Формирование ИКТ-компетентности учителя начальных классов в условиях реализации ФГОС
Информационные технологии стали неотъемлемой частью жизни современного человека. Владение ими ставится в один ряд с такими качествами, как умение читать и писать.
С введением новых образовательных стандартов одной из ключевых компетентностей учителей начальных классов является информационно-коммуникационная компетентность (ИКТ) в условиях реализации ФГОС.
Высокие запросы образования невозможно удовлетворить, основываясь только на традиционных педагогических технологиях. Необходимы новые подходы к организации обучения, опирающиеся на перспективные информационно-компьютерные технологии (мультимедиа, интерактивные и др.) то есть в условиях современного образования речь идет о готовности педагога к инновационной деятельности, участию в исследовательской деятельности, предъявлению образовательного результата нового уровня.
Динамичность развития процессов информатизации образования, постоянное повышение уровня ИКТ-насыщенности образовательной среды школы, актуализируют проблемы развития ИКТ-компетентности учителя как одного из важнейших условий и факторов профессиональной готовности учителя к достижению инновационно-деятельностного образовательного результата.
Информатизация начального образования — это сложный динамичный процесс, направленный на повышение эффективности процесса обучения младших школьников на основе использования ИКТ с учетом возрастных и психолого-педагогических особенностей детей; формирование компьютерной грамотности и элементов информационной культуры учащихся начальных классов; использование ИКТ как эффективного инструмента формирования универсальных учебных действий младших школьников.
Достижение этих целей определяется в первую очередь решением задач, входящих в сферу компетенции учителя начальных классов:
- создание в начальной школе методических условий для овладения учащимися компьютерной грамотностью и элементами информационной культуры;
- формирование информационно-образовательной предметной среды и её эффективное использование в образовательном процессе.
В условиях перехода на ФГОС НОО, возросла необходимость совершенствования подготовки учителя начальных классов в области ИКТ с учетом внешних и внутренних факторов, влияющих на развитие его ИКТ-компетентности.
Постоянное изменение профессиональных ситуаций требует от педагога непрерывного совершенствования своих профессиональных компетенций, способности профессионально действовать в новых условиях, что во многом зависит от уровня его психологической готовности (внутренний фактор). Поэтому сущность профессиональной компетенции и её составляющей — ИКТ-компетентности - с необходимостью должна содержать психолого-педагогический фактор как ключевой фактор, предполагающий полное принятие инновации и внутреннюю мотивацию на ее развитие.
Исходя из определения ИКТ-компетентности, как потенциальной способности человека осуществлять информационную деятельность для решения профессиональных задач и реализации поставленных целей на основе своей компетенции в сфере ИКТ, мы определяем ИКТ-компетентность учителя начальных классов как готовность в условиях реализации ФГОС к эффективному использованию ИКТ в рамках полифункционалъной и многопредметной деятельности в условиях динамичной информационно-коммуникационной образовательной среды школы.
Таким образом, актуальность темы обусловлена широким распространением информационно-коммуникационных технологий в современном обществе, в образовательном процессе и в условиях реализации ФГОС.
Компетентный учитель в своей деятельности должен не только обладать знаниями в области информационно-коммуникационных технологий, но и быть специалистом по их применению в своей профессиональной деятельности.
Средства ИКТ, применяемые в рамках реализации ФГОС
Основным средством ИКТ в рамках реализации ФГОС является персональный компьютер, возможности которого определяются установленным на нем программным обеспечением. Основными категориями программных средств являются системные программы, прикладные программы и инструментальные средства для разработки программного обеспечения. К системным программам, в первую очередь, относятся операционные системы, обеспечивающие взаимодействие всех других программ с оборудованием и взаимодействие пользователя персонального компьютера с программами. В эту категорию также включают служебные или сервисные программы. К прикладным программам относят программное обеспечение, которое является инструментарием информационных технологий – технологий работы с текстами, графикой, табличными данными и т.д.
В современных системах образования широкое распространение получили универсальные офисные прикладные программы и средства ИКТ: текстовые процессоры, электронные таблицы, программы подготовки презентаций, системы управления базами данных, органайзеры, графические пакеты и т.п.
С появлением компьютерных сетей и других, аналогичных им средств ИКТ образование приобрело новое качество, связанное в первую очередь с возможностью оперативно получать информацию из любой точки земного шара. Через глобальную компьютерную сеть Инернет возможен мгновенный доступ к мировым информационным ресурсам (электронным библиотекам, базам данных, хранилищам файлов, и т.д.). В самом популярном ресурсе Интернет – всемирной паутине WWW опубликовано порядка двух миллиардов мультимедийных документов.
В сети доступны и другие распространенные средства ИКТ, к числу которых относятся электронная почта, списки рассылки, группы новостей, чат. Разработаны специальные программы для общения в реальном режиме времени, позволяющие после установления связи передавать текст, вводимый с клавиатуры, а также звук, изображение и любые файлы. Эти программы позволяют организовать совместную работу удаленных пользователей с программой, запущенной на локальном компьютере.
С появлением новых алгоритмов сжатия данных доступное для передачи по компьютерной сети качество звука существенно повысилось и стало приближаться к качеству звука в обычных телефонных сетях. Как следствие, весьма активно стало развиваться относительно новое средство ИКТ – Интернет-телефония. С помощью специального оборудования и программного обеспечения через Интернет можно проводить аудио и видеоконференции.
Для обеспечения эффективного поиска информации в телекоммуникационных сетях существуют автоматизированные поисковые средства, цель которых – собирать данные об информационных ресурсах глобальной компьютерной сети и предоставлять пользователям услугу быстрого поиска. С помощью поисковых систем можно искать документы всемирной паутины, мультимедийные файлы и программное обеспечение, адресную информацию об организациях и людях.
С помощью сетевых средств ИКТ становится возможным широкий доступ к учебно-методической и научной информации, организация оперативной консультационной помощи, моделирование научно-исследовательской деятельности, проведение виртуальных учебных занятий (семинаров, лекций) в реальном режиме времени.
Существует несколько основных классов информационных и телекоммуникационных технологий, значимых с точки зрения систем открытого и дистанционного образования. Одними из таких технологий являются видеозаписи и телевидение. Видеопленки и соответствующие средства ИКТ позволяют огромному числу студентов прослушивать лекции лучших преподавателей. Видеокассеты с лекциями могут быть использованы как в специальных видеоклассах, так и в домашних условиях. Примечательно, что в американских и европейских курсах обучения основной материал излагается в печатных издания и на видеокассетах.
Телевидение, как одна из наиболее распространенных ИКТ, играет очень большую роль в жизни людей: практически в каждой семье есть хотя бы один телевизор. Обучающие телепрограммы широко используются по всему миру и являются ярким примером дистанционного обучения. Благодаря телевидению, появляется возможность транслировать лекции для широкой аудитории в целях повышения общего развития данной аудитории без последующего контроля усвоения знаний, а также возможность впоследствии проверять знания при помощи специальных тестов и экзаменов.
Мощной технологией, позволяющей хранить и передавать основной объем изучаемого материала, являются образовательные электронные издания, как распространяемые в компьютерных сетях, так и записанные на CD-ROM. Индивидуальная работа с ними дает глубокое усвоение и понимание материала. Эти технологии позволяют, при соответствующей доработке, приспособить существующие курсы к индивидуальному пользованию, предоставляют возможности для самообучения и самопроверки полученных знаний. В отличие от традиционной книги, образовательные электронные издания позволяют подавать материал в динамичной графической форме.
Выбор умений и навыков, входящих в компетенцию
Подводя итог сказанному выше можно сделать вывод, о том, что огромное разнообразие программных продуктов и компьютерных технологий делает невозможным овладение всеми ими. В то же время ряд технологий и даже многие функции знакомых большинству программ (например статистическая обработка данных в Excel или создание автоматизированной система учета в Access), имеют узкопрофессиональную направленность, и вряд ли понадобятся педагогу в его профессиональной деятельности. Таким образом возникает необходимость определить перечень умений и навыков входящих в каждый уровень компетенции.
Согласно определению компетенция это совокупность знаний умений, навыков и способность применять их на практике, позволяющая осуществлять профессиональную деятельность. Компетенция делится на:
- пороговую, позволяющую выполнять минимальный объем работ, и служащая отправной точкой для формирования следующего уровня компетенции
- базовую, позволяющую осуществлять профессиональную деятельность, создавать самостоятельный интеллектуальный продукт и использовать его в профессиональной деятельности;
- повышенную, позволяющую выполнять весь спектр стоящих перед педагогом задач, от создания учебно-методических материалов, до организации учебного процесса, ведения учета отчетности и др.
Формирование перечня умений и навыков для каждого уровня компетенции позволяет решает несколько задач.
Основными их них является:
- определение фактического уровня компетенции педагога;
- определение перечня ИКТ и программных продуктов необходимых для работы на достигнутом уровне обучения.
Фактический уровень позволяет нам выбрать методику обучения и учебно-методический комплекс индивидуально для каждого обучаемого, сформировать группы обучаемых с практически равным уровнем компетенции, что позволит более эффективно организовать процесс обучения. Знание своего уровня компетенции должно мотивировать педагога на его повышение, не позволит «распылить» внимание на освоение технологий и программных продуктов не являющимися необходимыми на данном уровне. Освоение предыдущего уровня и применение его в профессиональной деятельности позволит уверенно использовать полученные умения и навыки, что и является конечной целью овладения компетенцией, позволит наметить направления для дальнейшего совершенствования.
ИКТ компетентность педагога В рамках реализации ФГОС
Понятие профессиональной компетентности учителя
Основной задачей формирования ИКТ-компетентности учителя в условиях реализации ФГОС является умение правильно работать и распоряжаться нужной для педагога информацией, знать законы взаимодействия в мировом сетевом сообществе (все мы являемся членами этого сообщества), умение оперировать с разными видами информации. Безусловно, это не произойдет за короткий период. Нужно время и терпение, чтобы педагоги начального и среднего образования в российских школах стали профессионально компетентными людьми в области ИКТ. Понятие профессиональная компетентность в условиях реализации ФГОС педагога подразумевает сочетание теоретической и практической готовности к осуществлению педагогической деятельности. А под профессионализмом мы понимаем личностную особенность людей готовых систематически эффективно и надежно выполнять свои функциональные обязанности в самых разнообразных условиях.
В понятие «профессионализм» заложена высокая степень владения человеком психологическими и правовыми знаниями в своей профессиональной деятельности, которая соответствует существующим в обществе стандартам и объективным требованиям. Для приобретения таких знаний необходимы соответствующие способности, желание и характер, готовность постоянно учиться и совершенствовать свое мастерство. Понятие профессионализма не ограничивается только характеристиками высококвалифицированного труда. Это особое мировоззрение и отношение к своим трудовым обязанностям. Еще в ХХ веке наш великий педагог В. А. Сухомлинский писал о мастерстве педагога следующее: «Не забывайте, что почва, на которой строится ваше педагогическое мастерство, - в самом ребенке, в его отношении к знаниям и к вам, учителю. Это - желание учиться, вдохновлять других и готовность к преодолению трудностей. Заботливо обогащайте эту почву». В этих словах скрывается суть профессионализма, и компетентностного подхода к трудовой деятельности. Высшей целью профессионального мастерства должно стать высокое качество образования младших школьников. В этих условиях осуществляется формирование профессиональной компетентности учителя начальных классов.
Начальная школа – это первые шаги ребенка по дорогам наук и открытий. Здесь закладывается фундамент знаний, на котором ученик будет строить свое дальнейшее образование.
Чтобы ответить на вопросы: чему учить, как учить, зачем учить, следует вспомнить, что в результате обучения выпускнику современной школы нужны не сумма знаний и умений, а способности к получению знаний и умений, не исполнительность, а инициатива и самостоятельность.
Главные приоритеты новых стандартов образования базируются на развитии ИКТ грамотности и формировании ИКТ компетентности на всех ступенях обучения. Под ИКТ грамотностью подразумевается использование цифровых технологий, инструментов коммуникации и/или сетей для получения доступа к информации, управления информацией, ее интеграции, оценки и создания для функционирования в современном обществе.
Информационно-коммуникационной компетентности учителя в условиях реализации ФГОС
ИКТ-компетентность в условиях реализации ФГОС - это умение самостоятельно искать, собирать, анализировать, оценивать, организовывать, представлять, передавать информацию, моделировать и проектировать объекты и процессы, в том числе собственную индивидуально-профессиональную деятельность, квалифицированно используя доступные современные средства информационных и коммуникационных технологий. Таким образом, компетентность составляет основу любой профессиональной деятельности. По мнению М. Б. Лебедевой, О. Н. Шиловой, информационно-коммуникационная компетентность проявляется в способности учителя «...решать учебные, бытовые и профессиональные задачи с использованием информационных и коммуникационных технологий».
Следует помнить, что младший школьный возраст является благоприятным из всех возрастов для формирования мотивационного компонента учебной деятельности, развития познавательных интересов и потребностей, раскрытия индивидуальных особенностей и личностных способностей, освоения продуктивных приемов и навыков учения, становления адекватной самооценки, критичности в отношении себя и окружающих, а также развития навыков самоконтроля, и самоорганизации. Для обеспечения качественного результата, необходимо использовать все возможные средства обучения: индивидуализацию обучения, адаптацию к способностям и интересам обучаемых, развитие их самостоятельности и творчества, доступ к новым источникам учебной информации, использование компьютерного моделирования изучаемых процессов и объектов. Включение информационно-коммуникационных технологий в учебный процесс меняет роль средств обучения, используемых при изучении различных дисциплин, а в результате изменяет саму учебную среду. В центре обучения оказывается сам обучающийся - его мотивы, цели, его психологические особенности. Таким образом, применение информационно-коммуникационных технологий в учебном процессе позволяет увеличить объем информации, сообщаемой ученику на уроке, более активно по сравнению с обычными занятиями организовать познавательную деятельность, воздействовать на такие психологические процессы, как восприятие, мышление, запоминание, усвоение информации.
Использование в обучении новых информационных технологий позволяет формировать специальные навыки у школьников с различными познавательными способностями, позволяет делать занятия более наглядными и динамичными, более эффективными с точки зрения обучения и развития, облегчает работу педагога начального школьного образования и способствует формированию ключевых компетенций. Одним словом, педагоги при помощи информационных технологий должны сами уметь работать с информацией: искать, анализировать, отбирать и обрабатывать для осуществления образовательного процесса. Как отмечает Ю. М. Горвиц: «.человек, умело и эффективно владеющий технологиями и информацией, имеет другой, новый стиль мышления, принципиально иначе подходит к оценке возникающих проблем, организации своей деятельности». В связи с данным необходимым условием, внедрение информационно-коммуникационных технологий в систему начального школьного образования обуславливает формирование у педагогов начальной школы, как профессиональной информационной культуры, так и общей информационной грамотности.
Уровень современного учителя не должен отставать от уровня современного ученика. Федеральный государственный образовательный стандарт, сопровождающие его документы, обязывают нас пересмотреть свое отношение к использованию средств ИКТ и потратить достаточное время и силы на формирование собственной ИКТ-компетентности.
Требования ИКТ-компетентности современного учителя
Под ИКТ-компетентностью подразумевается личное качество учителя, проявляющееся в его готовности и способности самостоятельно использовать информационно-коммуникационные технологии в своей педагогической деятельности. Это способность педагога решать учебные, бытовые и профессиональные задачи с использованием информационных и коммуникационных технологий.
Говоря о требованиях к ИКТ-компетентности учителя, можно выделить несколько групп требований:
- технологическая или общепользовательская компетентность;
- педагогическая компетентность;
- профессиональная (предметная) компетентность.
Технологическая (общепользовательская) ИКТ-компетентность означает, что учитель является грамотным пользователем современного компьютера, подключенного к локальной сети и Интернету:
Умеет пользоваться набором программного обеспечения; умеет работать в локальной сети и пользоваться базовыми сервисами Интернета.
Второй составляющей ИКТ-компетентности учителя можно считать педагогическую ИКТ-компетентность. Наличие названной компетентности означает, что учитель способен осуществлять образовательный процесс в соответствии с целями, которые ставятся информационным обществом перед системой общего образования, и продуктивно использовать ИКТ в этом процессе. Она связана с глубокой перестройкой методики обучения и содержания образования:
применение информационных технологий для разных форм образовательной деятельности: индивидуальной, групповой, коллективной; планирование проектной деятельности с учетом возможностей ИКТ; использование доступных ресурсов Интернета; использование интерактивных моделей, виртуальных лабораторий; использование дистанционных ресурсов при подготовке домашних заданий; подготовка заданий и тестов в электронном виде.
Еще одна важная задача, стоящая перед учителем в условиях реализации ФГОС, – привлечь учащихся к активному участию в образовательном процессе (в ИС), используя для этого современные средства коммуникаций: электронную почту, форум, Skype и т. п.
Третья составляющая – профессиональная ИКТ-компетентность учителя. Учителю необходимо владеть расширенными приемами самостоятельной подготовки дидактических материалов и рабочих документов, что позволит запланировать и организовать комплексное использование средств ИКТ в образовательном процессе.
Отвечая всем этим требованиям, учитель сможет решать профессиональные задачи на уровне представителя современного информационного общества, в том числе организовывать образовательную деятельность по формированию ИКТ-компетентности учащихся.
Кроме того, чтобы педагог стал компетентным в области ИКТ ему необходимо: пересмотр традиционных установок обучения, поиск и выбор педагогических технологий, адекватных ИКТ, формирование нового типа мышления.
Преимущества
Для того чтобы урок был интересен детям, чтобы активизировалась их мыслительная деятельность, появилась потребность к творческому созиданию, учителю необходимо уделять большое внимание отбору методов, приемов, средств обучения, их разнообразию и целесообразности их применения.
Современные ИКТ компетентности учителя начальных классов в рамках реализации ФГОС позволяют:
1. Представлять обучаемому информацию в различной форме: текст, аудио, видео, анимация;
2. Контролировать временные параметры урока для каждого обучаемого;
3. Выдавать большой объем информации по частям, поэтому изучаемый материал усваивается легче, чем материал учебников и статей;
4. Активизировать процессы восприятия, мышления, воображения, памяти;
5. Мобилизовать внимание обучаемого;
6. Быть точным и объективным в оценке знаний;
7. Печатать, воспроизводить и комментировать информацию;
8. Выходить в мировое информационное сообщество;
9. Формировать мотивацию к учению и познавательный интерес.
10. Проводить уроки на высоком эстетическом и эмоциональном уровне;
11. Обучающиеся младших классов получают первичные навыки работы с компьютерами, что является первым шагом к знакомству с информационным полем Интернета, медиаресурсов;
12. Применение ИКТ на уроках активизирует познавательную деятельность обучающихся, усиливает положительную мотивацию обучения.
Уровень современного учителя не должен отставать от уровня современного ученика. Федеральный государственный образовательный стандарт, сопровождающие его документы, обязывают нас пересмотреть свое отношение к использованию средств ИКТ и потратить достаточное время и силы на формирование собственной ИКТ-компетентности.
Очень важно уже в начальной школе заложить мысль, что компьютер — это вовсе не игровой автомат и попутчик в путешествии по виртуальным мирам, а инструмент решения задач. Первоначальное знакомство младших школьников с компьютером как правило, осуществляется в процессе использования учебных игровых программ, обучающих и тренажёрных программ. В процессе работы с такими программными средствами учащиеся не только отрабатывают основные пользовательские навыки и навыки самостоятельной работы, но и повышают качество знаний по важнейшим школьным дисциплинам.
Главная цель состоит в грамотном использовании дидактических возможностей применения и представления различных видов информации (текста, звука, видео, анимации, графики) в ходе учебного процесса, а также создание условий для активной работы обучающихся, получения ими знаний и навыков.
В настоящее время использование ИКТ оказывает заметное влияние на содержание, формы и методы обучения. Школьники активно используют персональный компьютер, сервисы, Интернет. Они воспитаны на аудио и видео продуктах, компьютерных играх и других элементах информационной культуры.
Педагогические возможности компьютера и интерактивной доски по ряду показателей превосходят возможности традиционных средств реализации учебного процесса. В частности, интерактивная доска и система оперативного контроля совмещают в себе возможности разнообразных средств наглядности, тренажерных устройств, технических средств контроля и оценки результатов учебной деятельности и вытесняют устаревшие средства обучения (плакаты, макеты, диапроекторы, магнитофоны).
Использование интерактивных и мультимедийных технологий при подготовке и проведении уроков дает возможность решать задачу формирования информационной компетентности, поставленную ФГОС.
Формирование компетентности
Выбор умений и навыков входящих в компетенцию
Подводя итог сказанному выше можно сделать вывод, о том, что огромное разнообразие программных продуктов и компьютерных технологий делает невозможным овладение всеми ими. В то же время ряд технологий и даже многие функции знакомых большинству программ (например статистическая обработка данных в Excel или создание автоматизированной система учета в Access), имеют узкопрофессиональную направленность, и вряд ли понадобятся педагогу в его профессиональной деятельности. Таким образом возникает необходимость определить перечень умений и навыков входящих в каждый уровень компетенции.
Согласно определению компетенция условиях реализации ФГОС - это совокупность знаний умений, навыков и способность применять их на практике, позволяющая осуществлять профессиональную деятельность. Компетенция делится на:
- пороговую, позволяющую выполнять минимальный объем работ, и служащая отправной точкой для формирования следующего уровня компетенции
- базовую, позволяющую осуществлять профессиональную деятельность, создавать самостоятельный интеллектуальный продукт и использовать его в профессиональной деятельности;
- повышенную, позволяющую выполнять весь спектр стоящих перед педагогом задач, от создания учебно-методических материалов, до организации учебного процесса, ведения учета отчетности и др.
Формирование перечня умений и навыков для каждого уровня компетенции позволяет решает несколько задач.
Основными их них является:
- определение фактического уровня компетенции педагога;
- определение перечня ИКТ и программных продуктов необходимых для работы на достигнутом уровне обучения.
Фактический уровень позволяет нам выбрать методику обучения и учебно-методический комплекс индивидуально для каждого обучаемого, сформировать группы обучаемых с практически равным уровнем компетенции, что позволит более эффективно организовать процесс обучения. Знание своего уровня компетенции должно мотивировать педагога на его повышение, не позволит «распылить» внимание на освоение технологий и программных продуктов не являющимися необходимыми на данном уровне. Освоение предыдущего уровня и применение его в профессиональной деятельности позволит уверенно использовать полученные умения и навыки, что и является конечной целью овладения компетенцией, позволит наметить направления для дальнейшего совершенствования.
Таким образом, нами предложена классификация уровней ИКТ-компетентности педагога, исходя из круга задач стоящих пред ним. Данная классификация позволяет вырабатывать навыки и умения необходимые для решения конкретных задач и, по нашему мнению, наиболее полно отвечает требованиям их практического применения. Таблица 1
Таблица 1
Уровень компетенции | Круг задач, стоящих перед педагогом |
Пороговый уровень | Позволяет педагогу провести занятие с использованием предоставленных ему учебных материалов. |
Базовый уровень | Позволяет педагогу самостоятельно разработать учебные материалы, с использованием имеющейся в его распоряжении информацией. |
Повышенный | Позволяет педагогу самостоятельно находить и использовать информацию необходимую для разработки учебных материалов, организовывать свою работу по планированию, учету и систематизации рабочих документов и учебно-методического комплекса. |
Как видно из таблицы, данная классификация отвечает конкретным задачам, стоящим перед педагогом в ходе его профессиональной деятельности и имеет низкий порог вхождения, что немаловажно для педагогов, не имевших до этого опыта в работе с ИКТ.
Таким образом даже пороговый уровень компетенции позволяет педагогу повышать свой уровень компетенции без отрыва от своей профессиональную деятельности. Это позволяет осуществлять обучение и повышение уровня компетентности методом самообразования, а так же выбирать необходимые обучающие курсы исходя из актуальных требований учебного процесса.
Определение уровня ИКТ-компетености педагога
Для определения уровня компетентности нами предложен примерный опросный лист, позволяющий выяснить уровень теоретических знаний педагога в сфере ИКТ. приложение 1
Приложение 1
Варианты ответов: А – знаю и могу научить 3 балла
В – сяду за компьютер – вспомню 2 балла
С – представляю в общих чертах 1 балла
D – не имею понятия 0 баллов
№ | вопрос | A | B | C | D |
Windows | |||||
| Что такое рабочий стол |
|
|
|
|
| Как изменить размеры окна |
|
|
|
|
| Как скопировать файл в другую папку |
|
|
|
|
| Как изменить имя файла |
|
|
|
|
| Что такое путь к имени файла |
|
|
|
|
| Как найти нужный файл |
|
|
|
|
| Как устанговить/удалить ненужное приложение |
|
|
|
|
World | |||||
| Как задать отступ абзаца |
|
|
|
|
| Как изменить размер шрифта |
|
|
|
|
| Как скопировать текст и перенести в другое место |
|
|
|
|
| Как создать и отформатировать таблицу |
|
|
|
|
| Как задать межстрочный интервал |
|
|
|
|
| Как создать и изменить список (нумерацию, уровень) |
|
|
|
|
Excel | |||||
| Как создать таблицу данных |
|
|
|
|
| Как ввести и отформатировать данные в ячейке |
|
|
|
|
| Как рассортировать данные |
|
|
|
|
| Как создать диаграмму |
|
|
|
|
| Как ввести формулу |
|
|
|
|
| Как задать значения переменных в формуле |
|
|
|
|
Power Point | |||||
| Как сделать презентацию на основе шаблона |
|
|
|
|
| Как задать угол поворота автофигуры |
|
|
|
|
| Как задать фон слайда (стандартный, изображение) |
|
|
|
|
| Как настроить анимацию объектов |
|
|
|
|
| Как объединить объекты |
|
|
|
|
Internet | |||||
| Как задать параметры поиска |
|
|
|
|
| Как добавить в избранное |
|
|
|
|
| Что такое cookis, как их очистить |
|
|
|
|
| Как скачать файл, изображение |
|
|
|
|
| Как организовать видеоконференцию в Skipe |
|
|
|
|
| Как зарегестрировать почтовый ящик, отправить и получить Е-mail. |
|
|
|
|
40-50 баллов - пороговый
50-70 баллов - базовый
70-90 баллов - повышенный
К сожалению данный опрос носит субъективный характер, и по ряду причин не дает четкого понимания уровня компетентности опрашиваемого. Так в ходе опроса 10 педагогов младших классов были получены следующие данные: таблица 3
баллы | По результатам опроса | По результатам тестирования | Процент совпадения |
40-50 | 2 | 2 | 100 |
50-60 | 4 | 7 | 60 |
70-90 | 4 | 1 | 25 |
Как видно из таблицы, объективными оказались лишь респонденты с пороговым уровнем компетентности. В связи с этим нами предложена двухуровневая система оценки уровня компетентности. На первом уровне оценки проводится тест (приложение 1). На втором уровне проводится практическая отработка тестовых задач.(приложение 3) Тест позволяет определить педагогов с пороговым уровнем, в связи с чем второй уровень с данной категорией может не проводится.
Приложение 2
Для определения порогового уровня дается задача включить компьютер и проектор, настроить изображение проектора, Проверить носитель на наличие вредоносных программ. скопировать файлы с носителя на компьютер. Открыть и распечатать документ, открыть и вывести на настенный экран презентацию. Корректно завершить работу с компьютером
Для определения базового уровня дается задача набрать в текстовом редакторе небольшой текст и оформить его по указанному образцу. Из предоставленных материалов создать небольшую презентацию.
Для определения повышенного уровня дается задача самостоятельно установить предложенное приложение, составить небольшой доклад со слайдовой презентацией на заданную тему. Материалы для доклада предлагается найти самостоятельно с использованием локальной сети либо глобальной информационной сети интернет. Второй задачей является составление электронной таблицы, позволяющей подсчитать количество учебных часов за неделю. Третьей задачей ставится создание небольшой базы данных для учета учебно-методических комплексов с использованием предоставленных материалов.
После определения уровня компетенции педагога целью его повышения или совершенствования навыков и умений в рамках достигнутого уровня, подбирается индивидуальный учебный комплекс.
Педагог, не достигший порогового уровня компетенции, нуждается в прохождении курсов компьютерной грамотности и получении навыка работы с компьютером и приложениями, указанными в приложении 1.
Педагог, имеющий базовый уровень компетенции, должен пройти курс самостоятельного либо дистанционного обучения по работе с прикладными программами, указанными в приложении 2
Достигшие повышенного уровня компетенции должны пройти курс самостоятельного либо дистанционного обучения работе с программными продуктами, указанными в приложении 3.
2.3 формирование и повышение уровня ИКТ компетенции.
Приложения: