«Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Формирование компетенций школьника через разностороннее использование возможностей предмета «Информатика и ИКТ»

Интеграция школьных дисциплин – важный аспект в формировании мировоззрения ребёнка, понимание взаимосвязи и взаимодействии школьных предметов. Интегративный подход в преподавании курса информатики это универсальный подход к развитию у школьника ключевых компетенций, способствование его саморазвитию и самопознанию.

Олимпиады: Информатика 1 - 11 классы

Содержимое разработки

Формирование компетенций школьника через разностороннее использование возможностей предмета «Информатика и ИКТ»

Якуша Лиана Станиславовна (lianayakusha@mail.ru)

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение средняя общеобразовательная школа № 23 (МОБУ СОШ № 23),г. Таганрог

Литература:

  1. Совет Европы: Симпозиум по теме «Ключевые компетенции для Европы»: Док. DECS/ SC/SEC (96) 43. – Берн, 1996.

  2. Переляева В.В. «Формирование ключевых и предметных компетенций у учащихся». Интернетресурс.

Каждый учитель, говоря о предмете, который он преподаёт, часто утверждает, что этот предмет самый главный. Математика – царица всех наук, русский язык, куда же без него; родной, могучий. Как учитель информатики с более чем 20-ти летним стажем, твёрдо убеждена, что именно «Информатика» - это главная наука на междисциплинарном поприще современной школы, обладающая широким инструментарием для формирования ключевых компетенций школьника.Перспективы интеграции предмета «Информатика» с другими школьными предметами поистине безграничны, благодаря двум аспектам этой универсальной науки.

Во первых – владение ИКТ средствами при подготовке, организации и проведении урока; умение работать с приложениями для создания текстов, таблиц, презентаций, слайдшоу, видеоряда. Использовать: интернет-браузер, интеренет – ресурсы, программы для тестирования и пр. а так же мультимедимедийное оборудование школьного кабинета: интерактивную доску, видеопроектор, документ-камеру, оборудование для видеоконференцсвязи и т.д.

Во вторых – предметная интеграция «Информатики» с другими школьными дисциплинами. Какой бы вы не выбрали школьный предмет, всегда найдётся способ обратиться к той или иной науке. Проявление визуализации явлений и процессов с помощью электронных таблиц, диаграмм, графиков, построения формальных и компьютерных моделей, делает очевидной возможность интеграции с науками:

  • «Математика», например, при изучении зависимостей величин, решении логических и текстовых задач;

  • «Физика» - изучение равномерного и равноускоренного движения, моделирование бросания мяча под углом к горизонту, колебание маятника;

  • «Биология» - изучение изменения количества видов популяции, решение задач по генетике;

  • «Химия» - изучение таблицы Менделеева и т. п

А так же проведение аналогий между объектами школьного курса «Информатика» с объектами других предметов. Так, например, растровая и векторная графика, аналоговая и дискретная формы представления информации перекликаются с понятиями «Палитра», «Оттенок», «Нюанс», «Градиент» в курсе «Изобразительное искусство». Рассмотрение области науки «Робототехника» с физической и с информатической сторон. Безусловно, высокий уровень владения информационно-коммуникационными технологиями – это необходимое условие профессиональной подготовки современного педагога, так как разнообразное и компетентное использование ИКТ на уроках и при подготовке к ним способствует разностороннему развитию школьников, а так же формированию у них ключевых компетенций. Необходимо помнить, что скорость изменения системы научных знаний, возрастание информационного объема и содержания учебного материала школьного образования требует от участников образовательного процесса уверенного владения новейшими, в том числе ИКТ технологиями. Ведь сформированные с их помощью компетенции дают возможность установить связи между знанием и ситуацией, способность обнаружить знания и предпринять действия, подходящие для решения проблемы в конкретных условиях её реализации[2].При проведении уроков информатики, осуществлять интеграцию особенно легко и важно. Во время объяснения нового материала всегда есть возможность обратиться к другим наукам, для обогащения кругозора и формирования ценностей школьника.Понимая, что приобретение знаний протекает особенно эффективно, когда ученик при выполнении домашнего задания использует, что-то личное и важное для него самого, можно дать возможность использовать любую тему для создания линейной или разветвляющейся презентации. Так же не имеет значения, с практической точки зрения, по какой теме школьник составит базу данных и опишет её. Но в этом случае его личная заинтересованность и мотивация к учебной деятельности значительно возрастёт. Практические занятия по созданию генеалогического древа семьи, предполагают использование разнообразного спектра компьютерных приложений. Формальное создание древа какой-либо исторически значимой семьи проигрывает в возможности создания древа семьи каждого конкретного ученика. Появляется интерес узнать о своих «корнях», добавить в проект старые фото. А для этого предварительно обработать их в графическом редакторе… Начинает активно работать формирование его ключевых компетенций: изучать; искать; думать; сотрудничать; приниматься за дело, адаптироваться [1]. Интегративный подход в преподавании курса «Информатика» является, безусловно, одним из самых эффективных в современной педагогике, так как позволяет ученику понимать, что все науки связаны как между собой, так и с его собственным миром. Это и есть создание благоприятных условий для формирования ключевых компетенций школьника и способствование его саморазвитию и самопознанию.

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее