую окраску. Умение воспринимать язык с эстетической стороны для младшего школьника является наиболее оптимальным способ пробуждения нравственных чувств.

Проанализируем возможности нравственного воспитания, заложенные в учебном предмете «Литературное чтение»

УУД учащиеся приобретают опыт внимательного отношения собственным переживаниям, вызванным восприятием природы, произведения искусства, собственных поступков, действий других людей; оценки своих эмоциональных реакций, поступков действий других людей.

Ученик на уроках литературного чтения учится не только правильно и четко читать, но и выразительно, ярко и красиво отвечать на вопросы по тексту. Смысловое чтение на уровне самоконтроля можно отнести и к регулятивным универсальным учебным действиям. Но наиболее активно оно проявляется как результат, как коммуникативные умения уже в качестве результата по прослушанному или прочитанному тексту. Собственное переживание познается и осознается ребенком лишь через посредство его отношения к внешнему миру, к объекту. Читая произведения, ребенок понимает, что такое хорошо и что плохо, как поступать правильно, а как не нужно.

УУД соотносить жизненные наблюдения с читательскими впечатлениями.

Дети склонны подражать своим любимым героям. Исследователи отмечают, что доброта стала наиболее дефицитным явлением в окружающем мире. Каким мы представляем себе доброго человека — любящим помогать другим, умеющим сочувствовать, сопереживать и т. д. В целой системе методов и средств воспитания добрых чувств не последнюю роль играют именно произведения: дети любят героев, они им становятся родными, близкими, а значит, могут и должны стать примерами для подражания. Только важно тактично направить мысли и чувства, учащихся в правильное русло.

УУД представление о добре и зле, общих нравственных категориях.

Вместе с героями ребёнок учится проявлять доброту и благородство, рисковать собой ради других, совершать подвиги, становиться смелым, верным, справедливым. Через идентификацию себя с положительными героями ребенок усваивает алгоритмы нравственного поведения. Различные жанры программных произведений передают нравственные понятия и чувства ребенку не только в виде голой морали или нудной проповеди, а в прозрачной, ясной по смыслу и одновременно захватывающей форме.

Проанализируем возможности нравственного воспитания, заложенные в учебном предмете «Математика»

Работа с математическим содержанием позволяет поднимать самооценку учащихся, формировать у них чувство собственного достоинства, понимание ценности своей и чужой личности. Тем самым процесс изучения математики может способствовать нравственному осознанию, пробуждать нравственные чувства.

Выполнение нравственных норм связано с развитием регулятивных процессов младшего школьника, воли, самоконтроля. Формирование регулятивных действий обеспечивает использование действий контроля, приемы самопроверки и взаимопроверки заданий. В процессе работы школьник учится самостоятельно определять цель своей деятельности, планировать ее, самостоятельно двигаться по заданному плану, оценивать и корректировать полученный результат. Регулятивные УУД и виды деятельности: способность к организации своей деятельности (самостоятельное составление плана выполнения заданий); способность принимать, сохранять и следовать учебным целям; умение действовать по плану (решение задачи, вычисление выражений в два и более действий); умение контролировать процесс и результаты своей деятельности (проверка вычислений); умение адекватно воспринимать отметки и оценки (самооценка и сравнение результатов самооценки с отметкой учителя); готовность к преодолению трудностей (решение нестандартных задач, поиск новых способов решения).

Проанализируем возможности нравственного воспитания, заложенные в учебном предмете «Окружающий мир»

УУД осознание себя как Гражданина России, чувства патриотизма, гордости за историю и культуру своей страны, республики (региональный компонент).

Современные дети растут в период, отличающийся от детства и юности предыдущих поколений: другие ценности, другие идеалы, другие правила. Изменилось отношение людей к Родине. Исследователи отмечают, что одним из характерных проявлений духовной опустошенности и низкой культуры в обществе явилось резкое падение роли и значения патриотизма как одной из ценностей нашего народа и его героической истории. Стержнем всего воспитания должен быть патриотизм, который призван способствовать формированию у ребенка активной социальной позиции участника и созидателя общественной жизни, проявлению чувства гордости за свою Родину, за достижения страны, в которой живет, готовности к любым подвигам во имя Отечества, желанию стать его защитником, гражданином России.

РЕКЛАМА

УУД уважительное отношение к созидательной деятельности человека на благо семьи, школы, страны.

Личностные результаты при работе над проектами на уроках окружающего мира могут быть получены при выборе тематики проектов. Например, выбор темы проектов, связанной с историей и культурой своего города или села, позволяет формировать самоопределение учащихся как граждан России, испытывать чувство гордости за свою малую Родину.

Объединив два творческих предмета «Технология» и «Изобразительное искусство» проанализируем возможности нравственного воспитания.

Уроки технологии и изобразительного искусства воспитывают в младших школьниках волю, уверенность в себе, формируют у учащихся ответственность за порученное дело, пробуждают инициативу. Взаимосвязь компонентов на уроках влияет на нравственное воспитание. Компоненты: когнитивный (знания, получаемые учеником на уроках); деятельностный (возможность ученика проявить себя в творчестве через умения и навыки); практический (возможность ученика использование предметов сделанными своими руками в повседневной жизни); эстетический (художественность в оформление предметов, которые сделаны своими руками); этический (совокупность норм и правил поведения); креативный (проявление инициативы в оформление объектов труда); коммуникативный (общение между учащимися, с учителем на уроках).

Проанализируем возможности нравственного воспитания, заложенные в учебном предмете «Основы религиозных культур и светской этики»

Если в перечисленных дисциплинах нравственное воспитание осуществляется косвенно, предмет «Основы религиозных культур и светской этики» прямо направлен на формирование нравственного сознания, нравственных отношений и навыков нравственного поведения. Содержание это предмета помогает осознанию четвероклассником нравственных категорий.

Нравственные категории — это понятия морали, которые носят всеобщий характер (Добро, Зло, Справедливость, Долг, Совесть, Честь, Достоинство, Счастье и т.д.). Главные нравственные категории: добро и зло. Иллюстрациями вечного противоборства добра и зла являются темы: свобода и ответственность, честность, справедливость, гордость, гордыня, достоинство, милосердие, долг.

УУД развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости; УУД понимания и сопереживания чувствам других людей.

Воспитание эмоциональной отзывчивости у младших школьников — это процесс взаимодействия педагогов и учеников, направленный на сохранение и развитие природных предпосылок ребёнка к эмоциональной отзывчивости; на формирование у ребёнка опыта эмоциональных переживаний. Предусмотрены специальные уроки: «Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь», «Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь», «Дружба и взаимопомощь», «Зачем творить добро?»





Совершенствование сотрудничества учителей и родителей в воспитании младших школьников в современных условиях

  1. Гарифуллина Р.В.

Казанский (Приволжский) федеральный университет, Елабужский институт

  1. Юсупова Е.М.

кандидат наук,доцент

NovaInfo 105с.87-88
Опубликовано 4 июня 2019
Раздел: Педагогические науки
Просмотров за месяц: 24
CC BY-NC

Аннотация

В данной статье приводятся результаты анкетирования учителей и родителей по вопросам сотрудничества. Описаны рекомендаций по оптимизации процесса сотрудничества учителя и родителей.

Ключевые слова

РОДИТЕЛИ, КЛАССНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ, НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА, ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С СЕМЬЕЙ

Текст научной работы

Воспитание младших школьников является базовой задачей образовательных организаций. Но главной и первой социальной средой, закладывающей основы физического и психологического здоровья ребенка, является семья. От того, насколько прочным, разумным является взаимодействие школы и семьи зависит гармоничное развитие ребенка.

В отечественной педагогике всегда уделялось большое внимание определению направлений работы по организации взаимодействия учителя и родительской общественности.

Белорусский исследователь Е.И.Сермяжко отмечает, что во всех странах, сформировавшихся на территории бывшего СССР ухудшились отношения между родителями и детьми на почве идеологических разногласий, выросло число супругов, недовольных отношениями в браке и свободно расторгающих официальные супружеские отношения, увеличилось число «матерей-кукушек» и «отцов-невидимок» [1, с. 4].

В связи с невысоким уровнем педагогической культуры и психологической грамотности преобладающего количества родителей, особенно тех, чье детство пришлось на переломные 80-90 годы, повышается запрос на ведущую роль школы в организации сотрудничества учителя и родителей в вопросах воспитания младших школьников.

РЕКЛАМА



Нарядные платья для полных женщин!

velesmoda.ru 


РЕКЛАМА



20%

Женский кардиган VAY



3 075 ₽3 845 ₽


sogrevay.ru 



В Федеральном государственном образовательном стандарте говорится, что родители являются субъектами учебно-воспитательного процесса в школе. Поэтому определение эффективных форм взаимодействия семьи и школы является одной из главных задач по реализации ФГОС в практике современной школы [2].

Выполнив анализ психолого-педагогической и нормативно-документальной литературы по теме исследования, мы выяснили, что адекватное применение современных форм сотрудничества педагогов и родителей в начальной школе способствует оптимизации воспитательных воздействий на младших школьников.

Для проверки эффективности использования современных форм сотрудничества учителей и родителей в начальной школе была организована наша исследовательская работа. Исследовательскую базу для исследования составили учителя начальной школы. Целью исследовательской работы было изучение оптимальных форм сотрудничества учителя и родителей в воспитании младших школьников.

В начале исследования мы провели анкетирование учителей школы и интерпретацию результатов анкетирования. В анкетировании приняли участие 15 учителей начальной школы. Анализ анкет показал, что большинство педагогов считают взаимодействие с родителями зоной своего профессионального комфорта, но из всех современных форм взаимодействия предпочитают традиционные родительские собрания.

Проведение анкетирования родителей класса через сайт «Анкетолог» показало, что мнения родителей по поводу сотрудничества со школой во многом совпадают. И для учителей, и для родителей зоной повышенного риска, требующей особого внимания и новых форм взаимодействия являются группы детей в социальных сетях. Часто взрослые не подозревают, что происходит с их детьми во время этого общения, поэтому школе и семье необходимо выстраивать общие правила поведения в сети, находить адекватные формы воздействия на детей в совместном деле профилактики негативных явлений.

Анализ годовых планов воспитательной работы за 2 и 3 класс, а также посещение нами в соответствии с целью исследования родительских собраний во время педагогической практики в 2017-2019 годах привели нас к выводу, что учителя не часто пользуются помощью специалистов помогающих профессий (психологов, социальных педагогов, уполномоченных по правам ребенка и др.) для проведения глубокой, адресной работы с родителями. Часто встречи с родителями носят назидательный характер, не используется арсенал современных форм организации взаимодействия.

Итогом нашей исследовательской части работы стала разработка 3 блоков рекомендаций по оптимизации процесса сотрудничества учителя и родителей:

I блок — Организация сотрудничества учителя и родителей с приоритетной задачей — ознакомление родителей с понятием «Универсальные учебные действия» и методами их формирования в учебной и внеучебной деятельности. В планировании воспитательной работы в разделе сотрудничества с родителями учителю необходимо в первую очередь знакомить родителей с концепцией построения ФГОС НОО. Очень важно, чтобы родители понимали, в чем коренное отличие ФГОС НОО от предыдущих образовательных стандартов, выступали подлинными субъектами учебно-воспитательного процесса своих детей.

II блок рекомендаций связан с использованием многообразных современных форм сотрудничества учителя и родителей и разделения взаимодействия по степени и времени контакта, максимального использования ресурсов специалистов, оказывающих правовую, психологическую и социальную поддержку учителю. Учителю нужно разграничить работу с родителями по следующим уровням:

  1. Индивидуальная работа с родителями, которая должна четко разделяться в сознании учителя на контактные формы работы, которые должны быть максимально содержательны и уважительны (беседа с родителем, когда он приходит в школу по вызову учителя, на мероприятия) и дистанционные (беседа по телефону или в социальных сетях или общение в ходе выполнения заданий через учебные онлайн — площадки).

  2. Работа со всем родительским коллективом, которая также должна быть разграничена на контактные формы (с использованием всего разнообразия современных форм проведения встреч с родителями) и дистанционные (через родительские группы в мобильном приложении WhatsApp), которые позволяют оперативно решать текущие вопросы взаимодействия учителя и родителей, оставляя время на родительских собраниях для решения концептуальных учебных и воспитательных задач.

  3. Работа с родителями через участие в общешкольных, городских и республиканских мероприятиях, Комиссию по делам несовершеннолетних и Защите их прав (КДНиЗП) и Психолого-медико-педагогические консилиумы школы и района (ПМПк и ПМПК).

III блок рекомендаций касается просвещения учителей и родителей по вопросу повышения компетентности в использовании возможностей мобильного приложения WhatsApp в работе классного руководителя с родителями и безопасности с сети Интернет. Большие потоки информации ежедневно атакуют современного человека, поэтому вопросы быстрой сортировки информации на существенную и второстепенную, мобильного реагирования на текущие проблемы, соблюдения правил взаимоуважения в сети необходимо проговаривать в формате сотрудничества учителя и родителей.

Применение интерактивных методов обучения в работе педагогов начальной школы
  1. Хайруллина Э.Ф.

Казанский (Приволжский) федеральный университет, Елабужский институт

  1. Юсупова Е.М.

кандидат наук,доцент

NovaInfo 104с.79
Опубликовано 30 мая 2019
Раздел: Педагогические науки
Просмотров за месяц: 1
CC BY-NC

Аннотация

В статье рассматриваются некоторые аспекты использования интерактивных методов обучения в работе педагога. Описывается исследования по выявлению отношения педагогов начальной школы к интерактивным методам обучения.

Ключевые слова

ИНТЕРАКТИВНЫЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ, ИНТЕРАКТИВНОСТЬ, ИНТЕРАКТИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ

Текст научной работы

Ввиду особенностей динамики развития жизни и деятельности, специфики различных технологий обучения, потребностей личности, общества и государства в развитии полезных знаний, убеждений, характеристик и качеств учащихся, отношений и опыта поведения, современные методы обучения должны быть сосредоточены на внесение новизны в учебный процесс.

Учитель отказывается от роли своеобразного фильтра, который пропускает образовательную информацию через себя и выступает в качестве помощника в работе, являющегося одним из источников информации [1].

Преимущество интерактивного обучения заключается в том, что все учащиеся вовлечены в активную работу: в традиционном обучении учителя полагаются на более сильного ученика, он быстрее изучает материалы, а слабый ученик «отсиживается» на занятии.

Интерактивное обучение не заменяет лекции, но помогает лучше усвоить материалы лекций и, самое главное, сформировать мнение, отношение и поведенческие навыки. Обеспечить взаимопонимание, взаимодействие, взаимное обогащение, высокую мотивацию и прочность знаний [2].

РЕКЛАМА

Целью нашего исследования является исследование отношения учителей к внедрению, использованию интерактивных методов в практике.

При выборе подходящих методик была выбрана анкета Яковлева Е.В. и Яковлева Н.О. «Использование интерактивных технологий в образовании» [3]. Эта анкета позволяет замерить эффективность использования интерактивного обучения в образовательном процессе. Но для целей нашего исследования мы ее дополнили. Исследование проводилось на базе МАОУ СОШ №5 БМР РТ. В исследовании приняло участие 20 учителей начальных классов.

Анализ анкет показал нам следующее:

  • большинство учителей (70%) начальной школы понимают под интерактивными методами обучения — диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие учителя и ученика;

  • 2/3 опрошенных наши учителей положительно относятся к интерактивным методам обучения и используют их с целью побудить интерес учеников к предмету и процессу обучения;

  • большинство учителей начальных классов принимают интерактивные методы обучения и осознают их эффективность;

  • 1/3 часть педагогов не считают необходимым использовать в процессе обучения данное нововведение.

Мы можем говорит о том, что существует необходимость разрешать противоречия между требованиями ФГОС к использованию интерактивных методов обучения и ИКТ и тем, что происходит в действительности в данной сфере.

Читайте также

  • Совершенствование сотрудничества учителей и родителей в воспитании младших школьников в современных условиях

    1. Гарифуллина Р.В.

    2. Юсупова Е.М.

NovaInfo 105, с.87-88, 4 июня 2019, Педагогические науки, CC BY-NC

  • Формирование нравственных представлений младших школьников при изучении сказок Г.Х. Андерсена

    1. Назипова С.А.

    2. Юсупова Е.М.

NovaInfo 104, с.51-53, 23 мая 2019, Педагогические науки, CC BY-NC

  • Использование интерактивных средств при обучении в школе

    1. Хайруллина Э.Ф.

    2. Юсупова Е.М.

NovaInfo 104, с.56-57, 20 мая 2019, Педагогические науки, CC BY-NC

  • Роль подвижных игр в жизни детей старшего дошкольного возраста

    1. Загрутдинова И.К.

    2. Юсупова Е.М.

NovaInfo 103, с.83-84, 12 мая 2019, Педагогические науки, CC BY-NC

  • Возможности мобильного приложения WhatsApp в работе классного руководителя с родителями

    1. Гарифуллина Р.В.

    2. Юсупова Е.М.

NovaInfo 103, с.82, 12 мая 2019, Педагогические науки, CC BY-NC

Список литературы

  1. Борисова Н.В., Данильчук Е.В. Профессиональная компетентность современного учителя информатики в условиях перехода на новые образовательные стандарты школы и вуза // Школа будущего. 2011. № 5.

  2. Пескова Л.А. Методы и средства интерактивного взаимодействия студентов и преподавателей в интернет обучении: Автореф. дис. … канд. пед. наук. Улан-Удэ, 2006. 23 с.

  3. Яковлев Е.В., Яковлева Н.О. ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ В СОВРЕМЕННОМ ВУЗЕ [Электронный ресурс] / Е.В. Яковлев, Н.О. Яковлева — Режим доступа: http://elib.cspu.ru/xmlui/bitstream/handle/123456789/767/%D0%AF%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D0%BB%D0%B5%D0%B2%20%D0%95.%D0%92.%20%D0%98%D0%BD%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%B0%D0%BA%D1%82%D0%B8%D0%B2.%20%D0%BC%D0%B5%D1%82%D0%BE%D0%B4%D1%8B%20%D0%BE%D0%B1%D1%83%D1%87%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F.%20%D0%A1%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D1%8F.pdf?sequence=1&isAllowed=y

Формирование нравственных представлений младших школьников при изучении сказок Г.Х. Андерсена

  1. Назипова С.А.

Казанский (Приволжский) федеральный университет, Елабужский институт

  1. Юсупова Е.М.

кандидат наук,доцент

NovaInfo 104с.51-53
Опубликовано 23 мая 2019
Раздел: Педагогические науки
Просмотров за месяц: 18
CC BY-NC

Аннотация

В данной статье продемонстрированы характерные особенности поэтики сказок Г.Х. Андерсена. Проведен анализ учебных программ и учебно-методических пособий по литературному чтению при помощи, которых выделили ряд особенностей изучения сказок Г.Х. Андерсена в начальной школе. Рекомендуемые для применения приемов и форм работы на уроках литературного чтения в начальной школе.

Ключевые слова

ПРИЕМЫ, СКАЗКИ, ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ, УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОСОБИЯ, УЧЕБНЫЕ ПРОГРАММЫ, АНАЛИЗ, АНДЕРСЕН, НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА, ФОРМЫ

Текст научной работы

Сказка является одним из видов повествовательной литературы, прозаическим и, реже, стихотворным произведением, транслирующим вымышленные события, порой фантастического характера. В традиции российской методики существует правило не обсуждать с учащимися аллегорический смысл сказок. Так, В.Г. Белинский утверждал: «Пусть в сказке все говорит само за себя» [1]. Дети должны без постороннего вмешательства улавливать идейную направленность сказки на победу добра над злом.

По мнению большого, количества педагогов-исследователей, сказки представляют собой богатый материал, направленный на нравственное воспитание детей. Не случайно они входят в состав текстов, с помощью которых детьми постигается многообразие мира. В.Г. Белинским сказка отмечалась в качестве глубочайшего воспитательного средства: «В детстве фантазия есть преобладающая способность, и сила души, главный ее деятель и первый посредник между духом ребенка и вне его находящимся миром действительности» [1].

Русский педагог К.Д. Ушинский, высоко оценивая нравственный потенциал сказок и считая соответствие их простоты и непосредственности особенностям детской психологии, включил их в собственную педагогическую систему. Ученым был детально разработан вопрос о педагогической роли сказок и их психологическом влиянии на ребенка.

РЕКЛАМА

«Ганс Христиан Андерсен — один из немногих писателей мировой литературы, сумевший до конца отразить своё время, выразить своё отношение к вещам, свои мысли, чувства, своё мировоззрение не в романах, рассказах, драмах, а только в сказке» [2].

К характерным особенностям поэтики сказок Г. Х. Андерсена можно отнести:

  1. Романтичность героев.

  2. Наличие поэтических описаний.

  3. Наличие трагической концовки.

  4. Сочетание реальности и фантастики.

  5. «Волшебность» бытовых вещей.

  6. Применение народного, разговорного языка.

  7. Герои сказок являются отражением нравственных человеческих идеалов [2].

Авторские программы по литературному чтению Н.А. Чураковой, О.В.Кубасовой,М.В.Головановой,Л.Ф.Климановой, Л.А.Ефросининой, М.И. Омороковой , Г.М.Грехнёвой , К.Е. Кореповой , Е.И. Матвеевой, О.В. Джежелей, М.П. Воюшиной [3] введены такие сказки Г.Х. Андерсена, как: «Пятеро из одного стручка», «Принцесса на горошине», «Русалочка», «Огниво», «Оле-Лукойе», «Ель», «Снежная королева», «Гадкий утёнок», «Самое невероятное», «Эта басня сложена про тебя», «Стойкий оловянный солдатик», «Девочка со спичками», «Штопальная игла», «Дюймовочка», «Чайник».

Проведенный анализ учебных программ и учебно-методических пособий по литературному чтению дает возможность выделения следующих особенностей изучения сказок Г.Х. Андерсена в начальной школе:

  1. Представленные в программах произведения различаются так, как и число изучаемых сказок Г.Х. Андерсена.

  2. Биография автора на уроках литературного чтения практически не изучается.

  3. К произведениям предлагаются комплексы различных вопросов и заданий, помогающих раскрытию основной идеи произведения и развитию творческого мышления. Однако стоит отметить, что не все учебно-методические комплекты достаточно полно раскрывают смысл сказок и авторскую идею произведений, а произведения, написанные в традициях Г.Х. Андерсена, не сопоставляются, что не дает возможности наглядной трансляции детям влияния творчества автора на произведения других писателей [2].

В сказках Г.Х. Андерсена можно выделить две особенности, являющиеся средством формирования нравственных идеалов младших школьников:

  1. Яркое отрицание негативных явлений, пороков человека через иронию. Примером данного утверждения служит сказка «Новое платье короля». Однако писателем в ней высмеиваются не обманщики-ткачи, а глупость короля и чиновников. Автор ставит перед собой цель в неприглядном свете показать глупость как один из основных человеческих пороков. Другая сказка — «Истинная правда» — поднимает проблему сплетен. В качестве главных героев предстают птицы, на самом деле являющиеся прообразами людей. В этой истории ирония прослеживается без злости, но с большой насмешкой. Андерсеном показана вся безнравственность и ничтожность сплетен. Данная тема особенно волновала автора, т.к. на Родине он не получил должного признания. Прямо высмеивая человеческие пороки, писатель показывает собственное отношение к ним.

  2. Утверждение положительного. В отличие от предыдущего утверждения, основанного на негативном отношении Андерсена к отрицательному, в данном случае, наоборот, писатель на первое место ставит положительные качества персонажей, утверждая их правильность. Так, в сказке «Дикие лебеди» повествователем транслируется трудолюбие, терпение, доброта и любовь главной героини Элизы к братьям. Сказка «Бузинная матушка» позволяет понять всю важность воспоминаний, составляющих большую часть жизни человека [2].

Учитель на основе методов беседы, рассказа, примера и др. может организовать занятие с целью формирования нравственных ориентиров школьников: добра, бережного отношения к окружающим, заботы, взаимопомощи и т.п.

Исследователем В.И. Влащенко в его статье «Исследовательская работа учителя и учеников на уроках чтения» показано изучение сказки Г.Х. Андерсена «Стойкий оловянный солдатик» через использование научных методов анализа, «с помощью тщательно продуманной системы вопросов, направленных на активизацию работы души и ума, ведущих читателя-ребёнка к осмыслению своих чувств, от подсознательного понимания через анализ текста к осознанному открытию нравственно-духовного смысла произведения» [3].

Автор статьи обращает внимание на сочетание света и радости с чувством грусти и боли, которое сближает сказки Андерсена с произведениями русской классической литературы проблемой судьбы. Учащиеся под руководством педагога выделяют нравственные уроки-законы.

Для более успешного усвоения нравственных норм сказок Г.Х. Андерсена исследователи рекомендуют применять следующие приемы и формы работы на уроках литературного чтения:

  1. Составление плана произведения. Так как сказки Андерсена имеют достаточно большой объем, то составление четкого плана помогает учащимся при анализе, пересказе и, следовательно, при осмыслении нравственной роли художественного текста.

  2. Чтение по ролям, способствующее лучшему раскрытию характеров действующих лиц, а также развитию навыков выразительного чтения.

  3. Выявление специфики композиции сказки, повышающее сознательность восприятия сказки обучающимися.

  4. Словесное рисование, помогающее школьникам выявить характерные черты героев и прийти к соответствующим выводам морально-нравственного плана.

  5. Составление диафильма, позволяющее осмыслить прочитанное, а также развить творческое мышление [2].

  6. Использование методов критического мышления, такие как: «Ромашка вопросов (или «Ромашка Блума»)», «Толстые и тонкие вопросы», составление синквейна, кластера, метод "Фишбоун" (Рыбий скелет).

РЕКЛАМА

Таким образом, сказки Г.Х. Андерсена являются эффективным средством формирования нравственных представлений младших школьников.

Диагностика уровня сформированности нравственного качества «доброжелательность» у младших школьников
  1. Мирошникова П.В.

Казанский (Приволжский) федеральный университет, Елабужский институт

  1. Юсупова Е.М.

кандидат наук,доцент

NovaInfo 103с.80-81
Опубликовано 12 мая 2019
Раздел: Педагогические науки
Просмотров за месяц: 40
CC BY-NC

Аннотация

В статье раскрываются основные характеристики нравственного воспитания младших школьников. Рассмотрен процесс развития нравственных представлений в условиях современного образования. Приводятся результаты диагностики сформированности нравственного качества «доброжелательность» у младших школьников.

Ключевые слова

ПРОЦЕСС ОБУЧЕНИЯ, НРАВСТВЕННЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ, НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА, МЛАДШИЙ ШКОЛЬНИК, НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ, НРАВСТВЕННЫЕ КАЧЕСТВА, ДОБРОЖЕЛАТЕЛЬНОСТЬ

Текст научной работы

В Концепции Федерального государственного образовательного стандарта общего образования для начальной школы была поставлена цель — воспитание нравственного, ответственного, активного и компетентного гражданина России.

Нравственное воспитание является основой всех знаний, в зависимости от того, что вложил учитель в душу ребенка, будет зависеть, как сможет он строить свои отношения с другими [1, с. 15].

Ключевым этапом в развитии нравственных ценностей является младший школьный возраст. Младший школьный возраст является основным периодом позитивных изменений, поэтому собственные достижения ребенка очень важны: познание, доступ к навыкам и учебным занятиям, отношения со сверстниками, учителями и родителями, приобретение самостоятельных способностей. Уверенность, необходимость преуспеть в развитии.

Сейчас границы данного возраста установлены с шести — семи до девяти — десяти лет. В течение этого периода происходят физические и психофизиологические изменения у детей, обеспечившие возможности для систематического обучения.

Нравственное воспитание включает в себя формирование у детей понимания человеческого социального взаимодействия, зависимости от него, необходимости согласования поведения с социальными интересами, знакомства с моралью и рациональными нормами, превращения нравственных знаний в нравственные убеждения, создания этих систем убеждений [2, с. 35]. Нравственные представления ребенка творчески подвижны, они обогащают его «отношенческий» аппарат. Здесь активную роль играет воображение (условной нравственной ситуации, самого себя в данной ситуации, мечта о желаемой нравственной ситуации). Это подтверждают и психологические исследования Л.С. Выготского, Л.С. Коршуновой, Б.И. Пружининой.

Психологи обнаружили, что для младшего школьного возраста характерна повышенная восприимчивость к внешним воздействиям, вера в подлинность всех людей и безусловная нравственных норм. Младшие школьники характеризуются бескомпромиссными моральными требованиями к другим и прямотой поведения. Эти стандарты являются ключом к обучению младших школьников. Именно в этот период систематическое и последовательное нравственное воспитание детей создает огромные возможности.

Чтобы определить уровень сформированности нравственного качества «доброжелательность», мы провели тест — опрос «Добрый ли я» (автор Л.В. Голодова.). Для начала определим, что означает слово «доброжелательный» и обратимся к толковому словарю. «Доброжела́тельный» — прил. Проявляющий дружеское расположение, участие к окружающим [3]. Василий Александрович Сухомлинский в своём труде «Как воспитать настоящего человека» пишет следующее: «Мы часто говорим, друг другу: «Желаю тебе всего доброго», «Желаю вам добра и счастья», — это не просто выражения вежливости. В этих словах мы выражаем свою человеческую сущность. Надо иметь большую силу духа, чтобы уметь желать добра другим». [4, с. 58]

Тест «Добрый ли я?» является средством самопознания, самоанализа личностных характеристик учащихся, побуждая их саморазвиваться и самосовершенствоваться. Основным условием диагностики является абсолютная искренность испытуемых при выборе ответа, отсутствие взаимодействия между учениками.

Ученикам предлагаются вопросы и бланк ответов, в котором напротив каждого номера вопроса нужно написать “да” или “нет”. По ответам и сумме соответственно набранных баллов, определяется, насколько учащийся внимателен и добр к другим окружающим.

Оценивание результатов теста:

Один балл за каждый утвердительный ответ на вопросы 1, 3, 4, 7, 11 и за отрицательный ответ на вопросы 2, 5,6,8,9, 10,12.

Высокий уровень — 10-12 баллов.

Средний уровень — 6-9 баллов.

Низкий уровень — ниже 5 баллов.

В качестве базы исследования выступили учащиеся 4 «Б» класса МБОУ СОШ №16 города Альметьевск (26 человек). По результатам проведения анкеты мы получили следующие данные: высокий уровень показали 30% — это 8 учащихся, средний уровень показали 64% — это 16 учащихся, низкий уровень — 4 % — это 1 учащийся.

Чтобы уточнить данные опроса, мы провели беседу с яркими представителями. Г. Максим с низким уровнем сформированности нравственного качества на наш вопрос: «Почему тебе не нравится говорить приятное, чтобы повеселить человека?», ответил: «Это как?» Из чего можно предположить, что он письменную формулировку вопроса не понял. На вопрос: «Будешь ли ты выполнять работу по просьбе родителей, если она не входит в твои обязанности (что-то выполнить за кого-то из домочадцев, например)?», ответил: «Да, конечно, родителям надо помогать», мы можем предположить, что ребенок помогает своим близким и не отказывается от того, чтобы прийти на помощь. В ходе разговора можно было увидеть, что у ребенка, возможно, не было настроения, когда он отвечал на вопросы теста, так как, в устной беседе вел себя сдержанно, спокойно, улыбался. Но на вопрос: «Часто ли ты используешь злые шутки?», мальчик ответил: «Да, но не всегда вроде». Мальчик недостаточно доброжелателен именно к своим одноклассникам или друзьям. В поведение видно, что может задеть одноклассника в ходе совместной игры. Любит переговариваться и всегда стоит на своем мнение, даже если он не прав.

А. Полина с высоким уровнем сформированности нравственного качества на наш вопрос: «У тебя появились деньги. Смогла бы ты истратить все, что у тебя есть, на подарки друзьям или родным?», ответила: «Да, я люблю дарить подарки, и люблю их получать». Мы предполагаем, что ребенок ценит и уважает своих родных и близких и тем самым выражает свои чувства. В ходе беседы ведет себя открыто, позитивно эмоционально настроена. Любит говорить комплименты.

Х. Юлия со средним уровнем сформированности нравственного качества на вопрос: «Часто ли ты используешь злые шутки?» и «Станешь ли ты передразнивать кого — то, чтобы развеселить своих друзей?», девочка ответила: «Нет, я не люблю, когда шутят по — злому, потому что это может обидеть друга и он не будет с тобой гулять потом и бегать на переменах». Мы предполагаем, что девочка очень доброжелательно относится к окружающим ее людями готова прийти на помощь, когда это потребуется и ничего не попросит взамен. Но на вопрос «Свойственна ли тебе злопамятность?», она ответила: «Да, я помню, когда мне подружка моя (мы с ней во дворе гуляем всегда) не сказала, что пойдет гулять, а я ее увидела на улице, больше я с ней не гуляю». Видимо ребенок бывает добрым, но не со всеми людьми.

РЕКЛАМА

Таким образом, мы видим, что высокий уровень сформированности нравственного качества «доброжелательность» проявляется в том, что ребенок умеет общаться практически со всеми людьми, доброжелателен и добр. Средний уровень показывает, что ребенок бывает добрым не со всеми людьми. Низкий уровень показывает, что общение с таким ребенок неприятно другим людям.

К десяти — одиннадцати годам необходимо, чтобы ребенок умел учитывать состояние окружающих людей, и его присутствие не только не мешало им, но и было бы приятным. При изучение проблемам нравственной воспитанности младших школьников, необходимо учитывать их возрастные и психологические особенности. Самое главное — научить ребенка учитывать интересы других, их потребности. Основой нравственного воспитания должно являться интерактивное общение, взаимодействие учащихся с учителем. Учитель должен эмоционально реагировать на переживания ребенка, умел вовремя прийти ему на помощь. Только в контексте тщательного изучения психофизической модели развития ребенка и его личности можно правильно понять и раскрыть процесс нравственного становления.

Читайте также

  • Формирование нравственных качеств младших школьников на уроках в начальной школе через личностные УУД

    1. Мирошникова П.В.

    2. Юсупова Е.М.

NovaInfo 105, с.88-90, 5 июня 2019, Педагогические науки, CC BY-NC

  • Совершенствование сотрудничества учителей и родителей в воспитании младших школьников в современных условиях

    1. Гарифуллина Р.В.

    2. Юсупова Е.М.

NovaInfo 105, с.87-88, 4 июня 2019, Педагогические науки, CC BY-NC

  • Применение интерактивных методов обучения в работе педагогов начальной школы

    1. Хайруллина Э.Ф.

    2. Юсупова Е.М.

NovaInfo 104, с.79, 30 мая 2019, Педагогические науки, CC BY-NC

  • Формирование нравственных представлений младших школьников при изучении сказок Г.Х. Андерсена

    1. Назипова С.А.

    2. Юсупова Е.М.

NovaInfo 104, с.51-53, 23 мая 2019, Педагогические науки, CC BY-NC

  • Использование интерактивных средств при обучении в школе

    1. Хайруллина Э.Ф.

    2. Юсупова Е.М.

NovaInfo 104, с.56-57, 20 мая 2019, Педагогические науки, CC BY-NC

Список литературы

  1. Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования: проект / Рос. акад. образования; под ред. А. М. Кондакова, А. А. Кузнецова.— 2-е изд. — М.: Просвещение, 2009. — 39 с. — (Стандарты второго поколения)

  2. Косачёва И. П. Нравственное развитие младшего школьника в процессе обучения и воспитания. М.: Издательство «АРКТИ», 2015. 62 с.

  3. Ефремова Т. Ф. Новый словарь русского языка. Толково-словообразов



Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Зимний фестиваль знаний 2025»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее